Анализ работы педагога-психолога за 2017-2018 учебный год
материал по теме

Подробный анализ работы педагога-психолога за учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_psihologov_17-18_uch.god_.doc837.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ деятельности психологической службы

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения  

«Панаевская школа-интернат»

за 2017-2018 учебный год

Целью психологического сопровождения в Панаевской школе-интернате является создание социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания, содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС

нового поколения.

Деятельность психологической службы  в 2017-2018 учебном году была реализована по следующим направлениям: 

  1. диагностическая работа
  2. профилактическая работа
  3. психокоррекционная и развивающая работа
  4. консультативная работа
  5. организационно-методическая работа педагога-психолога

 Годовое планирование было составлено с учетом всех направлений, которые реализуются через различные формы работы – групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, факультативные занятия, тренинги, психологические игры, обучающие семинары.

  1. Диагностическая работа

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех этапах школьного обучения.

Проведено мониторинговое исследование готовности первоклассников к обучению в школе проведено в начале учебного года.

Результаты мониторингового исследования

готовности первоклассников к обучению в школе

Методики

   Уровень

Итого

1 классы/

46/41

Писали 41/36

КМНС

Уровень общего развития первоклассника (Методика «Рисунок человека»)

Высокий/%

17

22,9

Средний/%

48

52,6

Низкий/%

35

24,4

Сформированность предпосылок учебной деятельности (Методика        «Графический диктант»)

Высокий/%

52

50,8

Средний/%

24

26,4

Низкий/%

24

22,8

Сформированность предпосылок учебной деятельности (Методика «Образец и правило»)

Высокий/%

20

38,8

Средний/%

63

41,6

Низкий/%

17

19,6

Проверка фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя

(Методика «Первая буква»)

Высокий/%

37

55,1

Средний/%

53

32,6

Низкий/%

10

12,3

Объединённый анализ (по 4 методикам)

высокий уровень готовности/%

10

готов к школе/%

64

Недостаточная сформированность предпосылок учебной деятельности

трудности испытывают/%

26

Педагогом-психологом  были проанализированы профиль каждого ребенка,  данные ученика по отдельным сферам, результаты, выходящие за пределы нормы (мелкого пунктира или  обычного пунктира) или имеющие значения типа «низкий», «ниже нормы»). Общая успешность в 4-х тестах проанализирована по каждому ребенку и по классу в целом. Результаты мониторинга доведены до сведения родителей (законных представителей).

Мониторинг оценки готовности обучающихся

5-х классов к обучению в основной школе

                В рамках мониторингового исследования готовности обучающихся 5-х классов к обучению в основной школе педагогом-психологом проведены следующие диагностические методики: «Настроение», «Что тебе больше нравится?», «Как ты себя оцениваешь?». Педагогом-психологом  были проанализированы профиль каждого ребенка,  данные ученика по отдельным сферам, результаты, выходящие за пределы нормы (мелкого пунктира или  обычного пунктира) или имеющие значения типа «низкий», «ниже нормы»). Результаты мониторинга доведены до сведения родителей (законных представителей), будут использованы для дальнейшей профилактической, коррекционной  работы с обучающимися.

Результаты диагностики уровня депрессии обучающихся 7-11 классов

С 16 по 21 октября согласно плана работы педагога-психолога, плана УВР на 2017-2018 уч.г. была проведена диагностика уровня депрессии обучающихся 7-11 классов по методике «Шкала определения уровня депрессии» В.Зунга, адаптированная Балашовой Т.И. Цель диагностики — дифференциальная диагностика депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии.

В диагностике приняло участие 169 обучающихся 7-11 классов (99%).

Уровень

 депрессии

класс

Итого

7в спец. (кор.) класс VII вида

7г/8г спец. (кор.) класс VIII вида

8в спец. (кор.) класс VII вида

9в спец. (кор.) класс VII вида

8г/9г спец. (кор.) класс VIII вида

10 класс

11

класс

16/14

чел.

17/17 чел.

10/10чел.

3/3

 чел.

16/9

чел.

17/17

чел.

12/12

 чел.

19/15

чел.

22/22чел.

10/9 чел.

4/4

15/11

чел.

8/7

чел.

169/150

чел. 

без депрессии

16

100%

17

100%

10

100%

3

100%

16

100%

17

100%

12

100%

18

95%

21

95%

10

100%

3

75%

13

87%

8

100%

165

97%

легкая депрессия ситуативного или невротического генеза

-

-

-

-

-

-

-

1

5%

1

5%

-

-

2

13%

-

4

2%

субдепрессивное состояние, маскированная депрессия

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

25%

-

-

1%

истинное депрессивное состояние

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

0%

Результаты диагностики позволяют констатировать следующее:

  • Состояние без депрессии  диагностировано у преобладающей части опрошенных обучающихся 7-11 классов (97%). Данная категория обучающихся на момент опроса не имеет сниженного фона настроения.
  • Легкая степень депрессии ситуативного или невротического генеза, проявляющаяся  в  незначительном, но отчетливо выраженном снижении настроения, определена у 4 обучающихся, что составило 2% от общего количество детей, принявших участие в тестировании. Легкое снижение настроения у данной категории подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
  • Субдепрессивное состояние или маскированная депрессия со значительным снижением настроения  определено у 1 обучающегося 9г специального (коррекционного) класса VIII вида.
  • Истинное депрессивное состояние с глубоким снижением настроения, не определено.

С обучающимися, у которых результаты диагностики показали состояние легкой депрессии и субдепрессивное состояние проведена индивидуальная психологическая работа (повторная индивидуальная диагностика с применением дополнительных тестов, беседа, тренинг, наблюдение).  

Также педагогом-психологом были проведены индивидуальные  консультации с классными руководителями и родителями данных  обучающихся.

Результаты адаптации учащихся 10 класса

к процессу обучения в старшем звене

Процесс перехода ученика старшее звено  имеет свои особенности. Адаптация рассматривается как принятие старшеклассниками новой социальной позиции, дальнейшее самоопределение личности, профессиональная ориентация.

            Основными факторами, которые влияют на адаптацию в 10 классе, являются:

-новые условия обучения;

-изменения социального статуса в классном коллективе;

-увеличение учебной нагрузки;

-физиологические изменения;

-психологическое состояние.

Процесс адаптации рассматривался согласно плана работы УВР  Панаевской школы-интерната на 2017-2018 уч.г. с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников.

