«Как сказать наркотикам «Нет!» час коммуникативного общения для учащихся 10-11 классов
классный час (10 класс) по теме

Тараскина Наталья Анатольевна

Цель урока: дать понятие о различных источниках и  , под давлением которых подростки начинают пробовать, а затем и употреблять; дать информацию о способах отказа, которые помогут подростку противостоять негативному давлению сверстников, научить способам отказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_skazat_narkotikam.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

             «Как сказать наркотикам «Нет!»

(час коммуникативного общения для учащихся 10-11 классов)

       Цель: дать понятие о различных источниках и  , под давлением которых подростки начинают пробовать, а затем и употреблять; дать информацию о способах отказа, которые помогут подростку противостоять негативному давлению сверстников, научить способам отказа.

Методический материал: таблица: «Как сказать наркотикам «Нет!»; комплект ситуационных задач к ролевой игре «Уверенный ответ».

                                  Х о д    з а н я т и я

                          Уверенность – вот фактор, который

        гарантирует эффективный путь сопротивления

        давлению к употреблению наркотиков,

                                                                                алкоголя, табака                  

1. Задание. Назовите возможные употребления наркотиков.

    Записать на доске  с помощью ребят все варианты последствий употребления наркотиков для общества, для семьи и друзей, для самого употребляющего. Учитель обращает внимание ребят, что последствия злоупотребления наркотическими веществами очень тяжелые, порой необратимые. Употребление наркотиков, алкоголя, табака вредит каждому человеку независимо от того, выбрал ли он сам или его принудили к этому.

2. Объявление темы.

   Социальный педагог объявляет тему данного урока общения, спрашивает у учащихся, могут ли полученные знания помочь им сделать правильный выбор, будут ли знания о негативных последствиях употребления наркотиков, табака или алкоголя способствовать снижению количества людей, злоупотребляющих ими.

   можно спросить учащихся, растет ли, по их мнению, количество подростков, употребляющих наркотики, или снижается.

   Приводятся статистические данные по употреблению наркотиков, алкоголя подростками и молодежью по нашему город, району, региону.

     можно привести для сравнения статистические данные употребления табака, алкоголя и марихуаны молодежью штата Мичиган (США). написать их на доске.

                                    Данные университета штата Мичиган

1979-1980гг.

1989-1990

табак

20

         10,6

алкоголь

10

5

марихуана

11

          3

Вопросы:

- Что помогло переломить данную ситуацию в штате Мичиган в положительную сторону?

- какие вы можете выдвинуть предложения для снижения у нас количества молодежи, употребляющей наркотические вещества?

   Выслушав ответы учащихся можно сделать следующие выводы: снижению количества подростков, употребляющих наркотические вещества, помогли следующие мероприятия:

 

- изменение отношения молодежи к наркотикам;

- обучение подростков умению сделать правильный выбор;

- знать последствия злоупотребления наркотическими веществами;

- знание ответственности за незаконный оборот наркотиков;

- увеличение через СМИ антирекламы наркотиков.

   Нужно объяснить, что снижение  в США числа молодежи, употребляющей наркотики, произошло вследствие обучения по специально разработанным программам.

  1. Изучение видов давления и принуждения.

       Вопрос:

- Почему увеличивается количество молодежи, употребляющей наркотики?

 Нужно дать ребятам подумать, а затем вместе с ними обсудить ответы. Один из школьников записывает их на доске.

  Причины употребления наркотиков:

- любопытство;

- желание казаться взрослым;

- стремление испытать новые ощущения;

- для снятия стресса;

- для облегчения контактов;

- стремление к подражанию;

- надо попробовать все.

- Проанализируйте следующие факторы, способствующие употреблению наркотиков:

личностный (личное желание, убеждения);

семья (употребляют в семье);

ровесники (все употребляют);

реклама в СМИ.

- Давление ровесников – это принуждение, которому вы должны сопротивляться. Подражание способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений.

- Кто может рассказать о видах давления? напишите ответы на доске.

Виды давления.

Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Не хочешь попробовать кое-что?»

Давление, которое оказывают «дразнилки»

Тяжелое давление.

Косвенное, искушающее давление.

  1. Изучение способов сопротивления.

   Необходимо написать на доске слово «уверенный» и спросить у учащихся, что это значит. Определить это понятие как один из способов поведения, открытое высказывание своего мнения, которое имеет право быть и должно уважаться другими.

Ролевая игра.

     Приглашаются двое школьников к доске, им предлагается ситуация, когда нужно отказаться от предложенной сигареты с марихуаной. Выслушать несколько видов отказа. Ребята определяют, какой отказ был наиболее уверенным.

 Виды ответов:

- уверенные;

- неуверенные;

- агрессивные;

Уверенный ответ:

- говорит твердо, спокойно;

- стоит прямо;

- смотрит прямо в глаза;

- уважает свои права и права других;

- не позволяет никому влиять на себя, не позволяет делать с собой то, чего он не хочет;

- совершенно уверен в себе.

