Методическая разработка по организации и проведению поисковой работы в рамках социального проекта «Восстановление исторической памяти» на базе школьного музея МБОУ Степано-Савченской ООШ.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:

1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р).

2. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493).

3. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

4. Методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письма Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16, областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 № 26-ЗС.

В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:

1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р).

2. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493).

3. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

4. Методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письма Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16, областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 № 26-ЗС.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:

1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р).

2. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493).

3. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

4. Методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письма Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16, областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 № 26-ЗС.

5. «Программа развития «Гражданско-патриотическое воспитание школьников» МБОУ Степано-Савченской ООШ»,

6. «Устава МБОУ Степано-Савченской ООШ».

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Результатом многолетней работы по патриотическому воспитанию молодежи является наш школьный историко – краеведческий музей - центр гражданско-патриотического воспитания учащихся и сельской молодежи.

Школьный  музей - это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство гордости, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен (Приложение №1).

Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто". На базе нашего музея работает кружок «Поиск». В него входят учащиеся 5 - 9 классов по желанию, добровольно.

На муниципальном уровне школа является муниципальной экспериментальной площадкой по проблеме «Гражданско-патриотическое воспитание в школьном содружестве «Истоки»» (приказ №162 от 26.12.05).

Обоснование актуальности и востребованности методической разработки.

Мною был разработан план работы кружка «Поиск» и тематико-экспозиционный план школьной краеведческой экспозиции «Ради жизни на земле» (Приложение №2). В этот план входят мероприятия по патриотическому воспитанию школьников. Я считаю, что мероприятие «Восстановление исторической памяти» внесло неотъемлемую часть в патриотическом воспитании учащихся МБОУ Степано-Савченской ООШ. Современный мир и общество требуют новых воспитательных подходов, новых педагогических технологий способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому, воспитывать духовно-нравственную и всесторонне развитую гармоничную личность,  поэтому мною была разработана программа «Память», с учетом новых воспитательных подходов и приоритетов.

Поднять статус молодёжи в обществе, привлечь их к общественной деятельности и сформировать их патриотическую и гражданскую позицию способствует поисковая деятельность. Гражданин, знающий и помнящий историю своей семьи, родного края достоин  уважения, так как он может поделиться информацией, найденной во  время поисковой работы. Он может создать проект  и поделиться с другими своим поисковым материалом с друзьями, родными. Можно прожить в одном месте  всю жизнь, но так и не узнать историю своей семьи, историю своей малой родины. Молодому поколению необходимо осознать важность и актуальность выбранной темы поиска. Поисковая работа тем более важна и актуальна, так как в местных СМИ,  в том числе и в газете «Луч» не так часто  встретишь статьи об истории родного хутора, о памятниках, о событиях в годы Великой Отечественной войны. Молодое поколение должно знать историю родного края, проводить поисковую работу самостоятельно и помнить об односельчанах, отдавших свою жизнь во имя будущего поколения.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

Новизна опыта состоит в том, что условия для формирования гражданско-патриотических качеств создаются на основе исследовательской работы   и краеведческо-поисковой деятельности  учащихся и  сельской молодежи, в тесном сотрудничестве с  местным социумом, Маньково – Берёзовской сельской администрацией, Степано - Савченской  сельской  библиотекой, музеем, архивами.

 Цель: обобщение  собственного опыта работы по организации и проведению поисковой работы в рамках музейного проекта «Восстановление исторической памяти»,  систематизация данных об односельчанах, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны по материалам Книги Памяти том 7 и сайтов «ОБД Мемориал», «Подвиг Народа», «Память Народа».                                                              

Задачи:                                                                                                          

  1. Составить поименные списки односельчан, не вернувшихся с войны.
  2. Систематизировать  данные о солдатах по хуторам, по информации, имеющейся в Книге Памяти.                                                                
  3. Проверить собранную информацию по Объединенной Базе Данных (ОБД) и по другим источникам информации.                                                        
  4. Сравнить полученные данные в Книге Памяти и ОБД Мемориал.

Основные идеи:

Центральной идеей методической разработки является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. Для успешной реализации необходимо систематическое проведение предусмотренных занятий, особенно его регионального компонента; заинтересованность детей и педагогов.    

