«Жизнь без табака»
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Виноградова Дарья Владимировна

Программа профилактикикурения в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_tabakokureniya.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 52» (ГКОУ СКОШИ № 52)

Расковой ул., д.20А, стр.1, Москва, 125040

Тел./факс (495)612-40-41

ОКПО 29067574,ОГРН 1027700517646,

ИНН/КПП 7714081706/771401001

E-mail: sk52@edu.mos.ru

Согласовано»

Зам. директора по УВР
ГКОУ СКОШИ 52

_______/                          /

 «___» _________        2015г.

«Утверждено»

Директор
ГКОУ СКОШИ 52

_____        __/                          ./

Приказ №        ______ от

«___» _________        2015г.

Программа

профилактики    курения в школе

«Жизнь без табака»

                                                                   

                                                                       Составили педагоги-психологи

                                                                                          ГКОУ СКОШИ №52:

                                                                                               Тимошенко Е.А.

                                                                                                Трефильева Д.В.

Москва

                                               Пояснительная записка

Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья: прежде всего, от курения. Ибо хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространённости курения.

Проблема табакокурения в настоящее время приобрела социально- экономический характер и настойчиво требует разработки предупредительных мер в целях защиты интересов личности и общества.  По мнению ВОЗ   табак рассматривается как «оружие массового поражения». Связанные с курением сердечно-сосудистые заболевания каждый год уносят жизни 600 тысяч человек, и миллион – в развивающихся  странах.

Курение- главная угроза здоровью и одна из причин смертности россиян. Расчёты, приведённые ведущими российскими учёными и экспертами ВОЗ,  показали, что из полумиллиона мужчин среднего возраста (35-69 лет), ежегодно умирающих в нашей стране, у 42% причиной смерти является курение. И что смерть, связанная с курением, среди мужчин среднего возраста, умерших от злокачественных опухолей составляет 59%, от сердечно-сосудистых заболеваний-  44%, от хронических неспецифических лёгочных заболеваний- 70%.

Западные табачные компании, которые потеряли рынки сбыта у себя дома, ведут борьбу за право «владения» огромными рыночными пространствами России, где в настоящее время курят 40 млн. человек. В последнее время растёт число курящих среди подростков, молодёжи и женщин. Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Бытует мнение, что производство и реализация табачных изделий выгодно для экономики, однако данные Мирового Банка говорят о том, что эта отрасль в целом наносит экономике значительный ущерб. Урон, который наносится государству затратами на лечение, потерей трудоспособности и смертью сотен тысяч людей от болезней, причиной которых является курение, значительно превосходит доход, получаемый от табачной промышленности в виде налогов и других поступлений в бюджет. Анализ, проведённый Мировым Банком, показал, что глобальные экономические потери, связанные с реализацией табачных изделий, оценивается в 200 миллиардов долларов США в год. В настоящее время рассматривается вопрос участия России в рамочной конвенции по борьбе против табака, которую уже подписало 115 стран и ратифицировало более 15 государств мира. День 31 мая объявлен Всемирным днём без табака. Ежегодно третий четверг ноября отмечается как Всемирный день отказа от курения.

Табачная эпидемия в России захватила более 50 млн. человек, из которых 70%- мужчин, 30 % женщин и более 50% подростков. В 15 лет у многих подростков  выраженная табачная зависимость. Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению». А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, неправильная ориентация: курение – это модно, престижно и т.д., а также недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание, насколько  эта привычка для здоровья реально опасна.

По данным официальной статистики, каждый день 700 россиян умирают от болезней, вызванных курением, причём больше половины курильщиков умирают в трудоспособном возрасте. С курением связывают возникновение таких болезней, как рак лёгких, болезни сердца и инсульты, эмфизема лёгких, хронический бронхит, язвенная болезнь желудка и двенадцатипёрстной кишки. В России курильщики со стажем живут на 20 лет меньше, чем некурящие.

            Табакокурение является фактором, увеличивающим в 6-8 раз количество осложнений туберкулёза и смертность от этого заболевания.

