Выступление "Интерактивная техника «Форум-театр», как эффективный способ психопрофилактики и психокоррекции в работе с подростками"
статья по психологии на тему

Журавлева Елена Федоровна

В статье описана работа по интерактивной технике "Форум-театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_interaktivnaya_tehnika_forum-teatr.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивная техника «Форум-театр», как эффективный способ психопрофилактики и психокоррекции в работе с подростками»

Интерактивная техника «Форум-театр» в последнее время широко используется практическими психологами и социальными педагогами как эффективное средство профилактики наркомании и других видов зависимостей, а также разрешения конфликтных ситуаций и других социально значимых проблем, таких как раннее материнство, профилактика асоциального поведения и т.д.

Основоположником техники является создатель народного театра Бразилии Августо Боаль. Суть же представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.

Содержание и основа адаптированной в условиях психолого-педагогической практики техники «Форум-театр» состоят в следующем. На протяжении 15–20 минут разыгрывается мини-представление с 3–6 мизансценами, в которых ярко показаны причины, приводящие человека к употреблению наркотических веществ, алкоголя, табака или к другим видам отклоняющегося поведения. Чаще всего ситуации эти легко узнаваемы, так как происходят с подростками и окружающими их людьми на улице, дома в семье, в школе. Ничего надуманного или фантастического в них нет, они соответствуют реальному положению дел, и чаще всего в основе сценария лежит чья-нибудь личная история или пережитый опыт.
В финальной части представления яркая по содержанию мизансцена прерывается «стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем не произошло.

Психолог в этом виде профилактической деятельности является главным консультантом, ведь представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, не должна вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства. Мини-спектакль имеет целью заставить человека задуматься над проблемой, совместно найти пути выхода.
Существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. Одна из особенностей «Форум-театра» — это отсутствие рекомендаций, как следует поступать. В конечном счете выбор делает сам человек, и никто, в том числе и психолог, не может ему сказать, как он должен поступить в сложившейся ситуации. И это, на наш взгляд, — самое главное в данной технике как средстве профилактики.

Подготовка спектакля

 Подготовка проходит в три основных этапа.
         
Первый этап связан с выбором проблемы. При этом важно, чтобы психолог или другие участники проекта были не только ознакомлены с обстановкой в школе или классе, где дается представление, но и точно знали, для какого контингента учащихся разрабатывается сценарий.
         
Второй этап связан непосредственно с разработкой сценария.

          Третий это репетиция мизансцен и спектакля в целом.

Для проведения такой формы интерактивной работы требуются особые условия. Во-первых, должно быть достаточно большое пространство, которое позволит провести «разогрев» со зрителями. Во вторых, желательно, чтобы действие происходило не на сцене, а перед ней или в специальном помещении, например в спортивном зале или рекреациях, тогда зрителям будет проще выходить на импровизированную площадку и заменять актеров. При этом снимается психологический барьер, так как для многих подростков, их родителей выступление на сцене перед зрителями может быть первым в жизни, и приобретаемый опыт должен быть только положительным.

Фазы спектакля:

В самом спектакле-форуме необходимо выделить фазы, которые и являются его методической основой.

Разогрев

Телесные упражнения и игры, которые проводятся с целью раскрепощения участников представления, снятия мышечных зажимов. Кроме того, они помогают установить контакты на вербальном и невербальном уровнях между актерами и зрителями. Такие упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действия и не бояться стать участниками представления.

Действие

В этой фазе вниманию зрителей предлагается 12–15-минутная инсценировка из 4–6 мизансцен, которая заканчивается стоп-кадром. Финальная сцена не завершена, зрителям предлагается предугадать исход событий. Вначале со зрителями обсуждают проблему, пытаются предсказать последствия поведения героев, происходит обмен чувствами, рефлексия. Затем переход в следующую фазу — начало дискуссии.

Форум

Эта фаза является очень важной во всей интерактивной работе. На этом этапе предлагается неполная замена зрителями ролей актеров. Останавливая по своему усмотрению актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить идеальный, по их мнению, вариант исхода событий.
Зритель может включаться в сцены спектакля постепенно, сначала проговаривая роль, а затем проигрывая ее. Необходимо поддерживать и активизировать участников к проигрыванию мизансцен, потому что именно через игру и собственные эмоциональные переживания можно достичь максимального психопрофилактического эффекта.
Главное в этой фазе — психологическая и эмоциональная поддержка со стороны психолога, актеров и зрителей. Ни одно действие не критикуется, не осуждается, а лишь поддерживается аплодисментами. Такая поддержка со стороны психолога, ведущего спектакль, и актеров дает возможность зрителям стать участниками и предложить большое количество вариантов разрешения ситуации, скажем провоцирующей подростка к употреблению наркотиков или алкоголя. Ведь в форум-спектаклях нет однозначных ответов на вопросы, как не может быть и идеального варианта разрешения конфликтной ситуации.
Эта фаза спектакля может продолжаться 2—3 часа, ее продолжительность зависит от того, насколько будут интересны варианты решения проблем в каждой мизансцене. При этом особая роль принадлежит психологу, ведущему форум-спектакль. Ему необходимо почувствовать и вовремя отреагировать на действия зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль.

Обратная связь

В этой фазе обычно берется интервью у зрителей о спектакле, о тех переживаниях, которые они испытали, об изменении отношения к той проблеме, о которой шла речь в спектакле. Здесь используется интерактивная система цветных карточек, с помощью которых можно оценивать эффективность деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях СРЦ

Цель творческого отчета: теоритически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ. ...

Кризисы нашей жизни. Эффективные способы взаимодействия с подростком.

Материал для родительского собрания с родителями подростков...

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ПОДРОСТКОВ

Цели: 1.     Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблемам вредных привычек, пополнить знания родителей о причинах и признаках употребле...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ французского ЯЗЫКА с опорой на ФГОС (10 самых эффективных способов).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ французского  ЯЗЫКА с опорой на ФГОС (10 самых эффективных способов c конкретными примерами)....

Проект: «Плавание – эффективный способ укрепления здоровья и развития двигательной активности подростков в условиях Севера»

  Здоровье детей - богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точек планеты. Сегодн...

Форум-театр в разрешении конфликтов

Нестандартный метод в разрешении школьных конфликтов...

Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».

Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихс...