ДОКЛАД Методические рекомендации составления рабочей программы педагога психолога школы
календарно-тематическое планирование по психологии на тему

Кара-Сал Аржаана Петровна

бумажный вариант

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательная

средняя общеобразовательная школа №3 г.Чадана

Дзун-Хемчикского кожууна

ДОКЛАД на тему:

«Составление рабочей программы

педагога-психолога школы»

Педагог-психолог МБОУ СОШ №3

г.Чадана Кара-Сал А.П.

2015 г.

        Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов образования.

        Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом школы в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС УО.

        Так как рабочая программа является нормативным актом для ее составления на уровне школы разрабатывается положение о рабочей программе, которое является локальным актом.

Примерная структура рабочей программы

     1.   Титульный лист.

2.   Пояснительная записка.

3.   Цели и задачи программы психолого-педагогического сопровождения (система психолого-педагогической деятельности, направления работы педагога-психолога).

4.   Годовой план работы педагога-психолога.

5.   Условия реализации программы и формы работы.

6.   Образовательные технологии.

7. Принципы проведения совместной деятельности с участниками образовательного процесса.

8.   Содержание программы (содержание разделов и тем).

9.   Методики диагностики результатов реализации программы.

10. Литература.

11. Приложения.

2. Пояснительная записка включает в себя:

  • Основание для разработки (нормативно-правовые документы)
  • Приоритетные направления и цель деятельности школы.
  • Основные направления психолого-педагогического сопровождения (учет индивидуальных и возрастных особенностей).
  • Формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (психодиагностика, психопрофилактика и т.д.)
  • Общие (цель, задачи из годового плана педагога-психолога).
  • По возрастным категориям (начальное, среднее, старшее звено), коррекционные классы выравнивания.

3. Цели и задачи программы психолого-педагогического сопровождения:

  • Общие (цель, задачи из годового плана педагога-психолога).
  • По возрастным категориям (начальное, среднее, старшее звено).

3.1.Система психолого-педагогической деятельности

   -  направлена на создание оптимальных условий для развития личности и успешного обучения ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия с участием всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

Ситуация образовательного взаимодействия

Субъекты – участники воспитательно-образовательных отношений

Диагностика умственного развития детей 1 классов

Дети, родители, педагоги

Проведение адаптационного блока программы

Дети, родители, педагоги

Разработка программы……

Профильные специалисты

Консультационно-профилактическая работа с педагогами и родителями….

Родители, педагоги

3.2. Направления работы педагога-психолога

  • Психодиагностика. Цель: получение информации об уровне.

(Указываются используемые в рамках реализации программы диагностические методики с указанием автора, а так же диагностика по запросам)

  • Психопрофилактика. Цель: предотвратить (предупредить) возникновение возможных проблем в развитии.

(Описывается работа в данном направлении: анализ медицинских карт, работа по адаптации субъектов образовательного процесса и д.т.)

  • Консультационная работа. Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи……

(Прописать какая консультативная работа будет вестись – индивидуальная, групповая, запланированная и по запросу)

  • Просветительская работа. Цель: создание условий для повышения психологической компетенции педагогов, родителей….
  • (Прописать в какой форме: круглые столы, родительские собрание, уголки, стенды, буклеты)
  •  Коррекционно-развивающая работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

         (Отметить, что ориентиром для проведения коррекционно-развивающей работы служат целевые ориентиры по ФГОС. Прописать с какой категорией детей проводится запланированная коррекционно-развивающая работа, а так же указать, что возможна работа по запросу)

     Прикладывается таблица с перечнем коррекционно-развивающих программ по которым работает педагог-психолог, направленность данных программ, запланированный срок реализации (месяц, год, два года и т.д.) Указываются субъекты образовательного процесса, с которыми проводится определенная коррекционно-развивающая программа.

4. Годовой план работы педагога-психолога

     Каждый учебный год рабочая программа педагога-психолога подлежит корректировке, исходя из изменений происходящих в образовательной среде, от индивидуальных особенностей вновь поступивших учащихся и д.т.

5. Условия реализации программы

    Прописать формы работы с детьми, педагогами, родителями (групповые, индивидуальные).

Возраст

Количество детей

Длительность мероприятий

Количество мероприятий в неделю

2-3 года

(или 1 мл.гр.)

Вся группа (совместно с педагогом)

15 минут

2

3-4 года

Подгруппа (5-6 человек)

 

 

6. Образовательные технологии

Технологии

Характеристика

Здоровосберегающие

Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка. Методы и приемы, направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе  пребывания в школу и семье.

