Главные вкладки

    Мастер -класс для педагогов - психологов, педагогов «Техники работы с МАК по формированию стрессоустойчивого поведения. Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями».
    методическая разработка по психологии по теме

     

    Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий (МАК) для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния, повышения стрессоустойчивости у участников образовательного процесса.

    Задачи:

    1. Ознакомить с понятием МАК.
    2. Рассмотреть продуктивные формы работы с МАК.
    3. Познакомить педагогов - психологов со способами применения метафорических ассоциативных карт для формирования стрессоустойчивого поведения.
    4. Создать положительный эмоциональный настрой у педагогов, используя виды арт-терапии (МАК, рисование) как одну из форм организации мастер-класса.
    5. Способствовать формированию эмоциональной стабильности, стрессоустойчивого поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx966.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

     «Техники работы с МАК по формированию стрессоустойчивого поведения. Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями».

    Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий (МАК) для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния, повышения стрессоустойчивости у участников образовательного процесса.

    Задачи:

    1. Ознакомить с понятием МАК.
    2. Рассмотреть продуктивные формы работы с МАК.
    3. Познакомить педагогов - психологов со способами применения метафорических ассоциативных карт для формирования стрессоустойчивого поведения.
    4. Создать положительный эмоциональный настрой у педагогов, используя виды арт-терапии (МАК, рисование) как одну из форм организации мастер-класса.
    5. Способствовать формированию эмоциональной стабильности, стрессоустойчивого поведения.

    Ожидаемые результаты:

    1. Практическое освоение педагогами (психологами) методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых педагогом на мастер-классе.
    2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов (психологов) в области арт-терапии.
    3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственных эффективных форм совладающего со стрессом поведения.

    Ход мастер-класса

    Вводная и теоретическая часть.

    "Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса, я рассматриваю один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами – психологами это МАК. Популярность метафорических карт растет с каждым годом. Их существует большое количество, как для взрослых, так и для детей. Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы не только взрослых, но и детей, с которыми я работаю. Карты – это всего лишь инструмент в работе психолога.

    Что такое МАК?

    • Метафорические карты – профессиональный психологический инструмент (арт - терапия), в основе использования лежит работа с визуальной метафорой. Это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми работает психолог, это всегда приглашение к рассказу – о вымышленных событиях или реальных.

     

    • На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

    - помогают вывести на поверхность глубинные переживания;

    - проявление фантазии, работа с внутренним состоянием человека;

    - открывают перспективу.

    C:\Users\user\Desktop\Рябцева\Новая папка Рябцева\IMG-20180926-WA0009.jpg

    Можно использовать в любой психологической работе:

    Диапазон областей, где обращение через МАК к воображению, фантазии и потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным, весьма широк:

    • Ø коммуникационные игры и тренинги;
      Ø создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;
      Ø тренинг позитивного мышления;
      Ø развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;
      Ø актуализация личностного роста;
      Ø коррекция и терапия межличностных отношений;
      Ø терапия детско-родительских отношений;
      Ø помощь в разрешении конфликтов;
      Ø работа с линией времени, моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем;
      Ø реабилитационная работа;
      Ø проработка и терапия травм;
      Ø работа с посттравматическим синдромом;
      Ø помощь в преодолении стрессов;
      Ø проработка и терапия страхов;
      Ø развитие творческого потенциала детей и взрослых;
      Ø командообразование.

    Как работают МАК?

    • позволяют осуществить обход рационального мышления;
    •  снять защиту и внутреннее сопротивление, создать условия для диалога между внешним и внутренним миром человека;
    •  помогают реконструировать травматическое событие;
    •  сформулировать и выразить травматическое событие словом, «вербализовать», что само по себе имеет терапевтический эффект.

    МАК создают обстановку, способствующую подлинно глубокому общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. К числу их достоинств относятся:

    - чувства доверия и безопасности, возникающие у ребенка, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

    - создание общего контекста, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации;

    -  возможность решения проблем на символическом (безопасном) уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

    - развитие творческих способностей;

    - гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации;

    - привлекательность методики: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.

    Их существует множество. В своей работе чаще использую:

     

    Практическая я часть.

    Представляю вам опыт работы с набором МАК «Зонтики». Это метафора
    Совладания со сложными жизненными ситуациями.