  Методы реализации:                                                                                                       а) метод исследования исторических источников, литературы;                            б) метод устного опроса;                                                                                                  в) статистический метод;                                                                                                   г) работа в сети интернет – ресурсов.                                                                                                                     Формы деятельности учащихся:                                                     

  1. Исследовательская и аналитическая работа в поисковых группах.
  2. Составление правил (алгоритма) исследовательской работы.              
  3. Изучение Книги Памяти и  материалов ОБД Мемориал.                          
  4. Анализ статистических данных.                                                                              
  5. Проведение устного опроса старожилов хутора и родных солдат.
  6. Подготовка отчёта в форме сообщения или презентации.                                
  7. Выступление на музейных  исследовательских конференциях.              
  8. Анализ Книги Памяти том 7 Ростовской области.                                  

Контроль знаний, умений, навыков:

Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде проверочных тестовых заданий и практических заданий (описание музейного предмета, составление карточки описания, заполнение инвентарной книги).

Практическая часть контроля знаний, умений, навыков основана на участии детей в составлении плана работы музея, кружка, оформлении выставок, экспозиций, разработке и проведении экскурсий. Итогом работы является подготовка учащихся к участию в научных конференциях, оформление собственного исследовательского проекта и его презентация.

Итогом наших исследований является участие в масштабных мероприятиях, таких как «Открытие мемориальной доски на братской могиле в х. Степано-Савченском, в память погибших и пропавших без вести односельчан в годы ВОв», участие в XVII Всероссийской акции «Я – Гражданин России» с проектом «Восстановление исторической памяти», победа в конкурсе социальных проектов «Доброволец Дона» (Приложение №3, 4).

Ожидаемые результаты:

Внешние результаты:

  1. Достижения обучающихся на муниципальных, областных, Всероссийских конкурсах, конференциях (дипломы, грамоты).
  2. Работа поисковых отрядов по заданиям Совета музея, кружка «Поиск».
  3. Постоянное развитие музея, увеличение количества экспонатов, появления новых разделов.
  4. Интерес к экскурсиям, экспедициям.
  5. Подготовка к открытию мемориальной доски односельчанам, погибшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны.
  6. Благоустройство территории памятника и посадка аллеи «Памяти».

Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

Основная часть. Методическая разработка по организации и проведению поисковой работы в рамках социального проекта «Восстановление исторической памяти» на базе школьного музея МБОУ Степано-Савченской ООШ.

Раздел 1. Работа кружка «Поиск».

На базе нашего музея работает кружок «Поиск». В него входят учащиеся 5 - 9 классов.

На заседании кружка «Поиск» были рассмотрены проблемы нашего хутора, среди которой была проблема увековечивания памяти о земляках, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны (Приложение №5).

Мы начали поиск материалов об односельчанах, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны  через районную газету «Луч», районный архив, Книгу Памяти, Ростовская область, том 7, сайтов «ОБД Мемориал», «Подвиг Народа», «Память Народа», встречались со старожилами хутора (Приложение №6).

Учащиеся, став поисковиками и краеведами на это время, исследовали историю возникновения школы и хутора. Работали в архивах,  на сайтах «ОБД Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа». Были получены данные, которые и легли в основу уточнённой Книги Памяти наших односельчан, погибших и пропавших без вести в годы ВОв.

  1. Составление плана исследования.

Схема исследования Книги Памяти.        

                                           

  1. Ф. И. О. солдата, не вернувшегося с войны.                                                                
  2. Год рождения, место рождения.                                                                        
  3. Год призыва и место призыва.
  4. Род войск, часть.                                
  5. Воинское звание.
  6. Год смерти.                                                                  
  7. Причина смерти (убит, пропал без вести, умер от ран, умер от болезни, погиб в плену).
  8. Место гибели или захоронения.                                                      

Работа с Книгой Памяти (Приложение №7).

В Книге Памяти все фамилии расположены по районам, по  алфавиту. Поисковая группа получает задание:                                                          

 1. Составить поимённые списки солдат по хуторам  Степано – Савченский , Богачёв, Ново – Поляков, Поляково – Ивановский, Решетняков, Гоголевский, Покровский, сельскому совету.                                                                                                                           2. Группа отчитывается о своей работе на заседании совета музея.             Анализ Книги Памяти Ростовской области, том 7.                