Более 40 компонентов табачного дыма – канцерогены. Исследования доказали: чем дольше человек курит, тем более вероятно у него развитие рака носа (в 2 раза чаще), горла (в12 раз), гортани (в 10-18 раз), пищевода (в 8- 10раз) и т. д.

Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества. В настоящее время во всём мире среди проблем, стоящих перед обществом, важнейшей является курение. Значительная часть современной молодежи подвержена табакокурению: по данным ВОЗ, примерно 30% молодежи в возрасте от 15 до 18 лет курит. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Данный  факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин. К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.

Поэтому привитие школьникам элементов здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты является весьма актуальной проблемой.

Цели:    

                                     

-Снижение потребления табачных изделий школьниками.

-Укрепление и сохранения здоровья детей.                                                                 

-Подготовка детей к формированию и осознанному выбору здорового образа жизни и ответственности за свой выбор.

-Уменьшение количества новых курильщиков в школе и повышение внимания учащихся и персонала образовательного учреждения к проблеме курения.

Задачи:

  1. Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию курения на территории школы;
  2. Предоставить учащимся объективную информацию о последствиях курения и сформировать представления о негативном влиянии курения на различные сферы жизни человека (здоровье, учебу, работу, личную жизнь и т.п.);
  3. Сформировать у учащихся негативное отношение к курению;
  4. Сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к сигаретам

Участники программы.

  В реализации программы примут участие:

  • учащиеся школы
  • штат сотрудников школы, включая администрацию и технический персонал
  • родители

Главные принципы реализации программы .    

Охрана здоровья связана с обучением и воспитанием – неразрывными элементами школьного образования: обучение – овладение знаниями и информацией; воспитание – формирование навыков ответственного поведения и здоровых установок, развитие личной и социальной компетентности.

Профилактическое обучение основано на научно установленных закономерностях. Вероятность приобщения к курению снижается,  если:

1. Ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.

2. Поощряется вера в свои силы;  признается уникальность каждого человека.      

3. Учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения,  находить альтернативные курению модели поведения.

4. Дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению.        

Содержание уроков профилактического обучения должно развиваться по спирали. Объем школьных знаний ребенка увеличивается адекватно росту и развитию, установки и поведенческие навыки усиливаются и совершенствуются. В качестве методологии используется метод обучения в группе.

Профилактическое обучение необходимо начинать с детей младшего школьного возраста. Профилактика намного эффективнее среди тех,  кто не курит.

Разработанная нами  программа опирается на следующие принципы:


  • Системность – разработка и проведение профилактических мероприятий происходит исходя из системного анализа ситуации с табакокурением в школе.

  • Комплексность – в реализации профилактических и лечебных мероприятий принимают участие все необходимые для их успешной реализации специалисты от психолога до врача-терапевта, нарколога и психотерапевта.

  • Стратегическая целостность – формируется единая стратегия профилактической деятельности, обуславливающая основные стратегические направления, конкретные мероприятия и акции.

  • Этапность – реализация лечебно-профилактической программы включает ряд этапов, представляющих из себя своего рода «сито» с все более и более мелкими ячейками. Каждый последующий этап, таким образом, оказывается все более специализированным, в его реализации задействуется все большее количество специалистов.

  • Преемственность – каждый последующий этап профилактической программы является продолжением предыдущего, исправляя недочеты и дополняя его новыми мероприятиями.

  • Доступность – получить высокоспециализированную помощь может любой высказавший желание и нуждающийся в ней подросток.

  Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий:

  • Хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категоричного запрета курения, а при формировании критического мышления к существующей проблеме;

- Прежде всего, акцент программы должен быть сделан на повсеместное прекращение курения в школе. В целях повышения эффективности  программы   курение  в школе должно быть прекращено на всех уровнях: учителя, работники школы, родители, учащиеся.

Основные направления программы.

  1. Профилактика табакокурения среди подростков, молодежи и других возрастных групп.
  2. Мероприятия, направленные на выявление и пресечение противоправной деятельности, связанной  с реализацией табачных изделий.
  3. Меры по развитию системы культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий.

