Конспекты коррекционно - развивающих занятий для 7-х классов (ССД).
план-конспект по психологии по теме

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлены конспекты коррекционно - развивающих  занятий для учащихся 7-х классов с нарушением интеллекта (сложная структура дефекта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_dlya_ssd_7_klass.docx678.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие самоанализа, умения анализировать собственное настроение
  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие ориентации в пространстве.
  • Развитие навыков культуры поведение

Ход занятия.

  1. Упражнение – разминка «Мое настроение».

Учащимся предлагается с помощью знаков (солнышко, солнышко и тучка) определить какое настроение у участника сейчас. Возможны два варианта либо учащиеся сами изображают на листке свое настроения, либо выбирают из имеющихся символов.

Обсуждение. Участники высказывают, судя по символам или изображениям, какое настроение у каждого (хорошее – плохое).  Возможно обсуждение, что повлияло на мое настроение сегодня (в зависимости от уровня обучающихся).

  1. Упражнение «Рукавички». Развитие внимания, мелкой моторики  /работа только с рукавичками/

Учащимся предлагается соединить линиями одинаковые рукавички и раскрасить их одинаково.

http://www.znaechka.ru/assets/galleries/26/5-7msh.jpg

  1. Упражнение «Вежливые слова». Развитие навыков культуры поведения.

Участникам предлагается послушать следующую ситуацию:

«Маша шла по школьному коридору, навстречу ей бежала группа мальчиков. Коля случайно толкнул Машу».   Обсуждение: Что Коля сделал не так? Как должен поступить Коля? Что он должен сказать?

Для учащихся, затрудняющихся в выборе слов подходящих для ситуации, предлагается выбрать необходимое  слово из предложенных.

Участникам предлагается сказать (либо выбрать из предложенных) по одному вежливому слову друг другу.

  1. Упражнение «Сравни количество предметов». Развитие ориентации в пространстве. Учащимся дается понятие «справа» «слева». Предлагается сосчитать и записать количество грибков находящихся слева и справа.

Грибы - Курагинская СОШ 1 Грибы - Курагинская СОШ 1Грибы - Курагинская СОШ 1Грибы - Курагинская СОШ 1                            Грибы - Курагинская СОШ 1Грибы - Курагинская СОШ 1Грибы - Курагинская СОШ 1Грибы - Курагинская СОШ 1Грибы - Курагинская СОШ 1Грибы - Курагинская СОШ 1         

                                                                  

     слева _______                                                             справа_________

      5. Завершающее упражнение. Изменилось ли мое настроение после занятия (выбор символа). Почему? Что, или какое задание мне понравилось больше всего? Почему?

Занятие №2

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие моторики и координации движения.
  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие навыков культуры поведение

Ход занятия.

1. Упражнение – разминка «Ребро, ладонь, кулак». Учащиеся под руководством педагога ставят руку на ребро, потом ладонь и кулак. Выполняется в разном темпе, в зависимости от особенностей учащихся.

2. Упражнение «Носочки». Развитие внимания, мелкой моторики  /работа только с носочками/

Учащимся предлагается соединить линиями одинаковые носочки  и раскрасить их. /Материал из первого занятия/

  1. Упражнение «Оцени поступок Вовы» Развитие навыков культуры поведения.

Участникам предлагается послушать следующую ситуацию:

«На тарелке лежало два маленьких пирожных для Вовы и его сестренки Ани. Вова увидел пирожные и решил попробовать.  Пирожное так ему понравилось, что он не заметил, как съел оба». Обсуждение. Что вы можете сказать о поступке Вовы? Что он сделал не так как нужно? Как ему следует поступить?

Для детей, затрудняющихся в выражении собственного мнения, предлагается оценить поступок Вовы кружочками: черный – поступил очень плохо, синий – поступил как плохо воспитанный ребенок, красный – поступил хорошо.

  1. Дорисуй второй ряд предметов. Нарисуй во втором ряду на два шарика больше.

