Программа развивающих занятий по курсу "ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
методическая разработка по психологии на тему

Реализация идей новой педагогики, личностное развитие ребенка - дошкольника , готовящегося к обучению к школе, немыслимы без привлечения  новейших психолого- педагогических знаний, новых психолого-педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologoiya_dlya_doshkolnikov.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развивающих занятий

«Психология для дошкольников».


Автор  -  педагог-психолог

Ермакова Е.В.














Москва

2017 г.






ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

     Самая главная цель и ценность уроков психологии для дошкольников – это  создание наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка как индивидуальности.  Реализация идей новой  педагогики немыслимо без привлечения  новейших  психолого-педагогических знаний, новых психолого-педагогическихъ технологий.

     Данный курс предполагает сдвиг  акцентов с  обучения на развитие.

     Гуманистические идеи современного образования  связаны  со стремлением  приобщить детей к высшим духовно-нравственным ценностям и культуре, развить творческие способности   учащегося , постояннно подпитывать их интересы и высокий уровень мотивации учения и самое главное – способствовать  полноценному личностному развитию. Важнейшим условием личностного развития

является переход  на более  высокий уровень самосознания, реализуемый на основе  

развертывания  рефлексивный способностей. Именно на создание  в рамках  системы развивавющего курса подготовки детей к начальному  обучению  условий максимально  способствующих развитию самосознания и рефлексивных процессов, высших психических функций, ориентирована данная программа.

     Содержанием программы  является формирование  у детей умения познавать себя, раскрывать  себе свою  субъективную реальность,  а такжк формирование  коммуникативных умений и навыков, развитие процессов  внимания , памяти , мышления.

      Главная цель -   гармоничное развитие личности ребенка в пределах , определяемых возрастными возможностями.Максимально должен использоваться личностный потенциал ребенка, раскрывать который  он должен самостоятельно,  но при помощи педагога.

     Задачи :

  - помочь адаптироваться к условиям  работы  в группе , к требованиям школы;

-  учить методам и приемам самосознания;

 - учить оказывать себе помощь при  утомлении;

- познакомить с понятиями эмоций;,
- развить чувство эмпатии;
- развивать высшие психические функции;

-  развивать коммуникативные навыки (умение строить отношения в коллективе);

 - помочь детям осознать свои способности и задатки;

-  ориентировать детей на развитие творческих способностей;

-учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка.

   

        Занятия предназначены для детей   6-7 –летнего возраста.

        Программа предполагает проведение регулярных ( 1 раз в неделю) групповых занятий.  Всего 32 занятия в течение учебного года. .

Тематическое планирование по курсу «ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Название темы.

Количество часов.

1

Адаптация к новому коллективу. Знакомство. Игра «Клубочек»,рисование «визиток».Игра «Разыскивается потерявшийся ребенок (описание внешности)».

1 час

2

 Адаптация к новому коллективу .Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей : «Ветер дует на …», «Телефон»,

« Раскрась с товарищем пару рукавичек одинаково».

1 час

3

 Знакомство с базовыми эмоциями.Эмоция радости, эмоция страха.Рисование эмоциональных состояний , своего настроения.Как справляться  с негативными эмоциями.История о дракончике Памси.

1 час

4

«Для чего ходят в школу (формирование учебной  мотивации)».Обсуждение сказки «Урок в лесной школе».Задание «Собираем портфель школьника».Игры на развитие внимания :»Нос,пол, потолок», «Рыба ,птица, зверь».

1 час

5

Воспитание альтруистических чувств, эмпатии, расширение представлений об образе своего « Я».Сказка о разноцветной звездочке. Рисование своей звезды.

1 час

6

Тренинг мышечного расслабления  «Мы олени…», « На пляже…», «Пружинки». Обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний : « Море волнуется раз….»,  «Музей восковых фигур…», «Скульптор».Пальчиковая гимнастика «ТРИ ПИНГВИНА», тренировка межполушарного взаимодействия : «Зеркальце- полочка»,  «Кулак – ребро- ладонь», «Сжимаем – разжимаем ладони попеременно».  Коммуникативные  игры в кругу «Шапочка», «Соседа можно потолкать…» , «Летела корова, сказала слово…»

1 час

7

Развитие адекватной самооценки и правильных представлений  о себе  у дошкольников.Ответы на вопросы анкеты при  помощи рисунков. Создание своего автопортрета. Методика «ЛЕСЕНКА».

