Особенности развития синдрома эмоционального выгорания и алекситимии у педагогов специальной (коррекционной) школы
статья по психологии

Елена Лазаревич

Описание и сравнительный анализ результатов исследования синдрома эмоционального выгорания и алекситимии у педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здроровья, и педагогов, работающих с нормотипичным контингентом обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И АЛЕКСИТИМИИ                   У ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) работников образования — проблема, которая последнее время все чаще привлекает внимание специалистов.

Буквально последние десять лет отмечается существенное увеличение количества психосоматических заболеваний, а также случаев немотивированной агрессии учителей, что может рассматриваться как одно из проявлений этого феномена [2].

Анализ концепций, объясняющих синдром эмоционального выгорания, позволяет предположить, что данная проблема находится на стыке психологии труда и клинической психологии. Отдельные проявления синдрома могут быть связаны как с проявлениями профессиональной редукции, так и с невротическими симптомами, в качестве которых наиболее близким к синдрому «психического выгорания» является алекситимия, которая определяется как эмоциональное нарушение, выражающееся в снижении способности к опознаванию и вербализации собственных эмоций [3]. Чем меньше эмоция осознается человеком и выражается в определенной конкретной реакции, тем сильнее алекситимия может выступать как фактор риска развития психосоматических заболеваний.

Особенно подвержены возникновению и развитию данного синдрома педагоги, работающие с «особым» контингентом обучающихся, поскольку специфика психологических и физиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагога повышенного уровня эмоционального напряжения, особого подхода в организации педагогической деятельности, умения установить контакт с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного учащегося. Низкий уровень обучаемости детей с ограниченными возможностями здоровья приводит педагога к постоянным переживаниям по поводу противоречия между затраченными усилиями и полученным результатом, и на фоне высокой стрессогенности снижает самооценку педагога, вызывая сомнения в эффективности собственной деятельности.

 Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа детей, имеющих множественные нарушения психофизического развития. «Усложнение» контингента обучающихся определяет необходимость постоянного поиска и накопления новых знаний в области дисциплин, смежных с дефектологией. Все это значительно усиливает психоэмоциональное напряжение педагогов.

Все вышесказанное определяет потребность в более глубоком изучении особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих в специальных (коррекционных) школах, исследовании взаимосвязи развития СЭВ и другого психологического феномена – алекситимии, представляющих угрозу для психологического здоровья педагогов.

Исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания и алекситимии проводилось среди педагогов специальной (коррекционной) школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, в которой основной контингент обучающихся составляют дети, имеющие диагноз «олигофрения в стадии дебильности». Данная стадия характеризуется такими свойствами, как безынициативность, медлительность, инертность и отсутствие самоконтроля. Такие дети с трудом могут запомнить информацию, уровень внимания достаточно низкий. Взрослых людей они считают авторитетными, легко им подражают и с готовностью подчиняются.  Поступки таких детей чаще всего являются бесцельными, необдуманными и непредсказуемыми. Тем не менее, эти дети обладают вполне развитой речью, многими трудовыми навыками, знают и поддерживают правила поведения в обществе[5].

Другая группа респондентов - педагоги средней общеобразовательной школы, работающие со здоровыми (нормотипичными) обучающимися. 

Выборку респондентов составили 30 педагогов специальной (коррекционной) школы и 30 педагогов средней общеобразовательной школы в возрасте от 23 до 65 лет. Для исследования были отобраны следующие методики: методика В.В.Бойко  «Изучение эмоционального выгорания», методика З.Резапкиной, Г.Резапкиной «Психологический портрет учителя», специальный опросник Торонтской алекситимической шкалы, апробированной в институте им. В.М.Бехтерева [1,4].

В процессе проведения сравнительного анализа степеней выраженности фаз развития синдрома эмоционального выгорания у двух групп испытуемых были получены следующие результаты.

