САМОЦЕННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
статья по психологии

Шикурова Елена Алексеевна

В статье описывается роль самоценности, как важнейшего фактора в развитии личности ребенка, роль значимых взрослых в формировании его самоценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОЦЕННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

ШИКУРОВА Е.А.

педагог – психолог,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №303 с углубленным изучением немецкого языка
и предметов художественно-эстетического цикла им. Фридриха Шиллера, Россия, г. Санкт - Петербург

ЕВТЕХОВА И.В.

педагог – психолог,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №303 с углубленным изучением немецкого языка
и предметов художественно-эстетического цикла им. Фридриха Шиллера, Россия, г. Санкт - Петербург

СВЕТЛИЧНАЯ Е.Н.

социальный педагог,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №303 с углубленным изучением немецкого языка
и предметов художественно-эстетического цикла им. Фридриха Шиллера, Россия, г. Санкт - Петербург

Аннотация. В статье описывается роль самоценности, как важнейшего фактора в развитии личности ребенка, роль значимых взрослых в формировании его самоценности.

Ключевые слова: самоценность, любовь, самоотношение.  

        Самоценность, являясь одним из аспектов самоотношения, включает в себя, прежде всего, эмоционально-ценностное отношение к себе и определяется тем, насколько человек считает себя достойным любви, уважения, принятия других людей и самого себя, ценит свою самость, уникальность, неповторимость.   В сравнении, самооценка — это то, как человек оценивает себя и результаты своих действий, мнение о своих успехах и достижениях в сравнении с другими людьми.

        По мнению С.Р. Пантилеева [6], между двумя способами выражения смысла «Я» стоит глубокое и содержательное различение двух подсистем самоотношения – самооценочной и эмоционально-ценностной. В случае оценки самоотношение определяется как «самоуважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности». В качестве эмоции самоотношение рассматривается как «аутосимпатия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «самопринятие».      

        По мнению А. Лэнгле, для развития самоценности личности человеку требуется уважительное внимание, справедливое отношение и признание его ценности со стороны других людей. В этом интерперсональном климате происходит активизация и развитие функций Я. Противоположный опыт делает это развитие невозможным или существенно его ослабляет.

        Делая экскурс в экзистенциально-аналитическую психологию развития А. Лэнгле, можно сказать, что формирование Я, самости, самоценности происходит в течение всей жизни человека, как при взаимодействии со «значимыми другими», так и при общении с самим собой. При отвержении другими людьми, злоупотреблении, скрытом использовании в своих целях, человек утрачивает возможность проживать себя как Person, это проявляется в чувстве потери Я. Достаточно уже того, что ребенок в свое время не был замечен или принят всерьез, что взрослые не считали достаточно важным уделить ребенку несколько минут, вникнуть в то, что его трогает. Человек, которому нужен другой и который ищет другого – независимо от возраста – чувствует потерянность.

По мнению М. Бубера, ребенок изначально стремится к отношениям, отношения Я-Ты имеют огромное значения для его развития, только в отношениях со «значимым другим» ребенок может познать самого себя, в них он ищет встречи с «Ты», в противном случае он выходит из состояния одиночества через потерю себя. У ребенка есть «побуждение» к контакту – изначально тактильному, а затем «оптимальному» контакту с другим существом. Ребенок не знает никакого «Я», он не знает никакого иного состояния бытия, кроме отношений. «Раскрытие души ребенка неразрывно связано с развитием потребности в Ты, со сбывающимися надеждами и с разочарованиями, с игрой его экспериментов и трагической серьезностью его растерянности». [2, с.  9].

Д. Боулби, психоаналитик, создавший Теорию привязанности (и её нарушений), в работе с трудными детьми обнаружил, что дети, растущие в сиротских приютах, часто имеют различные эмоциональные проблемы, включая неспособность установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Такие дети оказываются неспособными любить именно потому, что на раннем этапе жизни, в младенчестве, не приобретают навыков формирования близких эмоциональных отношений, не имеют возможности привязаться к материнской фигуре. Д. Боулби, также утверждал, что в развитии ребенка решающую роль играет не столько тщательный уход матери за ребенком, сколько то, как она общается с ним. Если при общении ребенок и мать испытывают взаимное удовольствие и радость, то между ними устанавливаются активные дружелюбные отношения и формируется «надежная привязанность», в основе которой лежит чувство защищённости и доверия к окружающему миру [1, с. 132]. Впервые этот термин был предложен М. Эйнсворт и ее коллегами. Надежная привязанность - это такие отношения с матерью, при которых ребенок чувствует себя надежно защищенным, а потому уверенным, не зависимым, активным и смелым для того чтобы осваивать новые незнакомые для себя вещи в пространстве отношений. Нарушения привязанности (как способности формировать длительные близкие отношения) распространяется фактически   на всю жизнь человека.