Фото цветов - Фото цветовФото цветов - Фото цветовФото цветов - Фото цветовФото цветов - Фото цветовФото цветов - Фото цветовФото цветов - Фото цветов

  5. Завершающее упражнение «Выбери цвет своего настроения». Предлагаются кружки разного цвета и каждый участник выбирает цвет соответствующий его настроению (Можно использовать разноцветные магнитики)

Занятие №3

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие самоанализа, умения анализировать собственное настроение
  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие мелкой моторики
  • Расширение знаний учащихся об окружающем мире.

Ход занятия.

1.Упражнение – разминка «Мое настроение». /Закрепление навыка определения  собственного настроения и соотнесение его с предложенными символами/

Учащимся предлагается с помощью знаков (солнышко, солнышко и тучка) определить какое настроение у участника сейчас. Возможны два варианта либо учащиеся сами изображают на листке свое настроения, либо выбирают из имеющихся символов.

Обсуждение. Участники высказывают, судя по символам или изображениям, какое настроение у каждого (хорошее – плохое).  Возможно обсуждение, что повлияло на мое настроение сегодня (в зависимости от уровня обучающихся).

2. Упражнение  «У кого какие детеныши?». Расширение знаний учащихся об окружающем мире.

Учащимся предлагается назвать, как называется детеныши у следующих животных: кошка, корова, собака, лошадь, свинья, утка, белка, волчиха, гусыня, индюшка, лягушка, мышка.  Работа осуществляется с помощью картинок животных, на которых изображено и взрослое животное и его детеныш.      Учащиеся сначала находят взрослое животное, потом детеныша и называют его. Тем, кто ответил правильно, выдается цветной кружок, в конце подсчитывается у кого больше кружков.

  1. Задание  «Нарядные платья». Развитие внимания, мелкой моторики.

Учащимся предлагается на картинке найти два одинаковых платья и раскрасить их.

Задание в картинках на развитие внимания

  1. Задание «Кто как подает голос»?

Учащихся просят составить полный ответ  из двух слов.

Собака …..          (лает)                 Корова….         (мычит)

Кошка…..            (мяукает)          Воробей…       (чирикает)

Змея….                 (шипит)            Кукушка….      (кукует)

Тигр…..                (рычит)             Курица…..       (кудахчет)

Свинья…              (хрюкает)         Гусь….             (гогочет)

Лошадь….           (ржет)                Утка…              (крякает)

Мышь….              (пищит)             Лягушка…       (квакает)

Филин…               (ухает)              Волк…              (воет)

    5. Завершающее упражнение. Изменилось ли мое настроение после занятия (выбор символа). Почему? Что,  или какое задание мне понравилось больше всего? Почему?

Занятие №4

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие моторики и координации движения.
  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие навыков культуры поведение
  • Развитие ориентации в пространстве.

Ход занятия.

  1. Упражнение – разминка «Ребро, ладонь, кулак».

Учащиеся под руководством педагога ставят руку на ребро, потом ладонь и кулак. Выполняется в разном темпе, в зависимости от особенностей учащихся.    

2. Упражнение  «Кто чем питается?». Расширение знаний учащихся об окружающем мире.

Работа осуществляется по той же картинки, с изображением мам и детенышей животных. Сначало учащиеся вспоминают и находят где чья мама. Закрепление материала предыдущего занятия. Затем учащимся предлагается вспомнить, кто чем питается и предлагается (по картинке) выбрать корм для каждого зверя. Далее учащиеся отвечают на вопрос «Кому не хватило корма»? «Как мы можем помочь птицам и животным в зимнее время»?

3. Упражнение «Сравни количество предметов». Развитие ориентации в пространстве.  Учащимся предлагается сосчитать и записать количество кубиков находящихся слева и справа.

видит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатновидит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатновидит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатновидит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатно                          видит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатновидит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатновидит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатновидит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатновидит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатно                                                                                    видит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатновидит конфеты-векторное лого-свободный вектор Скачать бесплатно

Слева _______                                       справа_________

4. Задание «Корректурная проба». Обведи по образцу, только те фрагменты, где листик, шарик и звездочка стоят рядом.