Фаза «Напряжение», характеризующаяся переживаниями психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенностью собой, ощущением «загнанности в клетку» и тревогой, у педагогов специальной (коррекционной) школы выражена значительно выше, чем у педагогов средней общеобразовательной школы. Следовательно,  педагоги, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, гораздо сильнее переживают психотравмирующие обстоятельства, ощущают себя «загнанными в клетку» и испытывают тревогу и депрессию, но при этом данная фаза у них не является сформированной.

Фаза «Резистенция (сопротивление)» в синдроме эмоционального выгорания находится уже в сформировавшейся стадии у педагогов обеих групп. То есть, педагоги проявляют неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, у них происходит расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей. Педагоги  пытаются с той или иной степенью успешности оградить себя от негативного влияния психотрамвирующих обстоятельств профессиональной деятельности.

Фаза «Истощение» не является сформированной у данных групп испытуемых, но при этом является значительно более выраженной у педагогов специальной (коррекционной) школы. Они значительно выше проявляют отстраненность в работе и у них гораздо ярче выражены психосоматические и психовегетативные нарушения, оскудение психических ресурсов, значительное снижение эмоционального тонуса, которое возникает, если стратегии сопротивления оказались неэффективными. Таким образом, результаты исследования по методике В.В. Бойко показали, у педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, уровень развития синдрома эмоционального выгорания более выражен, вследствие того, что педагоги данной группы в силу специфики своей профессиональной деятельности подвержены гораздо более высоким стрессовым напряжениям, чем педагоги, которые работают со здоровыми учащимися.

Анализ результатов исследования по методике З. Резапкиной и         Г. Резапкиной позволил сделать вывод, что педагоги, которые работают с учащимися с ОВЗ, отличаются от педагогов, которые работают со здоровыми учащимися, в основном тем, что общение с детьми является приоритетной ценностью, установление позитивных эмоциональных контактов чрезвычайно значимо для успешности профессиональной деятельности. Также у педагогов данной группы наблюдается преобладание неустойчивой самооценки.

Анализ результатов по опроснику Торонтской алекситимической шкалы показал, что для педагогов обеих групп характерен средний, ближе к высокому уровень алекситимии, которая рассматривается как проявление сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний, при этом выявлена статистически достоверная связь алекситимии с выраженностью фазы истощения.

Итак, анализ экспериментальных данных позволяет выдвинуть следующие предположения.

Педагоги, работающие в системе специального образования, более предрасположены к синдрому эмоционального выгорания, у них гораздо быстрее возникают выраженные психосоматические и психовегетативные нарушения, возникает невротическая симптоматика, существенно снижается профессиональное и личностное благополучие. Приоритетной ценностью для педагогов специальной (коррекционной) школы становится формирование позитивных эмоциональных контактов с обучающимися, это рассматривается как наиболее важный фактор для успешности профессиональной деятельности. При этом эмоциональное истощение и сниженная способность к осознанию и вербализации собственного эмоционального состояния является значительно более выраженными, чем у их коллег, работающих со здоровыми обучающимися.

Помимо основных задач, которые решает психолог, работающий в сфере специального образования, одним из приоритетных направлений его деятельности является психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания.  Сохранение психического здоровья педагогов должно стать основным фундаментом, над которым впоследствии более эффективно будут вырастать другие компоненты работы психолога с педагогами.

Литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.

2. Васюкова А. Н. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога / А. Н. Васюкова, Л. В. Клименко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2011.- № 18.

3. Искусных А. Ю. Алекситимия: причины и риски возникновения расстройства / А. Ю. Искусных // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 15.

4. Резапкина З. Психологический портрет учителя // Школьный психолог.- 2006. - № 6.

5. https://psylib.org/oligofrenija-stadii 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Тема: «Грусть»Цель: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.Задачи:1).Формировать понятие о чувстве и эмоции грусть;2).Развивать умение адекватно выражать свои эмоции (гру...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...

Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...

Методические рекомендации по организации работы педагога-психолога, направленной на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников

Проблема эмоционального выгорания педагогических работников является одним из приоритетных направлений деятельности психолога, работающего в сфере образования.Психологическая поддержка в ситуации эмоц...

Проект Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп

Актуальность исследования. Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счёту – здоровье это ,чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжени...