Психологический тренинг-занятие «Умение сказать «Нет». ( для учащихся 8-9 класса)
план-конспект занятия по психологии (8, 9 класс) на тему

Бадарчы Марта Оюновна

Для педагога- психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Чыргаландинская СОШ МР «Тес-Хемский кожуун РТ»

Психологический тренинг-занятие

«Умение сказать «Нет».

( для учащихся 8-9 класса)

Автор -составитель:

педагог –

психолог  Бадарчы М.О

2016г

Игровой практикум

«Виды отказа: умей сказать «НЕТ» для обучающихся 7-8 класса

Цель: привлечение внимания обучающихся к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ), оказание помощи подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.

Основные задачи:

1) Предоставить обучающимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека через участие в активных формах работы;

2) Сориентировать обучающихся на выбор здорового образа жизни; помочь овладеть определенными навыками принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.

3) Оказать психологическую поддержку подросткам, способствовать формированию адекватной самооценки.

 Участники: учащиеся 7-8 классов (группа 10-15 человек)

 

Человек часто сам себе злейший враг.

Цицерон

Название этапа

Задачи

Формы и методы работы

Содержание этапа

1

 

«Установление контакта с группой».

 

– Снять эмоциональное напряжение и создать

рабочую атмосферу в группе;

– Способствовать формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и особенностям другого.

1. Приветствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Упражнение-разминка "Мой портрет в лучах солнца».

 

 

- Ведущий приветствует участников занятия, сообщает тему занятия: «Тема сегодняшнего занятия звучит так «Виды отказа: умей сказать НЕТ». Ведь в жизни у каждого человека возникает такая ситуация, когда для него лучше всего будет отказаться от предложенного, особенно если это вредит его здоровью и будущему, в частности от употребления алкоголя, курения, наркотиков. Но не все мы умеем правильно сказать НЕТ. Именно этому мы сегодня поучимся.

 - Ведущий напоминает правила работы в группе, вывешивает на доску (Приложение 1);

- Ведущий просит ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: «нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей».

2

Основная часть

– Мотивировать на эффективное участие в группе

- Способствовать формированию ответственности за здоровый образ жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Упражнять в умении аргументировать отказ в ситуации выбора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Познакомить учащихся с видами отказа

 

 

- Упражнять в применении навыка отказа, в умении противостоять давлению окружающих

3. Беседа. Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Упр. «Нехочуха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Обсуждение

 

 

 

 

6. Ролевая игра «Отказ». Работа в микрогруппах по 3-4 человека.

 

 

 

 

 

 

- Класс делится на 3 группы, каждая из которых должна отобрать из списка и перечислить (можно добавить что-то свое) все негативные последствия для организма:

1. курения

2. алкоголизма

3. наркотиков

Список выдается каждой группе (Приложение 2).

- Участники выполняют задание, затем делается вывод об опасности курения, употребления алкоголя и наркотиков, что мы все это знаем, но часто не можем отказать людям, которые предлагают нам их попробовать.

- Ведущий задает вопрос: «А просто ли сказать НЕТ? Сейчас посмотрим». Выбирается ведущий (начинает педагог). Участники по очереди уговаривают ведущего пойти в кино, в лес, на дискотеку, а тот изобретательно отклоняет предложение. Игра идет с мячом: ведущий бросает мяч игроку, а тот «уговаривает», потом перебрасывает мяч ведущему, а тот не соглашается, т.е. демонстрирует детям образцы отказа.

- Делается вывод о том, что, отказывая, не всегда легко подобрать нужные слова, чтобы не обидеть человека, не вступить в конфликт, не остаться одному, не показаться слабым.

-  Разбирают виды отказов (фиксируют на доске), эффективные способы их применения, опираясь на личный опыт (Приложение 3)

- Каждой группе предлагается карточка с ситуацией. За 5-7 минут нужно придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации, а затем «проиграть» один из вариантов перед другими участниками (один уговаривает, второй – отказывается). Группы по очереди выступают, а зрители отгадывают форму отказа. Ситуации в Приложении 4.

- Делают вывод о том, что в ситуации давления, принуждения эффективно использовать отказ-отрицание либо отказ-отрицание с указанием обстоятельств и даже отказ-конфликт, как крайнюю меру отказа; когда есть опасность агрессии, то попытаться увести разговор в сторону, сослаться на проблемы со здоровьем и пр.

