Как развивать память
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Салиев Антон Вячеславович

Методическая разработка по развитию памяти для подростков и лиц раннего юношеского возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvivat_pamyat_metd._razrabotka.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Как развивать память

Способы развития памяти:

  1. Создавайте образы

 Практика создания ассоциаций – самая древняя из всех методов мнемотехники – науки запоминать. В технологию она оформилась в XVI веке благодаря философу Ренессанса Джордано Бруно. Он написал трактат «О составлении образов, знаков и идей», в котором провел ассоциации между миром магических символов (внутренний круг), миром природы (средний) и миром искусств (внешний круг). Тогда его труды не оценили – Джордано стал жертвой инквизиторского костра. Основной секрет классической мнемотехники прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем достаточно вспомнить один из них, а память воспроизведет остальное.

2. Произносите слова наоборот

 Отойдем от классики и обратимся к современным методикам. Чтобы тренировать память в бытовых условиях, ученые советуют читать слова наоборот. Причем, не с вывески, а из головы. Начните с простого. Напишите на бумаге несколько слов, например, «картина», «потолок»,«любовь». А потом, не смотря на записи, прочтите их наоборот. Примитивное, на первый взгляд, упражнение – отличный тренажер для зрительной памяти. Не так уже просто без навыка удержать в воображении слово – «мегаполис», «шахматы». Чтобы добиться успеха, разбейте слова на фрагменты. Например, «шах-ма-ты». Если перед вашим мысленным взором уже зафиксировались три слога, будет не трудно повторить их наоборот: «ы там хаш». Это упражнение отлично развивает память и внимание.
3. Развивайте левую руку

Какая связь между левой рукой и памятью? За них отвечает правое полушарие мозга. Еще в 2001 году ученые доказали, что у левшей память лучше, нежели у правшей. Поэтому те, кто не любит засорять голову словами и образами, могут начать с развития левой руки. Чтобы упростить процесс – сделайте его частью своей жизни, например, мойте посуду только левой рукой или перестройте под нее компьютер.

4. Вспоминайте, вспоминайте

 Из новинок на рынке улучшения памяти – метод, который предлагает еще раз окунуться в прошедший день. Перед сном вспомните, что с вами произошло за прошедшие 12 часов. Постарайтесь не упустить ни одной детали, с какими мыслями вы проснулись, что видели с утра по дороге в офис или университет, о чем думали, с кем встречались, что вам запомнилось – красивое небо, странный человек на остановке, лениво спящая кошка на заборе. Шаг за шагом заново пройдитесь по ушедшему дню. Повторяйте это упражнение каждый день, и через четыре недели, по словам ученых, вы почувствуете результат. Кстати, это не только улучшит память, но и разовьет воображение и станет отличной профилактикой от бессонницы.

5. Достаточное количество сна.

Закрывайте ноутбук, выключайте телевизор и ложитесь спать вовремя. Никакие упражнения и мнемотехники не спасут вас, если вашему организму будет не хватать сна, во время которого восстанавливаются связи между нейронами мозга. Ученые утверждают, что проблемы с памятью у большинства людей проистекают от банального недосыпа и решаются просто.

                                           

                                                              Список литературы:

  1. Алишаускас А. Исследование словесной памяти глухих школьников // Дефектология. - 1980. - № 6.
  2. Арден Дж. Развитие памяти "для чайников". - М.: Вильямс, 2003. - 351 с.
  3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - 528 с.
  4. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.
  5. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
  6. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.380-389.
  7. Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. - Харьков, 1970.
  8. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.406-419.
  9. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980.
  10. Джеймс У. Память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.200-214.
  11. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. - М., 1971.
  12. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
  13. Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.76-129.
  14. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.371-379.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развиваем память ребенка" (советы родителям)

советы детям и их родителям[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17841766","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width":"247"}}]]...

Классный час для 5 класса "Развиваем память"

Игры для развития памяти пятиклассников...

Советует психолог "Развиваем память"

Рекомендации для педагогов. Представлена подборка специальных упражнений, способствующих развитию различных видов памяти обучающихся....

Буклет "Как развивать память"

Буклет подготовлен в помощь родителям первоклассникам по развитию памяти с использованием ирговых моментов в повседневной жизни...

Развиваем память у детей 3-4 лет

Консультация психолога...

Как развивать память

Слышал ли ты когда-нибудь знаменитую фразу Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром»? В наш век, чтобы добиться успеха, нужно удерживать в голове невероятно огромное количество данных: име...

Развиваем память и внимание

Дидактические игры для развития внимания и памяти....