Анализ проведенного анкетирования

 «Особенности адаптации 10 классе» показал следующее:

  1. 77% (10 чел.) обучающихся почувствовали, что возросла учебная нагрузка.
  2. На выполнение домашнего задания обучающиеся 10 класса тратят в среднем:
  • 1-2 часа- 3 чел.
  • 2,5-3 часа-8 чел.  
  • 4-5ч-2 чел.
  1. На вопрос «У вас стало меньше человек в классе.  Довольны ли вы этим?» ответы распределены следующим образом:
  • Скорее да, чем нет- 2 чел.(16%)
  • Да – 1 чел. (8%)
  • Скорее нет, чем да-1  чел.(8%)
  • Нет – 2 чел. (8%)
  • Трудно сказать-7 чел. (54%)
  1. Среди ответов на вопрос «Как вы думаете, чего не хватает вашим одноклассникам?» отмечаются: дисциплины, старания, веры в себя, мотивации, серьёзности, свободного времени, ума.
  2. Среди ответов на вопрос «Как вы думаете, чего не хватает вашим учителям?» отмечаются: терпения, нервов, любви к ученикам.
  3. В этом учебном году обучающиеся 10 класса ставят перед собой  цель:
  •  учиться – 3 человека ;
  • подготовиться к ЕГЭ и благополучно сдать экзамены – 1 человек
  • закончить учебный год на хорошие отметки, удовлетворительно –  9 человек
  1. 54%  (7 чел.) опрошенных в своих ответах на вопрос «Оправдались ли ваши ожидания относительно обучения в 10 классе?» ответили «да» и «скорее да, чем нет»; не могли определиться с ответом 38% (5чел.) и дали ответ «скорее нет, чем да» - 1 чел. (8%)

Вывод: не у всех старшеклассников сформирована учебная мотивация на высоком уровне. На вопрос «Какую главную цель вы поставили перед собой в этом году?» 92% учащихся ответили «хорошо закончить 10 класс» или «учиться»,  что не является основной целью для дальнейшего получения образования.

Результаты диагностики состояния психологического климата в классе.

вопрос

вариант ответа

итого

  1. С каким настроением вы обычно идете в школу?

всегда с хорошим настроением

-

с хорошим чаще, чем с плохим

6 – 46%

с равнодушием

3 – 23%

с плохим чаще, чем с хорошим

3 - 23%

всегда с плохим настроением

1 – 8%

2.        Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами

да, нравятся

7 – 54%

многие нравятся, некоторые – нет

2 – 15%

безразличны

3 – 23%

некоторые нравятся, но многие – нет

1 – 8%

никто не нравится

-

  1. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?

никогда не бывает

10 – 77%

редко бывает

1 – 8%

мне все равно, где учиться

2 -15%

часто бывает

-

думаю об этом постоянно

-

4.        Устраивает ли вас учеба в школе?

учебой вполне доволен

6 – 46%

скорее доволен, чем недоволен

6 – 46%

учеба для меня безразлична

-

скорее недоволен, чем доволен

1 – 8%

совершенно недоволен учебой

5.        Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?

 

очень хорошо;

4 – 31%

хорошо

8 – 61%

безразлично

1 – 8%

скорее недоволен

-

очень плохо

-

6.        В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?

 

убеждают, советуют, вежливо просят

4 – 31%

чаще в вежливой форме, иногда грубо

3 – 23%

мне это безразлично

6 – 46%

чаще в грубой форме, иногда вежливо

-

в грубой форме, унижающей достоинство

-

Вывод: 46% опрошенных обучающихся 10 класса обычно идут в школу всегда с хорошим настроением; 23 % -  с равнодушием, столько же (23%) - с плохим настроением чаще, чем с хорошим, 1 человек (8%)  идёт в школу всегда с плохим настроением.

  • большинству обучающихся  54% (7 чел.)  респондентов нравятся люди, которые учатся вместе с ними.
  • у 77% десятиклассников никогда не бывает желание перейти в другой класс.
  • 92% (12 чел.)  вполне довольны и скорее довольны, чем недовольны учебой в школе.
  • 92% считают, что классный руководитель относится к ним хорошо.
  • Большая часть опрошенных 62% (5чел.) согласились с утверждением, что преподаватели обращаются к ним чаще в вежливой форме, иногда грубо.

Итоги определения психологического климата в классе выглядят следующим образом:

 

Параметр

Характер психологического климата коллектива

Оценка климата как благоприятного

Безразличие к психологическому  климату класса

Оценка климата как значительно неблагоприятного

Всего -13 чел.

9 чел. (69%)

3 чел. (23%)

1 (8%)

Вывод: результаты проведенного исследования показали, что большинство обучающихся 10 класса (69%) оценивают психологический климат классного коллектива как благоприятный. Участники исследования отметили присутствие доброжелательных, доверительных отношений с классным руководителем, педагогами, одноклассниками, наличие преимущественно хорошего настроения в стенах школы. 38% (3чел.) проявляют безразличие к психологическому климату класса, 1 человек (8%) оценил психологический климат в классе как неблагоприятный.

Результаты диагностики школьной мотивации

Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Диагностика школьной мотивации по методике Лукьяновой М.И., Калининой Н.В. была направлена на определение следующих аспектов:  

  1. Личностный смысл учения
  2. Степень развития целеполагания
  3. Виды мотивации
  4. Внутренняя или внешняя мотивация

Результаты определения школьной мотивации учащихся 10 класса показали следующее:

  1. Содержательный блок «Личностный смысл учения» - внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание» школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни.

Выше среднего  - 46%, средний –46%, низкий – 8%; высокий, ниже среднего уровни не определены.

  1. Степень развития целеполагания - это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учебной деятельности.

У большей части опрошенных старшеклассников  (85%) определен высокий и средний  показатели  уровни целеполагания.

  1. Виды мотивации

- познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

- социальные мотивы характеризуют различные виды социального взаимодействия школьника с другими людьми.

У всех обучающихся 10 класса (100%) диагностирован позиционный мотив, выражающийся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.

Учебный мотив, свидетельствующий об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний, не выявлен.

  1. Внутренняя или внешняя мотивация-отношение мотивов к непосредственно учебной деятельности. Мотивы, стимулирующие определенную деятельность (процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослыми.

Внутренний мотив выражен у 15% (2 чел.) опрошенных обучающихся,  у остальных 85% (11 чел.) внутренние и внешние мотивы выражены в равной степени.

  1. Показатель  «Стремление к достижению успеха в учебе» -  у 100% (13 чел.) присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности.

Обучающиеся, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучениевызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех обучающиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности.

  1. Реализация мотивов обучения в поведении определена у 23% обучающихся 10 класса (3 человека), у 69% (9 чел.) учебные мотивы реализуются в поведении редко,  у 1 обучающегося (8%) выражено отсутствие поведенческой активности при реализации учебных мотивов.

Итоговые результаты школьной мотивации обучающихся 10 класса

Показатель

Уровень

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

Личностный смысл учения

6 – 46%

-

6 – 46%

-

1-8%

Степень развития целеполагания

7 – 54%

 -

4 – 31%

2 – 15%

-

Виды мотивации

100% позиционный мотив

0% учебный мотив

Внутренняя или внешняя мотивация

Преобладание внутреннего мотива – 2 (15%)

Внутренние и внешние мотивы выражены в равной степени – 11 (85%)

Стремление к достижению успеха

Выражение стремление к успеху – 0%

Присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности – 13 (100%)

Реализация мотивов обучения в поведении

Реализация учебных мотивов в поведении – 3 (23%)

Учебные мотивы реализуются в поведении редко – 9 (69%)

Отсутствие поведенческой активности при реализации учебных мотивов – 1 (8%)

Вывод:  У всех опрошенных десятиклассников  определен позиционный мотив, не связанный с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.  Ни у одного опрошенного обучающегося 10 класса не выражены познавательные мотивы, отражающие стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Мотивы обучения в поведении реализуются в полном объеме лишь у 23% опрошенных обучающихся 10 класса.

