ПРОГРАММА деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на 2019-2023 г.г. «Здоровье»
рабочая программа

Барсукова Елена Александровна
  1. Пояснительная записка

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие

требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна

не только давать обучающимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и

формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить

каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов

и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

 Программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя, социально-психологическая служба,  медицинский работник.

 Реализация  школьной   целевой   программы   «Здоровье»   позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Селивановская средняя  школа №28 – Центр образования с.Селиваново»

Принята решением совета  Школы  28.12.2018г., протокол №3

      УТВЕРЖДАЮ

Директор

печать

А.А. Наумов

            28.12.2018г.

             ПРОГРАММА

деятельности школы  по сохранению и  укреплению

здоровья обучающихся  на 2019-2023 г.г.

«Здоровье»

с. Селиваново Щёкинского района

2018г.

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа деятельности школы  по сохранению и  укреплению  здоровья обучающихся  на 2019-2023 г.г

« Здоровье»

Разработчик Программы

Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Селивановская средняя школа № 28-  Центр образования с. Селиваново»

Исполнители Программы

Педагогический коллектив школы.

Научно-методическая основа

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ( принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.)

Кем принята Программа

решением совета  Школы  28.12.2018г., протокол №3

Цели и задачи Программы

Цели: 

1. единого пространства для формирования и воспитания  гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

3.Формирование  творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося.

Задачи:

  1. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и   принятия здорового образа жизни.
  2. Привитие учащимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также  сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
  3. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.
  4. Формирование  отношения  участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
  5. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
  6. Адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
  7. Повышение уровня профилактической работы

Ожидаемые результаты

  1. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и   принятия здорового образа жизни.
  2. Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также  сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
  3. Устойчивая  мотивация к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей
  4. Формирование  отношения  участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
  5. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
  6. Адаптация   детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
  7. Повышение  качества профилактической работы

Срок действия Программы

2019 – 2023 гг.

  1. Пояснительная записка

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие

требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна

не только давать обучающимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и

формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить

каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов

и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

 Программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя, социально-психологическая служба,  медицинский работник.

 Реализация  школьной   целевой   программы   «Здоровье»   позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.

II.Цели  и задачи  программы: 

2.1.Цели: 

2.1.1.Создание единого пространства для формирования и воспитания  гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

2.1.2. Формирование  творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося.

2.2.Задачи программы:

Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и   принятия здорового образа жизни.

Привитие учащимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также  сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания

Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей

Формирование  отношения  участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни

 Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Повышение уровня профилактической работы

Для этого необходимо:

Разработать и внедрить  педагогические рекомендации, программы  по оптимизации             образовательного процесса на валеологической основе

Организовать  пропагандистскую   работу   по   вопросам   сохранения и укрепления  здоровья   и   формирования потребности в    здоровом образе жизни

Создать  условия для социально-психологической защищенности детей и подростков

Внедрять  современные методы мониторинга здоровья

Проводить мониторинг качества организации  учебно-воспитательного  процесса

Разработать  систему мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования

Организовать  учебно-воспитательный  процесс с учетом медико-психологического обследования учащихся.

 Осуществлять просвещение  родителей в вопросах сохранения здоровья

Популяризировать  преимуществ здорового образа жизни, расширять кругозор всех участников  образовательного процесс

Обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности

Обеспечивать соблюдение  здоровьесберегающего режима работы школы

 Обеспечить организацию  рациональной системы питания учащихся

Обеспечить оптимальный режим двигательной активности учащихся

Проводить инструктивно-методическую работу со всеми участниками образовательного процесса

Использовать  на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии

Проводить профилактические мероприятия

 Совершенствовать нормативно-правовые условия, информационно – методическое обеспечение  

Внедрять  оптимальную систему  медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам

Совершенствовать материально-техническое  обеспечение

Проводить санитарно-просветительскую работу

Проводить оздоровительно-профилактическую работу

 Решать оздоровительные задачи средствами физической культуры и спорта

 Обеспечивать рациональное  питания школьников

Организовывать  летний отдых  и  круглогодичное оздоровление детей и подростков

Корректировать учебную нагрузку в соответствии с состоянием здоровья    детей

Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и  внеурочное время

III. Основные принципы Программы.

Программа основывается на следующих принципах:

  • Принцип гарантий:  реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.
  • Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
  • Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в  широкое движение по созданию здоровой  образовательной  среды.

IV. Основные мероприятия программы

4.1. Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического обеспечения  в целях  сохранение и  укрепления  здоровья учащихся

мероприятия

сроки        

Исполнители

Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии

здоровья учащихся в школе.

Каждое полугодие

Заместитель директора по УВР, мед. работник

Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и укреплению  здоровья обучающихся.

ежегодно

Администрация

Создание в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике  ЗОЖ.

постоянно

Библиотекарь

 Мониторинг   выполнения Программы.

ежегодно

Администрация

Составление социологических карт по классам, составление списков:

учащихся группы риска;

проблемных семей;

многодетных семей;

малообеспеченных семей;

неполных семей;

детей с заболеваниями.

Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями

Август, сентябрь

Заместитель директора по УВР

Издание приказов:

о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ

Сентябрь

Директор

Составление графика работы технического персонала

Сентябрь

Завхоз

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ

По графику

Директор, зам директора по УВР

Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы и трудовой практики уч-ся

В летний период

Завхоз, начальник лагеря

Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе

Сентябрь

Администрация, профком

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь

Классные руководители, медработник

Запись в специальном журнале о результатах испытания спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств, акты-разрешения на проведение занятий в спортивном зале

Август

Ответственный за

ОТ и ТБ

Наличие инструкций по охране труда при занятиях легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, лыжной подготовкой, гимнастикой и акробатикой ит.д.

