Гендерная идентификация подростков и психологическое здоровье подростков
опыты и эксперименты по психологии (10 класс) на тему

Кузнецова Светлана Степановна

        Л.Н.Толстой считает, что мужчина только тогда имеет право так называться, когда стремится проявить себя в общественной жизни, а женщина - только в том случае достойна этого звания, когда она – жена и мать. В противном случае это лишь особи Homo sapiens того или иного пола.

То есть, по Л.Н.Толстому, принадлежность к определенному полу – это круг обязанностей, к которому человек должен готовиться с детства: учиться быть мужчиной или женщиной.

И это всегда вызывает какое-то напряжение у многих молодых читателей: какие – такие особые роли и предназначения  - у нас все равны…

Я выбрала такую тему, потому что, мне кажется,  не все в нашем обществе хорошо обстоит с представлением о самих понятиях «быть женщиной», «быть мужчиной». И недаром в современной психологии существует понятия «гендера», «гендерной идентификации».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Гендерная идентификация подростков и психологическое здоровье подростков».

           Л.Н.Толстой считает, что мужчина только тогда имеет право так называться, когда стремится проявить себя в общественной жизни, а женщина - только в том случае достойна этого звания, когда она – жена и мать. В противном случае это лишь особи Homo sapiens того или иного пола.

То есть, по Л.Н.Толстому, принадлежность к определенному полу – это круг обязанностей, к которому человек должен готовиться с детства: учиться быть мужчиной или женщиной.

И это всегда вызывает какое-то напряжение у многих молодых читателей: какие – такие особые роли и предназначения  - у нас все равны…

Я выбрала такую тему, потому что, мне кажется,  не все в нашем обществе хорошо обстоит с представлением о самих понятиях «быть женщиной», «быть мужчиной». И недаром в современной психологии существует понятия «гендера», «гендерной идентификации».

Гендерные  стереотипы – это, в сущности, социальные нормы. Это распространенные  представления о том, что мужчинам и женщинам присущи  определенные свойства и модели поведения, что подавляющее большинство людей придерживается  этой точки зрения  и что обычно мы понимаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола..

Гендерные  стереотипы  так же как и другие виды социальных стереотипов отражают особенности восприятия людьми представителей собственной и другой гендерной группы

Гендерные  стереотипы  это социально конструированные категории.

В структуре  гендерной идентичности можно выделить три компонента:

  • Когнитивный( познавательный- осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с помощью категорий мужественности- женственности. своих качеств
    Это образ – Я мужчины или женщины, осознание степени типичности- нетипичности своих качеств как представителя гендерной группы;
  • Аффективный (оценочный), предполагающий, предполагающий оценку черт личности и особенностей ролевого поведения путем соотнесения их с эталонными моделями маскулинности-фемининности (понятие «позитивная и негативная идентичность»  касаются именно оценочного компонента);
  • Конативный (поведенческий), самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также  разрешение кризисов идентичности путем выбора поведения в соответствии с личностно - значимыми целями и ценностями.

Мужская идентичность – это отнесение себя к категории социальной мужской группы и воспроизведение соответствующих гендерно обусловленных ролей и самопрезентаций.

Женская идентичность – это соотнесение себя к категории женской социальной группы и воспроизведение соответствующих гендерно -обусловленных  ролей и самопрезентаций. Обретение такой идентичности зависит не только от индивидуального выбора, сколько от биологических и социальных факторов.

  • Гендерные исследования изучают все вопросы взаимодействия мужчин и женщин в обществ, в семье, в личной жизни. Соответственно формируется круг специальных понятий. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры.
  • Гендерная идеология – это система идей, которые рационально объясняют гендерные различия и разделение полов с точки зрения естественных различий и сверхъестественных (например, религиозных) убеждений.
  • Гендерная роль – это выполнение определенных правил, принятых в обществе, поведение, соответствующее полу: речь, манеры, одежда, жесты и т.д.

Исходя из этого,  возникла необходимость провести исследование. Так определилась цель данной работы: выяснить, насколько успешно современные школьники справляются с осознанием своей роли в качестве представителя того или иного пола путем диагностик: 1 анкета «Кто я?», анкета «Твоя социальная роль», Методика  «Ценностные ориентации».

