ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ Тема «Счастье – это когда тебя понимают…» (воспитание толерантности)
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему

Зильберс Марина Майгоновна

Тренинг на тему «Счастье – это когда тебя понимают…»

(воспитание толерантности)

Цели  тренинга

 

Обучающие:

  • познакомить подростков с понятием толерантности, его историей;
  • сформулировать и объяснить учащимся способы толерантного общения.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных умений через систему различных упражнений;
  • развивать умение слушать и слышать другого человека, принимать его точку зрения;
  • развитие навыков самоанализа личности.

Воспитательные:

  • повысить уровень сплоченности, взаимопонимания в коллективе;
  • научить ценить различия между людьми и принимать других такими, какие они есть;
  • воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание как составляющие толерантного поведения.

 

Форма проведения: тренинг.

Возраст учащихся: 13-14 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ  ДЛЯ  ПОДРОСТКОВ

Тема  «Счастье – это когда тебя понимают…»

(воспитание толерантности)

Разработан  Зильберс Мариной Майгоновной

                    педагогом – психологом МАОУ СОШ № 56 г.Калининграда

                              высшая квалификационная категория


Тренинг на тему «Счастье – это когда тебя понимают…»

(воспитание толерантности)

Цели  тренинга

Обучающие: 

  • познакомить подростков с понятием толерантности, его историей;
  • сформулировать и объяснить учащимся способы толерантного общения.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных умений через систему различных упражнений;
  • развивать умение слушать и слышать другого человека, принимать его точку зрения;
  • развитие навыков самоанализа личности.

Воспитательные: 

  • повысить уровень сплоченности, взаимопонимания в коллективе;
  • научить ценить различия между людьми и принимать других такими, какие они есть;
  • воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание как составляющие толерантного поведения.

Форма проведения: тренинг.

Возраст учащихся: 13-14 лет. 

Оборудование к занятию:

  • компьютерная презентация;
  • эпизод фильма «Доживем до понедельника»;
  • листы для проведения тестирования;
  • текст притчи «Бабочка» (раздаточный материал на каждую парту);
  • листы бумаги, цветные маркеры, фломастеры.

ХОД  ТРЕНИНГА

I. Вводная часть

Вступительное слово  ведущего.

Принятие правил работы в группе.

Упр.  «Меняющаяся комната»  (разминка)

 Инструкция:

     Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»…

II.  Основная часть

 В фильме «Доживем до понедельника» в сочинении о счастье  один герой - десятиклассник написал всего одну фразу: «Счастье – это, когда тебя понимают». Этот юноша был прав. Все беды человека от непонимания другого: не поняли друг друга и разошлись, поссорились в другом, с родителями.  Не понял внутренний мир близкого человека и не поучаствовал в его судьбе, не нашел слов для поддержки. Не поняли речь другого человека, его обычаев, возникает межнациональный конфликт, вражда. Правительство одной страны не поняло позиций другой и решило войной добиться понимания, погибли люди… К сожалению, таких примеров в нашей жизни очень много.

Давайте попробуем понять друг друга в процессе игры.

Игра «Пойми меня». Один участник словесно объясняет всем другим значение определенного слова. Упор  делается на признаки этого предмета, явления и т.д. Прямо слово не называется. Другие участники должны догадаться о каком слове идет речь.

Слова для работы: радость, сострадание, терпение, альтруизм,  друг, милосердие, доброта, улыбка, дружба и т.д. 

Ведущий занятия: Мы взяли толерантные слова, попытались объяснить их доступно и просто. Главное  – мы поняли друг друга! Хотя в некоторых ситуациях сделать это было достаточно сложно.

Значение термина «толерантность»

Слово «толерантность» появилось в русском языке сравнительно недавно. Четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Для того чтобы его понять, предлагаю поработать с переводами этого слова  с других языков.

tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tasamul' (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Работа с понятием.

Задание по группам: Попробуйте в группах сформулировать принципы толерантного общения. Затем каждая группа зачитает выработанные  принципы.  На основании принципов выработанных в группах мы  все  вместе определим, что значит понятие «толерантность»?

Работа в группах.

А теперь обобщим все сказанное, сформируем  принципы толерантности.

Учащиеся формулируют принципы толерантности:

  • терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
  • стремление к полноценной реализации своих способностей;
  • умение понимать и познавать других людей;
  • способность видеть в другом другого и осознание его права быть другим, отличным от остальных;
  • безусловное положительное отношение к отличиям человека другой национальности;
  • умение заглянуть в мир другого и поставить себя на его место.

Упр.  «Толерантны ли вы?»

Сегодня одним из самых ценных качеств в общении считается умение быть гибким. Как вы понимаете, что такое «быть гибким», что для этого нужно?