    В комплект входят:

    • 1. Карточки со словами.
    • 2. Картинки.
    • 3. Карта – схема алгоритма действий в трудной ситуации.
    • 4. Инструкция.

    Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями.

    Колода формировалась с опорой на существующие в психологии представления о приемах и способах совладания с проблемными, стрессовыми ситуациями. В психологии они определяются как копинг-стратегии (от англ. «сoping»). Это стратегии, так или иначе направленные на взаимодействие с проблемной ситуацией; поведение, призванное поддержать психологическое равновесие.

    • Опора на существующие копинг-стратегии (от англ. «сoping» это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом.).
    •  Обучение динамичному использованию подходящих к данной ситуации стратегий. Построение индивидуального алгоритма выхода из кризисной ситуации с опорой на образец.
    •  Ресурс для дальнейшей работы над проблемными ситуациями.

    Для того, чтобы глубже погрузиться в данную тему давайте пройдем небольшой тест.

    Возьмите чистые листы бумаги и нарисуйте : человека. И человека под дождем (Приложение№1).

    Почему "Зонтик"? Это защита от непогоды. Защита от трудных моментов в жизни на которые каждый человек реагирует по своему.

    Упражнение "Ромашка".

    Прежде чем мы познакомимся с различными упражнениями с данным набором, испробуем это на практике. Прошу пройти к столу. Выберите наугад карточку с надписями. Это трудная ситуация. Теперь пусть каждый из вас выберет по две картинки с зонтиками. Как вы реагируете на данную ситуацию.

    Когда определитесь с выбором, положите свои картинки рядом с карточкой с надписью.

    Обсудим, что же у нас получилось. Попрошу каждого сказать пару слов о данной ситуации и объяснить, почему выбрал именно эти зонтики.

    http://bookprose.ru/pictures/1019486023.jpg

    Вопросы:

    1. Почему выбрали именно эту картинку?

    2. Что она может означать?

    3.Какая защита используется?

    4. Эффективна ли она для данной ситуации?

    5. Что вы почувствовали, глядя на эту картинку?

    Познакомимся с упражнениями для индивидуальной и групповой работы с использованием "Зонтиков".

    C:\Users\user\Desktop\Рябцева\Новая папка Рябцева\IMG-20180926-WA0016.jpg  C:\Users\user\Desktop\Рябцева\Новая папка Рябцева\IMG-20180926-WA0021.jpg

    Подходящий зонтик

    Выберите себе карточки с незавершенными предложениями, которые актуальны для вас. Подберите к каждой из них наиболее подходящий, с вашей точки зрения, зонт. Можно положить карточки с образами, вытянутыми вслепую, после чего рассмотреть получившиеся пары, представить и рассказать, как будет развиваться ситуация. Соединяя изображение зонта с незаконченным предложением, клиент интегрирует эмоциональный отклик с когнитивной переработкой. Это помогает вскрыть неочевидные противоречия или смыслы, увидеть многообразие проблемных ситуаций и такое же многообразие способов совладания с ними.

    Магазин

        Представьте себе, что вы работник магазина, который продает товары, защищающие от разного рода непогоды. Вам нужно навести порядок. Товар нужно рассортировать, разложить по группам. Подумайте, по каким признакам вы бы сформировали эти группы. Дайте им названия.

    Конфликт

    Выберите карту с зонтиком, образ которого раскрывает ту стратегию, которую вы используете в описываемой ситуации. Выберите карту с зонтиком, которую использует оппонент. Озвучьте обе стороны конфликта. Ответьте на ворпросы:

    • Какие действия символизирует каждый из зонтиков?
    • Какие чувства вызывает?
    • Какие последствия влекут за собой эти действия?
    • Можно ли изменить свое поведение в конфликте?
    • Как будет разрешаться конфликт, если вы будете использовать другие зонты?

    Последний этап работы - это разработка индивидуального алгоритма выхода из трудной ситуации на основе данного.

    Использованная литература:

    1. Канц Г. Метафорические карты: Руководство для психолога. – 2-е изд.

    – М.: Гинезис, 2014

    2. Метафорические ассоциативные карты  «Зонтики» - Гераськина Г.В

    3.https://psychojournal.ru/tests/947-proektivnaya-metodika-chelovek-pod-dozhdem.html

    Приложение№1

    Диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями. Методика "Человек под дождём"

    ОПИСАНИЕ
     
    Цель проективной методики»·— диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы.
    Тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать:
    1. возможности человека к адаптации
    2. устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций.
    Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик — его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги, родители, а также все те, кто просто любит «тестировать» своих друзей. 