Август

Ответственный за

ОТ и ТБ

Заключение договора о медицинском обслуживании детей с закрепленным за школой МУЗ

Январь

Заместитель директора по УВР

Изучение методических рекомендаций по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Август

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

Изучение  методов проведения  уроков физической культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность

Август

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

 Пополнение  в школе накопительной информации  о состоянии здоровья обучающихся

Август –июнь

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

Изучение информации об  оптимальном объеме двигательной активности обучающихся по ступеням обучения

Август

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

Распределение обучающихся , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, на категории

Сентябрь

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

Организация деятельности педагогического совета школы по организации физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися

Постоянно

Педагогический совет

4.2. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа

мероприятия

сроки        

Исполнители

Организация работы с «сильными» учащимися ся с целью профилактики учебных перегрузок

В течение года

Зам директора по УВР

Вводный инструктаж по правилам ТБ, пожарной безопасности и охране труда

Сентябрь, март

Директор, завхоз

Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий

В течение года

Зам директора по УВР; ШМО

Организация работы по изучению правил дорожного движения

По плану работы

ответственного за профилактику ДДТТ

Классные руководители

Проведение классных часов по нрав-ственному воспитанию:

  • «Ценностные ориентиры выпускни-ков» (анкетирование 9, 11 классов);
  • «Чувство законности и совесть» (10 класс);
  • «Учитесь властвовать собой» (7-8 классы);
  • «Человек и его манеры» (4-5 классы);
  • «Личная гигиена» (1-11 классы);
  • «Жить, побеждая зло» (5-9 классы)

По планам классных руководителей

Зам директора по ВР, классные руководители

Проведение месячников:

  • пожарной безопасности;
  • гражданской обороны;
  • охраны труда
  • обороно- массовой работы

Ноябрь, апрель, май

Директор, заместители директора преподаватель-организатор ОБЖ

Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни

Декабрь

Библиотекарь

Обеспечение правил ТБ и пожарной безопасности во время проведения  мероприятий и на каникулах

Во время каникул

Зам директора по ВР, завхоз

Родительский лекторий «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей»

Раз в четверть

Зам директора по ВР

Консультации для родителей по проблеме сбережения здоровья детей

Постоянно

Зам директора по ВР

Проведение цикла  уроков с валеологической направленностью

В течение года

Учитель физкультуры

Ознакомление  педагогов  с  методическими рекомендациями  по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Август

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

 Ознакомление  педагогов  с  методами  проведения  уроков физической культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность

Август

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

Организация лекций для родителей по ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы

Постоянно

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

Индивидуальная работа с родителями. Консультирование, беседы,

посещение ребенка на дому, общение по телефону

Постоянно

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

4.3. Внедрение оптимальной системы  медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.

мероприятия

сроки

исполнители

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки)

Ежедневно

Учителя-предметники

Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)

Ежедневно

Учителя-предметники

Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся        

Начало четверти

Заместитель директора по УВР

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья

Один раз в полугодие        

Заместитель директора по УВР, медсестра

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра

Один раз в год        

Заместитель директора по УВР. медсестра

Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков

Ежегодно

Педагог-психолог, мед.сестра

Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся

Два раза в год        

Педагог-сихолог

Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья        

Два раза в год

Директор. Классные руководители

Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса

Один раз в четверть

Педагог- сихолог

Организация работы кабинета психологической разгрузки

постоянно

Администрация, психолог

Проведение смотров учебных кабинетов на предмет  соответствия  требованиям  санитарно – гигиенических условий к  кабинету        

По графику        

Комиссия

Обеспечение условий для предупреждения травматизма:

- организация досуга школьников во время перемен;

 - соблюдение ТБ при организации учебно – воспитательного процесса

Постоянно

Преподаватели

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

К началу зимнего периода

Директор, завхоз

Рейды:

  • по проверке внешнего вида учащихся;
  • по сохранности книг и учебников;
  • по выполнению школьниками режима дня.

По графику

Зам директора по УВР, ВР, социаль-ный педагог; биб-лиотекарь

Проведение учебных эвакуационных мероприятий

По графику

Преподаватель ОБЖ

Обеспечение соблюдение правил противопожарной безопасности в школе

Постоянно

Директор, завхоз

Организация занятий для будущих перво-классников с целью адаптации к условиям школьной образовательной среды

Февраль-май

Педагог-психолог, учитель начальных классов

Обеспечение оптимальных  условий и режима труда  при проведении итоговой аттестации в 9, 11 классах

Май-июнь

 Организация физкультурной деятельности в группах продленного дня, в том числе проведение спортивного часа;

 Сентябрь-май

Воспитатель ГПД, учитель физической культуры

4.4.Совершенствование материально-технического обеспечения  и  улучшение санитарно-гигиенических условий

мероприятия

сроки

исполнители

Приобретение сантехнического оборудо-вания, люминесцентных и электрических ламп

В течение года

Завхоз

Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов

В течение года

Завхоз

Приобретение моющих и чистящих средств

Постоянно

Завхоз

Приобретение посуды для столовой

Постоянно

Завхоз

Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов

Август, сентябрь

Завхоз

Обновление  кабинета ОБЖ

В течение года

Преподаватель ОБЖ

Обеспечение спортзала спортивным инвентарём

постоянно

Завхоз

Обеспечение исправности электроприборов и приборов учёта

Постоянно

Завхоз

 Улучшение  состояния оборудования спортивной зоны на земельном участке школы

Постоянно

Завхоз

 Улучшение состояния  покрытия и освещения спортивно-игровых площадок,

Постоянно

Завхоз

 Оснащение  спортивного зала  оборудованием и инвентарем

Постоянно

Завхоз

 Улучшение  освещения спортивного зала

Постоянно

Завхоз

Улучшение санитарно-гигиенического состояния всех физкультурно-спортивных объектов, в том числе душевых помещений для мальчиков и девочек

Постоянно

Завхоз

 Улучшение технического состояния спортивных снарядов и оборудования

Постоянно

Завхоз

Оснащение медицинского кабинета оборудованием и инструментами , необходимыми  для обследования физического состояния школьников

Постоянно

Завхоз

Обеспечение условий для инклюзивного образования

Постоянно

Завхоз

4.5. Санитарно-просветительская работа

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Уроки здоровья и практической гигиены

1 классы

1

Правильная посадка при письме и чтении (в школе и дома). Правильная осанка

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Правила уличного движения

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Как уберечь себя и других от несчастных случаев

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

День первоклассника. Режим дня

Октябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

5

Гигиена сна

Октябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

6

Мытье рук, стрижка ногтей. Гигиенические навыки. Особенности санитара класса

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

7

Болезни грязных рук

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

8

Гигиена тела. Умывание лица и шеи, мытье ног, уход за волосами, носовой платок

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

9

Гигиена полости рта

Январь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

10

«Здоровые зубы – здоровью любы»

Январь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

11

Питание – основа жизни. 10 заповедей правильного питания

Февраль

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

12

Рост и развитие человека

Февраль

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

13

Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам

Февраль

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

14

Гигиена внешней среды. Уборка и проветривание класса

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

15

Уход за обувью и одеждой

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

16

Утренняя зарядка, подвижные игры, их польза для здоровья

Апрель

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

17

Закаливание, правила купания

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2 классы

1

Правильная посадка при письме и чтении (в школе и дома). Правильная осанка

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Режим дня ученика 2 класса. Гигиенические навыки, связанные со сном

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Школьник должен быть чистым и опрятным. Болезни грязных рук.

Октябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

Как сохранить хорошее зрение

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

5

Безопасность поведения на дорогах. Как уберечь себя и других от несчастных случаев

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

6

Пагубное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм

Январь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

7

Гигиена питания. Питание – основа жизни

Февраль

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

8

Гигиена полости рта

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

9

Укрепление здоровья. Подвижные игры на улице

Апрель

Медсестра, зам.директора по УВР,  учитель физической культуры

10

Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам

Апрель

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

11

Закаливание, правила купания

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

12

Гигиена внешней среды. Уборка и проветривание класса

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3-4 классы

1

Режим дня школьника

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Утренняя гимнастика

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Сон школьника

Октябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

Как одеваться в разное время года

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

5

Личная гигиена девочки

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

6

Личная гигиена мальчика

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

7

Гигиена питания. Понятие о витаминах. 10 заповедей правильного питания.

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

8

Зимние подвижные игры и развлечения на воздухе в зимнее время

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

9

О микробах, вызывающих разные болезни

Январь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

10

Гигиена полости рта

Февраль

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

11

Рост и развитие человека

Февраль

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

12

Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам

Февраль

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

13

Безопасное поведение на дорогах. Как уберечь себя и других от несчастных случаев

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

14

Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

15

Как уберечься от заражения глистами

Апрель

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

16

Как отдыхать летом

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

17

Гигиена внешней среды. Уборка и проветривание класса

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

5-7 классы

1. Здоровый образ жизни, его принципы и значение

1

Нормы поведения в коллективе и их значение для охраны физического и психического здоровья.

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Понятие о здоровье. Здоровье индивидуальное, семейное, общественное. Пути сохранения и укрепления здоровья. ЗОЖ как фактор немедикаментозной профилактики заболеваний

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Нравственность и здоровье

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

Факторы, влияющие на здоровье: состояние окружающей среды. Режим учебы и отдыха, закаливание, рациональное питание, профилактика инфекционных заболеваний, личная и общественная гигиена, формирование негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, курению.

В течение года

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2. Режим дня, учебы и отдыха

1

Режим дня школьника

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Гигиена домашних учебных занятий

Октябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Гигиена сна

Октябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3. Основы рационального питания

1

Режим питания

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Санитарно-гигиенические правила приема пищи

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Витамины. Сезонные гоповитаминозы и их профилактика

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4. Значение физической культуры и закаливания для сохранения здоровья

1

Виды физической культуры и их значение для здоровья человека

Сентябрь

Учитель физической культуры , медсестра

2

Закаливание. Значение закаливания для оздоровления организма, профилактика респираторных заболеваний

Октябрь

Учитель физической культуры , медсестра

3

Нарушение осанки

Ноябрь

Учитель физической культуры , медсестра

5. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний

1

Правила личной гигиены мальчиков и девочек

Январь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Гигиена полости рта

Январь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Гигиена труда и отдыха

Февраль

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

Профилактика туберкулеза

Март, май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

6. Общественная гигиена и охрана окружающей среды

1

Гигиена внешней среды

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Понятие о ядовитых растениях

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Предупреждение заболеваний, передающихся от домашних животных

Апрель

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

Предупреждение укусов насекомых и животных

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

7. Гигиенические вопросы трудового обучения

1

Организация труда и профилактика производственных травм

Октябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ

8. Основные принципы личной безопасности и профилактика травматизма

1

Безопасное поведение на дорогах

Январь

Преподаватель –организатор ОБЖ

2

Бытовой и уличный травматизм

Февраль

Преподаватель –организатор ОБЖ

3

Поведение в экстремальных условиях

Февраль

Преподаватель –организатор ОБЖ

9. Гигиенические аспекты полового воспитания

1

Анатомо-физиологические особенности мужского организма. Гигиена мальчика, юноши.

Апрель

Врач-педиатр  

2

Анатомо-физиологические особенности женского  организма. Гигиена девочки, девушки.  

Апрель

Врач-педиатр

3

Половое воспитание подростков. Профилактика ранней беременности, заболевания, передающиеся половым путем.

Октябрь

Врач-педиатр

10. Пагубное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на здоровье детей и подростков

1

Понятие о наркомании, токсикомании, алкоголизме

Ноябрь , май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Предупреждение употребления психоактивных веществ

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

СПИД-чума XXI века

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

8-11 классы

1. Здоровый образ жизни, его принципы и значение

1

Нормы поведения в коллективе и их значение для охраны физического и психического здоровья. Факторы риска и понятие о самоконтроле

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Понятие о здоровье. Здоровье индивидуальное, семейное, общественное. Пути сохранения и укрепления здоровья. ЗОЖ как фактор немедикаментозной профилактики заболеваний

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Нравственность и здоровье

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

 Факторы, влияющие на здоровье: состояние окружающей среды. Режим учебы и отдыха, закаливание, рациональное питание, профилактика инфекционных заболеваний, личная и общественная гигиена, формирование негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, курению

В течение года

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2. Режим дня, учебы и отдыха

1

Принципы организации режима дня старшего школьника. Основные принципы гигиенической организации  умственного труда

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Профилактика переутомления. Рациональная организация  труда и отдыха во время экзаменов

Октябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Гигиена сна

Октябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3. Основы рационального питания

1

Режим питания. Основные принципы рационального питания

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Санитарно-гигиенические правила приема пищи

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

Значение диетического питания для детей и подростков с различными заболеваниями.

