Адаптированная программа основного общего образования для учащихся с ЗПР
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему

Силаева Наталья Евгеньевна

Обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адаптированная программа239 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ВИКТОРОПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ »

                                                                                                                                     Утверждаю

                                                                                                                        Директор школы

                                                                                                                       _________________

                                                                                                                        И.А.Маркова

                                                                                                                   « 01» сентября 2017 г.

АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

 ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (7.1)  

Викторополь 2017г.


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цель: обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации организацией осуществляющей образовательную деятельность АОП ООО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное  развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования, среднего общего образования;

- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно - оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др.  с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

- использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутри школьной социальной среды;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального (коррекционного) образования способствовали появлению и внедрению в практику идей инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР совместно с нормально развивающимися сверстниками. В связи с этим появилась необходимость придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребёнку, имеющему нарушения в психофизическом здоровье, доступную и полезную для его развития форму интеграции.

Для обучающихся с ЗПР в образовательной организации организовано инклюзивное обучение, которое представлено следующим вариантом – это совместное обучение нормально развивающихся обучающихся с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья ЗПР (основание решение и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) в общеобразовательных классах

Принципы и подходы к формированию АОП ООО обучающихся с ЗПР

В основу разработки и реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АОП ООО обучающихся с ЗПР создается и реализуется в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к:

  • структуре АОП ООО;
  • условиям реализации АОП ООО;
  • результатам освоения АОП ООО.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АОП оОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с  ЗПР  младшего подрасткового возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно - практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В основу формирования АОП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- принцип коррекционной направленности образовательной деятельности;

- принцип развивающей направленности образовательной деятельности, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ЗПР;

- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося С ЗПР к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

Нормативный срок освоения АОП ООО предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5лет), в исключительных случаях, по рекомендациям ПМПК, срок обучения может увеличится не более чем на два года.

Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АОП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АОП ООО. Обязательными условиями реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителей со специалистами (учителем-логопедом, психологом, социальным педагогом), реализующими программу коррекционной работы.

Определение варианта АОП ООО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов,  соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью  обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Радел II. Характеристика образовательного пространства МОУ «Викторопольская СОШ»

2.1.         Информация о школе

Правоустанавливающие документы:    

1.Лицензия №5664  от 24.01.2013г. на осуществление образовательной деятельности срок действия (бессрочно) (31Л01 № 0000214);                                                                                                                                          2. Свидетельство о государственной аккредитации № 3519 от 29.03.2013г. сроком до 25  марта 2025 года (31А01 № 0000078);

        Юридический адрес: 309724 Белгородская область, Вейделевский район,

        п. Викторополь ул. Парковая 2.

Общие сведения о школе и контингенте учащихся

Школа расположена в 7,5 км от районного центра п. Вейделевка.

Учреждение расположено в трехэтажном  здании 1986 года постройки.  Имеется прилегающая территория засаженная  кустарниками, деревьями. На территории   располагается спортивная площадка,  что позволяет проводить оздоровительные мероприятия в зависимости от времени года. В здании   школы  размещена школьная библиотека, школьный музей.

Сведения о численности обучающихся по ступеням обучения

Учебный год

Всего

Дети с ОВЗ

1-4 классы

Дети с ОВЗ

5-11

классы

Дети с ОВЗ

Классы комплекты

2017-2018

162

-

82

2

80

-

11

Организация образовательного процесса

Школа работает в режиме 5-и дневной рабочей недели все классы. Средняя наполняемость классов - 15 человека. Учащиеся  обеспечены учебниками из фонда библиотеки.  

На основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации МОУ «Викторопольская СОШ» имеет право на осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным программам. Учебный план школы составлен и скорректирован и c учетом запросов родителей, образовательных потребностей обучающихся. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Школьный компонент распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на элективные курсы с целью коррекции знаний учащихся, подготовки к государственной итоговой аттестации

Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО соответствуют ФГОС ООО.

Личностные результаты освоения АОП ООО включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АОП ООО обучающихся с ЗПР

Требования ФГОС ООО обучающихся с ЗПР

Достижение требований

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются  для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?

Знает  и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявлять эти чувства в добрых поступках.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

Ученик воспринимает планету Земля как общий дом  для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.

Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования,  во временных творческих группах

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

 Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает,  для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки со своими возможностями. Различает «что я хочу» и «что я могу». Может обратиться за помощью, осваивает навыки самообслуживания

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично),  в отношениях к людям, к результатам труда

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей. Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Ученик позитивно участвует в  коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления,  терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Ученик учится уважительно относиться к иному мнению, умению слушать. Воспитывает в себе толерантность

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

 Ученик осваивает навыки самообслуживания дома и в школе, стремится к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям, знакомство с ТБ: обращение с электроприборами, правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми. Знакомство с правилами поведения в школе, с уставом, эмблемой школы, с правами и обязанностями ученика

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

 Ученик развивает устную и письменную коммуникацию, способность к осмысленному чтению и письму. Овладевает правилами общения, умения активно слушать, обратиться с просьбой, проблемой. Развивает умения корректно выразить свои чувства, отказ недовольство, просьбу. Осваивает культурные формы выражения своих чувств

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

 Ученик развивает любознательность, способность замечать новое и задавать вопросы, включаться в исследовательскую деятельность. Ученик развивает умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятыми другими, умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Ученик учится выделять качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; усваивает обоснование необходимости бережного отношения к любой собственности, проявление бережного отношение к вещам, предметам труда людей; своей и чужой собственности; получает познание необходимости труда  в жизни человека

Метапредметные результаты освоения АОП ООО обучающихся с ЗПР - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Раскрываются через умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ООО они отражают базовый уровень планируемых результатов и могут быть выстроены по следующим позициям требований.

Требования ФГОС ООО обучающихся с ЗПР

Достижение требований

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Ученик принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способ её решения, осуществляя пробы

Формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

Ученик формирует умение работать с книгой. Самостоятельно отбирает для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет, компетентные люди – библиотекарь, учитель старших классов)

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Ученик намечает действия при работе в паре, составляет простой план действий при написании творческой работы, создании проектов. В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, может совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта может дать обоснованную оценку его результатов

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Сопоставляя свои действия и результат, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Ученик может перевести в устный текст данные из таблицы, схемы, диаграммы, может дополнить или достроить их, использовать эти средства для записи текстовой информации. Активно использует модели при анализе слов, предложений, при решении математических задач

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

Ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство). Умеет презентировать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии  содержанием конкретного учебного предмета, формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

Ученик умеет работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии  содержанием конкретного учебного предмета, формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить своё выступление

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

Ученик предъявляет смысловое чтение произведений разных стилей и жанров. Ученик адекватно использует речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности и повседневной жизни, он может составлять тексты в устной и письменной форме на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

На изученном предметном материале предъявляет овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Ученик умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

Ученик предъявляет освоенность начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Ученик предъявляет освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами

Учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

В школе на 1 сентября 2017 года педагогами  работает 21 человек.  Из них с разными категориями  учащихся с ОВЗ работает  5 человек.

В школе имеется педагог - психолог.        

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, специального образования для работы с детьми с ОВЗ не имеют.

Таким образом, анализ кадрового состава позволяет делать вывод о том,  что требуется пересмотр системы повышения квалификации педагогов в этом направлении. Сегодня их уровень знаний в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет самообразования, через организацию и проведение семинаров, мастер – классов на базе образовательного учреждения.

Предметные результаты освоения АОП основного общего образования обучающихся с ЗПР.

Предметные результаты освоения АОП ООО обучающихся с ЗПР – освоенный обучающимися с ЗПР в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Базовый уровень усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения на уровне начального общего образования

Филология

Русский язык.

1) формирование первоначальных представлений о единстве и

многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как

основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление

национальной культуры и основное средство человеческого общения,

осознание значения русского языка как государственного языка Российской

Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и

письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции

человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и

родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литература.

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Иностранный язык (Английский язык):

1) приобретение навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Математика:

1) использование математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение основного опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Обществознание и История России и История средних веков:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности мира, освоение основ социальной грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Искусство Изобразительное искусство:

1) сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Музыка:

1) сформированность представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Технология:

1) получение основных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение основных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Физическая культура: 

1) формирование основных  представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). В том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) .

Учебный план

учащихся  5 и 6 класса   Березина Михаила и Руденко  Ивана (инклюзивное  обучение)

Предметы

5 класс

6 класс

Русский язык

5

6

Литература

3

3

Английский язык

3

3

Математика

5

5

История России

Всеобщая история

2

2

Обществознание

1

1

География

1

1

Биология

1

1

Музыка

1

1

Изобразительное искусство

1

1

Технология

2

2

Физическая культура

3

3

Всего

28

29

2. Программа коррекционной работы

 Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:

1. Пояснительная записка, в которой определяются общие цели, принципы коррекционной работы в образовательной организации.

2. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР), их интеграцию в организации осуществляющей образовательную деятельность и освоение ими АОП ООО.

3. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ ЗПР, в условиях образовательной деятельности включающего психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АОП ООО, условия корректировки образовательных мероприятий.

4. Описание специальных условий и воспитания обучающихся с ОВЗ (ЗПР), в том числе и безбарьерной среды и их жизнедеятельности.

4.Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов образовательного учреждения в области коррекционной педагогики;

5.Планируемые результаты коррекционной работы.

Пояснительная записка.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), а также с учетом опыта работы образовательной организации по данной проблематике.

Программа коррекционной работы в организации обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья ЗПР, их интеграцию в организацию осуществляющей образовательную деятельность и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающихся с ЗПР.

Содержание программы коррекционной работы определяется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

  • Достоверности - профессиональный анализ специалистами образовательной организации медицинских показателей учащихся (медицинский работник); психологической (школьный психолог) и педагогической (учитель, завуч) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса обучающегося, семьи, условий обучения и воспитания;
  • Гуманистической направленности — опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;
  • Педагогической целесообразности - создание карты «Индивидуального образовательного маршрута»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, медицинский специалист, психолог, учитель-логопед, социальный педагог и др.).

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ (ЗПР) и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям;
  • возможность освоения детьми с ОВЗ АОП ООО и их интеграции в образовательной организации.

Программа коррекционной работы позволяет каждому члену педагогического коллектива увидеть, как протекает учебная деятельность у обучающегося, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося.

Цель и задачи программы

Цель: обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ЗПР и оказание помощи обучающимся этой категории в освоении АОП НОО.

Задачи:

– своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья ЗПР;

– определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ ЗПР, детей- инвалидов;

– определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждогообучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

– создание условий, способствующих освоению обучающимся с ОВЗ ЗПР АОП ООО  и их интеграции в образовательной организации;

– осуществление индивидуально ориентировано психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии);

– организация индивидуальных и (или) групповых занятий для обучающихся с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

– реализация системы мероприятий по социальной адаптации добучающихся с ОВЗ ЗПР;

– оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы формирования программы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательных отношений.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми с ОВЗ ЗПР.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ ЗПР выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ ЗПР в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность.

 Перечень, содержание и план реализации индивидуально – ориентированных коррекционных мероприятий.

На фоне сегодняшней социокультурной ситуации проблема коррекции в развитии детей является предметом повышенного внимания. Процесс сопровождения ребенка начинается с момента фиксации проблемы и завершается тогда, когда она оказывается решенной. При этом важным является не только коррекция, но и профилактика и предупреждение любых отклонений в здоровье. Коррекционная работа занимает центральное положение в системе образования детей с нарушениями развития. Одним из сложных этапов коррекционной работы является коррекция недостатков учебной деятельности. В образовательно организации сложилась система работы по данному направлению.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению обучающимся с ОВЗ ЗПР планируемых результатов освоения АОП ООО. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к АОП ООО, может уточняться и корректироваться.

Предметом программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. К числу основных условий относятся:

– введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения обучающихся в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;

– интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомо-комплексы;

– разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе - образовательных, коррекционных, реабилитациионных);

– объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ;

– расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;

– развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники.

Практическая работа по реализации программы коррекционной работы предполагает:

  • повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, специалистов, родителей (законных представителей);
  • разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с ограниченными возможностями здоровья ЗПР;
  • координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.

Программа коррекционной работы позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно- развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей через изучение трудностей обучения по обязательным предметам начальной школы, выявленных у младших школьников.

Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР.

При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АОП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений.

В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.


 Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательной деятельности

Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ ЗПР в условиях образовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа включает:

– своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

– раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

– комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

– определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ ЗПР, выявление его резервных возможностей;

– изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

– изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ ЗПР;

– системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

– анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

– выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ ЗПР коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

– коррекцию и развитие высших психических функций;

– развитие эмоционально волевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его поведения;

– социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ОВЗ ЗПР, единых для всех участников образовательных отношений;

– консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ ЗПР;

– консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ ЗПР.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

– различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ ЗПР;

– проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей обучающихся) по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

I. Работа ПМПк по анализу рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии — сентябрь.

II. Проведение педагогической диагностики успешности обучения младших школьников и анализ ее результатов — сентябрь, декабрь, май.

III. Разработка индивидуальных траекторий развития, включающих: карту «Индивидуального образовательного маршрута».

Разработка индивидуальных траекторий развития, включающих: карту «Индивидуального образовательного маршрута» обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и физического развития анализ успешности их реализации — в течение года;

Для учащихся, имеющих ряд трудностей предметного и общеучебного характера, допустима разработка Индивидуальной траектории преодоления трудностей.

При разработке коррекционных программ учитываются условия успешного проведения коррекционно-развивающей работы.

IV. Проведение мероприятий с целью расширения педагогических знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании — в течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР....

Рабочая программа по биологии по программе основного общего образования, адаптированной для детей с нарушением интеллекта, для учащихся 7 класса

Рабочая программа разработана  на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы общего образования (5-8 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маны...

Рабочая программа по биологии по программе основного общего образования, адаптированной для детей с нарушением интеллекта, для учащегося 8б класса

Рабочая программа разработана  на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы общего образования(5-8 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маныч...

Пояснительная записка к Рабочей программе по английскому языку для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования.

Пояснительная запискаРабочая  программа по английскому языку предназначена для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего об...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по литературе для учащихся с ОВЗ для 9 класса

При обучении детей с ОВЗ, следует учитывать их особенности:недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки,    быструю    утомл...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 9 класса для учащихся с ОВЗ

При обучении детей с ОВЗ, следует учитывать их особенности:недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки,    быструю    утомл...