    Методика проведения исследования

    На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

    ИНСТРУКЦИИ
    Инструкция №1: «Пожалуйста, нарисуйте человека».
    Инструкция №2: «Нарисуйте человека под дождем».

    ОБРАБОТКА

    При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

    РЕКОМЕНДАЦИИ
    В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.
    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

    Экспозиция, положение на листе. В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

    Трансформация фигуры .Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. 
    Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. 
    Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). 
    Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц. 
    Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций. 
    Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
    Оценка характера линий.
    — легкие линии — недостаток энергии, скованность; 
    — линии с нажимом — агрессивность, властность, настойчивость, тревожность; 
    — неровный нажим — импульсивность, нестабильность, тревога.
    Контуры фигуры. 
    — неотрывные линии — изоляция; 
    — разрыв контура — сфера конфликта; 
    — много острых углов — агрессивность, плохая адаптация; 
    — двойные линии — тревога, страх, подозрительность; 
    — штриховка — зона тревожности.

    Направление фигуры человека
    В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека: — повернута влево — внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; — повернута вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен; — виден затылок, человек изображен спиной — проявление замкнутости, уход от решения конфликтов.
    Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
    Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

    Средства защиты от дождя.
    Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями. 
    Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.·
    Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите. 
    Шляпа на голове — потребность в защите от вышестоящих.

    Тело.
    Голова — сфера интеллекта и контроля. Непропорционально большая голова говорит об убежденности испытуемого в значимости мышления. Маленькая голова — переживание интеллектуальной неадекватности, неполноценности.
    Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий сознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознавании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея — рисующий делает уступки своим слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и чувствами.
    Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной малоценности, ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.
    Туловище чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных потребностей, желаний. Тело квадратное — признак мужественности. Тело очень маленькое — чувство унижения, малоценности.
    Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий.
    Глаза. Большие, заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. Маленькие глаза-точки (палочки) — погруженность в себя, избегание визуальных стимулов. Ресницы — кокетливость, демонстративность.
    Большие уши — чувствительность к критике, заинтересованность в положительном мнении окружающих. Уши маленькие, отсутствие ушей — избегание критики, нежелание слушать о себе плохое.
    Конечности, руки — символ межперсонального взаимодействия. Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям. Если руки шире у запястий, чем у плечей, это говорит об импульсивности в действиях. Если руки изображены отдельно от тела — импульсы тела для рисующего неподконтрольны. Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем. Руки слишком длинные — большие амбиции. Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение. Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности. Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность.

    Атрибуты дождя. Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная. 
    Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. 
    По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи — окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.
    Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. 
    Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
    Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

    Дополнительные детали.
    Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству. 
    Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

    Тенденции.
    Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано
    Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды
    Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.
    Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками; рисунок человека в виде ребенка
    Признаки недоверия себе — нарисован мальчик; зонт над человеком держит кто-то или что-то; у одежды очень много застежек; человек уходит влево


    Искажение и пропуск деталей. Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации. 

    Цвет в рисунках. Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

    Заключительный этап. .
    Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке. 
    По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второму, можно сделать выводы об
    - отношении художника к жизненным трудностям,
    - о способах, которыми он эти трудности обычно преодолевает.
    Обычно картинки получаются настолько красноречивыми и символичными, что понять их и проинтерпретировать способен даже неспециалист.
    Некоторые рисунки показывают — насколько не сформированы у тестируемого навыки конструктивного реагирования на стрессовые ситуации.
    Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные изменения:
    * Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены дождевые капли);
    * Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования — по «женскому» или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;
    * Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст человечка возрасту самого художника? Регресс в детство — покажет изображённый на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или подростка изображён взрослый человек или старик — это расскажет о том, кому из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.
    * Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной позиции, агрессивности.

    После рисования можно провести обсуждение.
    Примеры вопросов психолога
    Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
    Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?
    Kакое у него настроение?
    Что ему больше всего хочется сделать? 
    Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу? 
    Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность? 
    Любите ли Вы дождь? Почему? 
    В какой момент времени мы его застали? 
    Kакие у него перспективы?
    Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь? 
    Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

    Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

    Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

    Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказ...

    Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

    Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

    Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

    Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.В основе работы с учащимися, оказав...

    Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

    Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....