Механизмы и основные мероприятия по реализации программы.

  1. Проведение школьной акции «Школа без табачного дыма»
  2. Систематическое размещение материалов по пропаганде здорового образа жизни, преодоление вредных привычек, в том числе табакокурения в стенных газетах, плакатах.
  3. Подготовка методических рекомендаций для родителей и детей по профилактике табакокурения среди несовершеннолетних.
  4. Организация выставок, конкурсов детских рисунков и стенных газет по вопросам профилактики табакокурения.
  5. Проведение обучающих семинаров для  классных руководителей по вопросам профилактики табакокурения.
  6. Разработка информационно-образовательной программы «Жизнь без табака»  для учащихся.
  7. Проведение родительских собраний по профилактике вредных привычек у детей и подростков с привлечением психологов,  психиатров, наркологов.
  8.   Выпуск плакатов, памяток, листовок  по пропаганде здорового образа жизни, о вреде табакокурения и его профилактике, противопожарной безопасности «Дети против курения», «Безвредных сигарет не бывает».
  9.  Проведение мероприятий в библиотеке в рамках реализации программы «Здоровое поколение 21 века». Организация ежегодных книжно- иллюстративных выставок, приуроченных к Международному дню отказа от курения и Всемирному дню без табачного дыма.
  10. Проведение социально- психологических тренингов среди подростков «Мой выбор: курить или не курить?».
  11. Создание условий для постоянных занятий физкультурой и спортом. Проведение спортивно-массовых мероприятий.
  12. Организация консультативного и анонимного приёмов для лиц, употребляющих табачные изделия.
  13. Проведение тематических классных часов.

I этап-инициирование программы.

1.Совещание административной группы школы.

2.Проведение совещаний.

3.Проведение классных часов.

4.Проведение общешкольного родительского собрания.

5.Проведение родительских собраний в классах.

II этап - планирование программы.

1.Создание концепции программы.

2.Определение мероприятий в рамках программы.

3.Определение последовательности выполнения мероприятий.

4.Составление графика проведения мероприятий.

 Правила:

-в здании школы и на пришкольном участке запрещается курить. Данное правило распространяется на учеников, весь персонал школы, родителей и гостей.

-не разрешается вносить в школу предметы с рекламой табачных изделий пакеты,значки…)

III этап. Реализация программы.

1.Обучающие семинары по технике проведения профилактических занятий.

2.Первая точка оценки эффективности первого этапа программы.

(анкета эффективности программы, анкета эффективности профилактических занятий в 5-11 классах)

3.Реализация первого этапа программы.

(профилактические занятия в 1-11 классах, работа с курящими детьми и учителями, внеклассные виды деятельности, работа с родителями сотрудничество

со СМИ)

4.Вторая точка оценки эффективности первого этапа программы

5.Совещание координационного совета

6.Первая точка оценки второго этапа программы

7.Реализация 2 этапа программы.

8.Вторая точка оценки эффективности второго этапа программы

9.Совещание координационного совета

Основными методами являются:

  • Лекция: это один из способов быстрой подачи необходимой информации.
  • Чтение: оно наиболее полезно для учащихся лишь в сочетании с другими способами обучения.
  • Использование наглядных пособий: одни учащиеся усваивают материал, воспринятый на слух или при помощи зрения, в то время как другие лучше воспринимают осязанием.
  • Обсуждение в группах: оно даёт возможность учащимся поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определённой темы, а также позволяет размышлять, сопоставлять, делать собственные выводы и выслушивать разнообразные мнения своих сверстников.

Занятия проводятся в классе с периодичностью один раз в месяц.

В этом направлении можно использовать следующие формы работы:

  • просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
  • встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
  • встречи со специалистами;
  • чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
  • беседы по профилактике вредных привычек.
  1. Проведение анкетирования, т.е. организация исследовательской работы, проводимой в рамках профилактики курения и формирования собственного отношения к вредной привычке.

Анкетирование и исследование проблемы самими учащимися – один из самых эффективных способов привлечения внимания обучаемых и стимулирования к изменению своего поведения. Этот способ меняет поведение обучаемого ученика в той же мере, в какой влияют на него сверстники. В рамках программы педагоги могут опираться на наиболее подготовленных учащихся, которые помогают им в качестве ассистентов в работе с другими детьми.

Слово “нельзя” вызывает в подростке неукротимый интерес, и именно поэтому нам крайне важно рассматривать результаты проводимого анкетирования не только как совокупность беспристрастных статистических данных, но и как средство формирования у учащихся собственной позиции.

Анкетирование учащихся проводится три раза в год, анкетирование родителей – один раз в год.

  1. Организация практической деятельности учащихся, направленной на развитие привычек здорового образа жизни.

Основной метод – это обучение практикой действия: учащимся предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Ролевые игры, или обучение практикой действия, рассчитаны на то, чтобы помочь учащимся проанализировать свои чувства, мысли и действия в критической обстановке. Ролевые игры могут давать обильный материал для обсуждения.

  1. Организация профилактической работы с родителями учащихся.

Особым потенциалом в профилактике курения среди учащихся в школе обладают родители. Прежде всего, родители обладают огромным жизненным опытом, они являются представителями многих профессий, где курение отрицательно сказывается на производительности труда. Участие родителей в профилактических мероприятиях по нераспространению курения среди молодёжи наиболее значимо для подростков.

Реализация в школах программы  предлагает работу с родителями в таких направлениях, как:

  • ознакомление родителей с содержанием программы;
  • выступления на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: “Что содержится в табачном дыме?”, “Почему люди курят?”;
  • ознакомление родителей с общими результатами анкетирования учащихся по проблемам курения;
  • проведение индивидуальной работы с родителями курящих детей.

Работа с родителями осуществляется на родительском собрании один раз в четверть и индивидуальные беседы (по необходимости).

Реализация программы должна способствовать привитию школьникам сознательного и ответственного отношения к вопросам личного здоровья, выработки умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы табакокурения.

Таким образом, выводы о результатах могут быть представлены в двух аспектах анкетирования:

  • Непосредственный анализ статистических данных.
  • Изучение влияния проведённого анкетирования на становление и развитие личности подростка.

                                          Содержание программы.

Профилактика курения среди детей 7-11 лет.

Предупреждение табакокурения у учащихся  начальных   классов 

Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения  в   начальной  школе (один учитель, сравнительно небольшая нагрузка, возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением и т.п.), а с другой – психологическими особенностями школьников младших  классов .

Поэтому следует учитывать, в частности, следующие факторы, определяющие особенности профилактической работы с младшими школьниками.

  1. Учитель является для младших школьников авторитетом. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, проявленное отношение и т.п. оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о  курении , особенно среди подростков, молодежи должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.
  2. Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярные категориях: “хорошо-плохо”, “правильно-неправильно”, “плохой-хороший человек” и т.п. Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка одеваться в “одежды темного цвета”, противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному.
  3. Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель более ярко, образно, фантастично, сказочно. Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая о чем-то, учителю надо периодически делать паузы, давая ученику возможность самому представить себе тот или иной образ. Это же касается и работы с образами, связанными с тематикой табакокурения. Учитель, прошедший соответствующую подготовку, может использовать приемы педагогической суггестии, например, в таком словесном варианте: “Закройте на минутку глаза, сосредоточьтесь и представьте себе человека, который уже много лет курит: кожа его становится темно-серого цвета, на ней постепенно появляется все больше морщин, она становится дряблой и шероховатой. Изо рта такого человека исходит неприятный запах, на вид курящему человеку больше лет, чем на самом деле, его походка, как у старика – шаркающая, медлительная. Его внутренние органы поражены табачным дымом и ядами, содержащимися в нем”.
  4. Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебной работы, касающихся тематики  профилактики  табакокурения.
  5. Большая, чем у школьников старших  классов , связь младших школьников со своими родителями определяет большие возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к  курению .

 Курение  как привычка встречается в младшем школьном возрасте в единичных случаях. При этом необходимо различать два вида раннего  курения  — “игру”, основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании, и раннее начало  курения , связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков. Таким образом, если первый вид  курения  является прямым объектом профилактической работы, то второй помимо этого должен дополняться психологической и педагогической коррекцией поведения ребенка в рамках учебно-воспитательных  программ .

Предупреждение табакокурения среди детей младшего школьного возраста, основано на разъяснении вредных последствий  курения  для организма, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека. Чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь, но, не повторяя ошибок многих учителей, стремящихся раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих  классах .

Нередко учащиеся задают «провокационный» вопрос: «Почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии?» Нужно сообщить детям, что  курение  входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться. Курящие взрослые знают о вреде курения и чаще всего хотели бы бросить курить, но уже не могут сделать этого без специальной помощи. Иными словами, сигарета вызывает привыкание и лучше вовсе не начинать курить, чем потом мучиться, пытаясь бросить курить.

Важно иметь в виду, что факт привыкания к табаку очень мало осознается юными курильщиками. У них существует иллюзия, что от курения можно отказаться в любой момент, что человек курит потому, что ему это нравится, а не потому, что уже не может обойтись без сигареты. Это необходимо постоянно подчеркивать, хотя психологические закономерности изменить трудно.

Значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители. Поэтому работе с ними нужно уделить особое внимание. Однако 80% курящих родителей считают, что их дети не будут курить, в то время как статистика говорит об обратном — большинство курильщиков выросли в семьях, где курили один или оба родителя.

Одна из задач педагогов – вовремя предостеречь родителей от агрессивной реакции на  курение  ребенка. Такая реакция не только не приводит к желаемым результатам, но и нарушает доверительные отношения с ребенком, что исключает в дальнейшем возможность эффективно влиять на его поведение. Родители должны осознать, что раннее начало  курения  подростков связано с их собственными ошибками в воспитании, и что винить во всем школу – неразумно и не конструктивно. Лучше серьезно ознакомиться с основами  профилактики , запастись нужными аргументами и терпеливо объяснить ребенку его ошибку.

Таким образом, основными задачами предупреждения табакокурения младших школьников является разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного, здорового образа жизни, несовместимости с этим табакокурения, а также разъяснение причин  курения  взрослых и вреда от пассивного  курения 

На данном этапе обучения вырабатываются навыки использования той информации, которую вольно или невольно получает каждый человек, живущий в обществе.

        Цель профилактики – заложить установку, что курение – вредная привычка, пагубное пристрастие, наносящее вред здоровью.

        Основными задачами при профилактике курения среди детей 6-11 лет являются:

  1. Формирование представления об основных системах организма человека и их функционировании;
  2. Разъяснение полезного влияния физических упражнений и закаливания на организм человека и вредного влияния курения;
  3. Разъяснения причин курения взрослых.

Профилактика табакокурения

для детей и подростков 11-13 лет

На данном этапе обучения нужно помнить, что подростки ориентированы на ближайшее окружение, а взрослые остаются чем-то внешним. В 11-13 лет ребенок начинает искать свой взрослый стиль, новый облик и очень важно, как на аддиктивные привычки настроен весь класс, а главное – лидер класса.

Так как психологический прессинг среды огромен, необходимо проводить работу  прежде всего с родителями, с семьей. На родительском собрании даются установки для родителей:

- общайтесь со своими детьми;

- научитесь выслушивать своего ребенка;

- ставьте себя на его место;

- будьте рядом не на словах, а на деле;

- проводите больше времени вместе;

- дружите с его друзьями

- помните, что ваш ребенок уникален, он единственный в своем роде со всеми его недостатками.

Нормы профилактики для детей 11-13 лет – это дискуссия и ролевые игры.

Цель профилактики – выработка специальных навыков самооценки себя, как личности (я не буду делать, как все, если это лишит меня будущего; я не такой, как все, если это касается курения и наркотиков, - я против).


Профилактика табакокурения

для школьников 14-17 лет

Предупреждение табакокурения у учащихся среднего звена школы

По статистике именно у учащихся 7-х – 8-х  классов  происходит первое приобщение к табакокурению. Поэтому, в соответствии с принципом о том, что активные профилактические мероприятия должны немного опережать возникновение у подростков первого “пика” интереса к  курению , именно в этих  классах  необходимо проводить основную профилактическую работу силами педагогов, психологов и медицинских работников.

Каждый учитель может найти в тематике своего предмета аргументы, факты, примеры, которые бы способствовали формированию у учащихся стойкого убеждения, что курить вредно и неправильно. Задачи по математике, опыты по физике и химии, примеры, иллюстрации по географии, литературе, истории и т.п. предоставляют для этого широкое поле возможностей. Но больше всего их, конечно, у преподавателей физкультуры, биологии, ОБЖ. По мере освоения школьниками все новых предметов расширяется круг возможностей преподавателей предоставлять в распоряжение учащихся все более глубокие сведения.

Каждый учитель должен помнить о психологических особенностях подросткового возраста, от которых во многом зависит поведение подростка, его привычки, выбор им образа жизни. В этом возрасте прежние установки уже не действуют или действуют по-другому. Взрослые утрачивают свое влияние на школьника.

Особенно большую роль играет воздействие окружения школьника, часто принимающее форму давления группы. А поскольку в подростковом возрасте потребность в одобрении поведения со стороны высока, то курение может являться той минимальной жертвой, которую подросток готов принести, чтобы быть принятым в компанию. Поэтому преодоление давления группы сверстников в подростковом возрасте – важнейшая проблема для  профилактики   курения , а информирование о вредных последствиях табакокурения имеет только вспомогательное значение.

Таким образом, предупреждение табакокурения в подростковом возрасте особенно необходимо проводить с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся. Одной из самых эффективных форм такой работы является проведение групповых дискуссий на темы, связанные с  курением . В ходе подобных дискуссий подростки обучаются четко формулировать аргументы против  курения , а также активно использовать их в ходе обсуждения. В результате такого занятия происходит формирование группового мнения, направленного против вредной привычки табакокурения и других вредных привычек.

Другой формой предупреждения табакокурения в подростковом возрасте является проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с противодействием давлению сверстников.

Проведение таких занятий, как групповые дискуссии и ролевые игры, требует от учителя специальной подготовки на курсах повышения квалификации, однако основным фактором является умение установить неформальный контакт с группой в обстановке непринужденности и взаимного принятия. Обычно задачей, формулируемой для учащихся, является отработка социальных навыков: умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры и т.п., а вся группа оценивает, насколько игра “актеров” правдива и достоверна.  

Предупреждение табакокурения у учащихся старших  классов 

Большинство исследователей указывают, что именно в старших  классах  количество курильщиков резко возрастает. В отличие от подростков, у старшеклассников в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Им уже не надо кому-то доказывать свою взрослость. Наряду с поиском своего места в жизни, выявлением своих способностей, склонности к той или иной профессии, большую значимость приобретает осознание себя как представителя пола, и этой идее во многом подчиняется формирование своего социального образа. С этой точки зрения большую роль играет реклама, которая в той или иной степени оказывает воздействие на формирующийся стиль жизни и самовосприятие молодого человека или девушки. Соединение идеи  курения  с такими понятиями, как молодость, красота, жизненный успех, победа, в значительной степени укрепляет социально-психологическую мотивацию курения.

Кроме того, у многих старшеклассников курение уже стало привычкой, формируется зависимость от табака. Молодые люди начинают понимать, как трудно отказаться от курения, даже если знаешь, что это вредно для здоровья. Таким образом, в старшем школьном возрасте особую значимость приобретает тема отказа от курения.

Еще одна проблема, связанная с курением и актуальная для юношества — это проблема здоровья и красоты женщины, деторождения, материнства и охраны матери и ребенка от пагубного влияния табачного дыма. Поэтому одной из линий воспитательной работы со старшеклассницами должна быть их подготовка к будущему замужеству, материнству и родительству. Эта тематика составляет важный раздел в курсе подготовки юношей и девушек к семейной жизни.

Но здесь нельзя “переусердствовать”: слишком сильный нажим на этот аргумент может привести к противоположному результату, поскольку у школьников все еще силен мотив негативного поведения, противопоставления себя миру взрослых. Так, например, рассказывая о том, что курящая девушка становится непривлекательной, можно встретить оппозицию: реальные примеры из жизни старшеклассниц противоречат этому утверждению, а это вызывает недоверие и ко всей остальной информации о вреде курения. Лучше сообщить, строго придерживаясь фактов, что табачный дым оставляет осадок на зубах, портит волосы и т.д. При этом важно постоянно подчеркивать, что отказ от курения позволяет восстановить утраченную привлекательность и чем раньше это произойдет, тем лучше для сохранения внешности.

А вот высказывания учителя и тематические беседы о влиянии курения на здоровье будущих детей не должны допускать компромисса. Важно подчеркнуть недопустимость курения во время беременности, грудного вскармливания, так как это уже касается не личного пристрастия женщины, а жизни и здоровья ребенка, нарушения его права на здоровье.

Другой аспект, на котором следует акцентировать внимание учащихся - вред пассивного курения и ответственность курильщика перед окружающими и членами своей семьи. Вывод здесь такой: курение перестает быть личным делом каждого, если оно вторгается в личную жизнь других людей. Этот тезис может найти свое развитие в дискуссии на тему о правах курящих и некурящих или о том, могут ли дети упрекать своих родителей в том, что они курят.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

№ урока

Тема урока

Цель урока

Возраст учащихся

1

2

3

4

5

Посмотрим на курение новыми глазами.

Вторая экспедиция инопланетян.

Почему важно быть здоровым. «Внешний вид курильщика»;«Сколько лет живёт курильщик»;

Как попугай стал говорящим.

 «Почему не курят спортсмены».

Формы работы на уроках

  • Обсуждение отрывков из известных литературных произведений Марка Твена «Том Сойер» мультфильма «Ну, погоди!», связанные с курением.
  • Вернисаж плакатов «Нет курению!».
  • Интервью с курящим человеком.
  • Сочинение «Сказка о вреде курения».
  • Разучивание песен о вреде табака.

   Дать новые сведения о курении и в занимательной форме провести обсуждение полученных сведений.

   В занимательной форме дать основные представления о составе табачного дыма и вредном влиянии его компонентов на организм человека.

   Дать школьникам представления об основных органах и системах, их функциях и назначениях.

   Дать школьникам представление о вреде пассивного курения.

   Дать ученикам сведения о вредном влиянии курения на организм.

7-11 лет

6

7

8

Я – против курения!

Мифы о курении. «Кого называют пассивным курильщиком»?
Дискуссия: «Что нужно делать, если взрослые рядом курят»?
Групповая игра-тренинг: «Прошлое, настоящее, будущее...»

Влияние никотина на организм человека.

   В ходе ролевой игры выработать специальные навыки противостояния аддиктивному поведению, выработать навыки поведения по преодолению давления.

   Развенчать значимость мотивирования курения.

   Дать школьникам представление о воздействии курения на отдельные органы системы человеческого организма.

11-13 лет

9

10

11

Как бросить курить?

Права курящих и права некурящих.

Женщина и курение.

   Познакомить учащихся с наиболее доступными методами отказа от курения, которые они могли бы применить самостоятельно.

   Обсуждение этических аспектов курения   в общественных местах, дома, в присутствии некурящих, обоснование правомерности ограничения курения.

   Повысить мотивацию не- курения у девушек; объяснение несовместимости курения и здоровья будущих детей.

14-18 лет

Возраст учащихся

Мероприятия

7-11 лет

Конкурс плакатов, буклетов.

Конкурс литературных работ( стихов, сочинений)

День здоровья

Школьные Олимпийские игры

Игровая познавательная программа «Лучше – не кури!»

Классные часы.

Международный день отказа от курения.

Акция «Я не курю и тебе не советую»

Распространение памяток, листовок о вреде курения

11-13 лет

Конкурс плакатов, буклетов.

