Доклад по теме "Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности"
статья по физкультуре на тему

Хайретдинов Рустям Мунирович

Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности

 Наиболее значимой проблемой школьной физической культуры является проблема приоритетной направленности учебного предмета «физическая культура». Чему отдать предпочтение: оздоровительному, тренировочному или образовательному направлению? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности

 Наиболее значимой проблемой школьной физической культуры является проблема приоритетной направленности учебного предмета «физическая культура». Чему отдать предпочтение: оздоровительному, тренировочному или образовательному направлению? Дискуссия на эту тему ведется не первый год, и до сих пор направленность урока физической культуры в школьной программе однозначно не определена. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности урока. Из существующих в настоящее время концептуальных подходов, первостепенный интерес представляют взгляды сотрудников лаборатории физического воспитания НИИ возрастной физиологии Российской академии образования. В лаборатории была разработана концепция так называемого «конгруэнтного физического воспитания». Суть ее основывается на построении учебного процесса с учетом физиологических особенностей ученика. Цель конгруэнтной системы физического воспитания — реализация индивидуальных способностей каждого ребенка в области физической, психической и нравственной деятельности. При этом ставятся три конкретные задачи, которые, по мнению авторов конгруэнтной концепции, несколько отличаются от задач, поставленных в нынешних учебных программах физического воспитания. Это такие задачи, как: формирование интереса к занятиям физической культурой; формирование знаний, умений и навыков, необходимых школьнику для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе самосовершенствования; формирование понимания смысла двигательной деятельности на занятиях физическими упражнениями. Видное место в разработке концептуальных оснований развития образования в области физической культуры занимают работы А. П. Матвеева. Большое значение в них придается вопросам общетеоретического плана как методологической базе для решения проблем школьной физической культуры, а также разработке программного обеспечения процесса физического воспитания школьников. Разработанная А. П. Матвеевым учебная программа по физической культуре для учащихся 1—11-х классов, отражает направленность возрастной динамики активности школьников в процессе их социокультурного развития и структурируется в своем содержании на три уровня общего физкультурного образования: начальное образование (идентификация — «учись у учителя»); неполное среднее образование (индивидуализация — «учись вместе с учителем») и общее среднее (полное) образование (персонификация — «учись быть учителем»). В связи с этим основы знаний и практические навыки физкультурной деятельности должны закладываться, прежде всего, в условиях учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе и рамках преподавания учебного предмета «физическая культура», обеспечивая, тем самым, общее физкультурное образование школьников. Процесс школьного физкультурного образования должен рассматриваться как дидактически направленный процесс развития личности, в котором должен быть осуществлен переход от решения проблем физической подготовки к обеспечению общего физкультурного образования. Такого же мнения придерживается в своей концепции профессор В. П. Лукьяненко. Он также считает, что главным фактором, определяющим урок физической культуры в качестве основной формы физического воспитания, является его дидактическая направленность с приоритетом решения образовательных задач как стратегически важных для достижения общей цели физического воспитания. При организации целостного образовательного процесса в школе особое значение приобретают взаимодействия учителя и ученика. Во-первых, каждое задание должно быть понятно школьникам. Во-вторых, будучи понятым, каждое задание должно быть ими принято. А это возможно в том случае, когда ученики сами будут ставить перед собой задачи. Важно не заставлять и принуждать детей бездумно выполнять наши требования, а стараться с возможной полнотой раскрывать перед ними то, что им предлагается. Необходимо также видеть, чувствовать, готовы ли учащиеся к восприятию того или иного сообщения им. Забота педагога по физическому воспитанию об учениках отмечается своей спецификой. В центре внимания в данном случае находится не столько личность ученика, сколько его жизнь и здоровье: во время выполнения упражнений велика опасность травматизма. Благодаря индивидуальному и дифференцированному подходу я организую урок так, чтобы воспитанники избежали чрезмерных нагрузок, иногда влекущих за собой сбои в работе организма. Интенсивность, объем, характер физических упражнений дифференцируются в зависимости от состояния здоровья ученика, уровня работоспособности, индивидуальных и индивидных особенностей. Эти особенности во многом определяют овладение новыми видами двигательной активности, сдачу нормативов. Я забочусь, как педагог, чтобы ученики, отличающиеся слабой физической подготовленностью или имеющие нестандартное телосложение, не испытывали сильного дискомфорта на занятиях. Их я оцениваю не только по объективным показателям (скорость бега, длина прыжка), но и отмечаю даже небольшие успехи. Это усиливает переживание ими положительных эмоций от своей активности. Это способствует формированию положительной «Я» концепции, где представление о своей телесности и ее оценка занимают важное место. В то же время на уроках физической культуры можно создать ситуацию успеха для детей, испытывающих трудности в обучении или поведении. Для них особое значение имеет ситуация, когда учитель замечает их достижения, хвалит за результаты. Это позволяет не только одному педагогу, но и школе как социальному институту не потерять возможности оказывать позитивное влияние на формирование личности таких учеников. Отмечая их успехи, я как учитель способствую укреплению у ребят уверенности в себе, которая будет стимулировать преодоление трудностей, как на спортивной площадке, так и в учебной деятельности.

Литература

1. Ананьев П. Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис. — М., 2000.

2. Аносова М. В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. — М., 2003.

3. Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе. — М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"

Цель:  1.   Рассмотреть основные направления  духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.2.   Рефлексия подходов и тех...

Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности в рамках ФГОС»

Вопросы: 1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания ...

Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности

"Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности"В документе отражен анализ опыта работы, который показал, что уроки физической культуры, направленные на гармоничное развити...

Статья по теме: Роль учителя физической культуры в формировании гармонично развитой, социально активной личности.

Активная физическая деятельность - одно из обязательных условий гармонично развитого человека.Физическая культура является средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствован...

Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье.

Абсолютизация роли школы и принижение значения семьи в воспитании подрастающего  поколения трансформируется сегодня в общественном сознании в другую крайность: перенос на родителей всей ответстве...

«Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося»

Методический педсовет.Тема: «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося»....