Акция Я-подросток
план-конспект занятия по психологии (8 класс) на тему

Социально-психологическая акция

«Я-подросток»

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, — свои и окру­жающих людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_ya_podrostok.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологическая акция

«Я-подросток»

Акция проводится с подростками 13-14 лет

Количество участников 10-15 человек

Цель: содействовать в расширении самопознании подростка.

Задачи:

Познакомить участников  с понятием Я-концепция личности.

Ход занятия

КТО Я?

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, — свои и окружающих людей.

Материал: лист бумаги и ручка для каждого участника.

Ход упражнения: У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

• повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

• о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);

• насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

• отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

• совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;

• из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т. д.

МОЙ ПОРТРЕТ В ЛУЧАХ СОЛНЦА

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Материал: лист бумаги и ручка или карандаши для каждого участника.

Ход упражнения: — Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое, имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

ВСЕ МЫ

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Ход упражнения: «Все мы» — это ассоциативно-ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя.

Один участник выходит. Психолог просит каждого участника сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутствовали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много приятного о вас было сказано. Один сказал...» Участник должен отгадать, кто что сказал и почему.

НИКТО НЕ ЗНАЕТ...

Цель: активизация процесса самопознания.

Ход упражнения: Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

ДЕРЕВО

Цель: Создание группой общей работы.

Ход упражнения:

Листы бумаги А 4 раскладываются так, чтобы они образовали большой прямоугольник или квадрат (в зависимости от числа участников). Возможен вариант, при котором остается один пустой лист (при нечетном числе участников).
Инструкция ведущего. Тема общего рисунка — дерево, то есть готовый рисунок должен представлять собой дерево. Во время рисования разговаривать нельзя. По команде: «Возьмите себе листы бумаги» — каждый участник выбирает себе лист, на котором он хочет рисовать.
Рисовать можно цветными мелками, карандашами, фломастерами, красками. Каждый участник рисует свою часть на своем рабочем месте. Движение по аудитории во время рисования нежелательно.
Когда рисунок готов, попробуйте сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Теперь вся группа может внимательно рассмотреть рисунок и обсудить по кругу процесс создания группового дерева. При этом каждый на своем рабочем месте, на отдельном листе бумаги, создает свою индивидуальную часть дерева. После рисования листы складываются так, чтобы получилось общее дерево, и обсуждается процесс создания группового дерева.
Для выполнения этого задания от каждого участника требуется хорошо сконцентрироваться на своей индивидуальной части и при этом иметь в виду, что целью является общее произведение.

Комментарий
Рисунок является хорошим зеркалом состояния группы.
Обсуждение
Очень важно прояснить для каждого участника его реальное место в группе и стратегию поведения. Психолог может задать участникам следующие вопросы:
• Ты нарисовал свой рисунок и поместил его сюда. Как ты чувствуешь себя на этом месте (с краю, в середине, вверху, внизу)?
• Ты сам выбрал это место, если нет, то кто (или что) заставил(о) тебя это сделать?
• Ты доволен своим местом? Как с этим у тебя в жизни?
• Что ты сейчас чувствуешь?
При помощи рисунка подростки часто описывают, как они чувствуют себя в жизни: забытыми, брошенными, слабыми, неуверенными, ожесточенными, колючими...
• Хотел бы ты что-то изменить для себя? — этот вопрос дает возможность подростку что-то изменить в себе, сделать первый шаг, «сдвинуться с места».
• Теперь выбери для себя другую часть дерева, ту, которая тебе особенно нравится, и представь, что там твое «место». Как ты чувствуешь себя там, что привносишь в целое?
В этом случае участники группы чаще выбирают тот рисунок, ту часть дерева, которая похожа на их жизненную мечту: для кого-то это крепкий ствол, для кого-то — сочная, яркая зелень, усыпанная красивыми плодами. Когда подростки отождествляются с этим рисунком, они наполняются энергией и внутренней силой.
• Если бы ты был этой частью, как бы ты чувствовал себя в группе?
• А в жизни? Появились ли у тебя какие-то новые возможности?
• Что ты можешь делать, чего раньше не мог? Чего не можешь?
• Какой твой вклад в целое? В какой мере ты воспринимаешь свой рисунок как часть целого?
Если в результате обсуждения чувствуется, что участники напряжены или не удовлетворены результатом общего взаимодействия, можно предложить нарисовать дерево еще раз. При этом необходимо предупредить, что групповое взаимодействие приносит удовлетворение тогда, когда каждый участник группы является самим собой и творит, не ограничивая себя, имея при этом в виду создание общего произведения.
При большом числе участников, для того чтобы уложиться в урок, обсуждение можно ограничить общими вопросами:
• Что привносит каждый в общую картину? Устраивает ли это его?
• Может ли группа создать «единое дерево» со стволом и кроной?
• Что мешает группе создать «единое дерево»? Что делать?