      В подростковом возрасте начинает устанавливаться круг интересов, который постепенно приобретает  известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций учащихся. Значимые ценности с возрастом меняются и становятся менее значимыми.

    В основном, ценности устойчивы, до определенного события или каких то внутренних изменений в человеке, а также с возрастом, в зависимости от обстоятельств, ценностные ориентации у здоровой личности меняются.

У подростка свои проблемы. Самоутверждаться и протестовать  они заканчивают. Но впереди важные задачи - поиск себя, своего будущего, выбор профессии.

    Далее наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, системах ценностей и оценивание ими жизненных перспектив с точки зрения соответствия желаемого и возможного.

      Целью исследования было отследить картину желаемого и действительного для учащихся. Это исследование в какой-то степени дает прогноз на будущее а именно о возможных проблемах и конфликтах. В подростковом возрасте начинает устанавливаться круг интересов, который постепенно приобретает  известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций учащихся. Так, здоровье, счастливая семейная жизнь, свобода, уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, любовь и интересная работа стоят на первом и втором месте.

         В этом возрасте развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и к переживаниям  других людей. Значимые ценности с возрастом меняются и становятся менее значимыми.

В основном, ценности устойчивы, до определенного события или каких то внутренних изменений в человеке, а также с возрастом, в зависимости от обстоятельств, ценностные ориентации у здоровой личности меняются. На это и на абсолютную растерянность  перед свершившимися фактами проявление беспомощности при попытке разобраться  в собственных действиях, мыслях, поступках следует постоянно обращать внимание педагогов.

    Согласно полученных результатов, современные молодые люди считают инструментальные ценности в следующем порядке возрастания: чуткость, воспитанность, образованность, аккуратность - есть надежда на то, что после одного поколения, будет кому заменить другое поколение.

Рассматривая вопросы здоровья необходимо обратить внимание на  несколько аспектов этого  компонента в жизни подростков. Подростки не всегда правильно оценивают значимость  своего здоровья, они считают, что это бесконечное  благо не закончится никогда. Лишь в более старшем возрасте, начинают дорожить им. Различия в отношении к своему здоровью, и не только к нему,  между мальчиками и девочками (гендерной идентичности) существуют. Естественно, это можно отследить, если применить диагностические исследования, но какие диагностики для этого можно использовать? Многие авторы предлагают различные методики, но в некоторых, например  «Кто я?» и «Ценностные ориентации» - есть совпадения во мнениях.  

Этого оказалось недостаточно, и после некоторых раздумий была составлена анкета. Основными составителями анкеты были ученики 11 «а» класса.

 Предлагаю Вашему вниманию разработанную анкету: «Твоя социальная роль»

1.Сколько тебе лет?

2.Во сколько лет ты собираешься завести семью?

3.Какие социальные роли ты на себя примеряешь?

4.Сколько ты планируешь завести детей?

5.Считаешь ли ты верным равенства:

                            женщина = человеческая особь женского пола;

                            мужчина = человеческая особь мужского пола.

6.Согласен (согласна) ли ты с утверждением Л.Н. Толстого (и не только его), что созидательная энергия мужчины должна быть проявлена в общественной жизни, а женщина должна проявить ее в семье?

7.Качество, которое ты считаешь необходимым: для мужчины, для женщины?

8.Качества, которых не хватает твоим ровесникам: юношам, девушкам?

9.Копируешь ли ты своих родителей?

В исследовании принимали участие юноши и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, 39 юношей и 55 девушек.

Результаты диагностики  «Ценностные ориентации» учащиеся  отвечают:

Наименование ценностей предпочитаемых в порядке возрастания

Девочки

Мальчики

1.Здоровье

54,1

50,0

2.Счастливая семейная жизнь

16,6

10,0

3.Свобода

16,6

10,0

4.Уверенность в себе

16,1

20,0

5.Наличие хороших и верных друзей

12,5

10,0

6.Любовь

 8,3

10,0

По результатам диагностики «Кто  Я?» примерами социальных ролей у школьников являются:  школьник, хорошист, одноклассник, командир класса. Гендерные роли, включая семейный статус сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, племянник ит.д

Приведу примеры конкретных описаний индивидуальных характеристик: умница, хороший друг, хороший человек, добрая и ответственная,  встречались и негативные описания, так например злой человек, вредная и упрямая,  болтливая,  злопамятная и т.д.

