Главные вкладки

    «Актуальность проблемы по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»
    статья по математике на тему

    Мынькова Наталья Викторовна

    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение и укрепление их физического и психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мынькова Наталья Викторовна,

    учитель математики ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол

    Направление:  Здоровьесберегающее воспитание.

    «Актуальность проблемы по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе»

          Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Но, к сожалению, официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ. Лишь 5 – 10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Школьники часто  жалуются на головные боли, боли в животе. Значительная часть нынешних детей имеет повышенную нервную возбудимость и физическую слабость. Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника.

    В основном это связывают:

    • с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки
    • усложнением характера взаимоотношений «ученик – учитель» и межличностных отношений внутри класса
    • недостатком двигательной активности
    • неправильным питанием
    • несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса
    • отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым

        Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение и укрепление их физического и психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов.

       Для этого на уроках используются различные здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Возложение на школу и учителя заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами:

    • во – первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под «присмотром» учителей, школьники проводят значительную   часть времени, и не помогать им сохранять здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
    • во – вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся, желательных и нежелательных, осуществляется именно педагогами, в стенах образовательный учреждений.
    • в – третьих, учитель – главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательном учреждении. Он в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.  Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная, - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.

      Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто он должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника.

       Ежегодно, в начале учебного года я ставлю перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, поэтому провожу целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни детей.

       Первое, на что я обращаю свое внимание – это правильная организация учебной деятельности: строгая дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом работоспособности учащихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

       Второе, учитывая динамику работоспособности школьников, я распределяю время следующим образом:

    • первые 3-5 мин. – время фазы врабатывания (нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу)
    • следующие 20-25 мин. период оптимальной устойчивости работоспособности (нагрузка может быть максимальной)
    • снижение нагрузки, так как развивается утомление, снижается учебная активность ребят, что может привести к агрессивности, мнительности и тревожности.

            Третье, умение замечать внешние признаки усталости учеников (частая смена позы, зевание, потягивание, подпирание головы, разговор с соседом, увеличение количества ошибок, частые поглядывания на часы). При планировании урока, стараюсь не допускать однообразия работы, нужно помнить, что отдых – это смена видов деятельности. В норме 4-7 видов деятельности на уроке (опрос, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение заданий)

         Четвертое, с первых минут урока, стараюсь создать обстановку доброжелательности, используя методы, которые улучшают психологический климат в классе, способствуют снятию напряжения, помогают ученикам лучше усвоить материал.

         Пятое, особое внимание уделяю строгому нормированию домашнего задания для недопущения перегрузок, учитывая объем и сложность материала.

        Кроме того, большое внимание на уроках уделяю правильной посадке учащихся. На переменах предлагаю ребятам не сидеть, а больше двигаться для развития двигательной активности.

       Огромное влияние в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание (создание положительного фона), а также озеленение и освещения кабинета (создание комфорта и уюта).

       Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на здоровье учителя, а это в свою очередь оказывает влияние и на состояние здоровья учащихся.

       Подводя итог, хочу отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, реже болеть, меньше пропускать занятия, хорошо работать на уроках, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Наша работа, работа учителей по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности все заинтересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было умным, сильным и здоровым.

       Как говорил Сократ «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Поэтому здоровья всем нам и нашим детям!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.

    Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе....

    Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

    Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с...

    Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)

    Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье - это со...

    Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

    Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...

    Из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество» по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся

    На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по профилактике п...

    ПРОГРАММА деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на 2019-2023 г.г. «Здоровье»

    Пояснительная записка Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокиетребования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должнане только давать обучающимся ...

    «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся»

    Выступление на педсовете «Способы ориентировочной оценки состояния здоровья обучающихся»...