Э. Фромм, говоря о материнской любви, пишет о том, что поддержание жизни имеет два аспекта, один из них - это забота и ответственность, но другой более важен: «Мать должна внушить ребенку любовь к жизни, ощущение, что жить – прекрасно, прекрасно быть мальчиком или девочкой. Прекрасно жить на этой земле! ... материнская любовь внушает ребенку: хорошо родиться на свет; она прививает ему любовь к жизни, а не просто желание остаться в живых. Земля, библейский символ, символ матери «течет молоком и медом». Молоко - символ первого аспекта любви, то есть заботы и утверждения. Мед символизирует сладость жизни, любовь к жизни и счастье от того, что живешь на свете. Большинство матерей могут дать своим детям «молоко», но лишь немногие дают еще и «мед». Чтобы давать мед, женщина должна быть не просто «хорошей матерью», но счастливым человеком, а это – достижение немногих. Материнская любовь к жизни столь же заразительна, как и ее тревога». [8, c.121-122]  

Рональд Д. Ленг пишет «У каждого должна быть возможность заглянуть назад в свои воспоминания и убедится в том, что мать когда-то любила его, любила все в нем, даже то чем он писал и какал. Он должен быть уверен, что мать любила его именно за то, что он был собой, а не за то, что он мог бы сделать. В противном случае человек чувствует, что у него нет права не существование. Он чувствует, что ему никогда не следовало бы рождаться. Независимо от того, что случиться с этим человеком в жизни независимо от того какую боль ему причиняют, он всегда может оглянуться назад и почувствовать, что он любим. Он может любить сам, и его нельзя разрушить. Если у него нет такого прошлого, его можно уничтожить» [4, c. 57]. Рональд Д. Ленг, анализируя детский опыт своих пациентов, приводит примеры наиболее частых высказываний: «я был просто ее символом, она никогда не признавала во мне личность», «я просто был тем чем она хотела», «со мной обращались так, как если бы меня здесь не существовало», «он никогда не давал мне жизненного пространства в мире», «я –никто, значит я не буду ничего делать», «я только отзвук других людей я лишен собственной идентичности» и др.  

А. Лихтарников и Е. Чеснокова в работе по реабилитации подростков с противоправным поведением отмечают, что в семьях, где росли и воспитывались эти подростки в основе отношений с ребенком со стороны значимого взрослого стояли три «О»: отвержение, ожидание, осуждение. «Я его не слышу, не вижу, не чувствую, он мне не интересен» [3, c. 207].

Таким образом, роль «значимых других» в формировании Я, самости, самоценности личности является определяющим. Образование Я-ядра может произойти только в интерперсональной среде, где на первый план выходят человеческие отношения, позволяющие открыть уникальные возможности человека, которого любишь. Переживание любви, являясь способом отношений, отражает то, что мы находимся в Я-Ты отношениях. В основе любви имеются субъект - субъектные, равные, партнерские отношения, построенные на понимании внутреннего мира другого человека, самопонимании, признании индивидуальности и автономности Другого. Если мы посеем любовь и счастье в наших детях, если сформируем в них здоровое чувство самоценности, то их будет ждать светлое, радостное будущее.

Список литературы

  1.    Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова —2-е изд. — М.: Академический Проект, 2006. — 232 с.
  2. Бубер М. «Я и Ты», М., Высшая школа 1993. - 175с.
  3. Лихтарников А., Чеснокова Е. Как разорвать замкнутый круг.  Доверие, СПб, 2004. – 274 с.
  4. Лэнг Р. Д. Расколотое «Я». — СПБ: Белый Кролик, 1995. - 352 с.
  5. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни/ А. Лэнгле. –Москва: Генезис, 2018. – 159с.
  6. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
  7. Франкл В.  Человек в поисках смысла: Москва, Прогресс, 1990. - 372 с.
  8. Фромм Э. Искусство любить. СПб, «Азбука-классика», 2008. – 224 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Личностно-ориентированное образование с позиций психического и физиологического развития ребенка (принцип природосообразности)

Данная статья, опубликованная в сборнике "Из опыта работы учителей" рассказвает о том, как подходить к обучению ребенка с точки зрения его обучаемости: какими особенностями обладает ребенок с выс...

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

Корреляция психического, речевого, личностного развития учащихся с динамикой их образовательных достижений

Аналитический отчёт(диаграммы не отображаются при предворительном просмотре)...

Семья как определяющий фактор в психическом и личностном развитии ребенка

В данной статье рассказывается о роли семьи в жизни ребенка, ее функциях....

САМОЦЕННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В статье описывается роль самоценности, как важнейшего фактора в развитии  личности ребенка, роль значимых взрослых в формировании его самоценности....