А также  различные метафорические изречения: солнышко, ласточка, птичка, рыбка, зайка

Результаты диагностики «Твоя социальная роль» позволяют увидеть полную картину гендерной идентификации школьников:

Собираются завести семью девушки  в 20-25 лет

Юноши 23-27 лет, один в 35 лет

Социальные роли юношей: сын, внук, племянник, дядя, муж, отец, дед.

Социальные роли девушек: дочь, внучка, мать,  тятя, жена, бабушка, прабабушка.

Юноши и девушки планируют завести детей от 1 до 5.

На вопрос: «Считаешь ли ты верным равенства:

                            женщина = человеческая особь женского пола;

                            мужчина = человеческая особь мужского пола».

Юноши и девушки ответили, что согласны с данным утверждением.

На шестой вопрос с утверждением Льва Толстого, большая часть участников исследования была не согласна с тем, что созидательная энергия мужчины должна быть проявлена в общественной жизни, а женщина должна проявить ее в семье.

В своих ответах они рассуждали о том, что как мужчина, так и женщина могут проявить себя в разных сферах деятельности.

юноши  о необходимых качествах для девушек:

Женственность 70%

Скромность       65%

Доброта               50%

Ответственность 45%

Девушки лет о необходимых качествах для юношей:

Мужественность 72 %

Ответственность 70%

Доброта                72%

Смелость               67%

Юноши о представителях своего пола:

Ответственность 75%

Серьезность         65%

Мужественность  70%

Характер               58%

Девушки о представительницах своего пола:

Скромность          57%

Доброта                63%

Ответственность  74%

Целеустремленность 51%

На заключительный вопрос анкеты «.Копируешь ли ты своих родителей?» большая  часть участников ответила, что не копируют своих родителей, они не хотят повторять  родительских ошибок, надеяться на то, что они спроектируют свой непохожий на других жизненный сценарий. Лишь 12% из  опрошенных согласны с тем, что они копируют своих родителей.

Ребята с удовольствием занимаются в кружках и секциях, но самое главное они с большим удовольствием занимаются в военно-патриотическом клубе «Тайфун», это и шлюпочные походы и различные соревнования по стрельбе, шахматам и шашкам и многим другим видам спорта,  а какое красивое зрелище развертывание флага, дух захватывает! Всё это воспитывает в школьниках гражданина, патриота и прежде всего личность, направленную на формирование позитивных жизненных ценностей и установок, используясь лозунгом  «Здоровым быть модно»

В нашей школе учащиеся являются членами детской организации школьной республики

Занятия по самопрезентации показали, что учащиеся не могут говорить о себе и преподносить себя как позитивную развивающуюся личность им легче говорить о себе негативную сторону, либо отмолчаться когда подходит момент для высказывания.

В нашей школе учащиеся настолько заинтересованы  в участии в мероприятиях, в кружках по интересам, в военно-патриотическом клубе «Тайфун»,  и других.

Неоценимы гендерные стереотипы в самооценке, соответствующих традиционному гендернему стереотипу. Школьники без труда справляются с этой задачей, ориентируясь на традиционные представления о мужественности – женственности.

Литература

  1. Ананьв Б. Г. Человек как  предмет познания. СПб: Питер, 2002
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект-Пресс, 1998
  3. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки.\\ Мир психологии. Научно-методический журнал.1998 3 3 с. 147-155
  4. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. М., 1997
  5. Малкина – Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник Практического психолога. М.ЭКСМО,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерные представления подростков

В данной статье расматриваются гендерные представления подростков. От того насколько чётко сформированы гендерные представления подрастающего поколения зависит смогут ли они в будущем взять на себя от...

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...

Урок по ОБЖ на тему: «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»

Урок проводился в 9 классе в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель здоровья -2015"...

Презентация к уроку на тему «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»

Для сопровждения урока на тему "Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка" выполнена презентация в программе Power Point. Слайды имеют описание. Периодичность ч...

Укрепление психологического здоровья подростка

Психологическое здоровье учеников: укрепление психики и профилактика вредных привычек...