Это качество включает способность понимать и принимать точку зрения других людей, менять свое мнение, если того требуют какие - либо обстоятельства. Толерантность не только не отменяет собственного мнения, но и помогает признать чужое мнение и осмыслить его. Можно ли вас считать обладателем этого качества? Или вам еще предстоит воспитывать в себе это качество – быть гибким? На эти вопросы ответит следующий тест.

1.Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что этот план предложил ваш друг, одноклассник?

а) да;                 б) нет.

2.Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Ваши действия.

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3.Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости, критику со стороны других людей, как взрослых, так и детей?

а) да;                б) нет.

4.Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде, грязные, в оборванной одежде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5.Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, традиции, другая религия, другое социальное положение?

а) вам очень трудно это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи и легко находите контакт.

6.Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

7.Согласны ли вы с мнением, что Россия – страна только для русских, людям других национальностей в ней нет места?

а) да;                б) нет.

8.Вы приводите в компанию друга, который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

9. В гостях вы встречаете пожилого родственника, который критикует современную молодежь. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;                б) вступаете в спор.

Подсчет очков. Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

0-4 очка: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Мы выяснили, что многим из нас необходимо воспитывать в себе чувство толерантности, гибкости в отношениях с окружающими нас людьми.

 Отработка умений толерантного поведения

Основной целью нашего занятия является выработка умения быть толерантными, знакомство со способами толерантного общения. В этом нам помогут различные упражнения.

Упражнение «Ролевые ситуации»

Мы не всегда можем и не всегда обязаны объяснять окружающим людям свои поступки. Иногда поведение людей вызывает у нас насмешку, удивление и даже неприятие. Представьте себе, что на остановке стоят люди, а один человек сидит на корточках, что для нас непривычно. Что вы  подумаете об этом человеке? Что нам кажется непривычным? Почему он выбрал именно эту позу?

Нам с вами в жизни, наверное, приходилось наблюдать такие ситуации (что-то необычное, на ваш взгляд, в поступках людей других национальностей). Нам становился несимпатичен такой человек, многие считают его поступок нелепым, так как он просто непривычен для нас. Между тем у тюрко-язычных народов – башкир, татар, казахов (которые проживают и в нашем городе) – по правилам традиционного этикета беседовать стоя не принято, мужчины, встретившись на улице, присаживаются на землю или на корточки. Так что если люди ведут себя как-то странно, не стоит спешить с оценками, лучше постараться узнать и понять другую культуру. Эти знания – ценный багаж в любой ситуации, особенно если нам предстоит поехать в другую страну или республику.

Давайте попробуем разыграть и разрешить некоторые ситуации.

Ситуация 1.  Зима. Холодно. Остановка. Вы замерзли и решили потанцевать, или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят присутствующие и говорят: «Вот ненормальный!» Как разрешить эту ситуацию?

Ситуация 2.  Вы идете по улице и читаете собеседнику хорошие стихи, вызывая у людей недоуменные взгляды. Почему? Что делать в этой ситуации?

Ситуация 3.  В автобусе, где вы кому-то наступили на ногу, вас называют нелицеприятными словами. Как вы поступите? Как бы вы отреагировали, если вам наступили на ногу,  или толкнули в транспорте?

Упражнение «Я уникален, ты уникален. Вместе мы интересны друг другу». 

Цель следующего упражнения - создание доверительных отношений в коллективе, осознание каждого члена коллектива как индивидуальности, личности, значимой для всех; отработка умения понимать и познавать других людей. У каждого участника  лист бумаги и карандаш.  

Ведущий занятия:  

         Каждому  участнику  группы я предлагаю  на листе бумаги сверху написать свое имя, затем обвести  свою руку карандашом. На каждом пальце  написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета.

          Выполнили задание. Молодцы.

  А теперь найдите в своей  группе человека с  теми качествами, которые у вас совпадают  (от 3-6 качеств). Теперь один из группы должен записать выбранные качества листе ватмана, который закрепим  на доске. Сравнение сначала по группам, а потом в коллективе.    

Общее – уже есть коллектив.

Разное – еще есть над чем работать. 

А теперь новое задание.

Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно индивидуален. И верить в свою исключительность необходимо каждому. У всех свои особенности, жизненный опыт, пристрастия и т.д. Каждый человек неповторим. Предлагаю  всем  подумать над тем, чем каждый из вас уникален, чем отличается от всех других.  Каждый из участников аргументирует свое утверждение, например: «Я уникален, так как я…». Учащиеся озвучивают ответы:

  • кулинарные способности (я замечательно пеку пироги и торты);
  • особые награды (я уже два раза занимал призовые места в каких-либо соревнованиях);
  • необычные умения (я умею шевелить ушами, двигать забавно бровями);
  • особые интересы (я прекрасно разбираюсь в политике) и т.д.