Корректурные пробы для развития детей дошкольного возраста -…

5.Завершающее упражнение «Скажи по -  другому симпатичный человек. Какой значит»? Каждый из участников пробует выполнить задание с помощью взрослого.

Занятие №5

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие моторики и координации движения.
  • Развитие внимания, мышления
  • Развитие речи
  • Развитие навыков культуры поведение
  • Расширение знаний учащихся об окружающем мире.

Ход занятия.

  1. Упражнение – разминка «Слушай и повторяй». Педагог стучит ладонью по столу определенное число раз и просит каждого учащегося воспроизвести услышанное.
  2. Упражнение «Закончи предложение». Развитие речи, мышления.

Учащимся предлагаются  следующие предложения, которые важно правильно закончить и подчеркнуть подходящее слово из скобок (можно выполнять устно):

Летом тепло, а зимой…..              (жарко, холодно, ясно, пасмурно)

Птицы летают, а змей….             (плавают, бегают, ползают, квакают)

Осенью листья желтые, а летом…      (цветные, зеленые, красные, черные)

Летом идет дождь, а зимой ….         (снег, град, осадки, метель)

Конфета сладкая, а лук ….                  (мокрый, горький, кислый)

http://www.znaechka.ru/assets/galleries/26/4-5msh.jpg

  1. Упражнение «Ситуация». Развитие навыков культуры поведения. Петя бегал и уронил тетрадку Нины на пол. Что ему сказала Нина? Почему она так сказала? Что должен сказать Петя?
  2. Задание «Кто где живет»?

Необходимо обратить внимание на то, чтобы учащихся давали полный ответ.

Человек - …      (в доме)                      собака - …        (в конуре)

кошка - …        (в квартире)               лошадь - …       (в конюшне)

куры - …          (в курятнике)             крот - …            (в земле)

лиса - …           (в норе)                       медведь - …      (в берлоге)

кузнечик - …   (в траве)                      крокодил - …    (в реке)

обезьяна -…    (на дереве)                   мышка - …        (в норке)

  1. Завершающее упражнение «Выбери цвет своего настроения». Предлагаются кружки разного цвета и каждый участник выбирает цвет соответствующий его настроению (Можно использовать разноцветные магнитики)

Занятие №6

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания, памяти.
  • Развитие речи
  • Развитие умения действовать в соответствии с инструкцией.
  • Развитие навыков культуры поведения.

Ход занятия.

  1. Упражнение – разминка «Назови предмет, который я убрала».  На столе разложены маленькие предметы (6-8 штук). Количество предметов можно уменьшать и увеличивать в зависимости от особенностей группы.

 Учащимся предлагается посмотреть и запомнить, какие здесь находятся предметы, после чего дети закрывают глаза и один предмет убирается, по переменке учащиеся называют, какой предмет был убран.

  1. Упражнение «Закончи предложение». Развитие речи, мышления.

Учащимся предлагается закончить предложение, выбрав нужное слово (картинку). При этом важно произнести предложение и название выбранного предмета.

Мальчик ловит …. .

Собака грызет …. .

Курица снесла … .

Мама стирает … .

Девочка читает … .

Слова: Мяч, книга, кость, одежду, яйцо.

BEACH BALLS Book With White Pages - Stock Photo - freeimages PB-12.5 Лакомство кость из жил 30см 375-400гр - ЗооЛайф - Интернет - Зоомагазин - Доставка зоотоваров и кормов для животных на д Секреты наших бабушек. - 18 Января 2013 - Блог - Персональный сайтСамые интересные и необычные факты и новости - Mixednews.ru - Part 155

3. Упражнение  “Графический диктант». Учащемуся предлагается продолжить выполнение по заданному  образцу.

3.

http://www.znaechka.ru/assets/galleries/26/4-5vv.jpg

4.Завершающее упражнение «Поблагодари». Развитие навыков культуры поведения.

  Каждый учащийся говорит «спасибо» (благодарит) другого учащегося или взрослого за то, что ему понравилось на занятии.

