«Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры»
методическая разработка по психологии на тему

Малютина Юлия Владимировна

 

Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это...», пятый без конца крутит прядь волос на затылке или позванивает ключами в кармане... Все это мешает понять детям «нашу душу и наши мысли», и они обсуждают, смеясь и удивляясь, такое поведение учителя. Наша речь - это отражение индивидуального рисунка нашего профессионального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_4.docx23.62 КБ
Office presentation icon shablon4.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

«Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры»  Слайд 1

Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это...», пятый без конца крутит прядь волос на затылке или позванивает ключами в кармане... Все это мешает понять детям «нашу душу и наши мысли», и они обсуждают, смеясь и удивляясь, такое поведение учителя. Наша речь - это отражение индивидуального рисунка нашего профессионального поведения.

Слайд 8

С точки зрения этики общения наиболее важным элементом речевой культуры нам представляется ТОНАЛЬНОСТЬ общения. Данное понятие используется в литературе по психологии общения, по культуре речи, в коммуникативной лингвистике.

— (в узком понимании) — это его звуковая, интонационная характеристика,

— (в широком понимании) – это характеристика не только звучания, тона, мелодического рисунка речи, но и того «что говорится и как».

«Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон педагога. От такого педагога дети обычно держатся на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него». И.Ф. Харламов.  

Ученик чаще всего обижается не на смысл сказанного педагогом, а на то, каким тоном он это сказал. Это особенно важно в ситуации, когда педагог исправляет ошибки учеников, делает им замечания. Но, то и другое нельзя делать на ходу, бесстрастным или обидным тоном.

Слайд 9

Тональность общения проявляется в определенной манере организации коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися и имеет свои характерные особенности:

заинтересованность в успехе учащихся, способность сопереживать их достижениям и неудачам. Заинтересованный тон общения и желание педагога разъяснить необходимость изучения той или иной темы помогает учителю мотивировать положительное отношение учащихся к процессу обучения.

 доброжелательность — не просто контактность, вежливость, а отзывчивость, чуткость в тоне общения. Если педагог доброжелателен, то он найдет нужные слова и нужный тон, чтобы выразить неодобрение, сделать замечание, что-то напомнить. «Мне очень важно послушать сегодня тебя, Мария». Это реплика не только установления контакта с учеником, но и со всем классом. И также мотивировка того, почему отвечать вызывается именно Мария.

личностное творческое начало, индивидуальная манера, речевое творчество. Например, «Мы выслушали ответ Максима. Где наш «добрый класс?» Данная фраза — это сигнал начать отзыв об ответе одноклассника с положительной оценки. Доброжелательный тон учителя, словесное личное начало позволяют привлечь внимание учащихся в целом к изучаемому материалу, а также сформировать у воспитанников уважительное отношение друг к другу.

раскованная, свободная речь учащихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом.

Слайд 10

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.С. Макаренко в одном из своих выступлений как-то заметил: «Я читал в ... педагогическом журнале, каким тоном надо разговаривать с воспитанниками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанником ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его все возненавидят». Согласны ли Вы с мнением А.С. Макаренко? Нет ли здесь совмещения понятий «тональность общения» и «интонация»?

Слайд 11

Интонационный стиль речи.

Это интонационная манера говорения, сформировавшаяся под влиянием общественно — культурной среды, лингвистического окружения, природных и личностных особенностей, индивидуальных представлений о роли учителя

Интонация не существует, как таковая «вообще ». Она всегда конкретна, присуща информационной реальности. Еще А.С. Макаренко обращал внимание на то, что в интонации голоса проявляется отношение человека к человеку (вспомните умение педагога произносить фразу «подойти ко мне» с 15-20 оттенками).

Бернард Шоу также подчеркивал, что «есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет», (попробуйте и Вы произнести ряд фраз с разной интонацией).

