Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.
    методическая разработка по физкультуре по теме

    Вера Владимировна Путинцева

    Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_rekomendatsi_2.docx16.76 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Методические рекомендаци по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»

            Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки обучающихся в современной школе делают за­дачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных.         Официальная статистика про­должает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют от­клонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хро­нически больны. Лишь 5-10%о детей приходят в шко­лу с диагнозом «здоров»|к сожалению, нередкой для учителя стала просьба ученика дать ему таблетку от головной боли. Снижение памяти, усталость и не­возможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей име­ет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность, вследствие экологического и социаль­ного неблагополучия условий жизни.

            Давно сложившийся традиционный метод организа­ции школьного образования не учитывает необходи­мости решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и, более того, способствует ее усугублению. Поэтому в последнее время педагога­ми и школьными администраторами ведется активный поиск здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.        

            Планируя начать работу по внедрению здоровьесбере­гающих подходов в образовательный процесс, адми­нистрация школы не стала предлагать коллективу го­товую схему действий, справедливо полагая, что к ее разработке целесообразно привлечь весь коллектив школы (администрация, педагоги-предметники, клас­сные руководители, медицинский и технический пер­сонал, члены родительского комитета). В итоге появи­лась возможность прийти к единому мнению по поводу решения данной проблемы, а значит, мотивация участ­ников педсовета на выполнение его решения значи­тельно возросла.

    «Современный урок с позиции здоровьесбережения»

            Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлеченными в современные социально-экономические преобразования, претерпевают серьёзные изменения. Вместе с тем существует один аспект в системе образования, которого современные изменения коснулись несущественно. Как ни странно, это ведущая организационная форма учебной деятельности – урок.        

            Урок всегда должен быть в центре внимания. А значит, он должен быть интересным, т.е. современным.

            Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель использует возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для формирования его нравственных основ.

            Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

            В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: «Лучше не делать никак, чем делать не правильно!» Но как правильно? Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений. А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту по вопросам здоровья.

            Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:

    - Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

    - Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.

    - В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.        

            Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

            Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников.         Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

            Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

    - Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

    - Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

    - Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п

            В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению учителя используют различные методы и приёмы: практический метод, игровой, соревновательный, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

            Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

    - частую смену позы,

    - потягивание,

    - встряхивание руками,

    - зевота,

    -закрывание глаз,

    - подпирание головы,

    - остановившийся взгляд,

    - ненужное перекладывание предметов,

    - разговор с соседом,

    - увеличение количества ошибок в ответах,

    - не восприятие вопроса,

    - задержка с ответом,

    - частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

            Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

    - строгая дозировка учебной нагрузки;

    - построение урока с учетом работоспособности учащихся;

    - соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

    - благоприятный эмоциональный настрой;

    - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

            Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 -7 смен видов деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

            Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий:

    - ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности— 7-10 минут;

    - число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. — не менее трех;

    - чередование видов преподавания — не позже чем через 10-15 минут;

    - наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

    Это такие методы:

    - метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

    - активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

    - методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

    - место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

    - позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);

    - физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения;

            Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: "Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

    Например:

    Рано утром я встаю,

    Бога я благодарю,

    Солнцу, ветру улыбаюсь,

    И при этом, не стесняясь

    Слово «здравствуй»говорю,

    С кем встречаюсь поутру.

    Всем здоровья я желаю,

    Никого не обижаю.

    Хватит места на земле,

    Людям всем, животным, мне.

    Чтоб земля моя цвела,

    Я желаю всем добра.

            Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), используемые учителем методы повышения этой мотивации; психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. способствуют снятию напряжения, лучшему усвоению изучаемого материала.

            Для того чтобы дети не уставали на уроке, учителями младших классов проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания. В группе продленного дня в нашей школе проводятся динамические часы на свежем воздухе.

    В конце урока следует обратить внимание на следующее:

        плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60% и не более 75—80% ;

        момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

            Эти признаки определяются в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе.

            Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

            Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

     «Сохранение и укрепление здоровья учащихся во внеклассной работе"

            Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием "здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Для того, чтобы ребенок стал физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы учитывались следующие проблемы:

     Ухудшение социального положения семей обучающихся;

        Необеспеченность детей полноценным питанием;

        Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;

        Невысокий уровень общей культуры населения.

            Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся может быть построена из следующих блоков: I блок – ресурсное обеспечение:

            Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;

             Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;

                Питание в школьной столовой;

         Наличие справочной и художественной литературы.

    II блок – организация учебного процесса:

        Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся;

        Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;

        Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

        Индивидуализация обучения.

    III блок – просветительско-воспитательная работа с обучающимися и родителями:

        Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

        Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

    IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

        Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;

        Организация подвижных игр;

        Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физминуток, гимнастики для глаз;

        Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

    V блок – профилактика:

        Привлечение медработника к просвещению родителей.

    Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

        Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.

        Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.

        Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.

        Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

        Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.

