Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"
материал на тему

Некрасова Яна Владимировна

 

       В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи.

     Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.

      Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_8.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи как необходимое

условие личностного развития ребенка

         Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности.

Этапы формирования речи:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный  — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

      Дети преддошкольного возраста (в д.с. 5-6 лет) уже всё понимают и практически всё умеют, у них сформировались какие-то моральные устои. Их словарь  увеличивается на 1000—1500 слов, значительно расширяется и кругозор. Познавательная активность в этом возрасте очень высокая. Дети интересуются явлениями окружающей жизни, поэтому задают очень много вопросов, причём конкретных и сложных. И требуют полной, порой энциклопедической информации.

       В этом возрасте  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи.

     Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.

      Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Когда стоит начинать беспокоиться:

• если ребенок смягчает все звуки: «кися», «тяйник» ит.д.; в одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом, может быть, психологические проблемы

• если ребенок оглушает звонкие согласные: б, г, д, а возможно еще и в, з, ж

• если ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит»

• если ребенок не произносит звуки ш, ж, щ, с, з, й, л, ль, й

• если ребенок в возрасте 5,5 лет не произносит звуки р, рь

     Каждый родитель стремиться к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым – был крепким и здоровым, умным, успешным и удачным. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценное отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Что необходимо:

• говорить больше с ребенком

• озвучивать любую ситуацию

• говорить просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу

• принимать и поддерживать его желание вступить с вами в контакт

• уважать попытки говорить

• читать короткие стихи и сказки

• обратить внимание на развитие мелкой моторики

• развивать фонематический слух

     Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие и личностное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 7 классе. Тема. Семья и школа - партнеры в воспитании и развитии ребенка.

Сценарий открытого родительского собрания в форме семейной гостиной. Работа учащихся и родителей в группах (Мастерских) позволяет им  выдвигать идею,обдумывать ее, обсуждать и развивать. Это веде...

Выступление на родительском собрании "Влияние семьи на развитие личности ребенка"

текст статьи для выступления на родительском собрании...

Выступление на родительском собрании с сообщением "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дал...

Родительское собрание на тему: «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»

Задачи:1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка....

САМОЦЕННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В статье описывается роль самоценности, как важнейшего фактора в развитии личности ребенка, роль значимых взрослых в формировании его самоценности....

САМОЦЕННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В статье описывается роль самоценности, как важнейшего фактора в развитии  личности ребенка, роль значимых взрослых в формировании его самоценности....

Выступление на родительском собрании. Беседа с родителями на тему _ Воспитание в семье как залог успеха развития ребенка с ОВЗ

Большую часть своей жизни ребенок проводит со своими родными и близкими.  Правильное воспитание и благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья -залог...