Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ.
статья по физкультуре

Животков Александ Александрович

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ.

Неотъемлемой частью для сохранения и формирования здоровья в школе является физическое воспитание. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

  Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

  Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением ЦНС различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

  Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях  и статических позах. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечнососудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

  Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.

  К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.

  Следует отметить, что среди учащихся школы имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обуславливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода.

  Учитель физкультуры может успешно решить стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных  возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контексте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.

  Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.

  Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами создания условий для сохранения и формирования здоровья в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
  • Формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
  • Коррекция нарушений развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической  работоспособности на достигнутом уровне;
  • Формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
  • Воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
  • Содействие военно-патриотической подготовке.

Направления работы в школе по созданию условий для сохранения и формирования здоровья:

  • Педагогика здоровья. Цель: пропаганда здорового образа жизни и обучения навыкам ЗОЖ;
  • Оздоровительные и профилактические мероприятия. Цель: Профилактика заболеваний, принятия необходимых мер, предотвращающих ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения здоровья (последствия болезни, инвалидности, эмоциональные проблемы);
  • Профилактика употребления психоактивных веществ. Цель: формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других ПАВ, создание условий для открытого доверительного общения;
  • Физическое воспитание – традиционная  форма работы школы;
  • Создание комфортной предметно-пространственной среды.

Здоровьесберегающие технологии:

  • В школе неукоснительно выполняются гигиенические требования к условиям обучения, Сан Пин.
  • Создана модель здоровьесберегающих технологий обучения школьников. В основу модели положены здоровьесберегающие действия, а именно оптимальная плотность урока, рациональное чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции. Проводится диагностика состояния здоровья детей.
  • В спортивном зале школы регулярно проводятся спортивные соревнования и тренировки по игровым видам спорта. Работает тренажерный зал.
  • Тренировочная база  и спортинвентарь соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Здоровьесберегающие направления:

  • Здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровьесберегающей основе);
  • Активизация физической деятельности, создание санитарно-гигиенических норм и правил;
  • Пропаганда здорового образа жизни.

На каждом уроке и во внеурочной деятельности уделяются большое внимание сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие факторы:

а) спортивный зал:

- освещенность;

- оборудование;

- проветривание;

- влажная уборка.

б) упражнения для профилактики:

- зрения;

- осанки;

 - простудных заболеваний.

в) урок и внеклассное мероприятие:

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- пальчиковая гимнастика;

- музыкальные паузы;

- физкультминутки.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет абилитационный характер, который реализуется следующими организационно-педагогическими условиями:

  • Создание благоприятного социально-психологического климата в школе, способствующего удовлетворению базовых потребностей личности воспитанников;
  • Интеграция усилий педагогов в интересах личностного роста каждого ребенка;
  • Широкое использование абилитационного потенциала учебно-воспитательного процесса, личностно-ориентированных и игровых технологий образований;
  • Включение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в спортивную деятельность школы для участия в районных, областных, всероссийских соревнованиях.

Два раза в неделю  в школе проводятся спортивные секции по волейболу и футзалу. Дети участвуют в соревнованиях по легкой атлетике, настольному теннису, шашкам, дартсу, футзалу, волейболу, лыжным гонкам по программе «Специальная Олимпиада России». На этих турнирах учащиеся завоевывают призовые места. Последние достижения школы: 3 место по футзалу на Специальной областной Олимпиаде среди школ-интернатов VII-VIII видов (г. Смоленск) в возрастной группе 16-21 год; 2 место на Специальной областной Олимпиаде  по волейболу среди школ-интернатов VII-VIII видов (г. Смоленск) в возрастной группе 16-21 год; 3 место по футзалу на Всероссийском фестивале спорта и творчества, посвященный декаде инвалидов в возрастной группе 16-21 год (г. Санкт-Петербург).

  Школа заботится о здравоохранении и обучении всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и стремится обеспечить обстановку, поддерживающую охрану здоровья, а также целый ряд ключевых программ

и услуг, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Школа содействует сохранению здоровья учащихся, реализует политику, практику и другие меры, которые с уважением относятся к самооценке отдельного человека, предоставляют множественные возможности для достижения успеха и признает приложенные усилия и намерения, а также личные достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Рабочая программа.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психическог...

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с...

Карта - отзыв об уроке: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках».

Карта-отзыв при посещении урока в рамках темаьического контроля: " Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающимися"...

3.5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Участие в массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях обучающихся объединения "Атлетическая гимнастика" и "ОФП"...

п. 3.3. "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья "

1. План работы педагога-психолога по здоровьесбережению участников образовательного процесса на 2021-2022 уч.г.2. План работы педагога-психолога по здоровьесбережению участников образовательного проце...