        Формирование у обучающихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

            Чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся проведены беседы: «Правила поведения в школе, на улице», «Режим дня», экскурсии «Дорога от дома до школы», «В природе должно быть чисто и красиво», «Славная осенняя пора», «Красота зимы». Традицией стало проводить поход каждую осень, «День здоровья», «Веселые старты», «Перестрелка», «Зов джунглей», «Рыцарские турниры» к Дню защитника Отечества. Прошел диспут «Что такое хорошо и что такое плохо», читали и обсуждали произведения В.Осеевой и Л.Толстого о поступках детей, делали выводы. Провели утренник «»В царстве Гигиены», ролевую игру «А можно ли это детям» по профилактике вредных привычек, практическое занятие «Чистота – залог здоровья», «Урок Чистой воды» -беседа – игра с просмотром презентации. Для профилактики дорожного травматизма прошло «Путешествие в страну дорожных знаков Светофорчик», просмотр презентации с викториной «Дорожная азбука», просмотрели видеофильм «Улица полна опасностей».

            С детьми провожу инструктажи по технике безопасности, профилактики гриппа и простудных заболеваний, физминутки, зарядку для снятия утомления глаз, каждый день до начала уроков проходит зарядка, дети выучили комплекс упражнений и с удовольствием по очереди проводят зарядку. Каждый месяц проводим генеральную уборку класса. Дети посещают танцевальный кружок, каратэ.

            Чтобы сохранить здоровье детей необходимо сотрудничество с родителями. Проведены такие родительские собрания «Режим дня в жизни школьника», «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка. Что стоит за ним», «Причины и последствия детской агрессии». На собрании провожу анкеты, даю памятки, анализируем ситуации, постоянно говорю что пример родителей имеет большое значение, даю консультации: какие упражнения выполнять чтобы снять зрительное утомление, как правильно чистить зубы, правильно питаться, как исправить осанку, посадка во время подготовки домашних заданий, знакомила с комплексом физминуток, знакомила родителей с памятками по профилактике гриппа, простудных заболеваний, по профилактике дорожного травматизма.

            Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

    «Ор­ганизации сохранения и укрепления здоровья учащихся»

    Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья

    «Здоровье - это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических факторов», а так же она отмечает, что здоровье зависит от некоторых факторов: от образа жизни, генетических факторов, от работы органов здравоохранения, от окружающей среды.

    Мы знаем, что сохранение и укрепление здоровья детей зависит не только от родителей, но и от учителей. Ведь большую часть времени учащиеся проводят в школе, следовательно мы несем ответственность за здоровье детей.

    Конечно оно строится на нескольких китах:

        рациональное питание;

        физическая активность;

        психологический фактор.

    В начале учебного года перед собой я поставила цель: сохранение и укрепление здоровья, поэтому я провожу целенаправленную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни и повторение правил безопасного поведения на улице, в школе и дома.

    В течение года были проведены различные классные часы, которые включали в себя беседы, викторины, спортивные состязания все это направленно на укрепление здоровья.

    Например, беседа «Зачем нужно быть здоровым?» ребята выводили свои правила по ЗОЖ., высказывали свое мнение, разбирали ситуации, отвечали на вопросы. Большое внимание уделяю беседам о вреде курения, как никотин влияет на растущий организм, на внимание и память ребенка, так же , проводились спортивные состязания в классе и между классами: «перестрелка», спортивные старты, игры на свежем воздухе. Все это развивает физическую активность, мышление, смекалку, воображение.

    Кроме выше перечисленных мероприятий для снятия эмоционального и физического напряжения на уроках провожу физминутки, используя физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища («хомка», «буратино», «рубка дров»). Для снятия напряжения зрения применяю зрительную гимнастику. Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении она является эффективным мероприятием для профилактики утомления.

    Каждый учебный день учащиеся начинают с утренней зарядки. Она приучает детей вести ЗОЖ. и укрепляет мышцы тела. Большое внимание уделяю на уроках правильной осанке. На переменах ребята играют в различные малоподвижные игры, это развивает двигательную активность. Большую роль играет проветривание кабинета, озеленение кабинета создает положительный фон, тепло и уют.

    На родительских собраниях постоянно ведутся беседы по укреплению здоровья (о профилактике гриппа, ведение правильного режима дня, о пользе витаминов в зимнее время), так же повторяются правила поведения в школе и дома.

    Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Поэтому в дальнейшем буду продолжать работу с обучающимися и родителями по формированию ЗОЖ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровый образ жизни, как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

    .   «Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица....

    Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

    Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с...

    Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепление здоровья обучающихся. Методические рекомендации

    Творческому  учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебный процесс инновационных технологий, развивающих системное мышление, усиливающих ...

    Из опыта работы. Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся

    В статье представлен материал из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района Ратничкиной М.Н. по применению в учебной деятельности здоровьесберегающих обр...

    «Актуальность проблемы по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»

    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети проводят в школе знач...

    Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)

    Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье - это со...