Занятие №7

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие моторики и координации движения.
  • Развитие внимания
  • Развитие речи
  • Развитие навыков культуры поведение

Ход занятия.

  1. Упражнение – разминка «Ребро, ладонь, кулак». Учащиеся под руководством педагога ставят руку на ребро, потом ладонь и кулак. Выполняется в разном темпе, в зависимости от особенностей учащихся.

  1. Упражнение «Ситуация». Развитие навыков культуры поведения.

Сегодня в 5 – ом классе у Маши день рождения. Маша принесла конфеты и угостила всех ребят в классе. Что при этом Маша могла сказать ребятам? Что они ей могли ответить? Представь, что у твоего одноклассника день рождения. Как бы ты его поздравил?

Каждый учащийся предлагает и проговаривает свой вариант. Что можно сделать заранее, накануне дня рождения? (приготовить подарок, сделать открытку своими руками и т.д.)

  1. Упражнение «Сравни количество предметов». Развитие ориентации в пространстве. У учащихся закрепляется понятие «справа» «слева». Предлагается сосчитать и записать количество кубиков находящихся слева и справа.

 Клубника Образцовая УсадьбаКлубника Образцовая УсадьбаКлубника Образцовая УсадьбаКлубника Образцовая Усадьба                                                    Клубника Образцовая УсадьбаКлубника Образцовая УсадьбаКлубника Образцовая УсадьбаКлубника Образцовая УсадьбаКлубника Образцовая Усадьба

 

Слева _______                                       справа_________

  1.  Упражнение «Поздравительная открытка». Развитие мелкой моторики.

Учащимся предлагается раскрасить открытку, по желанию они могут вписать поздравления.

Раскраска с днём рождения распечатать

  1. Завершающее упражнение «Повтори». Учащийся «выкидывает» - показывает столь же пальцев сколько ведущий. Упражнение выполняется с убыстрение темпа.

Занятие №8

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
  • Развитие речи
  • Развитие умения действовать в соответствии с инструкцией.

Ход занятия.

  1. Упражнение – разминка «Назови предмет, который я убрала».  На столе разложены маленькие предметы (6-8 штук). Количество предметов можно уменьшать и увеличивать в зависимости от особенностей группы.

 Учащимся предлагается посмотреть и запомнить, какие здесь находятся предметы, после чего дети закрывают глаза и один предмет убирается, по переменке учащиеся называют, какой предмет был убран.

  1. Упражнение «Вставь недостающие фигуры». Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, мелкой моторики.

Беседа перед выполнением. Какие фигуры вы видите? Какая фигура первая в каждой полоски? Какая фигура последняя в каждой полоски? Какая фигура находится рядом с квадратом? Какая фигурка стоит между пятиугольником и треугольником? Вставь в каждую строку недостающие фигуры.

Какие фигуры пропущены

   

    Раскрась треугольники в красный цвет, квадраты – в синий, круги – в зеленый, пятиугольники – в желтый.

  1. . Упражнение «Круглая форма». Закрепление знаний о форме предметов. Отметь галочкой только те предметы, которые похожи на круг. Раскрась самый круглый предмет.

Умные картинки.Задания для детей от 2 до 6 лет. Комментарии : Блоги на КП-Украина

4. Упражнение  “Графический диктант». Учащемуся предлагается продолжить выполнение по заданному  образцу.

5.Завершающее упражнение «Слушай и повторяй». Педагог стучит ладонью по столу определенное число раз и просит каждого учащегося воспроизвести услышанное.

Занятие №9

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
  • Развитие речи
  • Развитие умения действовать в соответствии с инструкцией.

Ход занятия.

 1.Упражнение – разминка «Мое настроение». /Закрепление навыка определения  собственного настроения и соотнесение его с предложенными символами/

Учащимся предлагается с помощью знаков (солнышко, солнышко и тучка) определить какое настроение у участника сейчас. Возможны два варианта либо учащиеся сами изображают на листке свое настроения, либо выбирают из имеющихся символов.

