Методическая учеба для педагогов "Развитие креативности педагога как необходимое условие в работе с творческими учащимися"
методическая разработка по психологии

Гусева Светлана Александровна

Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.

Задачи: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; активизация индивидуальных и творческих способностей; преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnosti.docx138.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Методическая учеба педагогов:

«Развитие креативности педагога

как необходимое условие в работе

с творческими учащимися»

https://content.schools.by/gudevichi/library/136317273429963-i0.jpeg

Подготовила:

педагог-психолог

МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А. Гайдара

1 квалификационная категория

Гусева Светлана Александровна

г. Арзамас, 2018 г.

Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.

Задачи: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; активизация индивидуальных и творческих способностей; преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты, бланки с нарисованными контурами кругов.

Постановка проблемы: Каким должен быть педагог? Прошу представить свои мысли. Ну вот, Вы сами открыли для себя, каким должен быть настоящий педагог! Главными понятиями нашей сегодняшней встречи являются творчество, креативность.

«Творчество - это способность удивляться и познавать,

умение находить решение в нестандартных ситуациях,

нацеленность на открытие нового и склонность

к глубокому осознанию своего опыта»

(Э. Фромм)

Профессиональная готовность педагога к работе с творческими (одаренными) детьми и успешность его взаимодействия с ними во многом зависит от определенного уровня его креативности, способности к активному и творческому вхождению в социально-педагогическую среду.

Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Креативность является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности педагога.

Характеристики креативности педагога таковы:

- продуцирование большого числа решений в процессе взаимодействия с одаренными детьми (вариативность педагогической деятельности);

- независимость суждений (открытость в выражении собственного мнения);

- развитость фантазии, воображения (интеллектуальная легкость в обращении с идеями);

- способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления;

- готовность и стремление к риску, апробации нового;

- чувствительность к проблемам в педагогической деятельности;

- критичность мышления, способность к оценочным суждениям;

- способность к самоанализу, рефлексии;

- высокая работоспособность в творческой деятельности;

- убежденность в социальной значимости творческой деятельности.

Необходимость максимального стимулирования творческих способностей каждого педагога, работающего с одаренными детьми, очевидна.

В психолого-педагогической литературе (А.К. Маркова и др.) есть указания на так называемые барьеры творчества:

- склонность к конформизму, которая выражается в стремлении быть похожим на других людей, не слишком сильно отличаться от них в своих суждениях и поступках, соответствовать ожиданиям педагогического сообщества;

- боязнь оказаться «белой вороной» среди других коллег, непринятым или/и отвергнутым другими, не найти поддержки своим творческим суждениям и поведению у разных участников образовательного процесса, приспособление к культуре педагогического сообщества;

- опасение вызвать у человека, чье поведение или деятельность критикуется, агрессивную ответную реакцию;

- личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие и заниженная самооценка собственной личности;

- ригидность мышления как затрудненность использовать те или иные знания в иных ситуациях во всем их разнообразии, воспринимать новые идеи и изменяться в соответствии с изменяющейся средой.

Креативность, с точки зрения Дж. Гилфорда – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового. Гилфорд выделил ряд характеристик, которыми должен обладать человек, склонный творчески мыслить:

1. Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

2. Наличие семантической гибкости, то есть способность обнаруживать новые использования каких-либо предметов и воплощать это на практике.

3. Образная адаптивная гибкость – способность воспринимать объект таким образом, чтобы выделит его новые, скрытые от обычного наблюдателя стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость способность продуцировать различные идеи в таких ситуациях, которые не содержат ориентиров для этих целей.

Педагоги, готовые к работе с одаренными, используют развитие креативности как принцип обучения: больше способствуют самостоятельной работе и стимулируют сложные познавательные процессы, ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. 

   В настоящее время одаренность - явление не только педагогическое, но и социальное. Реализовать социальные ожидания современного общества может лишь человек творческого типа. Сложность современной социальной жизни, значительное возрастание объемов информации, быстрая устареваемость последней, требует иных качественных способностей и навыков мышления, другой парадигмы знания - креативной. Поэтому акмеологическая проблема развития креативности учителя, реализации его творческого потенциала так же является сейчас одной из главных задач педагогики.

Что же такое творчество? Ответ нам дают учёные. Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.

Нельзя создавать новое, ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии.

Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Все упражнения, предусмотренные в тренинге, дадут возможность почувствовать влияние творческой среды на собственную деятельность, будут способствовать образованию и развитию мотивации педагогов для работы с креативными учащимися.

Сейчас я вам предлагаю оценить уровень вашего творческого потенциала.

1. Упражнение «Моё имя». Инструкция: - Напишите своё имя в столбик. К каждой букве подберите положительную характеристику. Прочитайте всем участникам тренинга. Например: меня зовут Ирина – интересная, интеллектуальная, игривая, искромётная.

2. Игра «На букву…» Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «С». На букву «П». А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.

Например, на букву «С» можно назвать Светлана Столы Стулья Стакан Стенд Стены Спина Стекло Салфетки Сумка Страницы

на букву «В» можно назвать: вещи, вешалка, (предметы); винты, введение в книге на полке, (детали предметов); волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело); воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия); воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» - посложнее.

3. Упражнение «Что нарисовано?»

Участники группы сидят полукругом. У тренера в руках лист с изображением куба. «Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и скажите, что вы видите на нем». Участники высказывают свои версии: – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната… Обсуждаемые вопросы: У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Таким образом, вы сумели проявить свои творческие способности, увидев необычное в обычном

4. Упражнение «Применение предметов»

Цель: развитие творческого интеллекта. Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д. Время: 10–15 минут. Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет. Вопросы для обсуждения: Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам? Как можно применять ваш предмет? О чем заставило задуматься это упражнение

5. Упражнение «Нарисуй» (работа с карточками, на которых нарисованы круги)http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/526103/Image776.jpg

Цель: развитие творческого мышления.

Придумайте и нарисуйте на предложенных бланках с нарисованными кругами предметы, где круг – это часть какого-либо целого предмета.

6. Упражнение «Словесная ассоциация».

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Работа в группах. Инструкция для испытуемого Найди как можно больше определений для слов «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? «платье» «стол». Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Категории ответов

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

7. Упражнение «Удивительный рассказ»

Цель: развитие письменной речи, творческих способностей и умения свободно оперировать словесным мышлением, осознание барьеров креативности.
Описание: Каждый из участников пишет в верхней части листа бумаги четыре буквы: Н Г О К. По сигналу тренера необходимо составить как можно больше предложений, в которых первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое – на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Время выполнения 3 минуты.

Через три минуты педагог предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение 3 минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем задание усложняется: каждый пишет рассказ о группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания дается 5 минут. (Можно не задавать тематику написания рассказа).

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Рефлексия:

• Опишите свое состояние при выполнении этого упражнения?

• Столкнулись ли вы с какими-либо трудностями? Почему?

Упражнение «Летающие»

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия летающих насекомых в двух вариантах: стрекоза, комар, муха, оса, бабочка, моль, они читают свои карточки так, что больше этого никто не видел.

Задача каждого – найти свою пару

Можно использовать любые невербальные приемы (жесты, мимику), но нельзя называть и издавать характерные звуки насекомого. Когда участники находят свои пары, они становятся рядом, но продолжают молчать. Когда все пары образованы, что получилось.

Эта игра на всматривание, в которой, исключая речь, мы оставляем возможность взаимодействия с использованием только визуального канала восприятия. Это дает возможность диагностики уровня развития визуального канала и его восприятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было найти свою пару? На что вы ориентировались, когда искали свою пару?
  2. Удалось ли вам найти ее?
  3. Удалось ли вам изобразить именно то насекомое, которое было нужно? Какими средствами выражения вы пользовались?

«Съедобное – несъедобное»

Данный способ развития креативного мышления тоже хорош. Возьмите лист бумаги. Поделите его на два столбика. Сверху напишите любое существительное. В правой колонке распишите 10 свойств, которые подходят для написанного слова, а слева те, которые не подходят.

Например, берем слово «туфли». Справа пишем — красивые, блестящие, кожаные и т.д, а слева – сладкие, толстые, калорийные и еще с десяток не свойственных характеристик.

Рефлексия: «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога - это необходимое условие педагогической деятельности

Статья в первую очередь полезна методистам, руководителям методических объединений, педагогам....

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Практико-ориентированные задания как необходимое условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий ...

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе...

Семинар методического объединения по теме "Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС"

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и о...

Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе

Презентация к педсовету по теме "Профессиональное  развитие педагога как необходимое условие  повышения качества образования в современной школе"Цель педсовета "Повышение моти...