Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье.
статья по психологии на тему

Синягина Ольга Евгеньевна

Абсолютизация роли школы и принижение значения семьи в воспитании подрастающего  поколения трансформируется сегодня в общественном сознании в другую крайность: перенос на родителей всей ответственности за формирование т развитие ребенка. Семья играет в этом процессе очень важную роль, но не нужно забывать, что далеко не каждый родитель может эффективно воспитывать, так как не все родители обладают достаточным уровнем культуры и общего развития, педагогическими способностями и знаниями. С учетом этого необходимо рассмотреть семьи с точки зрения наличия в них важных педагогических условий формирования благоприятных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье.

Общеизвестно, что обучение, развитие и воспитание личности были и остаются при любых общественно-политических формациях вечными категориями. Поэтому общечеловеческие ценности должны стать приоритетными в воспитании подрастающего поколения.

Рассмотрим семьи с точки зрения наличия в них важных педагогических условий формирования благоприятных отношений.

  1. Отношения любви и уважения в семье.

 Психологии особо отмечают, что близость – это уникальная, неповторимая характеристика семейных отношений, супружеских и между родителями и детьми. Родительская любовь – величайший источник его духовного развития, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе.

Одним из необходимых условий для становления взаимоотношений в семье, является принятие членами семьи друг друга такими, какие они есть.

  1. Педагогическое просвещение родителей при взаимодействии школы и семьи.

Школы, учреждения дополнительно образования, сверстники должны оказывать помощь родителям в семейном воспитании, путем организации совместных посещений музеев, галерей, театров и т.д. Учителя должны быть заинтересованы в оказание помощи молодым родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье.

  1. Демократический стиль взаимоотношений в семье.

Известно, что степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских взаимоотношений по-разному представлена таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и переходного типа.

В семьях с более высоким уровнем демократизации супружеских отношений значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, скромность.

Таким образом, патология супружеских  отношений продуцирует чрезвычайно широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных как в психике, так и в поведении личности вплоть до выраженных форм поведения. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту, казалось бы, парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким образованием воспитываются хорошие дети.

  1. Направленность на развитие личного потенциала ребенка.

Важнейшим условием эффективности воспитательных усилий в семьях различных типов является наличие у родителей четкой программы, направленной на развитие личного потенциала ребенка. Эта программа должна затрагивать все стороны развития личности: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое.

Умственное развитие.

Успешность умственного развития ребенка в семье зависит от широты интересов родителей, от их кругозора, привычки заниматься самостоятельно. В тех семьях, где организуется совместный досуг и труд, дети растут мыслящими, любознательными.

Нравственное развитие.

Родительский пример имеет большое значение в формировании нравственности у детей и подростков. Но это влияние возрастает, когда пример семьи, сочетается со специальными усилиями родителей, направленных на глубокое усвоение детьми общественного значения норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим правилам.

Физическое развитие.

Физическое развитие является одним из основных слагаемых общего воспитательного процесса, без которого невозможно всесторонне гармоническое развитие личности ребенка.

Родителям необходимо приучать детей к регулярным занятиям физкультурой, правильному питанию, соблюдению здорового режима.

Развитие трудолюбия.

Главная задача семьи в развитии трудолюбия – организация уклада жизни семьи, деятельности ребенка в семье, таким образом, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Этого можно достигнуть путем приобщения ребенка к труду через самообслуживание. Родителям необходимо помнить, что правильно чередуемый умственный и физический труд – основа для всестороннего, гармонического развития личности.

Эстетическое развитие.

Основные направления – развивать эстетическое восприятие окружающей природы, учить понимать и ценить искусство, возбуждать у детей интерес к художественной деятельности, развивать их творческие способности. Для этого необходимо совместное посещение театров, концертов, художественных выставок  и т.д.

Таким образом, необходимыми условиями гармоничного развития ребенка в семье является:

- отношение любви и уважения – основа воспитания, источник духовного, физического, психического развития младшего школьника, его эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе;

- демократический стиль взаимоотношений в семье является одним из необходимых условий для создания комфортного внутрисемейного климата, способствующего гармоничному развитию личности;

- взаимодействие семьи и школы способствует полноценному развитию личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....

Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"

Цель:  1.   Рассмотреть основные направления  духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.2.   Рефлексия подходов и тех...

Нравственное воспитание,как основа гармоничного развития личности ребенка.

Глубокие социально-экономические преобразования,происходящие в современном обществе,заставляют нас размышлять о будущем России,о её молодежи.В настоящее время смяты нравственные ориентиры,подрастающее...

Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности в рамках ФГОС»

Вопросы: 1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания ...

Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности

"Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности"В документе отражен анализ опыта работы, который показал, что уроки физической культуры, направленные на гармоничное развити...

ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ЕГО К ИСКУССТВУ РИСОВАНИЯ.

Образовательная область «Искусство» в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура. Однако есть один вид искусства, ...