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

5

Пищевые отравления. Их профилактика. Первая помощь при пищевом отравлении

Январь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4. Значение физической культуры и закаливания для сохранения здоровья

1

Виды физической культуры и их значение для здоровья человека. Двигательный режим.  

Сентябрь

Учитель физической культуры , медсестра

2

Виды физической культуры. Значение закаливания для оздоровления организма, профилактика респираторных заболеваний. Физиологические основы закаливания

Октябрь

Учитель физической культуры , медсестра

3

Нарушение осанки. Понятие об искривлении позвоночника, плоскостопия

Ноябрь

Учитель физической культуры , медсестра

5. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний

1

Половое воспитание подростков

Октябрь

Врач- педиатр

2

Гигиена полости рта

Январь

Учитель физической культуры , медсестра

3

Гигиена труда и отдыха

Февраль

Учитель физической культуры , медсестра

4

Общие правила профилактики инфекционных заболеваний

Апрель

Учитель физической культуры , медсестра

5

Основные виды инфекционных заболеваний и их профилактика

Апрель

Учитель физической культуры , медсестра

6

Профилактика туберкулеза

Март, май

Учитель физической культуры , медсестра

6. Общественная гигиена и охрана окружающей среды

1

Здоровье и окружающая среда. Медицинские аспекты экологии

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Ядовитые растения, опасные животные и насекомые. Правила поведения в лесу. Съедобные дикорастущие растения

Апрель

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Предупреждение заболеваний, передающихся от животных

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

Предупреждение укусов насекомых и животных

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

7. Гигиенические вопросы трудового обучения

1

Роль физического труда и трудовых навыков в гармоничном развитии организма

Сентябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Правила техники безопасности на уроках физики, химии, информатики, трудового обучения

Октябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Понятие о профессиональной пригодности и профессиональной ориентации. Здоровье и выбор профессии

Апрель

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

8. Основные принципы личной безопасности и профилактики травматизма

1

Безопасное поведение на дорогах

Январь

Преподаватель –организатор ОБЖ

2

Бытовой и уличный травматизм. Основные сведения о травмах

Февраль

Преподаватель –организатор ОБЖ

3

Поведение в экстремальных ситуациях

Февраль

Преподаватель –организатор ОБЖ

4

Первая помощь при различных видах травм

Март

Преподаватель –организатор ОБЖ

5

Первая помощь при ожогах

Март

Преподаватель –организатор ОБЖ

6

Утопление. Первая помощь утопающему. Искусственное дыхание и методы его проведения

Май

Преподаватель –организатор ОБЖ

7

Кровотечения. Виды кровотечения. Первая помощь при кровотечении

Май

Преподаватель –организатор ОБЖ

8

Признаки жизни и смерти. Понятие о шоке. Непрямой массаж сердца.

Май

Преподаватель –организатор ОБЖ

9. Гигиенические аспекты полового воспитания

1

Анатомо-физиологические особенности мужского организма. Гигиена юноши

Апрель

Врач- педиатр

2

Анатомо-физиологические особенности женского организма. Гигиена девушки

Апрель

Врач- педиатр

3

Половое воспитание ранней беременности. Заболевания, передающиеся половым путем.

Май  

Врач- педиатр

10. Пагубное влияние алкоголя, никотина, наркотиков

1

Понятие о  наркомании, токсикомании, алкоголизме. Химические свойства наркотиков и алкоголизма. Действие наркотиков и алкоголя на разных стадиях. Вред однократного приема наркотиков.

Ноябрь, май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Предупреждение употребления психоактивных веществ

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

СПИД-чума XXI века

Декабрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

Общешкольные мероприятия

1

Круглый стол (актуальные темы гигиенического воспитания)

1 раз в четверть

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Праздник здоровья

1 раз в полугодие

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Диспут о здоровом образе жизни

1 раз в четверть

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

«Дни здоровья» проводимые под эгидой ВОЗ:

- «Международный день отказа от курения».

- «Международный день борьбы со СПИДом».

- «Всемирный день борьбы с туберкулезом».

- «Всемирный день здоровья»

- «Всемирный день отказа от курения»

12 ноября

1 декабря

21 ноября

7 апреля

31 мая

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

Рекламная деятельность

1

Оформление уголков здоровья в 1-11-х классах

1 раз в квартал

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Выпуск школьной стенгазеты «Будьте здоровы!»

1 раз в четверть

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Выпуск тематических санитарных бюллетеней

1 раз в четверть

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

Работа с родителями

1-4 классы

1

Возрастные особенности младшего школьника (итоги медицинского осмотра):

- охрана зрения;

- профилактика нарушений осанки;

- режим дня и рациональное питание;

- гигиена младшего школьника;

- предупреждение утомляемости  

1 в четверть

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Закаливание детей

Апрель

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Организация летнего отдыха

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

5-8 классы

1

Анатомо-физиологическая перестройка организма  младшего подростка. Режим дня

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

2

Рациональное питание

Март

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Гигиена органов дыхания, профилактика туберкулеза

Апрель

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

4

Организации летнего отдыха

Май

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

9-11 классы

1

Режим учебы, труда и отдыха:

- о вреде занятий ночью;

- рациональное питание

1 раз в полугодие

 зам. директора по УВР, классные руководители

2

Круглый стол «Физические и умственные нагрузки учащихся»

Ноябрь

Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители

3

Дисгармония между половой зрелостью и уровнем психологической и социальной зрелостью

Декабрь

  педагог -психолог

Работа с педагогическим коллективом

1

 Обсуждение результатов  медицинского осмотра учащихся на педагогическом совете

После медосмотра

зам.директора по УВР

2

Оформление  стенда в помощь учителям «Гигиеническое обучение и воспитание учащихся»

Октябрь

Медсестра,зам.директора по УВР

Работа с обслуживающим персоналом школы

Провести профилактические занятия:

  1. Профилактика кишечной инфекции
  2. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекций
  3. Пропаганда здорового образа жизни
  4. Профилактика гриппа и ОРВИ
  5. Профилактика патологии клещевого энцефалита, описторхоза

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Медсестра

4.6.  Оздоровительно-профилактическая работа

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Контроль соблюдения режима дня

