Начало пути (Основные условия, необходимые для развития ребенка в младенческом возрасте)
статья по психологии на тему

Благушина Ольга Сергеевна

В работе представлено подробное описание трех основных условий для развития ребенка в младенческом возрасте: телесный контакт, зрительный контакт, эмоциональный контакт. Описаны основные причины, которые мешают родителям наладить эмоциональный контакт с ребенком на протяжении первого года жизни ребенка. Даны рекомендации для родителей при нарушении привязанности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Младенческий возраст крайне важен для развития ребенка и для формирования его психологического «здоровья» в будущем. Именно в младенческом возрасте закладываются основы для развития самооценки ребенка, его любознательности, оптимистичности. Эти качества закладываются в процессе формирования «базового доверия» и формирования привязанности.

Базовое доверие формируется в процессе взаимоотношений с родителями в первые месяцы жизни ребенка. Модель отношений мамы с малышом формирует модель отношений его с другими людьми, и, вообще, с внешним миром. Если родителям удается создать позитивные  взаимоотношения, то ребенку в дальнейшем интересно учиться, интересно работать, интересно жить. Такому человеку не страшно проявлять инициативу, он воспринимает себя как человека любимого, достойного уважения, и уверен в положительном результате любых своих начинаний. Если же в первые месяцы жизни не удалось сформировать добрые, надежные взаимоотношения, то человек склонен отгораживаться от мира, относится к окружающим с опаской, а может быть и со страхом, с недоверием. Ребенок вырастает зависимым от других людей, неуверенным в себе, он пытается любыми путями заслужить внимание родителей.

С возрастом модель, заложенная в детстве, может быть скорректирована, во взрослом возрасте человек может менять ее сознательно, но полностью изменить ее невозможно. Основа закладывается в самом начале жизни.

Выделяют три основных условия, которые нам необходимо выполнять, общаясь с малышом в первые месяцы его жизни.

Во-первых, очень важен телесный контакт с ребенком.

Во-вторых, важно уметь смотреть прямо в глаза друг другу.

И, третье условие – необходимо эмоционально-положительное отношение к ребенку.

Рассмотрим подробнее все эти условия.

Первое - телесный контакт. Малышу очень важно чувствовать маму, чувствовать ее руки, знать, что мама всегда рядом. Причем это важно с самых первых минут его жизни. Ведь до рождения ребенок не знал другого состояния, кроме того, что мама везде, не слышал (по-крайней мере так отчетливо) других звуков, кроме биения маминого сердца. И теперь, когда ребенок прошел такой сложный для него путь рождения, родители должны показать, что ребенка ждали, его любят, и здесь тоже хорошо. Когда мама держит ребенка на руках, она сообщает ему свое отношение, дает поддержку.

Дети испытывают потребность в телесном контакте. У каждого ребенка размер этой потребности свой, кому-то надо проводить целый день на руках, кому-то достаточно будет нескольких часов в сутки. Придет время, когда ребенок насытится мамой и «слезет» с рук. Этого может не произойти только в том случае, если нарушается распределение ролей в семье и ребенок начинает занимать ведущие позиции во взаимоотношениях. В том случае, когда родители начинают полностью подчинять свою жизнь ребенку.

Помимо телесного контакта, ребенку необходим контакт «глаза в глаза». Когда люди смотрят в глаза другому человеку, они передают огромную часть информации. Для малыша, который еще не умеет общаться с помощью слов, взгляды мамы необходимы, с помощью контакта «глаза в глаза» родители, также как и с помощью телесного контакта, разговаривают с малышом, передают ему свое отношение, свою любовь. Кроме того, если ребенок не умеет смотреть в глаза другим людям, он не чувствует поддержки, не ощущает защищенности, уверенности, у него нет чувства надежного «тыла».

И, третье условие, которое необходимо для того, чтобы вырастить ребенка психологически «здоровым», это эмоционально-положительный настрой на ребенка.

Родители, которые настроены на ребенка, готовы воспринимать ребенка таким, какой он есть, не ждать от него полного соответствия нормам развития, указанным медиками, а просто радоваться жизни вместе с ним, радоваться малейшим достижениям именно этого малыша (даже если, например, ребенок знакомых такого же возраста достиг большего). Родители прислушиваются к нему, к его реакциям, к его настроению. Разговаривают с ним и наблюдают, какой ответ он дает, а ребенок откликается голосом, мимикой, эмоциями, жестами.