Конкурс литературных работ

День здоровья

Суд над курением

Школьные Олимпийские игры

Акция «Ты выбираешь сам!»

Спектакли здоровья

Школьный сбор: «Бросай курить – ты уже не маленький»

Классные часы

Международный день отказа от курения.

Акция «Я не курю и тебе не советую»

Распространение памяток, листовок о вреде курения

14-18 лет

Конкурс плакатов, буклетов.

Конкурс литературных работ

День здоровья

Суд над курением

Школьные Олимпийские игры

Дискуссионный клуб Территория риска

Акция «Ты выбираешь сам!»

Спектакли здоровья

Школьный сбор: «Бросай курить – ты уже не маленький»

Классные часы

Дискотека «Я выбираю жизнь»

Конкурсы рекламных щитов

Встречи со специалистами и людьми, сумевшими преодолеть вредные привычки

Просмотр кинофильмов и видеофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления

Международный день отказа от курения.

Акция «Я не курю и тебе не советую»

Распространение памяток, листовок о вреде курения

Работа с родителями.

  • ЗАДАЧА.
    Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитательной функции семьи.

Профилактика курения ведётся в тесной связи с родителями. Курение может стать частью «семейного круга». Согласно данным социологического опроса, дети курильщиков имеют в полтора раза большую вероятность приняться за курение. Дети, которые чувствуют, что их родители не одобряют их курение, приблизительно в семь раз менее вероятно станут курильщиками, чем те, кто думает, что родители одобрят это. Влияние родителей сильнее всего ощущается для младших подростков, и оценка семейных программ для 9 и 10-летних показала более низкую степень приобщения к курению среди прошедших обучение детей и уменьшение распространенности курения среди их родителей. Не стоит упускать возможность и обратного влияния детей на родителей. Большинство взрослых курильщиков хотят бросить курить, но им часто не хватает какого-то дополнительного стимула. Активная позиция ребенка, как минимум в защиту своего права дышать у себя дома воздухом, свободным от табачного дыма, может помочь их родителям расстаться с вредной привычкой. К тому же такая активная позиция ребенка запоминается им надолго и, особенно в случае успеха, служит надежной прививкой от курения. Будет профилактика табакокурения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи.

ПРОГРАММА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ»

                                               ТЕМА

ФОРМА

1.


КУРЕНИЕ ПОДРОСТКА: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ


ЛЕКЦИЯ

2


БОЛЕЗНИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ КУРЕНИЕМ


ЛЕКЦИЯ

3


ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ В СЕМЬЕ. ТАБАКОКУРЕНИЕ И ЗАКОН (№87-Ф3 «Об ограничении курения табака»)


КРУГЛЫЙ СТОЛ

4


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРОТИВ ТАБАКОКУРЕНИЯ.


ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ (РОДИТЕЛИ И ПОДРОСТКИ)

5

КУЛЬТУРА СВОБОДНОГО ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ УСТАНОВОК ПРОТИВ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ


ДИСКУССИЯ

6

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


СОВМЕСТНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД (РОДИТЕЛИ И ПОДРОСТКИ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долой табак из жизни!

круглый стол...

Общешкольное мероприятие "Мы - за жизнь без табака!"

Сценарий предназначен для учащихся 6-9 классов. Тематика - борьба против табакокурения....

Проект "Жизнь без табака"

Проект направлен на решение проблемы табакокурения среди подростков...

Паспорт социального проекта "Необъявленная война. Табак против жизни и здоровья граждан"

Данный проет был реализован учащимися 10 класса МБОУ СОШ №55 г.Н.Новгорода под руководством учителя истории и обществознания Сергеичевой Н.Ю....

Классный час "Жизнь без табака"

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических д...

Сценарный ход творческой импровизации по теме «Скажем «Нет!» табаку, курительным смесям и бездымному (жевательному) табаку (снюсы)»

тема «Скажем «Нет!» табаку, курительным смесям и бездымному (жевательному) табаку (снюсы)» раскрывается  с помощью  былинного стиля повествования,  использ...