Постоянно

Классные руководители, социальный педагог

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни (лекции, беседы, вечера)

По отдельному плану

Зам директора по УВР

Социальная поддержка детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Постоянно

Классные руководители, социальый педагог

Организация летней оздоровительной площадки при школе

Июнь

Зам директора по ВР

Озеленение учебных кабинетов

Май-сентябрь

Программа «Натургартен»

Месячник по уборке школьной территории

Май

Трудовой сектор «Муравейного братства»

Проведение Недели и дней здоровья

Не реже  1 раза в 2 месяца

Учитель физкультуры

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок

По графику

Медработник

Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроках

Постоянно

Зам директора по УВР, учителя

Проведение углубленного медицинского осмотра первоклассников

Июнь-августа

Медработник

Проведение подвижных школьных перемен

Постоянно

Зам директора по ВР

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть эмоциями

По отдельному плану

Педагог-психолог

Витаминотерапия в весенний период

Март, апрель

Классные руководители

Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива

Июнь-август

Директор, профком

Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Постоянно

Учитель физкультуры

Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ (5-11 классы)

По отдельному плану

Зам директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

Проведение Дня психического здоровья

10 октября

Педагог-психолог

Создание игровой зоны для участников летнего оздоровительного лагеря

июнь

Директор ,завхоз, учитель физической культуры

Развитие спортивных традиций школы:

  • Спартакиада;
  • Большая легкоатлетическая эстафета;
  • Первенство села по волейболу;
  • Лыжная эстафета села;
  • «А ну-ка, парни» и т.п.

Ежегодно

Зам директора по ВР, учитель физкультуры

Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ.

Постоянно

Администрация

Организация и проведение сборов, соревнований, турпоходов.

Ежегодно

Преподаватель-организатор ОБЖ

Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ:

-проведение классных часов, Дней здоровья;

- организация тематических выставок плакатов, рисунков;

-  проведение конкурсов сочинений;

-  проведение массовых спортивных праздников;

постоянно

Классные руководители,

ст. вожатая, учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ

Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях:

-   Дни ГО;

-  « Зарница», Турслет;        

По плану

учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ

Участие в операции « Внимание дети!»

Ежегодно

Ст. вожатые, руководитель отряда ЮИД

4.7.          Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта

мероприятия

сроки

исполнители

1

Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности.

Постоянно

учитель физической культуры

2

Комплектование кабинета физкультуры   необходимым  спортивным оборудованием и инвентарем

Ежегодно

Администрация, учитель физической культуры

3

Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования:

-  организация спортивных секций, танцевального  кружка;

-   обучение спортивным играм.

Постоянно

Руководители секций, кружков.

4.8.          Организация питания школьников

мероприятия

сроки

исполнители

1

Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания)

Постоянно

Директор, классные руководители

2

Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания.        

2 раза в год

Директор

3

Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических  проверок

В течение года

Администрация, комиссия

4

Улучшение  материально – технической базы столовой( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей

Ежегодно

Администрация, совет по питанию

5

Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:

- систему классных часов и родительских собраний «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Хлеб – всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.;

-  игры, конкурсы, беседы, ярмарки,

-  встречи с медработником

Постоянно

Заместитель директора по УВР, классные руководители

6

Анкетирование  учащихся и родителей по вопросам школьного питания.

Ежегодно

Заместитель директора по УВР, классные руководители

4.7.          Организация летнего отдыха  и  круглогодичного оздоровления детей и подростков

мероприятия

сроки

исполнители

1

Определение  режима пришкольного лагеря

Апрель – май ежегодно

Начальник лагеря

2

Организация полноценного питания

Май – август ежегодно

Директор

3

Охват летним отдыхом детей различных категорий        

Апрель – август ежегодно

Заместитель директора по УВР, классные руководители

4

Организация работы кабинета-психолога  в пришкольном лагере

Весь период

Педагог-сихолог

5

Координация работы по оздоровлению ослабленных детей с работниками МУЗ

Май         

Медсестра

6

Организация немедикаментозных методов  оздоровления (закаливание, гимнастика, фитотерапия и др.) детей в пришкольном лагере

Весь период        

Медсестра

7.

Санаторно-курортное лечение и загородный отдых

В течение года

Заместитель директора по УВР

        

V. Ожидаемые   результаты Программы:

 Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и   принятия здорового образа жизни.

 Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также  сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.

 Устойчивая  мотивация к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей

Формирование  отношения  участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

 Адаптация   детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

 Повышение уровня профилактической работы

VI. Координация и контроль реализации Программы

6.1.Контроль  за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы и педагогический совет школы:

-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;

-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по  развитию системы  оздоровления детей и подростков;

6.2.План мониторинга осуществления программы «Здоровье»

Контроль

Показатели

Осуществление контроля

Сроки

Кто контролирует

Образовательный процесс: урочная деятельность

1.Пропуски уроков физкультуры

Отметка в классном журнале

Ежедневно

учитель физической культуры

2.Успеваемость и качество выполнения программы

Отметка в специальной ведомости по классам

1 раз в четверть

Заместитель директора по УВР

3.Интерес и мотивация к урокам физкультуры

Анализ динамики годовых показателей  у обучающихся  одного и того же класса

В течение года

Заместитель директора по УВР

Анкетирование учащихся

В течение года

Заместитель директора по УВР

2.Образовательный процесс: внеурочная деятельность

1.Посещение кружков спортивных секций

Отметка в журнале

Ежедневно

Учителя физкультуры,  классные руководители

2.Выполнение программы кружковой работы

Проверка присутствия  обучающихся  в соответствии с отметкой в журнале

1 раз в четверть

Заместитель директора по УВР

3.Результаты участия в конкурсах, соревнованиях школьного, районного и областного уровня, их динамика

Проверка журналов

1 раз в четверть

Заместитель директора по УВР

4.Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях

По итоговым протоколам и приказам

По окончании проведения

Заместитель директора по УВР

5.Посещение учащимися массовых мероприятий спортивного характера

Подсчет уч-ся, посещающих занятия % участия от общего количества уч-ся

постоянно

Заместитель директора по УВР

3.Состояние здоровья обучающихся

1 .Пропуски уроков по болезни

 Отметка в классном журнале

Еженедельно

Классный руководитель

2.Наличи детей с хроническими заболеваниями

 По медицинским картам с определением динамики

2 раза в год

Заместитель директора по УВР

3. Наличие детей, имеющих вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств)

- Анонимное анкетирование

- Наблюдение

. 2 раза в год

В начале и конце учебного года - ежегодно

Социальный педагог

4.Состояние санитарно-гигиенических условий работы

1. Соблюдение режима проветривания

Наблюдение

Ежедневно

Зав. кабинетами

2 Соблюдение норм освещения и отопления в помещениях

 Наблюдение

1 раз в две недели

Зав. кабинетами

3 Регулярная влажная уборка помещений

При составлении расписания

Ежедневно

Завхоз

4 Соответствие учебной нагрузки обучающихся максимально допустимой

 

 

Еженедельно

Заместитель директора по УВР

5.Соблюдение обучающимися гигиенических норм и правил

1 Мытье рук перед едой

Наблюдение

Ежедневно

Классные руководители

2 Мытье рук после посещения туалета

Наблюдение

1 раз в неделю

Классные руководители

3 Наличие чистой одежды для занятий физкультурой

Наблюдение

Ежедневно

Учитель физкультуры

4 Наличие сменной обуви

Наблюдение

 Ежедневно

Дежурный класс, классные руководители

6.Эффективность реализации программы физкультурно-оздоровительной работы в целом

1.Подведение промежуточных итогов

2.Подведение общего итога работы по программе

Анализ

Май.

 

 Заместитель директора по УВР

6.3. План анализа реализация Программы деятельности школы  по сохранению и  укреплению   здоровья обучающихся  на 2019-2023 г.

1.Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического обеспечения  в целях  сохранение и  укрепления  здоровья учащихся

Состояние  заболеваемости и травматизма:

Данные персонифицированного учета  травматизма детей и подростков

№п.п.

Виды травм

Количество случаев

бытовые травмы

уличные

на переменах( школьные)

спортивные

автодорожные

Прочие

Структура травм  по локализации

№п.п.

Виды травм

Количество случаев

травмы верхних конечностей

плечевого пояса

травмы  нижних  конечностей

травмы  головы

травмы брюшной полости

травмы грудной клетки

термические ожоги

отравления

Структура травм по воздействию

№п.п.

Виды травм

Количество случаев

1.

Воздействие  неживых механических  сил  

-удар о другой предмет  

-соприкосновение с острым краем стекла

-удар спортивным оборудованием

-соприкосновение с ручным инструментом

-проникновение инородного тела через кожу

2.

Падения

-от подскальзывания

-падение с лестницы

-другие падения

3.

Воздействие  живых  механических  сил

-удар, толчок другим лицом

укус собаками

удар, столкновение  с другим лицом

Результаты медицинского мониторинга в

20___-20____

параметры

классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

всего

Медицинская группа

I мг

II мг

III мг

IV мг

инвалиды

Физкультурная группа

Основ.

подготов.

Спец.

Характеристика заболеваемости учащихся
(%/количество  детей, отнесенных к той или иной нозологии, от общего числа

Заболевания

Инфекционные и паразитарные заболевания

эндокринной системы

нервной системы

сердца

 крови

 глаз

 уха

 органов дыхания

органов пищеварения

мочеполовой системы

кожи

Костно-мышечной системы

врождённые пороки

психические расстройства и  расстройства поведения

2. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.

3.Внедрение оптимальной системы  медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.

4.Совершенствование материально-технического обеспечения  и  улучшение санитарно-гигиенических условий .

№п.п.

Помещение

Соответствие санитарным нормам. %

Соответствиеи требованиям пожарной безопасности, %

1.

Территория

2.

Помещения школы

Оснащение оборудованием  

№п.п.

Помещение

Оснащённость, %

Проблемы

1.

Пищеблок

2.

Медицинский кабинет

3.

Спортзал

Оснащение  классных комнат и помещений , используемых для организации учебного процесса:

№п.п.

Помещение

Оснащённость, %

Проблемы и пути их решения

Кабинет

Контроль хода реализации плана по  обеспечению соответствия инфраструктуры  Школы условиям здоровьесбережения:

Количественные  критерии эффективности реализации Программы  

( 1-10 баллов)

Результативность

Соблюдение гигиенических требований условий обучения школьников

1.Контроль за соблюдением требований к помещениям и оборудованию школы.

2. Осуществлять контроль за соблюдением воздушно-теплового режима в школе.

3. Осуществлять контроль за соблюдением требований к естественному и искусственному освещению в школе.

4. Осуществлять контроль за соблюдением требований к водоснабжению и канализации в школе.

Соблюдение гигиенических требований режима образовательного процесса

1.Контроль процесса адаптации детей первого года обучения

2.Контроль за соблюдением гигиенических требований к составлению школьного расписания

3.Медицинский контроль за уроками физкультуры и технологии

4.Контроль за организацией и режимом группы продленного дня

Соблюдение гигиенических требований организации медицинского обслуживания обучающихся

1. Организация и проведение углубленных медицинских осмотров школьников с анализом результатов медицинского осмотра

2. Организация комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции

3. Иммунизация

4. Проведение профориентации школьников с учетом состояния здоровья

5. Контроль за прохождением обязательных профилактических осмотров всеми работниками школы

Соблюдение гигиенических требований санитарного состояния и содержания школы

1. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных комнат, мест общего пользования в период эпидемиологического благополучия и карантина.

2.Контроль за выполнением внутришкольных противоэпидемиологических мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ.

3.  Осмотры на педикулез не менее 4 раза в год

Соблюдение гигиенических требований по организации питания в школе

1. Контроль по организации питания в школе в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН

2. Контроль за режимом и рационом питания обучающихся.

3.Контроль за прохождением медицинских осмотров работниками пищеблока школьной столовой.

4. Контроль за соблюдением персоналом пищеблока правил личной гигиены.

Санитарно-просветительская работа

1. Реализация  программы гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни

2. Проведение лекций и бесед, выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни.