Например, в течение первого месяца у ребенка появляется первая сознательная улыбка, улыбка, адресованная маме, так называемая «мамина» улыбка. При рождении у малыша на лице каждую секунду проскакивают различные гримасы, среди них есть и улыбка. И если близкие люди, которые находятся рядом с ребенком, поддерживают эту улыбку, то она с каждым разом становится все дольше, осознаннее, и постепенно она становится одним из средств общения малыша с родителями. Появление осознанной улыбки во многом зависит от реакции родителей. Точно также родители могут поддерживать и другие проявления ребенка, наблюдая, как он реагирует и, отвечая своими действиями. Мама поет колыбельные песенки, малыш успокаивается и засыпает. А может быть и наоборот, ребенок прислушивается и радуется. Мама показывает ребенку то, что его окружает, называет названия предметов, рассказывает о дальнейших действиях, и наблюдает за реакцией ребенка. Также важно делать ребенку массаж и гимнастику и разговаривать с ним, называть части тела, используя стишки, припевки и т.п.

В отличие от двух предыдущих условий, которые достаточно легко выполнить, добиться эмоционально-положительного настроя не так просто как кажется. Родители в первые месяцы устанавливают эмоциональный контакт с ребенком, который, безусловно, был и во время беременности, но теперь переходит на новый уровень. К сожалению, во взаимоотношения мамы и малыша вмешиваются различные жизненные факторы.

Важно помнить, что ребенок, не наполненный эмоциями в детстве, вырастая, тоже не умеет выражать свои эмоции. Человек не умеет радоваться жизни, не может выразить свое отношение к другим людям. Такому человеку сложно найти близких друзей, сложно построить взаимоотношения с другими людьми. Отрицательные эмоции человек прячет, и со временем они могут выйти через различные заболевания. Человек не хочет решать свои проблемы, а пытается забыть, «убежать» от них. Лишая своего ребенка эмоций, родители лишают его, может быть, самого главного в жизни – возможности получать удовольствие от жизни.

Причин, по которым у родителей нет настроя на ребенка, может быть множество, и в каждой семье они могут быть свои. Может быть, родители сами не уверены в себе, сами выросли без эмоционального контакта с ребенком.

Иногда, встречаются очень старательные родители, которые делают для ребенка все, о чем прочитали в книгах, но делают это формально, копируя только внешнюю сторону взаимоотношений с малышом, не задумываясь о мелочах, о том для чего они это делают. Такие дети не чувствуют родительской любви, растут в ситуации одиночества, отдаленности от родителей. И, несмотря на то, что эти родители очень любят своих малышей, они не подключают эмоциональные аспекты во взаимодействия с детьми, не чувствуют детей, не отвечают их потребностям.

Возможно, родители подсознательно не удовлетворены процессом родов или самим ребенком (например, его полом, темпераментом). Ребенок не оправдывает ожидания родителей, и родители пытаются отгородиться от него. Мама смотрит малышу в глаза, но своим взглядом передает ему эмоциональное безразличие, показывает игрушки, разговаривает с ним, делает массаж и гимнастику, но ее руки и голос передают отчужденность. То есть между родителями и ребенком как бы стоит эмоциональная «стена», которую можно разрушить, обратив внимание на малейшие изменения в поведении ребенка, на его мимику, улыбку. Хороший способ по-новому взглянуть на ребенка – писать дневник. Если мама хотя бы несколько раз в неделю выберет время для того, чтобы записать, что нового она увидела в ребенке, сколько раз он улыбнулся, какие эмоции вызвало у него появление новых людей, гуляние на улице или просто новая игрушка, это поможет ей стать ближе к ребенку в эмоциональном плане.

Безусловно, записи о ребенке займут часть вашего времени, которое вы могли бы использовать для того, чтобы заняться делами или просто отдохнуть. Занятость родителей тоже может быть одной из причин, по которым не складывается эмоционально-положительный настрой. Но важно помнить, что эмоциональные взаимоотношения с ребенком – это тоже дело, причем не менее важное, чем кормление или купание.

Зачастую, отношения с малышом могут не складываться из-за сложных взаимоотношений между членами семьи, и у мамы просто не хватает эмоциональных сил на ребенка. В таких случаях, возможно, необходимо обратиться к психологу. Даже если это не решит проблем в семье, психолог хотя бы поможет немного отключиться от них и направить силы на ребенка.

Таким образом, выполняя три нелегких, но в то же время очень простых условия – телесный контакт, контакт «глаза в глаза», эмоционально-положительный настрой на ребенка – родители могут заложить в своих детях базовое доверие к миру и дать своим детям то, что поможет им в дальнейшей жизни.

Библиографический список.

  1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.
  2. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для гармоничного развития ребенка

Роль классного руководителя я вижу в качестве "проводника по стране знаний" и "старшего товарища",  поэтому помогаю включиться классу в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важ...

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

Роль речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

Язык - одно из наиболее сложных и гениальных изобретений человечества4 это инструмент, с помощью которого мы можем развиваться и коммуницировать в обществе. Насколько важно речевое развитие ребенка в ...

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

Характеристика условий для музыкального развития в семье...

"Основные этапы нормального речевого развития ребенка"

В данном материале описывается этапы речевого развития в норме (гуление, лепет, первые слова и т.д.)...