Особенности группового процесса

 Пояснения


1. Кто какой взял лист?     Стремление к лидерству: кто-то взял лист первым и сразу начал рисовать, кто-то ждет, а кто-то берет тот лист, который остался.
2. Кто рисует ствол? Кто рисует крону?     Позиции в группе (поведение в жизни): ствол — основа дерева, на нем все держится, если нет ствола, то нет и дерева, кроны; но ствол находится внизу, а крона — наверху, и она всем видна.
3. Если рисуют несколько стволов, чья идея побеждает?     Пытается нарисовать свою часть ствола особенно ярко, с силой нажимая на карандаш. Интенсивно окрашивает свою часть, выделяя цветом.
4. Какие усилия прикладывает каждый участник, чтобы защитить свое видение рисунка?     Пытается организовать действия группы, что кому рисовать (невербально). Пытается сообщить группе, что он рисует (невербально).
5. Если в группе появился лидер, насколько он может организовать работу группы в целом? В какой мере группа соглашается на это видение?     Группа приняла идею лидера, участники меняют свою позицию, подстраиваются под видение лидера: главное — общее дело. Группа не принимает руководства, ничего не замечая, рисуют то, что решили раньше: не хочется подстраиваться; рисую, что решил.
6. Как при этом ведет себя каждый участник группы: изменяет ли свой рисунок? Если изменяет, то с охотой или нет?     Изменяет охотно. Не изменяет.
Изменяет, но с неохотой.
7. Как происходит взаимодействие между участниками?     Невербально общаются, пытаясь организовать общие действия. Не замечают друг друга.
8. Все ли рисуют одновременно? Есть ли выжидательные позиции?     Все рисуют сразу, одновременно. «Жду, пока все нарисуют и рисую то, что осталось, что нужно».

Листы бумаги необходимо пронумеровать, начиная с верхнего. Инструкция дается такая же, о цифрах на листах упоминать не надо. После выполнения упражнения рисунок собирается не произвольно, а в соответствии с нумерацией. В результате выполнения упражнения можно выявить стратегию поведения участников и особенности группового взаимодействия. Обсуждение целесообразно ограничить общими вопросами (в этом случае гораздо важнее, чтобы ребята почувствовали, что им мешало и чего не хватало при создании общего дерева) и дать возможность нарисовать общий рисунок еще раз.
Таким образом, данная методика обладает большим диагностическим и развивающим потенциалом. В течение одного занятия психолог может увидеть особенности детского коллектива, выявить ролевые позиции детей. Кроме того, это упражнение помогает самим участникам увидеть проблемы и достижения своей группы.
Психолог также может использовать арт-терапевтическое упражнение «Дерево» для коррекции отношений в группе и построения индивидуальной психотерапевтической работы с клиентом.

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по итогом акции «Подросток» за 2014 год

Отчет  по итогом акции «Подросток»за 2014 год...

Акция "Подросток-беглец"

В библиотеке «Ровесник», в рамках проводимой акции «Подросток-Беглец», состоялась встреча воспитанников приюта города Троицка со старшим инспектором подразделения по делам несовершеннолетних Репиной Д...

Всероссийская экологическая акция «Сделаем вместе!» "Зеленая Акция!"

Взаимодействие человека с природой - экология, в переводе с греческого «дом, место пребывания». Природа – наш дом, место нашего пребывания, поэтому необходимо беречь природное жильё ...

Акция «С любовью к России мы делами добрыми едины!»Волонтер Кузнецов Костя собрал единомышленников- школьников на участие в акции «ПОМОЙ- ка». В этой акции участвовали и взрослые: директор школы, неравнодушные жители деревни. Совместными силами привели в

Волонтер Кузнецов Костя собрал единомышленников - школьников на участие в акции «ПОМОЙ- ка». В этой акции участвовали и взрослые: директор школы, неравнодушные жители деревни. Совместными силами приве...

Всероссийская открытая акция акция "Tolles Diktat"

С 19-24февраля 2021года проводилась всероссийская открытая  акция "Tolles Diktat". Учащиеся с 7-9 классы МБОУ СОШ№2 принимали участие....