3. Проведение бесед с обслуживающим и техническим персоналом по вопросам санитарного состояния школы

4. Проведение бесед  с родителями по формированию  гигиенических навыков и   ЗОЖ

5.Профилактика вредных привычек

6. Профилактика социально обусловленных заболеваний

%выполенеия:

5. Санитарно-просветительская работа

№п.п.

        Мероприятия

6.  Оздоровительно-профилактическая работа

№ п/п

Мероприятия

Мероприятия с обучающимися.

Мероприятия с родителями

Мероприятия с классными руководителями и педагогами

 

7.Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта

мероприятия

1

Кружки и секции:

Реализация  графика проведения спортивно-массовых мероприятий.

8.Организация питания школьников

мероприятия

1

Охват  горячим питанием

 В 20___гг.

Наименование  

строки

Количество

обучающихся в ОО

Охват горячим питанием

(чел.)

Всего

из них:

Всего обучающихся в общеобразовательных

организациях (сумма строк 02-03):

01

завтраками

обедами

завтраками

 и обедами

в том числе:

1-4 классы

02

5-11 классы

03

9.Организация летнего отдыха  и  круглогодичного оздоровления детей и подростков

мероприятия

1

        

Наименование

Количество

в том числе:

из

III зоны

из

IV зоны

из чистой зоны

1

2

3

4

5

1.

Детей в возрасте от 7 до 17 лет:

2.

Подано заявок родителями на:

2.1

– отдых и оздоровление детей в загородных оздоровительных учреждениях:

2.1-а.

из них удовлетворено:

2.2.

– санаторное оздоровление детей в учреждениях Тульской области в летний период:

2.2-а.

из них удовлетворено:

2.3.

– санаторное оздоровление детей в учреждениях Тульской области в круглогодичный период:

2.3-а.

из них удовлетворено:

2.4.

– санаторное оздоровление детей в учреждениях Черноморского побережья:

2.4-а.

из них удовлетворено:

2.5.

– выплату компенсации за самостоятельно приобретённую путёвку:

2.5-а.

из них удовлетворено:

2.6.

– посещение ребёнком  лагеря с дневным пребыванием:

2.6-а.

из них удовлетворено:

2.7

– участие ребёнка в многодневных походах, палаточных лагерях:

2.7-а.

из них удовлетворено:

3.

Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории МО:

3-а.

Из них оздоровлено:

В том числе:

3.1.

Число детей, проживающих в семьях со среднедушевым доходом, ниже прожиточного минимума:

3.1-а

Из них оздоровлено (указывается общее количество независимо от упоминания в иных пунктах):

3.2.

Число детей, находящихся под опекой:

3.2-а

Из них оздоровлено:

3.3.

Число детей, проживающих в приёмных семьях

3.3-а

Из них оздоровлено:

3.4.

Число детей из многодетных семей:

3.4-а

Из них оздоровлено:

3.5.

Число детей-инвалидов:

3.5-а

Из них оздоровлено:

3.6.

Число детей, проживающих в неполных семьях:

3.6-а

Из них оздоровлено:

3.7.

Число детей из семей безработных:

3.7-а

Из них оздоровлено:

3.8.

Число детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев:

3.8-а

Из них оздоровлено:

3.9.

Число детей из семей погибших военнослужащих и работников органов внутренних дел:

3.9-а

Из них оздоровлено:

3.10.

Число детей из семей лиц, ликвидировавших аварию на ЧАЭС и служивших в подразделениях особого риска:

3.10-а

Из них оздоровлено:

4.

Число оздоровленных детей из семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, органов юстиции, выполнявших воинский (служебный) долг на Северном Кавказе:

5.

Число оздоровленных детей из семей военнослужащих:

6.

Число оздоровленных детей из семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга (за исключением детей, указанных в пункте 4):

7.

Число оздоровленных детей из семей, находящихся в социально опасном положении, в том числе:

7-а.

число оздоровленных беспризорных детей

7-б.

число оздоровленных безнадзорных детей

8.

Число педагогических и медицинских  работников (указать отдельно), работавших:

8-а.

в ЗОУ и ЗОЛ:

8-б.

в санаториях и санаторно-оздоровительных лагерях:

8-в.

в ЛДП:

8-г

в ЛТО:

8-д

в качестве руководителей походов и палаточных лагерей:

        10.Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни и здоровья обучающихся:

Результаты анкет

                                          Мониторинг ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ  обучающихся

1.Требование целостности системы формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе, уставе и локальных актах направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся)

взаимодействие ОО  с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся

Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;

Комплексный подход в оказании психолого-педагогической медико-социальной поддержки различных групп обучающихся

Непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений  ОО санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности

Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи

Оснащение учебных кабинетов, спортивного зала, спортивных площадок необходимым для освоения основной образовательной программы игровым и спортивным оборудованием и инвентарем

Оснащение помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи

Наличие в образовательном учреждении квалифицированных
специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками (медицинские работники, учителя (преподаватели) физической культуры, логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы)

Сформированность культуры здоровья педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие  ответственного отношения к собственному здоровью)

 Включение в основную общеобразовательную программу разделов по   формированию   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни, включение в основную образовательную программу учебных модулей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации
образовательного процесса (объем нагрузки, время на самостоятельную учебную работу и др.), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций

Использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;

Обеспечение благоприятных психологических условий
образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной  среды, благоприятный    эмоционально-психологический климат, содействие формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации).

4. Требования к организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении:

Организация оздоровительной работы с обучающимися всех групп здоровья (на занятиях, уроках физической культуры, в спортивных кружках, секциях и т.п.);

Выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а также предотвращения развития познотонического утомления

Организация динамических пауз (динамических перемен),
физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности

Выполнение режима двигательной активности

5.Требования к организации системы просветительской и методической работы

с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни:

Организация взаимодействия образовательного учреждения с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек

Наличие в фонде информационно-библиотечного центра (библиотеки, медиатеки) образовательного учреждения детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятия массовыми видами спорта, организации подвижных игр и др.

Наличие и реализация плана методических мероприятий (лекции, семинары, консультации, практикумы и др.), повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологиях  и т.п.

6.Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися

Наличие безопасной поддерживающей образовательной среды (благоприятный психологический климат, реализация тезиса «образовательное учреждение - территория, свободная от ПАВ», система работы с педагогическими и научно-педагогическими работниками образовательного учреждения по повышению компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения).

