Программа профилактики суицидального поведения
методическая разработка по психологии (11 класс) на тему

Добоний Светлана Семёновна

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района « Средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной»

                                                                                           Утверждаю:

                                                                                           Директор школы:            О.В. Белова

                                                                                           Приказ № 139 – О от 31.2017 г

Программа профилактики суицидального поведения

                                                                                            Автор: педагог – психолог

                                                                                             Добоний С.С.

                                                                 

                                                                   

                                                                   

                                                                  Выкатной

2017г.

Программа профилактики суицидального поведения  

 

Пояснительная записка.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств  среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов к  их проблемам  и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006, методические рекомендации комитета по образованию

Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
  2. Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
  3. Работа с неблагополучными семьями.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. 

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное

1. Первый уровень – общая профилактика

Цель - повышение групповой сплоченности в школе. Мероприятия.

Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды и благоприятного микроклимата в школе (необходимо, чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь). Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  • Мероприятия:

Психологические акции

 «Я выбираю жизнь!» 

 «Создание ситуации успеха».

«День без замечаний».

«День педагогической поддержки».

«День оптимизма».

«Как прекрасен этот мир».

«Добрая улыбка».

«Жизнь прекрасна

  • Выставка «Жизнь замечательных людей» (биографии известных великих и авторитетных  для детей людей)
  • Конкурс фотографий «Я выбираю жизнь!»
  • Классные часы ( «Что такое оптимизм?», Интерактивная игра «Радуга жизни», КВН «Мозаика успеха», Круглый стол для старшеклассников «Наша жизнь как ценность», «Уроки толерантности», «Каким я себя вижу в будущем», «Линия жизни»  и др.)
  • Памятки для родителей и учащихся («О здоровой и радостной жизни», «Секреты хорошего настроения», «Будни» и др.)

 

  • Совместные уроки: литература – психология, обществоведение – психология  ( «Быть на земле человеком …» по произведениям А. Горького, А.Н. Островский «Гроза» в свете психологической проблемы «Суицид», В. Шекспир «Ромео и Джульетта», А.П. Чехов «Крыжовник», «Душечка» и др.)
  • Выставка рисунков, плакатов («Древо жизни», «Мой род», «Я люблю тебя жизнь …», «Красота спасёт мир», «Краски жизни» и д.р.)

Конкурсы сочинений («Мой девиз по жизни», «Как стать счастливым?», «Мой самый счастливый день», «Взгляд в будущее», «Цели, которые я перед собой ставлю», «Со мною вот что происходит…» и д.р.)

  • Конкурсы газет ( «Секреты хорошего настроения», «Как дожить до  ста лет», «В здоровом теле здоровый дух» и др.)
  • Просмотр кинофильмов
  • Родительские собрания для старшеклассников («Всего одна жизнь» ШП №47 2001, «Психология одиночества» №44,2001 и др.)
  • Оформление стенда
  • Цитаты о смысле жизни, оптимизме, счастье и др.

 

2. Второй уровень - первичная профилактика

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия:

1. Диагностика суицидального поведения

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

-        Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

        2.         Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг - стратегий (управление стрессом), способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

3.        Классные часы, круглые столы, стендовая информация.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

- Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

- Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.

Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

4. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
  • Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.
  • Тренинги («Людей люблю! А себя?» «ШП»№47 2002, «След в душе» №47 2002, «От противостояния к пониманию»№45 2002, «Технология жизненного оптимизма»№45 2002, «Судьба под контролем»№45 2002, «Силуэт человека» №47 2002, «Город невезучих»№15,2006, «Метафора моей жизни» №8,2007  «Теплая компания» №8 2009 и др.)
  • Диспуты  для старшеклассников  

(« Белая ворона или Требуется личность», «Моя душа – моё богатство!» , «Успех в жизни», «Банка жизни» и др.)

Классные часы

  • Альтруизм «Классный руководитель»  №2,  2005
  • Аскетизм «Классный руководитель» №2,  2005
  • Вера «Классный руководитель» №1, 2004
  • Воля «Классный руководитель» №6,2004
  • Добро «Классный руководитель» №1, 2004
  • Дружба «Классный руководитель» №4, 2004
  • Жизненный путь «Классный руководитель»  №1, 2004
  • Истина «Воспитание школьников» №9,2008
  • Личность «Классный руководитель» №4, 2004
  • Любовь «Классный руководитель» №4, 2004
  • Мудрость «Классный руководитель» №7 2004
  • Милосердие «Классный руководитель» №7 2004
  • Мечтательность «Классный руководитель» №7 2004
  • Надежда «Классный руководитель» №4,2004Наука о душе – психология «Классный руководитель» №3,2004
  • Оптимизм «Классный руководитель» №2 2005
  • Поиск смысла
  • Прощение
  • Самооценка«Классный руководитель» №4,2009
  • Самопознание«Классный руководитель» №4,2009
  • Сила духа «Классный руководитель» №7,2004
  • Совесть «Классный руководитель» №2,2004
  • Слово «Воспитание школьников» №1,2009 «Классный руководитель» № 2,2006
  • Способности «Классный руководитель» №4,2009
  • Счастье «Классный руководитель» №2,2004
  • Творчество «Классный руководитель» №2,2005
  • Толерантность «Классный руководитель» № 4,2009 «Воспитание школьников» №2,2008
  • Ценности «Классный руководитель» №1,2004
  • Человеколюбие «Классный руководитель» №3,2005
  • Щедрость «Классный руководитель» №3,2005

  • 3. Третий уровень – вторичная профилактика
  • Цель - Предотвращение самоубийства 
  • Мероприятия:
  • 1. Оценка риска самоубийства
  • Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
  • Задачи педагога-психолога на данном этапе:
  • Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
  • Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению
  • самоубийства.
  • 2. Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья
  • (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.
  • Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.
  • 3. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
  • Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.
  • Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.
  •         - Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
  •         - Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
  •         - Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

4. Четвертый уровень - третичная профилактика

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. Мероприятия:

1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Задачи педагога - психолога на данном этапе:

  • Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).

2. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. Данная коррекционная работа - уровень медицинских психологов, психотерапевтов.

Предложенная модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде» требует дальнейшего теоретического и практического осмысления.

Педагог – психолог:      Добоний С.С.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Программа профилактики суицидального поведения подростков.

Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков

«ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении....

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"

Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...

Программа профилактики суицидального поведения среди детей и подростков

Пояснительная записка."Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личностив условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко)...

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Илева - саць сава сер!"

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в Панаевской школе-интернате....