Методические рекомендации по организации работы педагога-психолога, направленной на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников
методическая разработка по психологии

Елена Лазаревич

Проблема эмоционального выгорания педагогических работников является одним из приоритетных направлений деятельности психолога, работающего в сфере образования.

Психологическая поддержка в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе психо­лога с педагогами. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым потом могут вырастать дру­гие компоненты работы, в частности, помощь в организа­ции личностно-ориентированного обучения, психологи­ческое просвещение и др. Преодоление синдрома эмоционального выгорания требует от педагога психологичес­ки компетентного отношения к самому себе, к своему здоровью,  для устранения фактора риска в образо­вательном процессе. Это невозможно осуществить без участия психолога, комплексно­го обследования здоровья и изучения структуры личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации работы педагога-психолога, направленной

на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания         у педагогических работников

Одним из наиболее оптимальных способов профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов в условиях образовательной организации является разработка программы реабилитации, целью которой является создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний.

Задачи программы:

  • формировать у педагогов навыки регуляции собственных негативных психоэмоциональных состояний;
  • формировать у педагогов навыки эффективного взаимодействия с коллегами и обучающимися;
  • создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.

Этапы реализации программы:

  1.  этап: установочно-мотивационный;

        2  этап: аналитико-диагностический;

   3 этап: просветительский;

   4 этап: коррекционно-консультативный.                                                                                                                          

Планируемые результаты. В ходе реализации программы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога                в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

      - улучшается психологический климат в коллективе;

 - снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;

-формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных  состояний;

 - повышается самооценка и уверенность в себе.

Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога:

  1.  Психологическое просвещение педагогов.
  2.  Диагностический.

3. Коррекционно-профилактический.

4.  Консультационный.

На первом этапе цель педагога-психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо также сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состояний. Занятия можно проводить в форме психологического семинара или «круглого стола» с обсуждением волнующих вопросов.

Психологическое просвещение педагогов направлено, в первую очередь, на формирование психологической культуры по отношению к своему психическому здоровью, к своему организму в целом, на осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности.                                                                                                      

Первый этап является также определяющим и для формирования коррекционно-профилактической группы.

Второй этап деятельности - психодиагностический.

Цель этого этапа - определить круг личностных и межличностных проблем в данном коллективе для подбора методов и форм при разработке коррекционно-профилактического блока. Исходя из показателей психического здоровья и основных факторов, влияющих на возникновение у педагогов эмоционального выгорания, разрабатывается и апробируется на практике психодиагностический пакет, направленный на изучение психического здоровья педагога.                                                  

Нарушения психического здоровья  - это количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений психического здоровья является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное напряжение создается расхождением между тем, что человек собой представляет, и тем, кем ему, по его мнению, следует быть.

Показателями психического здоровья личности являются:

- принятие ответственности за свою жизнь;

- самопонимание и принятие себя;

- умение жить в настоящем времени;

- осмысленность индивидуального бытия;

- способность к пониманию и принятию других.                                                                                                                        

После подбора соответствующих психодиагностических методик и проведения психологического исследования, анализа полученных результатов и выявления проблем, характерных для конкретного педагогического коллектива, педагогом-психологом разрабатывается система дальнейших коррекционно-профилактических мероприятий.

Примеры психодиагностических методик:

  • диагностика уровня развития эмоционального выгорания В.В.Бойко;
  • методика «Психологический портрет учителя» З.Резапкиной, Г.Резапкиной;
  • специальный опросник – Торонтской алекситимической шкалы  

    помощи, апробированной в институте им. В.М.Бехтерева.

Коррекционно-профилактическая деятельность включает в себя три основных направления:                                                                                                                              

1. Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков.

2. Формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции.

3. Повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки.

Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков педагога - заключительный этап программы.

В коррекционно-профилактические мероприятия (для формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе) целесообразно включить такую форму работы, как психологический тренинг.                                                                               

В психологической науке отработана характеристика общих принципов тренинговой работы: активности, исследовательской позиции, осознания поведения, партнерского общения.

Среди большого количества тренинговых программ чаще всего используются варианты тренингов: общения, деловых качеств, личностного роста, саморегуляции. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности педагогов и руководителей образовательных учреждений.

В наибольшей степени педагогам необходимы тренинги саморегуляции. Причина этого заключается в особенности профессии: постоянный высокий уровень самоконтроля, активное взаимодействие с детьми, оценочная деятельность, эмоциональное общение с воспитанниками. Таким образом, существует насущная необходимость обучать педагогов приемам аутотренинга, расслабления. Для сохранения психического здоровья используются философские подходы к анализу происходящих в жизни человека событий; рекомендации физиологического характера и, естественно, отрабатываются навыки психологического самоконтроля (практика релаксации, реакции на стрессовые ситуации, негативные эмоции и т.д.).                                                                                                                        

Как правило, все рекомендации такого рода имеют практико-ориентированный характер и позитивно принимаются педагогами. Использование в пoвceднeвной жизни приобретенных знаний и умений требует, безусловно, определенной тренировки и времени. Однако  применение релаксационных тренингов позволяет повысить не только психологическую грамотность педагогов, но и их психоэмоциональную устойчивость, столь необходимую в профессиональной деятельности.                                                                                                                      

Таким образом, предлагается использовать следующий алгоритм тренингов саморегуляции:

  • определение и осмысление жизненной позиции;
  • анализ и понимание существования проблем;
  • отработка навыков саморегуляции (релаксация, психологическая защита, оптимальное реагирование на стресс и т.д.);
  • рефлексия полученных знаний и психологических образований.