7.Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);

Организация качественного горячего питания обучающихся, воспитанников, соответствующих их энергозатратам (энергетическая ценность, сбалансированность рациона и т.п.);

8. Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников;

Отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата, травматизма в образовательном учреждении, показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективность оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников.);

Наличие инструментария мониторинга (паспорт, карта, дневник и т.д.) здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;

Проведение социологических исследований на предмет
удовлетворенности обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения, социальных партнеров образовательного учреждения комплексностью и системностью работы образовательного
учреждения по сохранению и укреплению здоровья; наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.

Проблемы и   рекомендации.

                                                                                                                       Приложение №1

Количественные  критерии эффективности реализации Программы  

( 1-10 баллов)

Результативность

Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе.

Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и укреплению  здоровья обучающихся.

  1.    

Создание в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике  ЗОЖ.

 Составление социологических карт по классам

Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями

Издание приказов:

о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ

Составление графика работы технического персонала

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ

Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы и трудовой практики уч-ся

Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе

Оформление листков здоровья в классных журналах

Запись в специальном журнале о результатах испытания спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств, акты-разрешения на проведение занятий в спортивном зале

Составление  инструкций по охране труда при занятиях легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, лыжной подготовкой, гимнастикой и акробатикой ит.д.

Заключение договора о медицинском обслуживании детей с закрепленным за школой МУЗ

Изучение методических рекомендаций по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Изучение  методов проведения  уроков физической культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность

Пополнение  в школе накопительной информации  о состоянии здоровья обучающихся

 Изучение информации об  оптимальном объеме двигательной активности обучающихся по ступеням обучения

Распределение обучающихся , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, на категории

Организация деятельности педагогического совета школы по  координации  физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися

Составление плана  работы  по комплексной организации физического воспитания учащихся

Составление плана проведения   внутришкольных соревнований

Составление график проведения спортивно-массовых мероприятий

Составление плана санитарно-просветительской работы

Организация работы с «сильными» учащимися  с целью профилактики учебных перегрузок

Проведение вводного  инструктажа по правилам ТБ, пожарной безопасности и охране труда

Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий

Организация работы по изучению правил дорожного движения

Проведение классных часов по нравственному воспитанию

Проведение месячников

Обеспечение соблюдения правил ТБ и пожарной безопасности во время проведения  мероприятий и на каникулах

Проведение родительского лектория «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей»

Консультации для родителей по проблеме сбережения здоровья детей

Проведение цикла  уроков с валеологической направленностью

Ознакомление  педагогов  с  методическими рекомендациями  по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Ознакомление  педагогов  с  методами  проведения  уроков физической культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность

Организация лекций для родителей по ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы, специалистов в области здоровья. 

Индивидуальная работа с родителями. Консультирование, беседы,

посещение ребенка на дому, общение по телефону…

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки)

Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)

Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся        

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра

Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков

Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся

Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья        

Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса

Организация работы кабинета психологической разгрузки

Проведение смотров учебных кабинетов на предмет  соответствия  требованиям  санитарно – гигиенических условий к  кабинету        

Обеспечение условий для предупреждения травматизма:

- организация досуга школьников во время перемен;

 - соблюдение ТБ при организации учебно – воспитательного процесса

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

Рейды:

  • по проверке внешнего вида учащихся;
  • по сохранности книг и учебников;
  • по выполнению школьниками режима дня.

Проведение учебных эвакуационных мероприятий

Обеспечение соблюдение правил противопожарной безопасности в школе

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации к условиям школьной образовательной среды

Обеспечение оптимальных  условий и режима труда  при проведении итоговой аттестации в 9, 11 классах

 Организация физкультурной деятельности в группах продленного дня, в том числе проведение спортивного часа;

Совершенствование материально-технического обеспечения  и  улучшение санитарно-гигиенических условий

Организация санитарно-просветительской работы. Реализация плана санитарно-просветительской работы с обучающимися

Реализация плана санитарно-просветительской работы с обучающимися с работниками

Реализация плана санитарно-просветительской работы с  родителями

Организация летней оздоровительной площадки при школе

Озеленение учебных кабинетов

Проведение месячник по уборке школьной территории

Проведение Недели и дней здоровья

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок

Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроках

Проведение углубленного медицинского осмотра первоклассников

Проведение подвижных школьных перемен

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть эмоциями

Витаминотерапия в весенний период

Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива

Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Проведение профилактических  мероприятий пропагандистского характера

Проведение Дня психического здоровья

Создание игровой зоны для участников летнего оздоровительного лагеря

Развитие спортивных традиций школы

Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ.

Организация и проведение сборов, спортивных соревнований, турпоходов.

Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения  в различных ситуациях

Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности.

Комплектование кабинета физкультуры   необходимым  спортивным оборудованием и инвентарем

Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования:

-  организация спортивных секций, танцевального  кружка;

-   обучение спортивным играм.

Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания)

Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания

Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических  проверок

Улучшение  материально – технической базы столовой( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей

Проведение работы по воспитанию культуры питания

Анкетирование  учащихся и родителей по вопросам школьного питания

Совместная деятельность  родителей и школы

                                                                                                                        Приложение №2

Качественные   критерии эффективности реализации Программы  

( 1-10 баллов)

Результативность

 Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и   принятия здорового образа жизни

 Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также  сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания

 Устойчивая  мотивация к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей

Формирование  отношения  участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

 Адаптация   детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

 Повышение  качества профилактической работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития школы на 2019-2023 годы

Программа развития школы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня преподавателя математики на межаттестационный период 2019-2023 гг.

Самообразовательная деятельность имеет концептуальное обоснование и осуществляться как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, че...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2019-2023 г.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2019-2023 г....

Индивидуальный план профессионального развития учителя математики Ямаевой Венеры Шагитовны на 2019-2023 г.

План самообразования учителя математики первой квалификационной категории МБОУ "Гимназия №11 г.Ленногорска"  Ямаевой Венеры Шагитовны...

Индивидуальный план самообразования на межаттестационный период 2019-2023 гг

Индивидуальный план самообразования на межаттестационный период 2019-2023 гг...