Слайд 12

Следите за собственной речью, помните, что речь - отражение Вашей личности как педагога, несущего культуру живого слова. Помните следующие важные правила речевого этикета:

- не употребляйте в своей речи ненормированную лексику: жаргонные слова (молодежный жаргон, сленг). Академик Д.С. Лихачев писал: «В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. Поэтому сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо»;

- не повторяйте речевые ошибки обучающихся;

- следите за грамотностью своей речи;  (грамотное произношение слов, постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т. д.);

- не используйте в речи «слова-паразиты»: «ну», «так значит», «в общем», «как бы», «типа того» и т. д.;

- следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний;

- обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат в классе;

- исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный дискомфорт. Вспомним еще раз Д.С. Лихачева: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая... Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Слайд 13

Нарушения этики ведения диалога с учащимися

Умение этически грамотно организовывать диалог на уроке – это одно из профессиональных умений педагога. Однако часто в практике работы с учащимися в аудитории педагог делает различные замечания школьникам, не задумываясь о дальнейшей реакции ребенка на сказанное учителем.

Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие:

1. Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения преподавателя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).

2. Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Семенова, своими заумными вопросами!»).

3. Акцентирование того, что разъединяет с обучаемыми («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).

4. Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на стол», «Как можно не знать таких простых вещей?»).

5. Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной неудовлетворительной оценке!»).

6. Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).

7. Упреки («Сколько раз напоминала, а ты…», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать…!»).

8. Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну посмотрите на этого „профессора“! Лучше бы постригся»).

9. Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).

10. Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что, в голове – две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый, Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).

11. Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).

12. Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно не знать элементарных вещей»).

13. Использование лести, показной доброты, улыбки, (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей.

14. Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).

Как видим, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры – лингвистической, нравственной, психологической, педагогической (Кузнецов И.Н.).

Слайд 14

Педагогическая этика предполагает изменение тактики общения с учеником

 Во всех речевых ситуациях педагог должен брать ответственность на себя, чтобы эффективнее разрешить проблему и скорректировать негативное поведение ученика. Основная доминанта замечаний, сделанных педагогом в этичной форме, демонстрирует ученику:

- внутреннее состояние педагога, а также ответственность за то, что он делится этим своим чувством со школьником;

- такие замечания предполагают ответственность ученика за его поведение,

- не содержат негативной оценки личности ученика, что позволяет ему быть разумным и идти навстречу учителю, а не сопротивляться, гневаться, хитрить,

- не разрушают отношений учитель-ученик.

Механизм создания подобных этических высказываний состоит в следующем:

1.первая часть высказывания всегда должна начинаться с «Когда», либо это «Когда» должно явно подразумеваться. Это необходимое условие. Ведь педагог отнюдь не все время огорчен поведением данного школьника, а только в определенных случаях. Именно этот преходящий характер недовольства поведением ученика и необходимо донести до него. Важно показать школьнику, что у него есть возможность к изменению своего поведения на адекватное в подобных ситуациях

2. вторая часть трехчастного замечания является, пожалуй, самой сложной для большинства учителей. В ней описывается тот конкретный и ощутимый эффект, который будет иметь неприемлемое поведение школьника, указанное впервой части для учителя. Педагогам трудно формулировать вторую часть трехчастного замечания потому, что они привыкли делать замечания и пытаться изменить поведение школьников, когда проблема им не принадлежит, когда поведение, которое им хочется переделать, не находится в учительской проблемной зоне. Педагоги хорошо знают, что «правильно», что «неправильно», что «хорошо», а что «плохо» и стараются сделать всех детей одинакового размера.

3. Третья часть замечания должна сообщать ученику о тех чувствах и эмоциях, которые испытывает учитель в результате того эффекта, о котором сообщалось во второй части.

Слайд 15

— Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (значимый эффект) и боюсь опоздать на автобус (чувства);

— Когда ты высовываешь ноги из-под парты (безоценочное описание ситуации), я могу споткнуться о них (значимый эффект) и я боюсь упасть и разбиться (чувства);

— твои опоздания создают мне проблему. Когда ты приходишь поздно, я должен остановиться и перестать делать то, что я делаю. Это отвлекает и расстраивает меня.

Слайд 16

Следите за собственной речью, помните, что речь- отражение Вашей личности, как педагога, несущего культуру живого слова.

