О Мотивации или Хочу, Могу и Надо
статья по психологии на тему

Атаньязова Виктория Александровна

Мотивация, три ее составляющие *хочу, могу, надо) и их взаимомвязь. Реукомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_motivatsii_ili_hochu_mogu_i_nado.docx78.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                   О  мотивации или  Хочу, Могу и Надо

          «Он не хочет учиться. У него нет интереса к учебе», - так часто говорят  родители и педагоги при появлении у ребенка учебных трудностей. Эту  проблему можно отнести к вопросу об учебной мотивации.

         Высокий уровень развития учебной мотивации у обучающихся  обеспечивает высокую познавательную активность и хорошее усвоение учебного материала, развитие самостоятельности в получении знаний, стремление к достижению целей, формирование активной жизненной позиции.

         Мотивация – это внутреннее, эмоциональное состояние, которое побуждает человека к действию, направляет на достижение цели! Это двигатель! Нет мотивации, нет и действия.

         Существуют закономерности и особенности развития мотивации на каждом возрастном этапе.

           Можно рассмотреть мотивацию с позиции ее трех составляющих  

                                        Три  составляющие мотивации к обучению:

                               Интерес, Статус, Польза – «Хочу», «Могу», «Надо».

         Вся волевая сфера человека описывается этими тремя словами – Хочу, Могу, Надо. Любой результат, будь то простое действие («хорошо почищенные зубы») или достижение более высоких целей («пятое высшее образование»), достигается за счет этих трех «двигателей», или мотиваторов - хочу-могу-надо.

          «Хочу» - это интерес как таковой, любопытство, любознательность, увлеченность, радость,  творчество и свобода.    

          «Хочу» - одна из первых «функций воли», которые проявляются у человека, начиная  с момента рождения. Поначалу у нас только «хочу» и есть – есть хочу, спать хочу, пить хочу. Начало начал – т.е. удовлетворение своих потребностей. В «хочу» заложен простейший, базовый «принцип удовольствия», примитивный «цикл зарождения и удовлетворения потребности»: сначала ощущается  некое желание, стремление, тяга к чему-то, и мне хочется  это – то, чего у меня нет и я вот сейчас это получу. Я хочу, я получаю, моя потребность насыщается, я испытываю удовольствие, радость или счастье … какое-то время.

«Могу» – это возможность, способности и склонности, потенциал, успех, достижения, социальный статус.  Для маленького ребенка слова «я хочу» и «я могу» практически равнозначны: «Я хочу, и мои желания исполняются, значит, я могу получить то, что я хочу». В три года (кризис трех лет) происходит конфликт «я хочу» и «я могу» - горькое осознание, что не все, что я хочу, я могу получить: «ты не всегда можешь сделать то, что хочешь прямо сейчас».

            С «могу» обычно связывают самооценку, и «оценку возможностей», настоящих и будущих.  От того, что я чего-то «могу» - я получаю удовольствие, но бывают и разочарования. Есть желание – видим цель. Если цель достигнута, то остается чувство удовлетворение достигнутым, и желание двигаться дальше, от достигнутого -  к новым высотам. Если цель была выбрана неправильно, но, тем не менее, достигнута, разочарование преобладает: «Ну, могу…  И зачем? Оно мне надо?»

         

           «Надо» относят к взрослости.  Реальное, ответственное осознание «надо»  нарастает постепенно, и хорошо, если к зрелым годам набирает свою силу. «Надо» - это   труд, преодоление, ответственность, обязательства, то есть  -  долженствование.

             «Долженствование» может выражаться по-разному:

  1.  «Надо» - такое безликое, общепринятое долженствование, которое является  необходимым и давлеющим.  Сам факт «давления» неизбежно, рано или поздно, провоцирует конфликт между унылым «надо» и живым «хочу» и сопровождает нас всю сознательную жизнь.
  2. «Я должен» - это мотивация уже более глубокая; это обязательства, которые я сам принял. Добровольно или не очень, но – принял. Я должен, я буду делать.
  3. «Мне надо» - очень мощная штука! С одной стороны, вроде бы – «надо», долженствование, обязательства. С другой стороны – это же мне надо и, на самом деле, я этого хочу. Мое желание. Но не просто «хочу» и, может быть, «смогу», а – вся моя воля устремлена туда. Мне надо, и значит, так будет. А возможность? Возможность я найду. Потому что «мне надо».

         Итак,  если «Хочу», «Могу» и «Надо»  «работают» вместе – мы высоко мотивированы, результат достигается, и  мы собой довольны. Психолог Татьяна Губина в своей статье «ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...» сравнивает триаду «Хочу-Могу-Надо»  с колесом.  Колесо может быть ровным, круглым, с хорошим крепким диском, качественным протектором и хорошо накачанной, упругой шиной. Колесо не решает, куда ты приедешь. Оно просто крутится и держит дорогу. Или - скользит и вихляет... у кого как. То есть им управляешь ты сам и очень важно, чтобы «включились» все три компонента. Они работают только втроем, и никак иначе. Если  кажется, что «работает» что-то одно, это ошибка. И «Хочу» - не обязательно точка входа, заход может быть и с «надо», и с «могу», это не является столь важным.

         Относительно учебы данная триада расшифровывается так:  «хочу» - это «мне интересно учиться» (любознательность, познавательная активность), «могу» - это «я учусь по способностям/использую свои способности и склонности»,  «надо» - значит, «так принято, такое правило, это важно для будущего и т.д.».  

          Все родители  хотят,  чтобы их дети были мотивированы, заинтересованы в учебе. Что может родитель? Видеть и понимать, в каком «состоянии» пребывает ребенок,  и умеет ли он «управляться» со своими «хочу-могу-надо». Развивать  любознательность ребенка, его интересы, развиваться вместе с ним,  быть ему помощником и соратником.                  

         Надо ли детей специально «мотивировать к учебе»? Есть несколько вариантов родительского поведения:

- стратегия, основанная на мотивации самого ребенка: отпускаем ситуацию, смотрим, что будет (эксперимент); т.е. понимание того, что дети сами как-нибудь мотивируются, хоть в школе, хоть дома;

- стратегия, основанная на стимулировании (договор, контроль): если у ребенка слабая мотивация, можно использовать систему стимулов (мотивация – внутренний импульс, стимулирование - внешний импульс): стимулы бывают разные (положительные, отрицательные, материальные, нематериальные); в данном варианте важно «заключить договор», например, о выполнении домашнего задания (договориться о времени выполнения д/з, о штрафных санкциях, которые предлагает сам ребенок, взрослый берет на себя контроль за выполнение договора).

          Если же  ребенку нужна помощь, родитель ее оказывает по данной схеме, постепенно «отдавая» ответственность и развивая самостоятельность:

  1. мы вместе,
  2. сам + мы вместе
  3. сам + взрослый рядом
  4. сам.

            Родитель ребенка  младшего школьного возраста может   «обрисовывать» ему перспективные ценностные мотивы («когда ты вырастешь…»), а также находить личные мотивы, интересы  ребенка. Важно  давать младшему школьнику возможность  самому найти способы и инструменты управления процессом обучения (т.е. то, что «помогает лично  преодолевать трудности»). В подростковом  возрасте побудительным субъектом к деятельности становится сам подросток. В этот период важно, чтобы родитель был «знаком и интересен» подростку, чтобы  ценности и смыслы  предъявлял не как жесткую догму, а как собственное мнение, опыт других людей, собственный опыт ребенка.

          В процессе учения, постепенно учебная деятельность для обучающегося ребенка становится ритуальной – т.е. привычной, а в старших классах появляется осознанное осмысленное отношение к учебной деятельности  (появляется цель, связанная с профессиональным и жизненным самоопределением).  Смысл учения,  его значимость – это важная мотивационная составляющая личности обучающегося («Для чего? Зачем?»), определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения: отношение к учебной деятельности в обществе, семье, понимание значимости учения лично для себя.  В ходе обучения и развития смысл учения может изменяться качественно.  При осознании смысла учения («Точно знаю, для чего мене это нужно!») возрастают и успехи в учебе  (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание, возрастает работоспособность.

         Один из секретов мотивации - мы можем себя мотивировать, кто-то может нас мотивировать и мы можем кого-то мотивировать.  И все-таки, самая настоящая мотивация, когда мы сами себя мотивируем (хочу-могу-надо), как написано в статье Шалыто Анатолия Абрамовича «Заметки  о мотивации»: «…провожу внутреннюю мобилизацию, так как знаю, что «побеждает тот, кто побеждает себя», «…только Вы сами можете себя мотивировать», «…мотивируйте себя всеми правдами и… неправдами».

          Возвращаясь к триаде «Хочу-Могу-Надо», можно обратиться к метафоре:  мотивация – это печь, в которой горит «Хочу», но может и перегореть,   топит печь «Могу»,  «Надо» таскает дрова.

F:\Документы Вика  -2\Работа школа 31\2017-2018\Аттестация\Статья о мотивации\222775_html_m41dc9364.png

         

        

Использованные источники: статья Т. Губиной «ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...», статья Шалыто А.А. «Заметки  о мотивации»,  вебинар Гришина Д. «Как помочь ребенку выбрать успешную профессию» - vk.com/dvgrishin_online,  вебинар Быковой А. «Школа без стресса: правила для начинающих школоводов» (Школа осознанного родительства «Большая Медведица»).

Педагог-психолог МБОУ СОШ №31 г.о. Мытищи Телешко Виктория Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный классный час «Хочу – могу - надо» (предпрофильная подготовка учащихся).

Классный час, посвящённый проблеме осознанного выбора профессии....

"Хочу! Могу! Надо!"

Разработка внеклассного мероприятия по профориентации для 8-9 класса...

«ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»

Данное занятие реализуется в рамках авторской общеобразовательной программы дополнительного образования «Профессиональный выбор». Программа рассматривает проблемы профессионального самоопределения под...

Классный час "Хочу. Могу? Надо!"

Классный час "Хочу. Могу? Надо!" разработка с использованием тренинговых методик...

"Хочу, могу, надо в моей жизни" 9 класс

Тему "Хочу, могу, надо в моей жизни"  для подростков считаю актуальной. Вопросы подобного плана окружают нас чаще неосознанно. Во время классного часа дети, озвучив их, учатся ставить перед собой...

Мой выбор профессии: хочу + могу + надо

У меня растут года,Будет мне семнадцать.Где работать мне тогда,Чем заниматься?                       В.Маяковский...

Проект открытого занятия по теме "Профориентация". Хочу,могу, надо.

Проект открытого занятия по теме Профориентация." Хочу,могу,надо" посвящен проблеме осознанного выбора профессии,использованы разнообразные формы и методы работы(беседы,лекция,проблемная ситуация,груп...