Использование возможностей школьного музея в организации итоговых уроков и дополнительного образования учащихся.
статья по теме

Метейко Ирина Васильевна

Проблемы воспитания учитель решает на каждом уроке. Урок можно проводить не только в кабинетной системе, но и в другом учебном пространстве. Например – в школьном музее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование возможностей школьного музея в организации итоговых уроков и дополнительного образования учащихся. (Метейко И.В.)

Проблемы воспитания сегодня особенно актуальны. Нравственные болезни века отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, но в первую очередь – на детей и молодёжь. Чтобы оградить от них молодое поколение, необходимо руководствоваться известными принципами: любовью к родине, любовью к ближнему, усвоением многовекового духовного и нравственного опыта народа.

Проблемы воспитания учитель решает на каждом уроке. Урок можно проводить не только в кабинетной системе, но и в другом учебном пространстве. Например – в школьном музее.

Цели и задачи уроков:

  1. Духовное, нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание школьников.
  2. Возрождение любви и интереса к истории и художественно-культурному наследию Москвы, России.
  3. Поддержка художественно одарённых детей, подростков.

В 2010-2011 учебном году уроки в музее проводились на темы:

«Осень»; «Жанры русских народных песен»

День памяти А.С. Пушкина

«Песни в землянке» - ко Дню Победы

По структуре уроки получились разнообразные: маленькие лекции; интерактивные экскурсии; музыкально-литературные композиции. Не секрет, что такие формы полезны не только учащимся. Для учителя тоже раскрываются широкие возможности для творчества, новых подходов.

Что же интересного удалось отметить в этих уроках?

«Осень» - 2 – 3 классы

Рассматривали предметы быта раздела «Русская изба».

Рассматривали заготовки на зиму, собранный урожай (учащиеся с удовольствием делятся своим жизненным опытом).

Вывод: ребятам нравятся небольшие экскурсии, отличная от «классной» обстановка.

«Жанры русских народных песен» - 4-е классы

Атмосфера народного быта помогает мысленно перенестись в другую эпоху, деревню. Зрительное погружение настраивает ребят на нужный лад. В такой обстановке и народные песни звучат понятно. Учащиеся с интересом принимают участие в выполнении заданий:

Дополнить звучание хора шумовыми инструментами.

Проинсценировать песню, отгадать ребус.

Обсудить изделия народных промыслов, игрушек.

Задуматься о применении старинных вещей.

В заключении учащиеся отвечают на вопрос: «Можно ли народные песни считать музеем истории народа?»

  Основную цель этот урок выполнил – многие дети проявили интерес к старине, исполняли песни эмоционально, выразительно. Но нужно отметить, что продолжать такую работу необходимо. Ведь современная жизнь, порой, оставляет мало времени, чтобы задумываться о прошлом.

«День памяти А.С. Пушкина» - начальная школа

В этом году экспозиция была посвящена литературным произведения       А.С. Пушкина, предметам об эпохе 19 века.

Ребята с большим интересом рассматривали предметы экспозиции, слушали музыку русских композиторов, которая сопровождала рассказ учителя.

  Позже ребята написали отзыв об услышанном, нарисовали то, что запомнили. Результат: точное воспроизведение увиденного, повторение услышанного.

Далее работа будет продолжена не с нуля, а на «плодородной почве» знаний. Настроение, образ времени останутся в памяти.

В музыкально-литературной композиции «В землянке» принимали участие учащиеся 3 и 7 классов. Тема памяти, образ войны, отношение к ветеранам…

В нашей школе этой теме мы придаём огромное воспитательное значение. С гордостью отмечаем, что ученики отлично справились с заданием. Они рассказали о тех, кто пел, танцевал для бойцов – «о художественном обслуживании фронта». Презентация, выполненная старшеклассницей, дополнила зрительный ряд. Мелодии 40-х годов 20 века ожили, звучание аккордеона в руках семиклассника не оставило равнодушным никого.

Оценить работу ученика не всегда просто, в предметах искусства особенно.

Видно теплоту в глазах, выражение сопричастности… не у всех. Но ради этого стоит трудиться и жить.

В музеях детям рады. Но в музее нельзя экспонаты трогать. В музеях ждут подготовленных детей. Тех, которые могут слушать и слышать, которые умеют вести себя в общественном месте. Тех, кто умеет думать, сравнивать.

Учителя, воспитатели готовят детей к посещению музея кропотливо, ежедневно. Не надо забывать и о вкладе семьи в воспитательный процесс. В семьях, где родители уделяют воспитанию внимание не только беседами, но и личным примером, дети готовы к восприятию культуры и искусства.

Школьный музей – часть педагогического мира.

«Нам многое дано, и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не вправе пренебречь»

(Теодор Рузвельт. 1858 – 1919. Американский политик, президент).

«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы»

(Антуан де Сент-Экзюпери. 1900 – 1944. Французский писатель, лётчик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов школьного музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.

Использование материалов школьного  музея МБОУ «СОШ № 19» города Череповца на уроках и во внеурочной деятеятельности.Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы»....

Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка.

Краткий обзор возможного использования ресурсов школьных музеев на уроках английского языка. В МБОУ школе №22 есть выставочный зал, а так же музеи "ГЕОЛОГИИ" и "АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ"....

Использование материалов школьного музея на уроках информатики

Интеграция информатики и школьного музея...

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Особенности работы по формированию социального интеллекта учащихся с детским аутизмом на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда.

Актуальность и целесообразность реализации программы по формированию социального интеллекта для детей с ранним детским аутизмом (РДА), имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с соц...

Возможности школьного туризма как средства интеграции основного и дополнительного образования в МАОУ "Курманаевская СОШ"

Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека, особое место принадлежит туризму и краеведению, занимающим прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, осуществляющих ра...