Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Ганчева Светлана Николаевна

Программа коррекционно – развивающих занятий с психологом для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью 5-9 классов составлена на основе программы С.В. Плотниковой «Развитие познавательных процессов». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tyazhelaya_stepen.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                              г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению        

на Педагогическом совете

Протокол №  1 от «___» августа 2017 г.

.

Утверждена        

Приказ № 126 от «01» сентября 2017 г.

Директор школы

_______________Н.И. Кострикина

       

                                                               

Программа коррекционного курса

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью

(индивидуальные занятия 5-9 класс)

на 2017-2018 учебный год

 

Составитель:

педагог-психолог

С.Н. Ганчева

Содержание

Пояснительная записка ………………………………….………………. 3

Учебно-тематическое планирование ……………..………………..…… 5

Тематическое планирование ……………………..…….………….….…. 6

Учебно-методическое обеспечение ……………………………….……. 8


Пояснительная записка.

Программа коррекционно – развивающих занятий с психологом для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью 5-9 классов составлена на основе программы С.В. Плотниковой «Развитие познавательных процессов».

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:    

  1. Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от    29 декабря  2012 г.  273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  3.  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  4. Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области».

Цель: создание условий для успешного развития эмоционально – волевой сферы, развития и коррекции самооценки, самоконтроля, развития слухового восприятия.

Задачи:

— формирование у обучающихся представления о понятиях «можно», «нельзя»;

— развитие умения воспринимать на слух информацию, инструкцию педагога, интонацию, название предметов, цвета;

— развитие речевого слуха;

— развитие у обучающихся представлений о различных эмоциональных состояниях;

— изучение в совместной деятельности с педагогом различных эмоциональных состояний на практике;

— развитие у обучающихся адекватной самооценки, позитивного отношения к сверстникам.

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

— учет специфики овладения обучающимися информацией, знаниями;

— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности;

Предполагаемые результаты:

— уметь слышать и выполнять инструкцию педагога, основные требования;

— знать понятия «нельзя», «можно»;

— иметь представление о существовании различных эмоциональных состояниях;

— адекватно и положительно относится к сверстникам, к окружающим людям;

Количество часов в неделю – 1 часа, в год – 35 часов.

Учебно-тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Диагностика

1

Развитие слухового восприятия

10

Самоконтроль

8

Развитие эмоциональной сферы

10

Развитие самооценки

5

Итоговая диагностика

1


 Тематическое планирование 

№ п/п

Тематика занятий

Количество

часов

I.

Диагностика

1

II.

Развитие слухового восприятия

9

1

Развитие умения воспринимать громко, тихо

1

2

Формирование умения воспринимать на слух интонацию

1

3

Развитие умения слышать и выполнять требования педагога («Садись», «Бери тетрадь», «Бери ручку», «Открой тетрадь»)

1

4

Развитие способности на слух воспринимать название различных предметов (упражнение «Найди и покажи»)

1

5

Развитие способности на слух воспринимать название различных предметов (упражнение «Найди и покажи»)

1

6

Развитие способности на слух воспринимать различные цвета карандашей (упражнение «Где какой цвет»)

1

7

Развитие способности на слух воспринимать различные цвета карандашей (упражнение «Где какой цвет»)

1

8

Развитие речевого слуха (упражнение «Кто как кричит?»)

1

9

Развитие речевого слуха с использованием презентации «Чей голос»

1

III.

Самоконтроль

7

10

Знакомство с понятиями «нельзя», «можно»

1

11

Формирование представлений у обучающегося что нельзя, а что можно с использованием карточек

1

12

Развитие умения у  обучающегося слышать и выполнять требования педагога

1

13

Обучение по соотнесению карточек («Нельзя», «Можно», «Что делать») в совместной деятельности с педагогом

1

14

Развитие умения самостоятельно соотносить карточки

1

15

Развитие навыка контроля над собой и своими действиями в школе на перемене, в столовой, в окружении людей

1

16

Развитие умения оценивать свой внешний вид с использованием зеркала

1

IY.

Эмоциональная сфера

10

17

Изучение различных эмоций с использованием карточек

1

18

Изучение эмоциональных состояний путем их рисования в совместной деятельности с педагогом

1

19

Продолжение знакомства с различными эмоциональными состояниями через вырезание из журналов / картинок разных частей лица

1

20

Развитие умения соотносить инструкцию педагога с личными действиями (упражнение «Подними карточку с эмоцией …»)

1

21

Развитие способности понимать и выражать с помощью карточек эмоциональные состояний (упражнение «Азбука настроений»)

1

22

Развитие умения использовать эмоцию радости при выполнении задания (упражнение «Ты все правильно сделал – давай вместе похлопаем», «Похвала»)

1

23

Тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, используя прием подражания (упражнение «Повторяй»)

1

24

Формирование эмоционального контакта со взрослыми (упражнение «Иди ко мне – беги ко мне»)

1

25

Тренировка умения останавливаться (упражнение «Стоп», «Остановись»)

1

26

Формирование умения регулировать свое агрессивное поведение (упражнение «Запрещено»)

1

Y.

Самооценка

7

27

Развитие уверенности в себе (упражнение «Ты сможешь», «У тебя все получится»)

1

28

Формирование представлений о понятиях «Я могу», «Я сделаю». Работа с карточками на соотнесение.

1

29

Формирование умения работать самостоятельно (упражнение «Сделай сам», «Ты сможешь»)

1

30

Формирование у обучающегося представлений об индивидуальности (упражнение «Это ты, а это я», «Разные цветы»)

1

31

Развитие у обучающегося творческой активности (упражнение «Повторяй за мной», «Удиви меня»)

1

32

Развитие положительной самооценки (упражнение «Это сделал я», «У меня все получилось»)

1

33

Повышение уровня личностной самооценки обучающегося (упражнение «Прекрасное начало», «Ты все замечаешь»)

1

YI.

Итоговая диагностика

1

Учебно-методическое обеспечение

1. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003

2. «Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001

3. Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008

4. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004

5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 2005.

6. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

7. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 2002.

8. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 2008

9. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» групповые занятия 5-7 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы кандидата психологических наук Н.Л. Васильевой и предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ум...

Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)

Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития познавательных процессов обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития»....

Программа коррекционного курса "Развитие познавательных процессов" (групповые занятия 5-7 класс)

Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень)....

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» 5-7 классов на 2017-2020 учебные годы

Данная программа предназначена для детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (легкая степень). Программа по развитию познавательных процессов со...

Рабочая программа дефектологических занятий коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» для обучающихся 1 класса, вар.1

Рабочая программа дефектологических занятий курса "Развитие познавательных процессов" разработана для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Сро...