Обсуждение. Участники высказывают, судя по символам или изображениям, какое настроение у каждого (хорошее – плохое).  Возможно обсуждение, что повлияло на мое настроение сегодня (в зависимости от уровня обучающихся).

     2. Упражнение «Лишний предмет». Развитие мышления, мелкой моторики. Учащимся предлагается выполнить два задания: первое – выделить в каждой рамочке «лишний» предмет и объяснить почему именно он является «лишним»; второе – раскрасить «лишний» предмет в каждой группе.

задания для развития детей 5 лет распечатать " BookCube - Cкачать бесплатно книги литературу журналы библиотеку аудио и видео Cк

  1. Упражнение «Ситуация». Развитие навыков культуры поведения.

В классе у Васи пропала красивая авторучка. Все ребята из класса знают, что ручка очень нравилась Маши, но никто не видел, чтобы Маша брала авторучку. Вася очень расстроен, ему очень жаль, что ручка пропала, что ему нужно сделать, сказать, как поступить?Что следует предпринять учащимся, как им поступить? Почему именно так? 

В процессе обсуждения обратить внимание на то, почему нельзя брать чужое, что такое честность и важно ли быть честным.

  1. Упражнение «Сколько лап»? Учащимся предлагается ответить и записать ответ на вопрос «Сколько лап у двух котят?».

Позитивные фотографии котят (12 фото)               ?                         Галерея - Кошки               

    5. Завершающее упражнение. Изменилось ли мое настроение после занятия (выбор символа). Почему? Что,  или какое задание мне понравилось больше всего? Почему?

 

Занятие №10

Цель: Развитие личностных и познавательных особенностей учащихся.

Задачи:

  • Развитие моторики и координации движения.
  • Развитие внимания, мышления
  • Развитие речи
  • Развитие навыков культуры поведение

Ход занятия.

1. Упражнение – разминка «Слушай и повторяй». Педагог стучит ладонью по столу определенное число раз и просит каждого учащегося воспроизвести услышанное.

2. Упражнение «Найди пару». Развитие мелкой моторики.

Учащимся предлагается найти две одинаковых мышки – сестренки и раскрасить их.

Развивающие раскраски на внимание со сказочными героями - Моя семейка

          3. Упражнение «Закончи предложение». Развитие речи, мышления.

Учащимся предлагаются  следующие предложения, которые важно правильно закончить и подчеркнуть нужное слово в скобках.

  • Днем светло, а ночью …..       (сыро, холодно, темно, весело)
  • Летом жарко, а зимой …..        (ветренно, холодно, тихо)
  • Чайник горячий, а мороженное… (красивое, светлое, холодное, вкусное)
  • Дорога широкая, а тротуар …   (черный, узкий, просторный)
  • Брюки длинные, а шорты …..   (цветные, короткие, узкие, летние)

4. Задание «Корректурная проба». Учащемся предлагается обвести по образцу, указанные  фрагменты.

http://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/stimulmat-bl004-0.jpg

   

        5. Завершающее упражнение «Повтори». Учащийся «выкидывает» - показывает столь же пальцев сколько ведущий. Упражнение выполняется с убыстрение темпа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...

Коррекционно-развивающее занятие для 5-х классов "Пещера страхов"

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, ...

Программа развивающих занятий с учащимися перврго класса

Данная прграмма содержит развивающие занятия с учащимися первого класса. Занятия позволяют протестировать знания и умения детей как вначале так и в конце проведённой работы.  Отдельные упражнения...

Развивающее занятие для учащихся 5 классов "Мы и наш класс"

Данное занятие рекомендуется проводить в начале учебного года, в период адапации школьников. Вести его может педагог-психолог или классный руководитель.Цель занятия: снижение тревожности, достижение в...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Презентация коррекционно-развивающего занятия в 5"Б" классе на тему "Человек" - 5Б класс для обучающихся ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (дети с ТМНР)

С помощью потешек, веселых стихов и песенок-потешек учащиеся знакомятся с частями тела человека....