Ведущий занятия: у всех вас много возможностей, много того, что делает каждого уникальным. Поэтому мы нужны друг другу, чтобы учиться друг у друга различным умениям и навыкам,  каждый из нас может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее, интереснее и комфортнее жить.

Упражнение - анализ притчи «Бабочка»

В одном селении жил великий мудрец. Слава о его мудрости была так велика, что из разных стран стекались к нему люди за советом. Но был один человек, которому не давала покоя слава мудреца. Решил он доказать всем, что не так уж умен тот, которого почитают как мудрейшего из мудрых. Решил он придумать такой вопрос, ответ на который даже наш мудрец не мог бы найти.

Пошел человек на луг, поймал бабочку, посадил ее среди сомкнутых ладоней и решил:

— Спрошу-ка я мудреца, какая бабочка находится у меня между ладоней: живая или мертвая? Скажет, живая – я сомкну руки, бабочка и умрет. Ну а если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и бабочка вспорхнет в небо. Тогда-то все и поймут, кто из нас умнее.

Пришел человек к мудрецу со своим вопросом:

— Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?

Тот подумал и ответил так, как может ответить только мудрец:

— Все в твоих руках!

Вопросы для анализа притчи:

  • Какова основная мысль этой притчи?
  • Как она связана с темой нашего занятия?
  • Какие качества доминируют в характерах человека, поймавшего бабочку, и великого мудреца?
  • Какого человека можно назвать мудрым?
  • Какую мудрость несет эта притча?
  • Как можно, исходя из текста притчи, сформулировать один из принципов толерантности?

III. Заключительный этап. Рефлексия

Чтобы еще раз показать, что человек рожден, чтобы жить совместно с другими  людьми послушайте стихотворение.

                                                  «Я рисую человечка»  А.Моругин

Я рисую человечка,

Вышел он прямой, как свечка.

На кого же он похож?

Посмотрите, как хорош!

А у Нади и Аркаши

Человек объелся каши –

Круглый, добрый и веселый,

Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик – великан.

У Алеши – атаман.

У Сергея же худой,

С ярко рыжей головой.

А у Славика девчонка,

Словно Быхова Аленка,

Паша негра рисовал –

Сам от краски черным стал.

Люди разные на свете,

Словно человечки эти.

В конце занятия давайте создадим «Дерево толерантности». Перед каждым из вас лист дерева, напишете на нем, что,  на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы   школа стала  толерантным пространством, чтобы отношения между учащимися и педагогами строились по принципу толерантности». Затем листочки приклеиваем к веткам  импровизированного дерева на доске.

Ведущий занятия: Сегодня мы с вами учились быть толерантными, пытались сдать своеобразный тест на толерантность, экзамен на человечность и понимание. Ключи к тестам – это наши человеческие качества, и очень хотелось бы, чтобы эти качества были с вами всю жизнь.

В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными и человечными!

Упр. «Аплодисменты по кругу»

 Инструкция:

     Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

     Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Список литературы

  1. Андрияхина, Н. В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя» // Классный руководитель. – 2006. – № 4.
  2. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение,  1990.
  3. Степанов П.В.Феномен толерантности//Классный руководитель.-2004.-№3.
  4. Тыртышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности//Классный руководитель.-2005.-№4.
  5. Шустова, Л. П. Воспитание толерантности: прием для индивидуальной групповой работы // Классный руководитель. – 2006. – № 4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по толерантности "Счастье - это когда тебя понимают!"

Данная методическая разработка знакомит учащихся с понятием толерантности и его историей, способами толерантного поведения, развивает коммуникативные умения и навыки самоанализа, помогает сплотить кол...

Классный час: «Счастье – это когда тебя понимают: так ли это?»

- Сегодня  нам предстоит ответить на вопрос: Счастье – это когда тебя понимают: так ли это?...

КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ…… (рекомендации родителям подростков, склонных к суициду)

Полезные материал как для родителей, так и для педагогов. Мне в работе очень пригодился! Спасибо авторам!...

"Счастье - это когда тебя понимают"

Классный час в 8 классе...

Счастье - когда тебя понимают…?

Развитие у учащихся способности смотреть на проблемы с позиции других людей (формирование основ педагогической культуры, как условие развития творческого потенциала ребенка)...

Классный час Тема: «Счастье, когда тебя понимают» (влияние на развитие личности неформальных молодежных объединений)

Субкультура – это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традицией, присущие большой социальной группе....

классный час на тему "Счастье, когда тебя понимают"

Познакомить обучающихся с особенностями молодежной субкультуры, течениями, традициями. Сформировать понятие группа, коллектив, обьединение...