Игровая технология

Тренинги и тд.

Информационно-коммуникативные технологии

1 С диагностика

7. Принципы проведения совместной деятельности

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей
  • Принцип учета ведущей деятельности
  • Принцип наглядности обучения
  • Принцип системности подачи материала
  • Принцип доступности и т.д.

8. Содержание разделов и тем

  • Диагностический этап с использованием методик (Приложение №…).
  • Коррекционно-развивающий этап (тематическое планирование: Приложение №….).
  • Консультационный этап (информирование родителей и педагогов о содержании деятельности с детьми педагога-психолога, рекомендации игр и упражнений и т.д. Приложение №….).
  • Завершающий этап. (Итоговая диагностика с целью отслеживания динамики. Приложение №….).

9. Методики диагностики результатов реализации коррекционно-развивающих программ

    Критерии результативности реализации определенной коррекционно-развивающей, обучающей или профилактической программы (указать исследуемую функцию, название и автора диагностической методики, категорию обследуемых (дети, педагоги, родители), ожидаемый результат).

10. Методики психологического мониторинга

  • Цель психологического мониторинга.
  • Запланированные на учебный год мероприятия по ПМ.
  • Сроки проведения.
  • Адресат.
  • Прогнозируемый результат.
  • Приложение (методики психологического мониторинга).

11. Литература

  • Указывается литература, используемая при составлении программы с учетом всех правил библиографического оформления.
  • Указываются библиографические ссылки на электронные ресурсы.

12. Приложения.

  • Бланки диагностических методик
  • Бланки анкет для педагогов и родителей
  • Тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающим, профилактическим и прочим программам
  • Пакет диагностических методик психологического мониторинга
  • Адаптационные листы
  • Оценочные шкалы и т.д.

Требования к оформлению рабочих программ:

  • Текст набирается в редакторе WordforWindows шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14.
  • Межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка.
  • Заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
  • Программа прошивается (вкладывается в файлы), страницы нумеруются, скрепляется печатью образовательного учреждения и согласуется заместителем директора по ВР,  утверждается подписью директора школы.
  •  Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.  
  • Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Материалы для педагога-психолога

в помощь написания рабочей программы

Ведущие цели общеобразовательной программы - создание благоприятных условий для полноценного развития формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся.

               Гуманистическая цель современного  школьного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Поэтому сопровождение школьника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья.

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.        

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

        2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

З. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. 

Психолого – педагогическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ОУ.

                Цель психолого-педагогического сопровождения в МБОУ СОШ №3 обусловлена на результаты учебно-воспитательной работы в ОУ в соотвествии с ФГОС УО и потребностями всех субъектов учебно - образовательного - процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  • Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
  • Установить равноправные, партнерские отношения с семьями учащихся.
  • Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Единство подходов к воспитанию детей в условиях образовательного учреждения и семьи;
  • Соблюдение в работе образовательного учреждения преемственности;  
  • Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности школьников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой образования;
  • Построение образовательного процесса в соответствии с  возрастом учащихся. Основной формой работы с младшими школьниками является проведение различных игр.

       Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители;

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

        Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

     Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных  в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог ОУ.

     Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов ОУ.

      Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

       Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

       Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией ОУ, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;
  • Принцип «на стороне ребенка»: обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне детского сада.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение;

Направления деятельности психолога:

  1. Психологическое просвещение.

        Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.    В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр.    Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми.         Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Также популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности и достичь понимания необходимости практической психологии, работы психолога в школе и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед и семинаров.

  1. Психологическая профилактика.

        Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение ОУ (дошкольных учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

3.Психологическая диагностика.

        Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:

  1. выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
  2. определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  3. раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
  4. определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

                Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу... администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета...

        Психологическая диагностика профессионального поведения... осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу... и выполняется в индивидуальной или групповой форме.

4.Коррекционная работа.

        Направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
  • Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.
  • Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития.
  • Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы.
  • Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости.
  • Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим  нагрузок на детей);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно – образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

        Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами дети, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию детей в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

        Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:

Администрация ОУ.

        Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • контролирует деятельность системы сопровождения;
  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

        В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители и т.д.

Заместитель директора по УВР:

  • руководство  психолого-медико-педагогическим консилиумом;
  • организация условий образовательного процесса (распределение нагрузки, составление регламента образовательной деятельности и т.д.);
  • осуществление контроля за УВП (посещение занятий, индивидуальные консультации с педагогами, мониторинг развития и т.д.);
  • организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.