Неуверенный ответ:

- нервничает;

- избегает смотреть в глаза собеседнику;

- поникшая осанка;

- пожимает плечами;

- речь растянута, с длительными паузами, много сорных слов: «в общем», «значит», неуверенных фраз: «Да я не знаю…», «может быть», «ну, ладно»;

- делает то, чего от него ждут, и позволяет себя принудить сделать то, чего он делать не хочет.

Агрессивный ответ:

- говорит резко, громко, с вызовом;

- перемежает свою речь ненормативной лексикой;

- оскорбляет;

- наглый взгляд;

- сильно жестикулирует;

- игнорирует правила поведения;

- ставит других в неловкое положение;

- нарушает права других.

Вывод:

Уверенность помогает человеку отстаивать свои права.

Уверенность помогает выйти из конфликтных ситуаций.

Уверенность помогает человеку противостоять давлению.

Уверенность сохраняет индивидуальность.

Уверенность помогает человеку сказать «нет».

                          Восемь способов сказать  «НЕТ»

  1. Говори: «Нет, спасибо».

- Ты хочешь выпить?

- Нет, спасибо.

2) Объясни причину отказа.

- Ты не хотел бы выпить вина?

- Нет, спасибо. Я не пью вина.

3) Повтори несколько раз свой отказ.

- Хочешь покурить марихуану?

- Нет,

- Ну, давай!

- Нет.

- Ты только попробуй, тебе понравится.

- Нет.

4) Уйди.

- Давай выпьем водки и покурим. Сегодня родители придут поздно.

- Нет. Я ухожу.

5) Смени тему разговора.

- Давай попугаем вон тех девчонок.

- Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый фильм.

6) Избегай критических ситуаций (порой предвидя их).

Тебе знакомы места, где пробуют наркотики, ведут себя недостойно. Лучше не ходи туда, избегай таких мест.

7) Используйте так называемый «холодный душ».

- Ты чего вчера сбежал, побоялся выпить, покурить? Пойдем сегодня, попробуешь.

Не обращая на него внимания, игнорируй его, уходи.

8) Сила в коллективе и в друзьях.

  Дружи и встречайся с теми, кто тебя понимает, кто поможет тебе в трудный момент, кто придет к тебе на помощь и поддержит тебя.

5. Ролевая игра «Уверенные ответы».

Учащиеся работают в малых группах. Каждой группе раздается комплект ситуационных задач. ребята их обсуждают и дают три варианта ответов. Педагог помогает школьникам в выполнении данного задания. Затем вызывает двух-трех учащихся и просит их показать три варианта ответов. Ребята обсуждают и определяют, какой из ответов был наиболее уверенным.

        Обратить учащихся на то, что дает уверенность:

 Учит говорить «нет».

Помогает человеку не делать того, чего он не хочет.

Дает возможность отстаивать свои права.

   Убедить учащихся, что они должны быть готовы использовать эти ответы в своей жизни.

  1. Подведение итогов.

   Педагог говорит, что различные виды давления будут сопровождать человека всегда, и от того, насколько учащиеся смогут противостоять давлению, зависит принятие ими правильного решения и выбор поведения, а это умение окажет положительное влияние на всю дальнейшую жизнь.

Ситуационные задачи к ролевой игре

«Уверенный ответ-отказ»

Задача 1.

             Твой друг пригласил тебя к себе на вечеринку, сказав, что там будут одноклассники и ребята из старших классов. «Приходи, родителей не будет, вот и повеселимся, выпьем, покурим, потанцуем».

Задача 2.

               Во дворе одноклассник сказал: «У меня есть сигарета, пойдем в подъезд, попробуем или ты боишься? Если ты не пойдешь, то ты мне не друг».

Задача 3.

               В подъезде Саша увидел своих знакомых. Они курили, громко смеялись, рядом стояли бутылки в пивом и вином. Рассказывали неприличные анекдоты, сквернословили. Ребята предложили вместе  сними выпить и покурить, сказав, что они отмечают день рождения своего друга. «Что, брезгуешь, не хочешь? Ну-ну, смотри!»  

   При выполнении этого задания используйте все возможные варианты уверенного отказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игре баскетбол

За последнее время баскетбол как спортивная игра значительно интенсифицировался. Эта тенденция требует не только больших физических затрат, но прежде всего, психической подготовленности (разви...

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....

Обобщение опытом тема «Воспитание навыков коммуникативного общения учащихся ».

План.   Введение…………………………………………………………………………………...3-5стр.                 ...

Формирование коммуникативных навыков у учащихся подростков в классе инструментального ансамбля ДШИ.

Цель: Изучить особенности формирования коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста на занятиях инструментального ансамбля в ДШИ, выявить практические методы решения данной проблемы....

Программа коммуникативных тренингов для учащихся 7 – 8 классов «Я - подросток»

Цель курса: создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, создание условий дл...