Коррекционно - развивающее занятие "Путь к дружбе"
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Влазнева Наталья Алексеевна

Конспект открытого коррекционно - развивающего занятия с элементами тренинга для обучающихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_druzhbe.docx291.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

« Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Открытое

коррекционно – развивающее занятие

с элементами тренинга

 в 5 классе

« Путь к дружбе»

D:\Влазнева Н\занятия\фото 18-19\Путь к дружбе\_DSC1839.JPG

Подготовила и провела:

педагог – психолог – Влазнева Н.А.

09.10.2018 г.

Описание материала: Конспект психологического занятия с обучающимися, в форме тренинга. Такая форма проведения позволяет детям почувствовать себя более комфортно и легко познакомиться с теми качествами человека и правилами, которые позволяют стать хорошим другом.

Цель: познакомить обучающихся с правилами, которые способствуют  созданию дружеских отношений. Формирование внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим.

Задачи:

 Коррекционные:

коррекция и развитие процесса общения  и взаимоотношений детей, развитие понимания личностных особенностей каждого человека, осознание восприятия себя окружающими людьми, получение навыка выстраивания дружеских отношений.

Развивающие:

Обогащать чувства, развивать умение игрового общения.

Образовательные:

Формировать умения анализировать поступки других людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова.

Воспитательные:

Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;

выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Оборудование: ноутбук,  презентация, музыкальный клип группы «Барбарики» на песню «Дружба», листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, круг для цветка.

Предварительная работа: подбор пословиц о дружбе, заучивание стихов с обучающимися, подготовка стимульного материала.

Общая продолжительность занятия- 30 минут.

Стимульный материал: заготовка силуэтов мальчика и девочки без выражений лица по количеству человек, палочки разных цветов, цветные карандаши, картинки с написанными правилами, плакат с надписью «Дружба».

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Здороваемся ладошками».
Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

Упражнение «Аплодисменты»

Рассказать о себе с помощью аплодисментов.

- пусть аплодируют самые сильные мальчики!

- а теперь те, кто любит вкусно поесть!

- а теперь те, кто ни разу не опаздывал в школу!

- те, кто обожает весну!

- те, кто любит танцевать!

- кто любит шоколадки!

2. Психологический настрой:

Всякая работа должна выполняться с радостью, с улыбкой. Закройте глаза и представьте, что внутри вас живет маленькая улыбка, и вот она стала расти и озарять вас изнутри. Вы почувствуете, как вместе с улыбкой в вас рождается хорошее настроение, вы улыбаетесь себе и всем вокруг.

А сейчас вдохнули, выдохнули, открыли глаза – и улыбнулись! С таким настроением нам никакая работа не страшна!

3. Разминка. Дыхательная гимнастика.

Погладить нос (его боковые части) от кончика до переносицы – вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5–6 раз).

Постановка цели занятия

Дорогие, ребята! Тема нашего занятия «Путь к Дружбе».

Уж множество веков среди людей
Две разные волшебницы живут.
Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,
Вражда другую средь людей зовут.

Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,
В огонь и в воду за друзей идти.
Вражда нас заставляет враждовать,
И злость, и зависть для людей нести. (обучающиеся)

В нашей жизни существует не только Дружба, но и Вражда. Вражда очень коварна и часто пытается занять место дружбы. Сегодня на занятии мы постараемся научиться их  различать, проведем четкую границу между ними. Как вы думаете, что для этого нам необходимо будет сделать:

  1. дать определения этим понятиям; (понятия)
  2. определить признаки в поведении, интонации, чтобы мы легко могли их узнавать;
  3. на практике попробуем выполнить задания, не призывая себе в советчики вражду;
  4. составить свод правил для нашей жизни в классе

-Сейчас послушайте одну притчу.

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

"Что это такое?" - спросил путешественник у привратника.

"Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему".

"А есть там вода?" - "Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны..."

"А поесть дадут?"

- "Все, что захочешь".

"Но со мной собака".

- "Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь".

И путешественник пошел мимо.

Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

"Я хочу пить" - попросил путешественник.

"Заходи, во дворе есть колодец"

"А моя собака?"

- "Возле колодца увидишь поилку".

"А поесть?"

- "Могу угостить тебя ужином".

"А собаке?"

- "Найдется косточка".

"А что это за место?"

- "Это рай".

"Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там".

- "Врет он все. Там ад".

"Как же вы, в раю, это терпите?"

- "Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей".

Скажите, а у вас есть друзья?

Что значит дружить??

Как много важных слов вы сейчас назвали.

Скажите,  а дружбе можно научиться?

А чтобы чему-то научиться, что мы сначала должны узнать? (правила)

Вот сегодня мы с вами и постараемся узнать эти правила.

Упражнение «веник».

На столике вы видите цветные палочки. Каждый участник  берет одну палочку. Каждый участник называет свое имя и рассказывает, почему выбрал этот цвет.

А теперь попробуйте сломать свою палочку.

Ну как легко сломалась???

А теперь посмотрите, у меня в руках 8 палочек? как вы думаете, так же легко будет их сломать…

Как вы думаете на какое правило дружбы похоже то, что мы сейчас делали??

Правила:

Оказывать помощь.

Уважать право друга иметь других друзей кроме себя.

А вы когда – нибудь обращали внимание,  когда утки летят на юг, как они крякают? Как вы думаете зачем??

Утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости.

Скажите а как люди,  т.е. мы с вами можем друг-друга подбадривать??

Игра «Мозговой штурм».

Цель: Научить определять границы понятий «дружба» и «вражда»

Давайте подумаем, чем же характеризуется Дружба? (опрос обучающихся)

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

А что по вашему представляет собой Вражда? (опрос обучающихся.)

Вражда -      Отношения типа вражды можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей.

Рассуждения о вражде не случайно следуют за рассуждениями о дружбе и любви. Эти отношения, во-первых, противоположны, во-вторых, вражда нередко возникает на основе вырождения дружеских и других несложившихся отношений, в-третьих, дружба, любовь и вражда находятся на разных точках человеческих межличностных отношений.

Прежде всего, потому, что интересы людей существенно различны, а потребности их таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет нарушения или пренебрежения интересами других людей.

Признаки дружбы

Признаки вражды

Улыбаться

Отталкивать человека

Протягивать руку

Хмуриться

Смотреть в глаза

Не смотреть на человека

Внимательно слушать

Перебивать, говорить первым

Разговаривать спокойно

Громко говорить, кричать

Называть по имени

Называть по фамилии или «он», «она»

Учитывать интересы и желания другого

Учитывать только свои интересы

Дружба предполагает теплые отношения между людьми. Но как обойтись без ласковых слов.

Сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в этом и сыграть в игру «Комплимент».

Упражнение «Комплимент».

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Приятно ли  вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее говорить или принимать комплимент? Как  часто в жизни вы и вам говорят комплименты?

Правила:

Стараться чтобы другу было приятно в твоем обществе.

Радоваться вместе с другом успехам, победам.

А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.

Упражнение «Слепой и поводырь».

МУЗЫКА

По комнате раскладываются предметы и препятствия. Участники группы делятся на пары. Один закрывает глаза. Второй становится поводырем. Он должен провести партнера по всей группе, обходя при этом препятствия. Затем участники пары меняются ролями.

Скажите, а что должен испытывать «слепой», чтобы спокойно следовать за поводырем?

Правила:

Доверять.

Но доверять мы можем не только свою жизнь, но и тайны.

Знаете, в животном мире множество примеров дружбы, которым нам подчас можно только позавидовать.

МУЗЫКА

А сейчас прослушайте отрывок из одной песни, которая называется «Лебединая верность»

Насколько самоотверженно поступает он по отношению к своей подруге.

И вот, например те же самые гуси, когда  заболевает один из них, или кого-то ранят. То 2 гуся сопровождают и охраняют его до последнего момента, пока тот либо не выздоровит, либо не умрет. И лишь потом летят либо отдельно, либо прибиваются к другой стае, чтобы догнать своих.

А как это происходит у людей?

Правила:

Не критиковать.

Поддерживать в трудные минуты

Смотрите, сколько правил дружбы мы открыли

Запомните, что особое место, в развитии каждого человека играет дружба. Когда вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку развития.

Пальчиковая гимнастикаИгра «Колечки».
Кончик мизинца положить на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец - указательного и большого - это большое колечко. Все повторить на другой руке.

Упражнение “Цветок дружбы”.

Педагог-психолог: Ребята, надеюсь вы со мной согласитесь, что дружба-это важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок вашего класса. Возьмите цветную бумагу такого цвета, который вам больше всего нравится, положите на него свою ладошку, обведите её и вырежьте. Это ваша ладошка дружбы. Напишите на ней своё пожелание для Золотой рыбки, что вы попросили для своих товарищей. Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он подвешивается на доску.

Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы вашего класса? Вам он нравится? Учащиеся делятся впечатлениями.

- Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, составили Правила дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будите настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей.

Упражнение « Ритуал прощания». В произвольном порядке дети прощаются друг с другом при помощи любого прикосновения. Звучит музыкальный клип группы “Барбарики” на песню «Дружба».

Подведение итогов

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Ретроспективная оценка групповой работы

Цель: научить анализировать и оценивать свои действия

Вы сейчас работали все вместе, оцените свою совместную работу в группе.

Рефлексия занятия. 

- Как вы думаете, сможете вы отличить дружбу от вражды?

- В процессе работы вы каждый раз давали себе две оценки. У кого они чаще совпадали?

- Как вы думаете, о чем это говорит?

- Встаньте, кому легко было выполнить все практические задания? Кому было трудно?

- Назовите ребят, с кем вам было легко работать вместе.

Плакат «Дружба».

В качестве рефлексии детям раздаются силуэты  мальчиков и  девочек, но без изображения лица. Они дорисовывают эмоции, которые испытывают сами, по окончании занятия. Затем создается общий плакат «Дружба».

Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем. Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.

Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!

- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия " Дружба и друзья"

Мероприятие рассчитано для воспитанников коррекционных школ возрастной категории 8-10 лет....

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Коррекционно-развивающее занятие "Дружба крепкая не сломается"

Занятие тренинг для обучающихся 4 класса в рамках недели психологии и логопедии "Дружба крепнет с каждым днем"...

Коррекционно-развивающее занятие по теме "Дружба" ( в сенсорной комнате)

занятие в сенсорной комнате для обучающихся 4 класса в рамках недели психологии и логопедии...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...