Педагог-психолог.

        Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет  в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование;
  • просвещение;
  • профилактика;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • диагностика;
  • экспертиза.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

        Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

        Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

  • активное участие детей в жизни ОУ, инициативность, творчество;
  • бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;
  • отсутствие конфликтов с педагогами.

Психологическая эффективность:

  • субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ОУ;
  • адекватная самооценка;
  • сформированность Я – концепции личности;
  • оптимальное развитие его способностей.

ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

        Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей,  ведут учет проводимой работы по следующим формам:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.

2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.

3. Журнал учета консультаций.

4. Журнал учета диагностики (индивидуальные, групповые).

5. Журнал учета просветительской работы.

6. Журнал учета коррекционной работы.

7. Журнал учета экспертной работы (протоколы и т.д.).

8. Карты социально-психологического сопровождения учащихся состоящих на различных учетах.

9. Составление справок по проводимым мероприятиям.

10. Аналитический и статический отчеты о проделанной работе педагога-психолога.

Участие педагога-психолога в образовательном процессе

формы, приёмы коррекционной работы

Дети

Педагоги

Родители

-Наблюдение и анализ адаптационных возможностей

-диагностика возрастных и индивидуальных особенностей по запросам родителей, педагогов

-организация коррекционно-развивающей работы

-проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению

-проведение развивающих занятий

- организация акций и интеллектуальных игр «Поле Чудес», «Сказочный КВН»

-Создание в кабинетах психологически комфортной  среды

-участие в педсоветах, ПМПк, медико-педагогических совещаниях

-оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования

-разработка и участие в различных занятиях

- оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов.

- Организация и участие в работе клуба «Молодых семья»

-участие в тематических встречах в Родительских гостиных

-оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии

-консультирование

- изучение стиля семейного воспитания

-организация совместных детско-родительских занятий, праздников, конкурсов.

Перечень коррекционных мероприятий:

  • обследование учащихся;
  • анкетирование родителей;
  • диагностика детей;
  • групповая и индивидуальная работа;
  • консультирование родителей, индивидуальные беседы;
  • консультирование, семинары, лекции, мастер-классы для педагогов;
  • заседание коррекционной службы ОУ;
  • заседание ПМПк;

   Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в школу  прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с родителями (законными представителями)  ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с классными руководителями анализирует результаты диагностики психического развития, и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.

Оказание психологической поддержки школьникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов:

-         наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности;

-         проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и классных руководителей;

-         включение учащихся старших классов в групповые занятия с психологом профилактической направленности;

-         формирование психологической готовности детей к обучению в школе.

          В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей, а также учитываются пожелания педагогов и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в ОУ, к ним относятся:

1.  Адаптация ребёнка к 1-му классу, переход в среднее звено и т.д.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к сдаче экзаменов.

        Уровень развития учащихся начального звена целесообразно определять в основном с нарушениями в познавательной и личностной сфере в начале учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу.

        В среднем звене работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения поведения в период адаптации  при переходе из начального в среднее звено. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих и коррекционных занятий с детьми для развития уверенности ребёнка в своих  силах, развитие спонтанности и коммуникативных навыков.

        В старших классах психолог тестирует детей на предмет готовности сдачи экзаменов. После проведения диагностики в этих классах  проводится просветительская  работа с привлечением родителей и классных руководителей, которым даются соответствующие рекомендации.

             В старшем звене проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности учащихся к сдаче экзаменов, настроить на оказание конструктивной помощи выпускникам в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и педагогов.

Материал представлен:

Кара-Сал А.П., педагогом-психологом МБОУ СОШ №3 г.Чадана Дзун-Хемчикского кожууна, октябрь 2015 г.

к.т. 28-56-60итьитьитьиьиьиььиь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Особенности составления рабочей программы педагога в условиях ФГОС» к педагогическому совету

Материал содержит информацию о структуре рабочей программы педагога с подробным описанием каждого пункта....

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

рабочая программа педагога-психолога

программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с растройством аутистического спектра 1-2 года обучения...

Доклад на тему: "Составление рабочей программы по ИЗО с учетом личностных метапредметных компетенций (общая структура программы)"

Рекомендации преподавателям о составлении рабочих  программ с учетом личностных метапредметных компетенций согласно требованиям ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Методические рекомендации по организации работы педагога-психолога, направленной на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников

Проблема эмоционального выгорания педагогических работников является одним из приоритетных направлений деятельности психолога, работающего в сфере образования.Психологическая поддержка в ситуации эмоц...