Методика диагностики личностной тревожности по мет. А.М. Прихожан позволила охарактеризовать проявления тревожности обучающихся 10 класса в различных типах ситуаций:

•        ситуации, связанные со школой, общением с учителями (школьная тревожность);

•        ситуации, актуализирующие представление о себе (самооценочная тревожность);

•        ситуации общения (межличностная тревожность).

Результаты  определения уровня тревожности

учащихся 10 класса по аспектам

Уровень

Вид тревожности

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Общая

Норма

5 – 38%

7 – 54%

6 – 46%

8 – 62%

Повышенный

6 – 46%

1 – 8%

-

-

Высокий

-

-

-

-

Чрезмерное спокойствие

2 – 46%

5 – 38%

7 – 54%

5 – 38%

 По результатам диагностирования выявлено, что у 62% нормальный уровень общей тревожности, чрезмерное спокойствие выражено у 38% (1чел.). Высокий и  повышенный уровни общей тревожности не диагностированы.

По аспекту «Школьная тревожность»: норма – 38% обучающихся (5 чел.), повышенный уровень продиагностирован у 6 обучающихся (46%).  Уровень «чрезмерное спокойствие» определён у 16% респондентов.  

По аспекту  «Самооценочная тревожность»: норма – 54% обучающихся (54%), повышенный уровень – 8% (1 обучающийся», «чрезмерное спокойствие» - 38% (5 обучающихся)

По категории «Межличностная тревожность» высокий и повышенный уровни не выявлены. Со средними показателями (норма ) –46% обучающихся (6 чел.). Уровень «чрезмерное спокойствие» выражен у 54% опрошенных.  

Вывод:

У большинства старшеклассников 10 класса не выявлены значения тревожности, создающие угрозу психическому здоровью личности, отрицательно влияющих на результаты деятельности и неблагоприятно сказывающиеся на качестве социального функционирования личности.

 Определенный показатель «чрезмерное спокойствие» по параметрам «Школьная» и «Межличностная» тревожность», свидетельствует о сниженном уровне самоконтроля, неразвитых прогностических и когнитивных способностях или о скрытой тревожности, либо незаметной для самого испытуемого (вытесненной), либо отрицаемой им.

Полученные результаты позволяют констатировать об отсутствии постоянного переживаемого чувства тревоги и страха среди опрошенных обучающихся 10 класса. Эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия или осознания неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности, у подростков находится на оптимальном умеренном уровне.

Анализ адаптации обучающихся 10 класса  показывает, что в целом десятиклассники  успешно адаптировались на новой ступени школьного образования. Выявленные проблемы: среди доминирующих мотивов  деятельности  у школьников выступает позиционный мотив, учебные мотивы реализуются в поведении редко; выявлен повышенный уровень школьной тревожности у некоторых обучающихся. Анализ анкетирования позволяет сделать вывод о том, что  десятиклассники ещё полностью не осознали важность обучения на новой ступени обучения и не все определились с выбором профессии.

По итогам анализа адаптационного процесса обучающихся 10 класса проведены родительское собрание, индивидуальная и групповая работа с обучающимися.

Результаты анкетирования «Взаимоотношения в семье»

С 6  по 13 ноября 2017 года  согласно плана работы педагога-психолога, плана УВР на 2017-2018 уч.г. была проведено  анкетирование среди обучающихся 5-11 классов. Цель проведения анкетного опроса - определение взаимоотношений в семье, наличие семейных традиций, причин конфликтов между родителями и детьми. Особое внимание при проведении анкетирования было уделено обучающимся, находящимся в неблагоприятной жизненной ситуации; семьям, находящимся в социально-опасном положении.

В анкетировании приняло участие 236 обучающихся 5-11 классов.

Результаты анкетирования:

1. Считают взаимоотношения в семье:

а) очень хорошими – 82 обучающихся (35%)

б) хорошими – 117 (49%)

в) не очень хорошими -  19 (8%)

г) плохими – 16 (6%)

д) не очень плохими – 0

2. На вопрос «Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?» ответили:

а) да – 194 (82%)

б) не совсем – 35 (15%)

в) нет – 7 (3%)

3. Обучающиеся перечислили следующие традиции, способствующие укреплению семьи: совместное празднование Нового года, дней рождения, поездка в с.Яр-сале на День Оленевода, совместное выполнение домашних дел.

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

а) ежедневно – 112 (47%)

б) по выходным дням -  107 (45%)

в) редко – 17 (8%)

5. На вопрос «Что делает ваша семья, собравшись вместе?» обучающимися были даны следующие ответы (можно было выбрать несколько вариантов):

а) решаете сообща жизненные проблемы – 123 (52%)

б) занимаетесь домашними делами – 146 (62%)

г) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи – 148 (63%)

д) обсуждаете вопросы учебы – 111 (47%)

е) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах – 84  (35%)

ж) каждый занимается своим делом – 47 (20%)

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

а) часто – 35 (15%)

б) иногда – 71 (30%)

в) редко – 109 (46%)

г) не бывают – 21 (8%)

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

а) непониманием членами семьи друг друга – 123 (52%)

б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неуважение и др.) – 97 (41%)

в) отказом участвовать в семейных делах, заботах – 16 (7%)

г) разногласиями в вопросах воспитания детей - 0

д) злоупотреблением алкоголем - 0

8. Какие способы разрешения  конфликтов в вашей семье?

а) примирение- 142 (60%)

 б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения- 61 (26%)

в) прекращение конфликта на некоторое время- 18 (7%)

г) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям, психологу)- 14 (6%)

д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер – 1 (0,4%)

9. Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

а) да – 25 (10%)

б) нет – 158 (67%)

в) иногда – 53 (23%)

      10.Как вы реагируете на семейные конфликты?

а) переживаю, плачу – 23 (9%)

б) становлюсь на сторону одного из родителей – 65 (27%)

в) пытаюсь помирить родителей -  73 (31%)

г) ухожу из дома – 36 (15%)

д) замыкаюсь в себе - 21 (8%)

е) отношусь безразлично – 11 (4%)

ж) становлюсь озлобленным, неуправляемым – 2 (1%)

з) пытаюсь найти поддержку в других людях – 5 (2%)

Вывод: результаты анкетирования показали, что конфликтные отношения в семьях обучающихся обусловлены в основном непониманием членами семьи друг друга, нарушением этики взаимоотношений. В 15% семьях ссоры и конфликты бывают часто,  60% семей решают конфликты путем примирения. Результаты анкетирования доведены до сведения родителей на классных родительских собраниях. С родителями обучающихся, в ответах которых выявлены «конфликтные зоны» проведены индивидуальные консультации,  родительское собрание в форме тренинга «Воспитание без нервов».

Диагностика уровня социальной зрелости

обучающихся 9, 11 классов

Социальная зрелость рассматривается как «устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя» (И. С. Кон, 1999).

Социальная зрелость – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижение самостоятельного социального положения человека.

В январе 2018 года согласно плана работы департамента образования  Ямальского района с выпускниками, направленного на предотвращение вовлечения детей в религиозные секты и другие сообщества во время поступления и обучения в ВУЗах страны, воспитание культуры нравственности и духовности на 2015-2017 учебные годы, в целях проведения мониторинга на определение социальной зрелости выпускников школы-интерната, с обучающимися выпускных классов проведена диагностика по методике Кожевниковой Т.Н., Стумбрис Н.А., Сундуковой Т.А.

Данная методика предполагает наличие трех уровней социальной зрелости обучающегося: оптимального, допустимого и критического.

Результаты диагностики уровня

 социальной зрелости обучающихся 9,11 классов

Класс /чел.

уровень социальной зрелости

критический

допустимый

оптимальный

9а класс/17 чел.

2 – 12%

11 – 65%

4- 23%

9б класс / 20 чел.

4 – 20%

10 – 50%

6 – 30%

9в специальный (коррекционный) класс VII вида / 10 чел.

2 – 20%

7 – 70%

1 – 10%

11 класс/6 чел.

-

4 – 67%

2  - 33%

Итого

53 чел.

8 – 15%

32 – 60%

13 - 25%

Диаграмма выраженности уровней социальной зрелости

выпускников школы-интерната

Результаты диагностики уровня социальной зрелости выпускников

по сравнению с показателями 2016-2017 уч.г.

январь 2017 г.

2016-2017 уч.г.

январь 2018 г.

2017-2018 уч.г.

критический

15%

15%

допустимый

47%

60%

оптимальный

38%

25%

Диаграмма выраженности уровней социальной

зрелости выпускников школы-интерната

Вывод:

Оптимальный уровень социальной зрелости выражен у 25% опрошенных подростков, что на 13% ниже показателя опроса, проведенного с выпускниками в январе 2017 г.  Данный уровень социальной зрелости учащихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентаций в сфере образования и в профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с оптимальным уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».

Большая часть выпускников (60%) отнесена к допустимому уровню социальной зрелости, что на 13% выше показателя января 2017 г. В мотивации учения данных обучающихся доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для школьников данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их профессиональной ориентации и жизненных планов. Учащиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни они связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.

Критический уровень социальной зрелости определен у 8 старшеклассников, что составило 15%. Показатель по данном аспекту характеризуется стабильностью, на уровне результатов опроса в 2017 году. Для обучающихся данного уровня характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов  другие сферы жизнедеятельности. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

Результаты анкетирования родителей и обучающихся

по вопросам профориентации

В анкетировании приняло участие 44 родителя обучающихся 9-11 классов. Результаты анкетирования:

  1. все родители (44 человека) обсуждали в своей семье вопрос будущей профессии своего ребенка;
  2. все родители (44 чел.)  считают необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего;
  3. на вопрос «Кем Вы видите своего ребенка в будущем?» одни родители назвали качества личности (самостоятельным, успешным, целеустремленным, образованным и т.д.); другие родители указали конкретные профессии (врач, учитель начальных классов, экономист, бухгалтер и т.д.). 2 родителя затруднились ответить на этот вопрос.
  4. все родители считают необходимым учитывать склонности и способности ребенка при выборе профессии;
  5. 42 человека из опрошенных родителей знают какие направления по профориентации реализуются в школе. 2 родители отрицательно ответили на этот вопрос;
  6. на вопрос «Какие направления по профориентации Вы бы хотели, чтобы реализовались в школе?» родители указали следующее:
  • технической направленности;
  • медицинской направленности;
  • знакомство с миром профессий;
  • теория обучения на вождение автомобиля;
  • любые;
  • затруднились ответить – 3 человека

Результаты анкетирования обучающихся

В анкетировании приняло участие 67 обучающихся 9-11 классов Панаевской школы-интерната. Результаты анкетирования:

  1. среди профессий, которые привлекают больше всего обучающиеся указали следующие: медицинский работник, парикмахер-визажист, учитель, госслужащий, работник культуры, спасатель МЧС, воспитатель (дошкольное образование), тренер, музыкант, юрист, экономист, исполнитель- вокалист, космонавт, инженер и т.д.

4 обучающихся затруднились ответить на этот вопрос.

  1. 64 обучающихся считают, что у них достаточно информации о той профессии, которая их привлекает. 3 обучающихся отрицательно ответили на этот вопрос.
  2. среди источников информации об интересующей профессии обучающиеся назвали следующие:
  • интернет;
  •  в школе (от педагогов, на уроках профориентации);
  • дома (от родителей)
  1. большинство обучающихся (41 человек) знакомы с положением на рынке труда в поселении (районе), остальные 26 человек затруднились ответить на этот вопрос;
  2. знают наиболее востребованные профессии в поселении (районе) 38 обучающихся, 29 обучающихся затруднились ответить на этот вопрос.
  3. определились с выбором профессии 39 из опрошенных обучающихся, остальные 28 обучающихся  ещё не выбрали будущую профессию.
  4. среди причин, по которым не сделан выбор будущей профессии, обучающиеся указали следующие:
  • не знаю, какую выбрать;
  • еще есть время подумать, так как пойду в 10 класс;
  • затрудняюсь ответить.
  1. обучающиеся перечислили мероприятия по профориентации, которые проводятся в школе:
  • классные часы;
  • уроки по профориентации (факультатив «Азбука профориентации»);
  • тестирование;
  • встречи с людьми разных профессий;
  • разные мероприятия;
  • есть информация по профориентации на стенде в фойе школы.
  1. обучающихся интересуют следующие вопросы по профориентации, на которые они хотели бы получить ответ:
  • Как убедить родителей в своем выборе профессии, с которым они не соглашаются?
  • Где еще, кроме ЯМК, можно получить профессию пожарного?
  • Побольше узнать о будущей профессии.
  • Будет ли востребована выбранная профессия через много лет?
  • Сколько лет учиться по выбранной профессии?

         Большинство обучающихся ответили, что у них нет вопросов по профориентации.

Согласно плана работы педагога-психолога по психологической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, ОГЭ проведена диагностика обучающихся выпускных классов, направленная на определение уровня психологической готовности к экзаменам и уровня тревожности в ситуации проверки знаний.  Диагностика психологической готовности к экзаменам проведена по методике «Самооценка психологической готовности к экзаменам» (модификация методики М.Ю. Чибисовой) и была направлена на определение уровня психологической готовности к экзаменам по трем составляющим.

Диагностика психологической готовности к экзаменам обучающихся 9, 11 классов

Составляющее

класс

Уровни психологической готовности

низкий

средний

выше среднего

высокий

Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи экзаменов

19/15 чел.

-

6

32%

8

42%

5

26%

21/21

чел.

-

7

33%

6

29%

8

38%

10/9

9

90%

1

10%

-

11 класс

6/5 чел.

-

-

1

17%

5

83%

Итого:

56/51

чел.

-

22

39%

16

29%

18

32%

Способность к самоорганизации и самоконтролю

19/15 чел.

-

4

21%

11

58%

4

21%

21/21

чел.

-

7

33%

8

38%

6

29%

10/9

2

20%

8

80%

-

-

11 класс

6/5 чел.

-

-

6

100%

-

Итого:

56/51

чел.

2

3%

19

34%

25

45%

10

18%

Экзаменационная тревожность

19/15 чел.

4

21%

10

53%

3

16%

2

10%

21/21

чел.

6

29%

11

52%

3

14%

1

5%

10/9

6

60%

4

40%

-

-

11 класс

6/5 чел.

3

50%

3

50%

-

-

Итого:

56/51

чел.

19

34%

28

50%

6

11%

3

5%

Результаты  диагностики  психологической готовности к экзаменам

Составляющее

Уровень

Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи экзаменов

низкий

-

средний

22 - 39%

выше среднего

16- 29%

высокий

18- 32%

Способность к самоорганизации и самоконтролю

низкий

2 - 3%

средний

19 - 34%

выше среднего

25 - 45%

высокий

10 - 18%

Экзаменационная тревожность

низкий

19 -34%

средний

28 - 50%

выше среднего

6- 11%

высокий

3 - 5%

          Вывод: результаты диагностики психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов показали по содержательному блоку «Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи экзаменов» выраженность высокого уровня у 32% опрошенных старшеклассников. Наибольший показатель выражен у выпускников 11 класса (83%). Показатель выше среднего определен у 29% опрошенных выпускников по аспекту «Способность к самоорганизации и самоконтролю». Наибольший показатель определен в 11 классе (100%).  Экзаменационная тревожность у большинства обучающихся (50%) находится на среднем (норма) уровне,  у 11% опрошенных выявлен уровень тревожности выше среднего показателя. Повышенный и высокий уровни тревожности выражены у 3 обучающихся 9а, 9б класса.

         Большинство обучающихся выпускных классов заинтересованы в результатах своей деятельности, они уверенны в себе и своих силах, способны переносить стрессовые нагрузки. При необходимости они смогут мобилизовать свои силы, смогут принять решение или выбрать стратегию деятельности. Выпускники осведомлены в процедурных вопросах сдачи экзаменов. Большая часть опрошенных обучающихся способны к самоорганизации и самоконтролю. Высокий уровень экзаменационной тревожности, являющейся стрессогенным фактором, не выражена.  

Результаты диагностики уровня тревожности в ситуации проверки знаний

Класс

Уровни тревожности  

низкий

средний

повышенный

высокий

19/15

3

16%

13

68%

3

16%

-

21/21

4

19%

15

71%

2

10%

-

10/9

3

30%

7

70%

-

-

11 кл.

6/5

2

33%

4

67%

-

-

12

21%

39

70%

5

9%

-

Диагностика уровня тревожности в выпускных классах позволяет сделать выводы:

  1. Низкий уровень тревожности определен у 12 обучающегося, что составило 21%.  

Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей не смущает. Напротив, характерно стремление вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Обучающиеся данного типа любят быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление производят на окружающих. Учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Также не следует исключать и нежелание искренне отвечать на тест.

  1.  Средний  уровень тревожности определен у 39 обучающегося, что составило 70%.  
  2. Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Обучающиеся данного типа достаточно ответственно относятся к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Достаточно спокойно чувствуют себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.
  3. Повышенный уровень диагностирован у 9% старшеклассников. ( 5 обучающихся)

Могут испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить «устные»  предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима. Сама по себе учеба нетрудна, но, возможно, выражена боязнь отвечать у доски. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время обучающиеся достаточно успешно справляются с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая «публичная оценка».

  1. Высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ не определен.  

Диаграмма выраженности уровней тревожности

в ситуациях проверки знаний выпускников 9,11 классов

Вывод: переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей,  негативное отношение к демонстрации своих знаний, у большей части выпускников (70%) не диагностировано. Это может говорить о том, что ученики полностью осмыслили предстоящие испытания и относятся к этому серьёзно, реально оценивают сложившуюся ситуацию и психологически готовят себя к сдаче экзаменов, при этом подкрепляется это всё изучением и повторением экзаменационного материала.

9% обучающихся с повышенным уровнем тревожности воспринимают стрессовую ситуацию более эмоционально и отвечают на нее субъективно переживаемыми эмоциями: беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Результаты мониторинга индивидуально-личностных особенностей

 обучающихся 1-х классов в соответствии с ФГОС НОО на конец учебного года

С целью  анализа процесса адаптации обучающихся  1-х классов педагогом - психологом  было проведено исследование, которое  охватывает все основные сферы функционирования школьника, позволяет учитывать: объективные данные, полученные в процессе мониторинга, показатели реального поведения ребенка в школе и дома, а также субъективное отношение самого ребенка к различным сторонам его учебной деятельности.

Данная методика дает  возможность  оценить:

– индивидуальную траекторию адаптации конкретного ребенка;

– насколько реализованным оказался высокий адаптационный потенциал ребенка;

– выявить факторы в школьной и семейной жизни (в виде стиля взаимодействия с ребенком и др.), которые способствовали компенсации имеющихся трудностей и хорошей конечной адаптации ребенка, а также те, которые помешали реализации высокого потенциала;

– выявить наиболее напряженные проблемы школьной адаптации первоклассников и разработать конкретные, значимые для практики рекомендации.

        Для анализа эмоционального отношения к различным аспектам учебной деятельности была проведена методика «Настроение», в рамках которой обучающемуся предлагалось соотнести свое настроение в различных учебных ситуациях с тремя рисунками: яркое безоблачное солнышко (положительное отношение), прикрытое тучкой (нейтральное отношение) и дождливая тучка (отрицательное отношение).

        Анализ результатов методики «Настроение» показал, что большинство обучающихся 1-х классов оценили свое эмоциональное отношение в различных учебных ситуациях (на уроках чтения, русского языка, математики и т.д.) как положительное (выбор - яркое безоблачное солнышко). Были единичные случаи выбора солнышка, прикрытого тучкой (нейтральное отношение) и дождливой тучки (отрицательное отношение) в следующих учебных ситуациях: учитель делает замечание, не получается задание, учитель задает вопрос, контрольная.

        С целью измерения самооценки обучающихся 1-4х классов была проведена методика Дембо-Рубинштейн.  Диагностика состояния самооценки оценивалась по следующим параметрам:

  • Высота (фон настроения);
  • Устойчивость (эмоциональная устойчивость);
  • Степень реалистичности и /или адекватности.

Анализ результатов методики Дембо-Рубинштейн показал, что большинство обучающихся выбрали первый полюс (положительный) по шкалам: Здоровье», «Аккуратность», «Дисциплинированность», «Доброта», Ум», «Счастье», «Активность», «Самый веселый», «Самый умелый». Небольшой процент учащихся 1-х классов выбрали позицию посередине (средний уровень самооценки) по шкалам: «Самый хороший ученик», «Имею много друзей», «Самый довольный собой».

Таким образом, предварительные результаты по диагностике обучающихся 1-х  классов позволяют сделать вывод о  благоприятном психоэмоциональном состоянии обучающихся в различных учебных ситуациях.

Проведено  социально-психологическое тестирование обучающихся 7-11 классов (168 человек – 99%), направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. Результаты тестирования внесены в электронную таблицу и  отправлены муниципальному координатору в Департамент образования МО Ямальский район, бланки ответов обучающихся отправлены в Департамент образования ЯНАО.

 Проведено анкетирование обучающихся 7-10 классов (149 человек -  91%) на выявление склонности к суицидальному поведению. Результаты анкетирования внесены в электронную таблицу и  отправлены муниципальному координатору в Департамент образования МО Ямальский район.

Проведено комплексное социально-психологическое исследование уровня развития волевой саморегуляции, склонности к агрессии обучающихся 7- 10 классов (122 чел. – 79% ).  По результатам социально-психологического исследования сформирована «группа риска» в количестве 14 человек (11%) для дальнейшей профилактической работы.

Проведена индивидуальная углубленная психодиагностика  и оформлены заключения для представления обучающихся на муниципальную ПМПК (84 обучающихся).

Выводы по диагностической работе. Оценивая проведенную диагностическую работу за 2017-2018 учебный год, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Результаты диагностики обучающихся доводятся  до сведения классных руководителей, педагогов и родителей (законных представителей) в виде рекомендаций. Все запланированные диагностические процедуры на 201702918 учебный год проведены, также по запросу родителей (законных) представителей проводилась индивидуальная диагностика обучающихся.

2. Профилактическая  работа

Профилактическая работа с обучающимися в современных условиях занимает большой блок психологической работы. Актуальность новых подходов к профилактике вредных привычек (курения, алкоголизма и наркомании) среди детей и подростков определяется нарастающим распространением этих явлений среди детского населения, которое копирует взрослое общество. С целью выявления ценностных ориентаций и установок к ЗОЖ  проводятся опросы и анкетирование обучающихся.

        Педагогом - психологом проводится работа по профилактике девиантного поведения обучающихся. Разработана и реализуется программа по профилактике  суицидального поведения детей и подростков «Илева – саць сава сер,,!» («Жизнь прекрасна!»).   Среди обучающихся 7-11 классов педагогом-психологом  была проведена диагностика по «Шкале определения уровня депрессии» В.Зунга, адапт. Т.И.Балашовой, классные часы «Жизнь-удивительный дар!»

        Совместно с социальным педагогом велось посещение неблагополучных семей, опекунских семей, приемной семьи. Также велась работа с детьми состоящими на различных видах учёта, «группой риска» совместно с социальным педагогом и классными руководителями. На каждого ребенка, состоящего на различных видах учетах заполнена карта индивидуального сопровождения, план индивидуальной работы с обучающимся, проведена диагностика, направленная на выявление состояния и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, определение отталкивающих, конфликтогенных черт характера и акцентуацию характера, учебной, межличностной и самооценочной уровней тревожности, личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации подростков.  Были проведена совместная работа Панаевской школы-интерната и ОВД по МО Ямальский район по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся,  в рамках реализации Программы по формированию у детей культуры здорового образа жизни «Мое здоровье  - будущее России» на 2015-2020 годы проведены классные часы по формированию ЗОЖ.

Под руководством педагога-психолога обучающиеся приняли во Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью!», во Всероссийской акции «СТОПВИЧСПИД» (онлайн-тестирование, открытый интернет-урок, классные часы). В рамках Всероссийской акции «СТОПВИЧСПИД», окружной акции «Внимание, выпускник!» в Панаевской школе-интернате прошла квест-игра «Мы в теме!» Основная цель мероприятия: мотивировать обучающихся на осознанное отношение к проблемам профилактики ВИЧ/СПИД, сформировать у них правильные жизненные установки и необходимость здорового образа жизни.  Проходя маршрут, команды- участницы квеста осуществляют поиск «ключевой фразы». На контрольной точке «Знания-сила» ребята смогли проверить свои знания в вопросах профилактики заражения ВИЧ-инфекцией. На станции «Дружба – это не работа» ребята преодолевали различные препятствия, которые можно было выполнить только вместе со всей командой. Игра показала обучающимся, как важно иметь друзей, дорожить поддержкой близких и в трудных жизненных ситуациях  не стесняться обращаться за помощью.  В ролевой игре «Умей сказать «НЕТ!» обучающиеся ознакомились с видами отказа в случае манипулирования, в проблемной ситуации им необходимо было разыграть диалог, продолжив его не менее чем пятью фразами с каждой стороны и пояснить, какой вид отказа был  использован.   На станции «Hands up» ребята с помощью жестов, мимики, синонимов объясняли игроку слова, связанные с проблемой распространения ВИЧ-инфекции. Стимуляция опыта инфицирования при рискованном поведении в безопасных для участников условиях была проведена с участниками квеста в тренинговом упражнении «Степной огонь». Ребята увидели, как незаметно для себя можно попасть в ситуацию, когда ВИЧ-инфицирование может оказаться почти неизбежным. Итогом квеста стал просмотр и обсуждение видеоролика «Цепочка незнающих». Ребята ответили на главный вопрос «Как можно уберечь себя от заражения ВИЧ-инфекцией?».

Все команды успешно справились с заданиями квеста и собрали ключевую фразу: «Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве, и в роскоши плохо жить без здоровья» (Чернышевский Н.Г.)

Родители обучающихся Панаевской школы-интерната стали участниками окружной акции «Эстафета: родители Ямала против ВИЧ!».  Эстафета была принята от родителей с.Шурышкары  Шурышкарского района.

 Главная задача этой акции – привлечь внимание общественности к проблеме распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа, объединить усилия специалистов образовательных учреждений и медицинских организаций ЯНАО с родительскими активами в области профилактики ВИЧ/СПИДА. Такое внимание к ВИЧ не случайно: сегодня этот вирус является одной из наиболее серьезных мировых угроз в области общественного здоровья. Основной профилактикой заражения ВИЧ является здоровый образ жизни, спорт как альтернатива вредным привычкам. Родители на личном примере показали необходимость соблюдения здорового образа жизни и встали на весёлую зарядку.

Далее эстафету родители обучающихся Панаевской школы-интерната передали эстафету родительскому комитету «Полярная звезда» гимназии г. Лабытнанги.

Среди воспитанников интерната, обучающихся 9,11 классов Панаевской школы-интерната с.Панаевск  Ямальского района  было проведено тренинговое занятие «СПИД и его профилактика».  Воспитанники были ознакомлены с проблемой распространения ВИЧ-инфекции в мире, получили информацию о путях распространения вируса и мерах профилактики. Тренинговые игры и упражнения: «Ладошка», «Портрет», «Человек» способствовали закреплению изученного материала по теме ВИЧ/СПИД и  формированию  гуманного отношения к ВИЧ-инфицированным людям. Воспитанники интерната призвали всех, и взрослых, и детей, вести здоровый образ жизни и  соблюдать безопасное, правильное поведение в жизненных ситуациях. Только так можно защитить себя от ВИЧ/СПИДа!

В ходе подготовки к реализации мотивационного этапа интернет-урока, обучающиеся 9 – 11 классов участвовали в интернет-опросе по выявлению профильной компетенции в области профилактики ВИЧ-инфекции на веб-ресурсе httр://опрос-молодежи-о-вич.рф.

Получив результаты своего самоисследования, участник получает мотивацию:

- при получении высоких показателей по шкалам – он обретает уверенность в своих позициях в отношении здорового и безопасного поведения, знаний в области распространения и профилактики ВИЧ-инфекции;

- при получении средних или низких показателей по тем или иным шкалам (знания, поведение, отношение) также повышается интерес, желание улучшить свой результат и разобраться в проблеме.

В конце участия в самоисследовании, каждый участник имел возможность просмотреть презентацию по вопросам профилактики распространения ВИЧ-инфекции.

        Социально-психологическая служба участвовала в работе Совета по профилактике и противоправного поведения несовершеннолетних, проводила работу по профилактике употребления ПАВ обучающимися.

Выводы. Все запланированные на 2017-2018 учебный год профилактические мероприятия проведены в полном объёме, педагог-психолог также оказывала экстренную психологическую помощь, работала по запросу педагогов, родителей (законных представителей).

3. Психокоррекционная и развивающая работа

В начальных классах школы педагогом-психологом  ведется работа по  развитию учебной мотивации, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Проводятся коррекционно-развивающие занятия со всеми обучающимися 3-4 специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида. Также, по решению школьного ПМПк сформирована  группа из обучающихся 1-х классов (15 человек), с которыми  проводились занятия в течение всего учебного года.  Коррекционно – развивающая работа в среднем и старшем звене школы направлена на поддержание психического здоровья и эмоционального благополучия обучающихся. В 5-8 специальных (коррекционных) классах VIII вида педагогами-психологами  проводились  обязательные индивидуальные и групповые занятия, факультативный курс «Познай себя», профориентационные занятия.  Результативность такой работы оценивалась по психическому  состоянию ребенка при повторной диагностике, а также по отзывам родителей (законных представителей). В течение учебного года проводились индивидуальные коррекционные занятия  

Большое внимание в старшем звене отводится  профориентационной работе. С обучающимися  9-11 классов проведены профориентационные занятия, родительские собрания, диагностическая работа, консультации, оформлена стендовая информация.  В течение учебного года проводились занятия факультативного курса «Азбука профориентации XXI века», индивидуальные профконсультации для обучающихся «Куда пойти учиться» (выбор дальнейшего образовательного маршрута). До сведения обучающихся, родителей (законных представителей) была доведена  информация об услугах Центра занятости населения МО Ямальский район. На информационном стенде размещена информация о Перечне профессий и специальностей, в которых предприятия и организации Ямальского района имеют потребность (Приложение к приказу департамента образования Администрации МО Ямальский район № 539 от 09.11. 2017 г.

С 6 по 13 ноября 2017 года  обучащиеся школы-интерната приняли участие во Всероссийской неделе профориентации, в рамках которой проведены:

  • онлайн-тестирование обучающихся 5-11 классов,
  • вебинар «Профессии будущего»

С 16 по 22 апреля 2018 года обучающиеся приняли участие в ежегодной Всероссийской акции «Неделя без турникетов». В рамках акции проведены:

  • экскурсии на предприятия с.Панаевск;
  • лекции: «Ошибки в выборе профессии», «Современный рынок труда».
  • профориентационная игра «Сто к одному»
  • встреча со специалистом по обработке документов и обращений граждан Панаевского  отдела Департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования Ямальский район Сэротэтто Л.В.

        В рамках Месячника профориентации проведены мероприятия:

  • Профориентационная игра «Перекрёсток» (9-11 классы)
  • Мероприятие  «Все профессии важны, все профессии нужны» (4 классы)
  • КВН «В мире профессий» (1-3 классы)
  • Мероприятие  «Профессиональная ориентация» (7-8 классы)
  • Классные часы «Труд славит человека» (5-6 класс)
  • презентованы профессиограммы востребованных в регионе профессий и специальностей (8-11 классы);

Знакомство с профессиями через формат «живое общение»:

  • встреча со старшим УУП ОМВД России по Ямальскому району майором полиции Баранцевым А.А;
  • встреча с врачом-наркологом ЯРЦБ Галсановой А.Ц.
  • встреча с медицинскоми работниками ФАП с. Панаевск: педиатром Черницыной Л.Г., акушером Сэротэтто А.С.
  • встреча с ветеранами труда с Панаевск: заслуженным оленеводом Лаптандер А.М., Почетным работником образования Окотэтто Н.В.

В качестве основных направлений профориентационной работы с учащимися 9-11 классов в течение учебного года были: профинформирование, профагитация, профориентационное тестирование и профконсультирование.

С целью анализа результативности профориентационной работы в школе было проведено анкетирование среди родителей и обучающихся.

Проведены тренинговые занятия с обучающимися 9,11 классов по теме «Психологическая подготовка к экзаменам». Цель занятий: развитие познавательных процессов (памяти, внимания учащихся), овладение обучающимися приёмами и навыками психофизической-саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять  стрессу. В ходе тренинговых занятий сообщена информация об эффективных способах подготовки к экзаменам, даны рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена, по повторению учебного материала, саморегуляции в стрессовой ситуации, знакомство с приемами запоминания, характеристиками памяти, обучение работе с текстами, определены индивидуальные особенностей внимания и способы его развития, сообщены эффективные способы запоминания большого объема материала.

Проводилась работа и с педагогическим коллективом школы. Подготовлены выступления на  заседании методического объединения классных руководителей по теме  «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях», педагогического совета по теме «Социальная зрелость как один из факторов успешной социализации обучающихся»».

 В рамках Дня психического здоровья проведены с обучающимися и педагогами минутки релаксации на переменах, тренинг «Спокойствие, только спокойствие!»

4. Психологическое просвещение

С целью приобщения родителей к психологическим знаниям проводятся родительские собрания, занятия в семейном клубе «Радуга».

Педагогами-психологами проведены следующие родительские собрания:

  • «Первые дни ребенка в школе» (1-е классы)
  • «Психологическая готовность к школе» (ШБП)
  • Занятия в детско-родительском клубе «Радуга» (в течение учебного года)
  • Психологическая мастерская «Воспитание без нервов» 2-3 классы
  • «Как избежать типичных ошибок в воспитании приемных детей» (опекунские семьи)
  • «Ваш ребенок – пятиклассник» (5-е классы)
  • «Читаем профиль ребенка» (1-е классы)
  • «Итоги адаптации обучающихся 10 класса к обучению в школе III ступени»
  • «Впереди у нас – пятый класс» (4-е классы)
  • «Волнуемся спокойно: впереди экзамен!» 9,11 классы
  • Общешкольное родительское собрание «Летний отдых - 2017».
  • Общешкольное родительское собрание «Современные дети. Какие они?»
  • Родительское собрание «Что должен знать родитель о ВИЧ/СПИДЕ?». (8-11 классы)
  • Родительское собрание «О телефоне доверия для детей, подростков и их родителей» под девизом «Доверие родителей – помощь детям».