3

 

Рефлексия

проделанной

работы

– Побудить учащихся к высказыванию своей позиции по вопросам употребления ПАВ

 - Дать возможность получить обратную связь от других ребят, обсудить возникшие чувства.

7. Обсуждение, обмен мнениями

 

- Ведущий просит по цепочке рассказать о своих впечатлениях от участия в упражнениях, чувствах, возникших при их выполнении, будут ли они использовать полученные знания на практике, что понравилось, что не понравилось

Умение сказать «НЕТ».

Цель занятия:  Овладение участниками коммуникативными навыками и переноса этих навыков в реальную жизнь.

  1. Разминка. Упражнения «На что похоже мое настроение»,

Цель: Выражение эмоционального состояния через ассоциации. Осознание своего внутреннего мира.

Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет (погоду, музыку,

цветок, животное и т.д.) похоже Ваше настроение?».

Упражнение выполняется в кругу с мячом,

2   «Как сказать «НЕТ».        

Цель: Умение сказать «нет» при общении с другими людьми.

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации, когда необходимо сказать «нет», и овладение этим навыком имеет большое значение, так как сложно бывает сказать другому, особенно если другой человек настойчив. Трудно также и определиться: отказывать или соглашаться.

Сейчас мы постараемся отработать этот навык по «шагам», для того, чтобы Вы могли пользоваться им в своей жизни.

Сказать «да» - может означать сделать хуже себе, а сказать «нет» сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Так как же сказать «нет» не потеряв друзей.

Рассмотрите ситуации, предложенные детьми, когда подростки «на слабо» делают что-то опасное для здоровья. Ситуации, для которых значимые сверстники предлагают выпить, уколоться, «раскурить косячок»,

пойти на сомнительную вечеринку.

Психологические характеристики таких ситуаций, когда подростки не хотят идти, но не знают, как отказаться и при этом бояться оказаться высмеянными или отверженными группой. Ошибки спонтанного, неуверенного поведения, которые не позволяют защитить себя, смущение и поиск благовидных предлогов. Опасность такого поведения.

Шаги:

  1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
  2. Попросить разъяснения если что-то не ясно.
  3. Оставаться спокойным и сказать «нет».
  4. Объяснить, почему Вы говорите «нет».
  5. Если собеседник настаивает повторить «нет» без объяснений.
    Комментарии для ведущего:

Для второго шага - если что-то не ясно, спросите: «Что Вы имеете в виду?».

Для пятого шага, - если Вы отказали, человек может попытаться манипулировать Вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа. Однако отказ, не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом, знать свои цели. Например: «Я вижу, Вы очень расстроены, но у меня сейчас нет времени на это дело». Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей, Однако эта способность также важна, как и способность сказать «да».

3.  Упражнение: «Просьба - отказ».

Инструкция: «Выбираются по желанию два участника, Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько можно продержаться. Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например, попросить брошку на вечер, решить задачу, пойти вместе погулять и т.д.

Во   второй   части   этого   упражнения   меняется   задание.   Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать, второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет». Вопросы для обсуждения: Что понравилось, что было трудно? Что ты чувствовал, когда говорил «Нет»? Бывает ли в жизни трудно отказать?

4. Три базовых права личности:

Право делать то, что для тебя лучше.

Право самому выбирать.

Право переменить решение.        ,

Предложить ситуации, или примеры неконструктивного поведения подростков, которые не знают своих прав.

5.        Упражнение: «Подарок».
Участники встают в круг.

Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа».

  1. Рефлексия дня.
  2. Ритуал прощания.

Используемая литература:

  1. Тренинг уверенности в межличностных отношениях, Ромек В. Речь 2007
  2. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. М.: УЦ «Перспектива», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как сказать наркотикам «Нет!» час коммуникативного общения для учащихся 10-11 классов

Цель урока: дать понятие о различных источниках и  , под давлением которых подростки начинают пробовать, а затем и употреблять; дать информацию о способах отказа, которые помогут подростку против...

Психологическое сопровождение процесса адаптации к среднему звену учащихся 5-х классов.

Хочу поделиться опытом работы, который на протяжении 10 лет помогает успешно адаптировать учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю....

Рабочая программа «Психологическая готовность к экзаменам» тип: профилактическая для учащихся 9-11 классов

Единый государственный экзамен играет определяющую роль в жизни будущих выпускников. От результата сдачи этого экзамена зависит как уровень учебного заведения, в которое может поступить выпускник, буд...