Алгоритм работы по анализу Книги памяти:                                                1.Найдите имена солдат, призванных на фронт в 1941- 1945 годах.                                                                                                                   2.Выпишите материал о каждом солдате по схеме исследования.   3.Составьте информационный лист о каждом солдате.                              4.Составьте алфавитный список солдат по хуторам.                    5.Перепроверьте данные на ОБД Мемориал.                                                        1.2.  Устный опрос родственников погибших, старожилов хуторов. Опрос местных жителей. (Приложение №8).

Вопросы для устного опроса:                                                                                 1. Какие документы сохранились в вашей семье (письма с фронта, похоронки, извещения о смерти, наградные листы и т.д.).                                                2. Какие устные сведения вам известны,  но не подтверждаются документально.                                                                                                      

3. Откуда ваш муж, (сын, брат и т.д.)  уходил на фронт?                                  

 4. Был призван или ушёл добровольцем?                                                                  5. В каком году был призван на фронт?                                                                       6. В каком звании и в какой части служил?                                                           7. Какие  данные сохранились в семье о месте и причине гибели, месте захоронения солдата?                                                                                                 8.Как сложилась его военная судьба?                                                                  Запись воспоминаний:                                                                                                          - в первую очередь, стоит обратиться в районный архив, районный краеведческий музей, в школьный историко – краеведческий музей.                          - далее, запись воспоминаний ветеранов, старожилов, с которыми вы поддерживаете связи.                                                                                                           - следующее, запись сведений своих родственников (бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек),  а также знакомых. С ними вам проще будет наладить контакт и договориться о записи воспоминаний.                                 Как подготовиться к записи воспоминаний.                                            Техническая оснащенность:                                                                                               - блокноты в твёрдой обложке, для того чтобы было легко писать на коленях или на весу и несколько ручек;                                                                                         - диктофон, фотоаппарат или видеокамера (или мобильный телефон с данными встроенными в него функциями).                                                                             Организационная подготовка:                                                                                          - узнать дома, кто из ваших родственников, соседей, знакомых может вам рассказать о событиях;                                                                                                         - выйти на контакт,  договориться о встрече в удобное для родных время, чтобы никто не мешал во время разговора,                                                                  - не торопите, не отвлекайтесь сами, слушайте и записывайте одновременно в блокнот и на диктофон;                                                                                                    - в конце встречи   или после неё проанализируйте то, что записали  и договоритесь о следующей встрече. Встречами не злоупотребляйте, вы должны помнить, что вы разговариваете с пожилыми людьми. Помните! Опрашиваемые – пожилые, и ранимые люди, они болезненно переживают прошлое и поэтому с ними надо разговаривать уважительно, вежливо, терпеливо, внимательно, осторожно. Если почувствуете, что собеседнику стало плохо, переведите разговор на другую тему, а когда он успокоится, нужно постепенно возвратиться к той интересующей теме. В разговоре  вам помогут альбомы с фотографиями, дневники, записи воспоминаний и т.п.                                                               Содержательность подготовки:                                                                                         - получить, пополнить и дополнить свои знания о данных событиях из книг, писем, архивных, музейных материалов, СМИ, интернет – ресурсов;                      - это необходимо для того, чтобы понимать то, о чём вам будут   рассказывать;                                                                                                                         - составить вопросы для беседы.                                

Правила проведения устного опроса:                                                   

  1. Во время второй встречи запишите разговор  на диктофон  и в тетрадь, задавайте уточняющие вопросы.                                                  
  2. Сфотографируйте документы, которые сохранились в семье солдата.          
  3. Проверьте записи, оформите в тетрадь воспоминаний.                        
  4. Внесите уточнённые данные  и новые сведения в тетрадь воспоминаний.      
  5. Сверьте собранный материал с данными Книги Памяти и ОБД Мемориал.  
  6. Систематизируйте собранный материал по хуторам.  Сформулируйте выводы.                                                                                                                                  
  7. Представьте свои результаты на музейной конференции.

Музейная конференция (Приложение №9). 

На этом этапе заслушиваются все поисковые группы.  Ребята выступают с сообщениями о потерях по хуторам. Результатом конференции становится обобщение всего собранного материала по Книге Памяти и ОБД мемориал.                                                                                                               Проверка собранного материала. 

Книга Памяти том 7 Ростовской области была выпущена в 1995 году к 50 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

Весь собранный  материал был сгруппирован по хуторам. Создали четыре  инициативные группы. Обратились в Маньково – Берёзовскую сельскую администрацию, к председателю Парфёнову Алексею Ивановичу с инициативой об установлении мемориальной доски с именами 246 односельчан в хуторе Степано – Савченском (Приложение №10).                                                                                        Проверив и перепроверив данные Книги Памяти том 7 и  данные  ОБД Мемориал, сформулируйте выводы о проведённой работе в форме отчёта на конференции «Растим патриотов России».                                          Завершающий этап.                                                                                          Подготовка к школьной исследовательской конференции.                   1.Написать текст работы.

2.Составить итоговую презентацию.                                                            Результаты проведенной работы:                                                        

 1. Написать исследовательскую работу по теме: «Восстановление исторической памяти».                                                                                                                   2. Проект «Восстановление исторической памяти»  представлен на заседание депутатов  Маньково – Берёзовской администрации.

3. Проект «Восстановление исторической памяти» был представлен на муниципальный этап 17 Всероссийской акции «Я – гражданин России»,   занял 1 место. Материал проекта расположен на сайте http://nsportal.ru/veralesnyak.

В апреле 2017 года учащиеся и учителя Степано-Савченской школы приняли участие в посадке «Аллеи Памяти». Мы участвуем в акции «Бессмертный полк».

 22 июня 2017 года состоялся митинг, посвящённый открытию мемориальной доски в память 246 односельчанам, погибшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны (Приложение №10).

Данное мероприятие объединило учащихся,  учителей школы, работников Степано-Савченского ДК, жителей хутора. Родственники погибших были благодарны нам за наш труд, результатом которого было установление новой мемориальной доски в память односельчан, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.

Список литературы и источников.

1.Акулич Е. М. Музей и регион. Монография. Екатеринбург, 2004.

2.Дубов И. В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. СПб., 2004.

3.Зайцев Г. Б. Музеи мира. Учебный справочник. Екатеринбург, 2001.

4.Книга памяти Ростовской области, том 7. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского университета, 1995г.

5.Константинова С. С. Экзамен по музееведению. М., 2005.

6.Лысикова О. В. Музеи мира. М., 2004.

7.Музееведение: музеи исторического профиля.// Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М., 1988.

8.Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В. Музеи России: становление и развитие до начала ХХ в. Екатеринбург, 2002.

9.Решетников Н. И. Музееведение. Курс лекций. М., 2000.

10.Старикова Ю. А. Музееведение. Конспект лекций. М., 2006.

Источники.

  1. www.obd-memorial.ru
  2. https://pamyat-naroda.ru
  3. http://podvignaroda.ru
  4. http://nsportal.ru/veralesnyak

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре "Спортландия"

Предлагаю подборку всевозможных названий команд, девизов и эмблем для организации и проведения спортивных праздников, спортландий, весёлых стартов, эстафет. и др. В помощь не только учителям физическо...

методическая разработка по организации и проведению спортивно- массового мероприятия для оздоровительного лагеря при школе

Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно – массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения, программа, план работы, протоколы и т.д., позво...

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...

Методическая разработка по организации и проведению районной Вахты Памяти

ВаВахта паВахта Памяти - комплекс  мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн. Комплекс очень разнообразный. Например, это поисковые работы, когда,  не обращая вним...

России верные сыны ("Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечению памяти погибших защитников Отечества "В Сибири не было войны, но бесконечны павших списки..."

Работа для областного конкурса программ по патриотическому воспитанию граждан  "России верные сыны" в номинации "Методические материалы по организации и проведению поисковой работы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТОРЖЕСТВЕННОГО МИТИНГА ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННОГО БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА

Описание подготовки и проведения торжественного митинга памяти, посвященного Блокады Ленинграда с участием учащихся школы, их родителей, педагогического коллектива....

Методическая разработка по организации и проведению культурно-исторических квестов по Санкт-Петербургу

Методическая разработка представляет собой описание практических занятий‑квестов для обучающихся профессиональных образовательных учреждений и старших классов средних общеобразовательных школ Санкт-Пе...