В алгоритм проведения тренингов личностного роста  включаются:

  • самодиагностика (работа с тестами);
  • упражнения на отработку навыков самоанализа;
  • психотехнические игры на рефлексирование, расслабление, активизацию;
  • обсуждение, рефлексия;
  • элементы проектирования и прогнозирования жизненного пути.

Для коммуникативных тренингов используется следующая структура:

  • развитие навыков восприятия и понимания людьми друг друга;  
  • отработка навыков безоценочного отношения;  
  • развитие способности к конструктивному общению и навыков    

  общения;

  • развитие умения работать в группе.                                                                                                                                                                                      

Важным направлением деятельности практического психолога  в сфере

образования является психологическое консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента (в данном случае – педагогического работника), так и от группы или организации в целом. Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми,  где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины проблем в социальном взаимодействии: в личных, семейных и профессиональных контактах.                    

Задача психолога-консультанта в образовательном учреждении - помочь педагогическому работнику выработать такую стратегию поведения, которая не разрушала бы его личность, но увеличивала бы его жизненную и профессиональную продуктивность.

В качестве профилактики личностной и профессиональной дeзaдaптaции и преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов можно использовать и другие направления социально-психoлoгической помощи:

-    разработка и реализация программы психологических семинаров, направленных на закрепление у педагогов знаний о психическом здоровье, его составляющих, о механизмах и различных способах саморегуляции негативных психических состояний, возникающих в педагогической деятельности;                                                                                                                        

- разработка и внедрение психотерапевтической тренинговой программы по преодолению проявлений личностной дезадаптации среди учителей, сохранению психического здоровья, повышению эмоциональной устойчивости;                                                                                                                    

       -   разработка рекомендаций по последовательному и целенаправленному использованию методов работы в повседневной практике педагога для оптимального использования своего рабочего времени.

 Список рекомендуемой литературы:

  1. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика. //Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.  –  № 5. – С. 34.
  2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.–сер.14, Психология.– 1995.– №1.– стр.54-58.
  3. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995.  – № 1. – С. 54.
  4. Благинин А.А., Торчило В.В. Математические методы в психологии и педагогике. СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2006. – 84 с.
  5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 238 с.
  6. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб., 1998.
  7. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике.— СПб.: Питер, 2001.
  8. Вачков И. Структура профессионального самосознания учителя. //Школьный психолог.- 2000.- № 13.- С. 12-13.
  9. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты./ Под ред. К.В.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.:Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.3-29
  10. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под. ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. 498 с.
  11. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться. //Народное образование. – 2005.- № 3.- С. 118 – 122.
  12. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов ВУЗов. 2-е изд.; М.: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336 с.
  13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  14. Зеленова И.В. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов.// Школьный психолог.- 2005.- № 13.- С. 2 – 22.
  15. Кирикова З.З. Педагогическая технология. Теоретические аспекты.- Екатеринбург, 2000.
  16. Клапаред И. Чувства и эмоции./ Под ред К.В.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.97-106  
  17. Коган В. Е. Практическая психология: Для психологов и врачей / Психология. М.: Смысл: Академ. Проект, 1999. 407 с.
  18. Короленко Ц.П., Донецких Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск: Наука, 1991.
  19. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского- 2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.- 568с.
  20. Корнеев Л.Н. Психогигиена профессиональной деятельности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под. ред. Г.С.Никифорова. — СПб., 1991.
  21. Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–1996.–№1.– стр.3-10.
  22. Курпатов А.В. Педагоги – это наше все, или Психологический портрет учителя. // Психологическая газета.- 2003.- № 5.- С. 12 – 14.
  23. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2001.– №11.– стр.2-16.
  24. Маркова А.К. Психология профессионализма.– М, 1996.
  25. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.- Л.: Изд. ЛГУ, 1983.- 168 с.
  26. Обухова В.И., Кожевникова Л.И. Профилактика профессионального выгорания. // Школьный психолог.- 2006.- № 16.- С. 17 – 32.      
  27. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 90–101.
  28. Подвойский ВЛ. Профессиональная деформация специалистов социальной работы / Профессиональная деятельность: теория, технология, образование. — М., 1997. —№ 2.
  29. Профессиональная деятельность: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.
  30. Реан А.А, Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии 1997г.– №1.– стр.45-49
  31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие. – Самара «Бахрах – М», 2004. – 672 с.
  32. Резер Т.М. Профессиональная деформация педагога. //Профессиональное образование.- 2006.- № 2.- С. 12 – 14.
  33. Резапкина, З. Психологический портрет учителя / З. Резапкина, Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2006. – № 6.
  34. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. С. 85–95.
  35. Робертс Г. А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. 1998. № 1. С. 39–46.
  36. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004.
  37. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум. – Дубна.- 1997.
  38.  Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. – Новосибирск: Наука, 1991.
  39. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога.- СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005.- 228 с.
  40. Трунов. Д. Г. Синдром сгорания. Позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 5. С. 84.
  41. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии.- 1994.- № 6.- С. 57 – 64.
  42.  Хухлаева О. Давайте учиться не «гореть». Психологическая поддержка педагогов // Школьный психолог.- 2006.- № 4.- С. 20 – 23.
  43. Щербо И.Н. Как преодолеть барьер профессиональной деструкции //      

        Директор школы.- 2005.- № 5.- С. 35 – 39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»

Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе....

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Цель, задачи, направления

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВЦель, задачи, направления...

Особенности развития синдрома эмоционального выгорания и алекситимии у педагогов специальной (коррекционной) школы

Описание и сравнительный анализ результатов исследования синдрома эмоционального выгорания и алекситимии у педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здроровья, и педагогов, ра...