1 час

8

Развитие познавательных процессов. Определение объема внимания , способности к концентрации , распределению.Корректурная проба.Игры на внимание «Нос ,пол , потолок», «Рыба ,птица, зверь»

1 ч

9

Ссора, как можно помириться ( выучить «мирилки»).  Чтение сказки «Снежинки». Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…». Тренинг глазодвигательных координаций.

10

Развитие памяти. Игра « Путешествие». Определение уровня развития зрительной памяти, ее объема.

11

Тренинг глазодвигательных координаций, развитие произвольного внимания, внутреннего плана действий .Упражнение «Подарил утенку ежик…», «Графический диктант», тренировка межполушарного взаимодействия – одновременное рисование правой и левой рукой.

 1ч

12

Развитие памяти и внимания : сравнение картинок, кодирование, опосредованное запоминание словесной информации при помощи рисунка.

13

Развитие наглядно- образного мышления , конструктивного праксиса, Задачи со спичками, складывание по образцу  («ТАНГРАМ»), по памяти. Диагностика развития этих психических функций.

2 ч

14

Развитие воображения : «Неоконченный рисунок  (Торренс)», «Неоконченные рассказы».

15

Развитие образного мышления .Создание  планов комнаты.Поиск кладов.

16

«Мне скоро в школу». Чтение и обсуждение сказки «Как Яшок  поступал в дом учености».

17

Развитие словесно-логического мышления : «4 лишний», «Аналогия», «Сравнение», «Классификация», задачи на смекалку.

18

Решение логических задач, определение причинно-следственных связнй, составление рассказов по серии последовательных картинок.

19

Определение уровня развития произвольного внимания (Методика«Домик» Гуткиной), графические диктанты, рисование по алгоритму.

20

«Трудности дороги к Знанию». Чтение и обсуждение «Сказки  о котенке Маше».

21

Определение мотивационной готовности к школе (Методика Нежновой).

22

Развитие конструктивного  мышления : «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская  игра «, «Конструирование из счетных палочек».

3 часа

23

Развитие речи  : «Звук заблудился», «Замени одну букву, составь новое слово»,  «Отгадай кроссворд». «Загадки»,»Что за словом ?»

1 ч.

24

Собираемся в школу.Что положим в портфель школьника ? (рисунок).

1 ч.

25

Игры и упражнения для развития способности выполнять действия по словесной многоступенчастой инструкции: «БУСЫ», «Графический диктант», «Приказ командира».

2 ч

26

Игра –соревнование «УМНИКИ И УМНИЦЫ».

27

Игры и упражнения ,которые больше всего запомнились , пожелания своим  друзьям .«Ленточка пожеланий и добра».

1 ч

ИТОГО

32 часа

ЛИТЕРАТУРА.

1.Новоторцева Н.В. «Развитие речи». Дидактический материал по развитию  речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль:ООО « Академия развития», 1996. – 240с.

2.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е, Первушина И,М. «Тропинка к своему Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – Генезис, 2004. – 175с.

3.Гуткина Н.И. «Психологическая готовность  к школе». – М.:НПО «Образование»,1996. – 160с.

4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность  ребенка к школе :Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.  – М.:Гуманит.изд. центр «ВЛАДОС»,2001. – 256 с.

5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.   Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.Практическое пособие -  М.: Генезис, 2003. – 208 с.

6. Давай познакомимся!Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мирадошкольников 4-6 лет.Пособие для практических работников  детских садов./ Автор –составитель Пазухина И.А. -  СПб: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2004. -  272с.

7.Юзбекова Е.А. Развивающие игры в интеллектуально-творческом развитии дошкольника : Методические рекомендации для воспитателей ДОУ  и родителей. – М.: АПК и ПРО,2003. – 90 с.

8.Гаврина С.Н.,Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. «Серия «Тесты для дошколят».- М.: «РОСМЭН», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...

Программа развивающих занятий с учащимися при подготовке к итоговой аттестации

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА - 9 трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА - 9 как форма экзамена по...

Программа развивающих занятий с учащимися перврго класса

Данная прграмма содержит развивающие занятия с учащимися первого класса. Занятия позволяют протестировать знания и умения детей как вначале так и в конце проведённой работы.  Отдельные упражнения...

Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...

Программа развивающих занятий для детей 2 класса с трудностями в обучении.

Программа расчитана на детей, испытывающих трудности усвоения школьного материала. В программу входят занятия на развитие высших психических процессов (внимания, памяти, мышления), т.к. формирование б...

Программа развивающих занятий с обучающимися ОВЗ «Профессия-школьник» 1-2 классы

Главная цель программы - развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех предметах. которые определяются возрастными возможностями....