С целью повышения психологических знаний учащихся в рамках просветительской  работы организуются классные часы, групповые тренинги с учащимися по направлениям: обучение конструктивным навыкам взаимодействия; профилактике употребления психоактивных веществ; помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии, построение позитивного образа своего настоящего и будущего и др.

С обучающимися проведены классные часы, тренинговые занятия:

  • Адаптационные занятия (1-е классы)
  • Адаптационный тренинг (5-е классы)
  • Профориентационная игра «Марафон профессий» (3 классы)
  • Классный час «Суд над классом» (5, 6 классы)
  • Профориентационная игра «Перекрёсток» (9-11 классы)
  • Мероприятие  «Все профессии важны, все профессии нужны» (4 классы)
  • КВН «В мире профессий» (1-3 классы)
  • Мероприятие  «Профессиональная ориентация» (7-8 классы)
  • Классные часы «Труд славит человека» (5-6 класс)
  • Классный час «Жизнь, зачем ты нам дана?» (6-7 классы)
  • Классный час «Мой выбор – ЗОЖ!» (7 классы)
  • Классный час «Жизнь одна. На что потратить жизнь?» (7-8 классы)
  • Классный час «Жизнь-бесценный дар» (9-11 классы)
  • Классный час «Моя будущая профессия- учусь принимать решение» (9-11 классы)
  • Квест-игра «Мы в теме!» (9, 11 классы)
  • Психологический тренинг «Психологическая подготовка к экзаменам» (9-11 классы)
  • Адаптационный тренинг (10 класс)
  • Классный час «Готовимся к ЕГЭ» (11 класс)
  • Занятие «Скажи телефону доверия «ДА!». Акция «Узнал сам-передай другому»
  • Групповые тренинги по развитию познавательных процессов и овладению  обучающимися приёмами  и навыками психофизической саморегуляции, выработке умений  самостоятельно противостоять  стрессу, психологическая сопровождение обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ (9,11 классы)

17 мая в рамках Международного дня детского телефона доверия,  общероссийского  марафона «Скажи, о чем молчишь» проведено занятие «Скажи телефону доверия «ДА!». В ходе мероприятия педагог-психолог рассказала о Телефоне доверия как о виде психологической помощи, провели дискуссию на тему «Чем может помочь друг?», обсудили с участниками общения навыки оказания поддержки, разработали список трудностей или вопросов, с которыми можно обратиться на Телефон доверия. С целью информирования родителей о таком виде психологической помощи, как Телефон доверия, было проведено родительское собрание «О телефоне доверия для детей, подростков и их родителей» под девизом «Доверие родителей – помощь детям».

Информация для педагогов, родителей и обучающихся систематически размещается  на школьном сайте, на странице психолога http://89096ps.ucoz.ru/index/stranica_psikhologa/0-165

5. Консультативная работа

Консультативная работа  психологической службы проводится по следующим направлениям:

1. Консультирование и просвещение педагогов.

2. Консультирование и просвещение родителей.

3. Консультирование и просвещение школьников.

   Основными проблемами, с которыми обращаются родители,  являются:

  • межличностное взаимодействие с детьми;
  • проблемы обучения и воспитания;
  • рекомендации по результатам диагностики детей;
  • вопросы, связанные с проблемой выбора профессионального пути;
  • анализ конфликтных ситуаций.

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса;
  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
  3. диагностика нарушений;
  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

6. Организационно-методическая работа психолога

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов и родителей.
  2. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей.
  3. Оформление документации педагога-психолога.
  4. Участие в  конференциях и семинарах в целях самообразования.

Экспертная деятельность осуществлялась через:

  • посещение уроков в 1-х классах с целью оказания психологической помощи  по преодолению трудностей адаптационного периода;
  • посещение уроков и ведение психологического наблюдения  с целью отслеживания особенностей адаптации обучающихся 5, 10  классов;
  • участие в работе школьного ПМПконсилиума;
  • работу муниципальной ПМПК; оформление документации на ПМПК;
  • выявление совместно с классными руководителями групп детей, имеющих различные  затруднения;
  • выступление на совещаниях при директоре по вопросам, требующим психологического разъяснения ситуации;
  • работу в Совете по профилактике правонарушений.

В течение 2017-2018 учебного года педагог-психолог участвовала в конкурсах различного уровня, семинарах, вебинарах.  С целью  повышения профессионального уровня педагог-психолог прошла обучение по следующим темам:

  • КПК «Психолого-коррекционное сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС» (АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»), 2017 г.
  • КПК «Содержание деятельности педагога-психолога в образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта» (ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»), 2018 г.

Также педагог-психолог приняла участие в Международном дистанционном  модульном  социально-образовательном проекте «Социальное здоровье нации».

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сделать вывод о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям, поставленные задачи были реализованы. В  течение учебного года были проведены все запланированные диагностические процедуры, профилактические и просветительские мероприятия, групповые и индивидуальные консультации.  Диагностические результаты были доведены до сведения классных руководителей, воспитателей и родителей в виде рекомендаций. 

        Анализ работы за 2017-2018 учебный год позволяет определить основные задачи по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса на следующий учебный год:

  • Продолжить работу по созданию психолого-педагогических условий, способствующих реализации ФГОС.
  • Продолжить профилактическую работу в предупреждении отклонений в социальном и психологическом здоровье, по профилактике суицидального поведения детей и подростков.
  • Усилить работу по профилактике употребления психоактивных веществ среди обучающихся.
  • Оказывать помощь детям-инвалидам, детям с ОВЗ в освоении образовательной программы и интеграции в образовательном учреждении, социально-психологической адаптации.

                                                 

           

Педагог-психолог    Н.Г.Лукоянова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы РМО ПДО за 2017-2018 учебный год

В данном материале представлен проблемно-ориентированный анализ работы районного методического объединения педагогов дополнительного образования Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) за 2017-...

Количественный анализ работы педагога - психолога за 2017-2018 учебный год

В материале представлен количественный отчет работы педагога - психолога образовательного учреждения для детей с ОВЗ....

Анализ работы социального педагога за 2017/2018 учебный год

Анализ работы социального педагога за 2017/2018 учебный год...

Анализ работы МО воспитателей за 2017 – 2018 учебный год

В течение 2017 – 2018 учебного года МО воспитателей работало над темой: «Развитие профессиональной компетентности педагога-воспитателя, как фактор повышения основы персонифицированной сист...

Анализ работы МО математиков за 2017-2018 учебный год

Анализ работы учителей математики, физики, информатики....

Анализ работы классного руководителя за 2017-2018 учебный год

Анализ работы классного руководителя за 2017-2018 учебный год...