Семья как определяющий фактор в психическом и личностном развитии ребенка
статья по психологии

В данной статье рассказывается о роли семьи в жизни ребенка, ее функциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Семья как определяющий фактор в психическом и личностном развитии ребенка

«Семья – самый древний социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества с определенными социальными нормами, правами и обязанностями, регулирующими отношения между женами и мужьями, между детьми и родителями».

Только в семье происходит становление личности, только в семье человек получает свой первый жизненный опыт [1, с. 60].

В каждой нормальной семье всегда есть чувство, которое отображает причастность именно к своей семье, создает ощущение защищенности – так называемое «фамильное мы». В тоже время, у детей, оставшихся без попечения родителей, возникает другое чувство – это «детдомовское» или «интернатское мы».

Психологами из Чехии – Й. Лангмейером и З. Матейчеком – было введено понятие «психической депривации» («психические лишения»), выявленное из обобщения всех имеющихся данных, многолетнего изучения психического развития детей, воспитывающихся в детских домах и интернатных учреждениях.

По их мнению, «психическая депривация» – это психическое состояние, которое возникает в результате определенных жизненных ситуаций, где субъект не в состоянии в достаточной мере удовлетворить некоторые основные жизненные или психические потребности в течении длительного времени [2, с. 83-84].

Развитие личности ребенка, который остался без попечения родителей, происходит через ряд конфликтов во внутреннем и внешнем плане:

– во внутреннем – между тремя субстанциями личности:

  • «Я» (сознательный мир личности);
  • «Оно» (бессознательные, нереализованные наклонности);
  • «Супер-Я» (социальные нормы, запреты, цензура совести).

– во внешнем – между личностью и обществом.

Сторонники данной концепции определяют депривацию, как особенное психическое состояние у ребенка, возникающее в результате длительного ограничения в условиях жизни в детском доме, изменении его основных психических потребностей.

В современной психологии представлено достаточно большое количество доказательств о негативных последствиях социальной депривации в развитии ребенка, воспитывающегося вне семьи.

Семья выполняет целый ряд социальных функции, среди которых основными являются: воспитание и уход за детьми, их социальная, психологическая защита и развитие, адаптация к социуму.

В современной педагогике и психологии истинной является мысль о том, что никто и никогда не сможет заменить родителей, даже взрослый человек всегда находится под влиянием своей семьи, своих родителей.

И.В. Гребенников отмечает в своих работах, что человек всегда испытывает ощутимое воспитательное воздействие своей семьи «со дня рождения до конца своей жизни». Семейному воспитанию свойственна продолжительность и непрерывность, с семьей не сможет сравниться ни один воспитательный общественный институт [3, с. 8].

Знаменитый писатель А.А. Лиханов, который изучал в течение многих лет тяжелые судьбы детей, пришел к выводу, что «никакой интернат, даже если там на трех учеников будет приходиться один учитель, не сможет заменить человеку мать или отца, бабушку или дедушку, брата или сестру. Нравственность не передается средством науки, она передается средством сердца, а его не в силах заменить ни эксперимент, ни справедливые ребячьи товарищества, ни все иное – гуманное, доброе, и все же не родное. Человек крепок матерью своей, родными. Можно все преодолеть рядом с близкими, если, конечно, есть действенное воспитание и стремление» [4, с. 344-345].

Для детей раннего возраста главным источником информации о себе, о других, об окружающем их мире являются взрослые люди, определяющие кто он такой.

В своих трудах И.С. Кон пишет об этом так: «Родители дают ребенку собственное имя, учат отзываться на него, помогают ему осознавать то, что принадлежит ему – части его тела, его половую, семейную принадлежность. Родители, оценивая поступки ребенка, формируют у него определенное эмоциональное отношение к себе, чувство собственной ценности. От эмоционального климата первых дней жизни, месяцев во многом зависит будущий характер взрослого человека» [5, с. 261].

Необходимыми особенностями семейного воспитания значатся:

  1. Воспитательное воздействие человек ощущает с первого дня своего рождения, в семье формируется основа человеческой личности, складываются свойства психики, определяются его основные отношения к жизни.
  2. Семейное воспитание является непрерывным, оказывающим продолжительное и многообразное влияние на развитие ребенка.
  3. Эмоциональная насыщенность взаимоотношений взрослых с детьми является наиважнейшим фактором, который формирует эмоционально-мотивационную среду детей, их отношение к жизни, к людям. Родительская ласка и любовь незаменимы никакими другими хорошими отношениями к ребенку. Неопровержимым фактом является то, что воспитатели и педагоги не могут любить детей родительской любовью.
  4. Родители имеют больше времени и возможностей для глубокого, систематического изучения и учета индивидуальных особенностей ребенка, наблюдать за развитием его личности. Каждая семья – это система неповторимых индивидуальных микросредовых условий, накладывающих неизгладимый отпечаток на духовный и нравственный облик, на взгляды, интересы и потребности личности.
  5. Высокую эффективность воспитательного процесса обеспечивает скрытый и незаметный характер педагогического воздействия родителей.
  6. Семья, больше всего, соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни, поэтапному расширению его кругозора и опыта [6, с. 16-17].

Таким образом, семья выполняет ряд незаменимых функций, связанных с эмоциональной поддержкой, адаптацией и социализацией ребенка. Семья выступает необходимым условием личностного развития ребенка. В ней ребенок готовится к своей будущей самостоятельной жизни в обществе, среди близких ему передаются основные духовные ценности, традиции, моральные нормы, определяющие модель поведения.

Библиографические ссылки:

  1. Басова, Н.Ф. Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 60.
  2. Лангмайер, Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмаейер. – Прага, 2005. – С. 83-84.
  3. Гребенников, И.В. Семья: воспитательные возможности / И.В. Гребенников. - М: Знание, 2007. – С. 8.
  4. Лиханов, А.А. Драматичная педагогика / А.А. Лиханов. – М.: Педагогика, 2006. – С. 344-345.
  5. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М: Политиздат, 2008. – С. 261.
  6. Калачева, И.И., Коломинский, Я.Л. Словарь социального педагога и социального работника / Мн: БелЭН, 2003. – С. 16-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное образование с позиций психического и физиологического развития ребенка (принцип природосообразности)

Данная статья, опубликованная в сборнике "Из опыта работы учителей" рассказвает о том, как подходить к обучению ребенка с точки зрения его обучаемости: какими особенностями обладает ребенок с выс...

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка

Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный...

Освоение технологий эффективной коммуникации как фактор укрепления психического здоровья и развития личности школьников

Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью, так как, предмет химии неразрывно связан с жизнедеятель...

Корреляция психического, речевого, личностного развития учащихся с динамикой их образовательных достижений

Аналитический отчёт(диаграммы не отображаются при предворительном просмотре)...

САМОЦЕННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В статье описывается роль самоценности, как важнейшего фактора в развитии личности ребенка, роль значимых взрослых в формировании его самоценности....

САМОЦЕННОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В статье описывается роль самоценности, как важнейшего фактора в развитии  личности ребенка, роль значимых взрослых в формировании его самоценности....