Из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество» по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся
статья

Степанова Алиса Юрьевна

На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних учащихся образовательных организаций города Тамбова под названием «Подросток и общество», в рамках которой проводятся мероприятия по приобщению школьников к ценностям здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stepanova_a.yu_.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

А.Ю. Степанова

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей», г. Тамбов

Из опыта работы муниципальной опорной площадки

«Подросток и общество» по созданию условий, направленных

на сохранение и укрепление здоровья учащихся

На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» действует муниципальная опорная площадка по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних учащихся образовательных организаций города Тамбова под названием «Подросток и общество», в рамках которой проводятся мероприятия по приобщению школьников к ценностям здорового образа жизни.

Опорная площадка организует данное направление работы в системе, принимая участие в реализации мероприятий Комплекса мер по организации продуктивной социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в Тамбовской области на 2018-2019 годы и внедрении типовой модели реализации программ вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение 2018/2019 учебного года было проведено 39 мероприятий опорной площадки «Подросток и общество» для учащихся
20 общеобразовательных организаций города Тамбова с общим охватом – 802 человека, в том числе 15 мероприятий по пропаганде здорового образа жизни: познавательная программа «Выбор за тобой», проблемный стол «Умей сказать НЕТ», ЗОЖ-квест «НЕсупергерои», интерактивная площадка «Мы против наркотиков» с охватом – 223 человека.

В работе используется светодинамический комплекс «Вредные привычки», в который входят интерактивные стенды «Алкоголь», «Курение» и «Наркомания», где размещена информация о вредном воздействии этих привычек на организм человека со световым и звуковым сопровождением.

Познавательная программа «Выбор за тобой» направлена на пропаганду здорового образа жизни и укрепление личностной мотивации к выбору такого образа жизни. Учащимся предоставляется информация о последствиях алко-, наркозависимости и табакокурения, а в качестве альтернативы обсуждается ряд полезных привычек – спорт, активный отдых, правильное питание, творческое хобби, – чтобы подчеркнуть возможность самостоятельного выбора.

Проблемный стол «Умей сказать НЕТ» проходит в несколько этапов: работа со стендом, дискуссия, тренинговые игры. Перед началом и после дискуссии организовано анкетирование: участники записывают свое мнение в таблице с четырьмя графами: «Я не употребляю, другие, если хотят, пусть травятся – это их личное дело», «Я не употребляю, никак с этим вопросом не связан, меня это не касается», «Приложу все усилия, чтобы мои близкие не стали наркоманами, наркотики – проблема, которая касается всех», «Наркоманов надо сажать, наркоторговцев – вешать». Как правило, вначале преобладает мнение «Меня это не касается». По итогам проблемного стола перевес мнений отмечается в графе «Приложу все усилия, чтобы мои близкие не стали наркоманами».

ЗОЖ-квест «НЕсупергерои» проходит в кабинете муниципальной опорной площадки в формате квест-комнаты. Участники знакомятся с историей трех известных супергероев (Железный человек, Тор и Капитан Америка), которые, будучи защитниками для всего человечества, теперь сами нуждаются в помощи. По цепочке спрятанных в комнате ключей-подсказок подростки разгадывают, у кого из героев возникла зависимость от сигарет, наркотиков или алкоголя, ищут возможные выходы из сложившейся ситуации для каждого персонажа.

В рамках интерактивной площадки «Мы против наркотиков» проводится тренинг, который способствует формированию отрицательного отношения к употреблению наркотических веществ, выработке навыков самостоятельного принятия решений и ответственности за них.

Все методические материалы размещаются на официальном сайте Центра дополнительного образования детей на странице муниципальной опорной площадки, а также на региональном портале «Подросток и общество». Методическая разработка проблемного стола «Умей сказать НЕТ» опубликована в Банке инновационных региональных программ, методов и технологий работы в сфере защиты прав детей.

Основываясь на положительном опыте работы с подростками, в 2018 году была разработана модульная дополнительная общеобразовательная программа «Шаг вперед», которая уже второй год реализуется совместно с социальными партнерами – МАОУ СОШ №4 и 9, ТОГАПОУ «Тамбовский бизнес-колледж». С помощью интерактивных форм и методов работы, разнообразия учебного материала, мероприятия программы способствуют включению учащихся в различные виды социально значимой деятельности, развитию познавательной сферы, формированию мотивации здорового образа жизни и профориентации.

В 2019 году программа «Шаг вперед» была представлена на региональном конкурсе компетентностных тренингов и модульных образовательных программ, ориентированных на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и Всероссийском открытом конкурсе дополнительных общеобразовательных программ «Образовательный ОЛИМП», где заняла 2 место.

Также опыт муниципальной опорной площадки по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся был обобщен и представлен на областном конкурсе на лучшее реабилитационное пространство в образовательной организации для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По итогам конкурса коллектив авторов МБУДО ЦДОД награжден дипломом II степени.

Педагогические работники Центра регулярно повышают уровень профессиональной компетентности в сфере организации профилактической работы с учащимися группы риска в рамках курсов повышения квалификации и методических мероприятий различного уровня. Организовано межведомственное взаимодействие с заинтересованными структурами и учреждениями системы профилактики: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Тамбова, подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции №2 УМВД по городу Тамбову, управление по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Тамбовской области. Продуктивным было участие в мастер-классе от общественной организации «Всероссийское общество трезвости и здоровья».

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, – одна из главных задач современной образовательной организации. Мы будем продолжать деятельность в данном направлении и укреплять взаимодействие с нашими социальными партнерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Рабочая программа.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психическог...

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с...

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ...

Карта - отзыв об уроке: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках».

Карта-отзыв при посещении урока в рамках темаьического контроля: " Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающимися"...

Содействие сохранению здоровья учащихся в рамках традиционного обучения и с применением дистанционных образовательных технологий (из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество»)

На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по работе с детьм...

3.5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Участие в массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях обучающихся объединения "Атлетическая гимнастика" и "ОФП"...