29.12.17                                               Педагог-психолог: Малютина Ю.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры»

Слайд 8

ТОНАЛЬНОСТЬ общения (в узком понимании) — это его звуковая, интонационная характеристика, (в широком понимании) – это характеристика не только звучания, тона, мелодического рисунка речи, но и того «что говорится и как». используется в литературе по психологии общения, по культуре речи, в коммуникативной лингвистике. «Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон педагога. От такого педагога дети обычно держатся на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него». И.Ф. Харламов.

Слайд 9

Характерные особенности тональности: заинтересованность в успехе обучающихся, способность сопереживать их достижениям и неудачам; доброжелательность — не просто контактность, вежливость, а отзывчивость, чуткость в тоне общения; личностное творческое начало , индивидуальная манера, речевое творчество; раскованная, свободная речь обучающихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом

Слайд 10

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ А.С. Макаренко в одном из своих выступлений как-то заметил: «Я читал в ... педагогическом журнале, каким тоном надо разговаривать с воспитанниками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанником ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его все возненавидят». Согласны ли Вы с мнением А.С. Макаренко? Нет ли здесь совмещения понятий «тональность общения» и «интонация»?

Слайд 11

Интонационный стиль речи Это интонационная манера говорения, сформировавшаяся под влиянием общественно — культурной среды, лингвистического окружения, природных и личностных особенностей, индивидуальных представлений о роли педагога. А.С. Макаренко обращал внимание на то, что в интонации голоса проявляется отношение человека к человеку (вспомните умение педагога произносить фразу «подойди ко мне» с 15-20 оттенками). Бернард Шоу также подчеркивал, что «есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет», (попробуйте и Вы произнести ряд фраз с разной интонацией).

Слайд 12

Правила речевого этикета: не употребляйте в своей речи ненормированную лексику: жаргонные слова (молодежный жаргон, сленг) ; не повторяйте речевые ошибки обучающихся; не используйте в речи «слова-паразиты»: «ну», «так значит», «в об­щем», «как бы», «типа того» и т. д.; следите за темпом речи; обратите особое внимание на интонирование; исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный дискомфорт.

Слайд 13

Нарушения этики ведения диалога с обучающимися Умение этически грамотно организовывать диалог на уроке – это одно из профессиональных умений педагога. Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие: ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения преподавателя; ориентация лишь на запланированные цели; акцентирование того, что разъединяет с обучаемыми; мелочная нетерпимость, придирчивость; дисциплинирование путем нажима, прямого порицания угрозы; упреки; унижение достоинства; высмеивание; демонстрация своего превосходства в различной форме; ссылка на свой статус и жизненный опыт; менторство; использование лести, показной доброты, улыбки; доминирование экспрессии пессимизма

Слайд 14

Педагогическая этика предполагает изменение тактики общения с учеником внутреннее состояние педагога, а также ответственность за то, что он делится этим своим чувством со школьником; такие замечания предполагают ответственность ученика за его поведение; не содержат негативной оценки личности ученика, что позволяет ему быть разумным и идти навстречу педагогу, а не сопротивляться, гневаться, хитрить; не разрушают отношений учитель-ученик

Слайд 15

Примеры подобных этичных речевых высказываний: когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (значимый эффект) и боюсь опоздать на автобус (чувства); когда ты высовываешь ноги из-под парты (безоценочное описание ситуации), я могу споткнуться о них (значимый эффект) и я боюсь упасть и разбиться (чувства); твои опоздания создают мне проблему. Когда ты приходишь поздно, я должен остановиться и перестать делать то, что я делаю. Это отвлекает и расстраивает меня.

Слайд 16

Следите за собственной речью, помните, что речь- отражение Вашей личности, как педагога, несущего культуру живого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная педагогическая компетентность педагога дополнительного образования"

Доклад к педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Деловая игра Повышение компетентности педагогов ДОУ по профилактики речевых нарушений

известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить...

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с...

Управление развитием профессиональной педагогической компетентности педагогов ЦДТ

В данном материале представлен опыт работы по развитию профессиолнальной компетентности педагогов дополнительного образования в условиях  Центра детского творчества Сормовского района...

Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"

quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение  педагогической  компетентности  родителей"...