Проектная работа "Тайм-менеджмент"
проект по психологии (7 класс) на тему

Шихалеева Марина Ивановна
Люди, которые умеют продуктивно распоряжаться собственными запасами времени, живут более насыщенной и полной жизнью, делают свою работу с минимальными временными затратами. Управляя своим временем, мы имеем больше жизненного пространства: становится более реальной возможность заниматься тем, что нам действительно нравится. Тайм-менеджмент позволяет упорядочить рабочее и личное время в течение дня (недели, месяца) чтобы успевать делать все важные и нужные дела, не отвлекаясь на второстепенные или посторонние вопросы и проблемы. Эффективное планирование позволяет высвобождать для насыщенной и полноценной жизни колоссальные ресурсы времени. По мнению профессионалов, размеры таких ресурсов исчисляются годами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_taym-menedzhment.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Как управлять своим временем»

Цель:

  • Показать зависимость успешности учебной деятельности от  уровня   развития чувства времени, и умения рационально его использовать и планировать.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со способами развития чувства времени.
  • Познакомить учащихся с понятием индивидуальных биоритмов. С помощью теста определить их тип.
  • Познакомить с некоторыми способами повышения эффективности рабочего времени.
  • Предложить способы эффективного использования времени.

Всякая экономия, в конечном счёте

сводится к экономии времени.

К. Маркс

Перед началом занятия раздать анкеты, чтобы дети ответили на вопросы

Психолог: Последнее время учителя, работающие в вашем классе, отмечают снижение качества обучения.

Возникает  вопрос: почему это происходит? И вы сами отчасти ответили на него - неумение организовать свою деятельность.

Психолог:  Действительно, самоорганизация – это один из этапов учебной деятельности. Выполнение намеченных целей и планов надо обеспечить необходимыми средствами, создать условия эффективности деятельности, организовать сам процесс деятельности. Это и есть самоорганизация.

И всё чаще приходится слышать от вас, что «времени ни на что не хватает», «ничего не успеваю».

 

Первая задача в самоорганизации — это организация экономного, рационального использования времени.

Психолог:  А что такое «время»?

  Ребята предлагают свои варианты трактовки этого понятия.

 Время – это физическая величина, характеризующая длительность процесса, измеряемая в секундах, минутах часах и т.д.

        

Психолог: Время — это самая дефицитная вещь в любой работе, особенно в учении.

Как часто вы не получаете нужного результата, не достигаете цели из-за нехватки времени!

Время необратимо, его нельзя накопить, купить, передать, оно расходуется безвозвратно

 Как бы вы ответили на этот вопрос? «Время принадлежит вам, или вы времени?

Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки»

(учитель звонит в колокольчик, привлекая внимание ребят и незаметно включает секундомер).

Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.

Психолог: А есть ли у вас чувство времени?

Как оно развито?

Ребята высказываются.

Психолог: Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (учитель второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).

Психолог: А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках (ребята получают их вначале занятия) сколько времени прошло с момента первого звонка до второго?

Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.

И вот реальный результат (учитель озвучивает показания секундомера).

Вы ошиблись? Или у вас хорошее чувство времени?

(обсуждение)

Психолог: Чувство времени имеет огромное значение для успешной деятельности и жизни человека.

Оно нужно, например:

а) для управления собой во время работы (вспомните, как вовремя   контрольной работы вдруг «неожиданно» звенит звонок);

б) для планирования.

Существуют простые упражнения для развития чувства времени (тем, у кого это чувство есть, нужно его постоянно развивать)

Упражнение, занимающее первое место по эффективности – хронометраж.

Что это такое? Вы берете бланк, на котором разлинована таблица из нескольких полей: время начала, время окончания, дело. Далее в течение дня заносите туда все, что делаете. Фиксируете время начала – окончания, и кратко – название дела. 

Запись позволяет фиксировать внимание на времени

Психолог, опишите «поминутно» один день из своей жизни.

Посмотрите внимательно, на что вы больше всего потратили бесполезно время?

  • на компьютер
  • на просмотр телевизора
  • на разговоры по телефону и т.п.

«воры» времени

Таким образом  первый шаг, который надо сделать для повышения эффективности использования рабочего времени - это провести инвентаризацию обычных временных затрат, анализ использования и потери времени.

Психолог: Большой качественный скачок в развитии чувства времени дает самый простой способ его развития - калибровка:

Перед началом события смотрим на часы и говорим себе: «Я выполню его за N минут». При этом помните, что закладывать час на десятиминутное дело – заведомо обманывать самого себя.

Задание: составьте краткосрочный план на вторую половину сегодняшнего дня. Из всех дел выберите только три самых важных на сегодня и запишите их на трех отдельных листочках (каждый участник получает по три небольших полоски бумаги ещё в начале занятия)

Перед тем как приступить к выполнению оцените время, которое вам потребуется  на это задание, и запишите его для себя.

(ребята отмечают время начала выполнения задания и его окончания по своим часам, или часам, находящимся в кабинете)

Психолог: Сравниваем результаты. Ошиблись? На сколько? На малых промежутках времени это не так заметно. Но если при часовой работе ошибаться на 5 минут, то за год «набежит» от 700 до 1000 часов. Позволительная роскошь?

 (обсуждение результатов)

Психолог:Теперь из трех запланированных вами дел выберите наименее важное и выбросьте его (учитель проходит с коробкой, и ребята бросают в нее свои листочки)

А теперь из оставшихся двух выберите наименее важное и расстаньтесь с ним (снова проходит с коробкой, ребята с большим трудом решают, какое дело оставить).

Сложно было отказываться от запланированных дел? Что у вас осталось? Какое дело оказалось наиболее важным именно для вас? (обсуждение)

Психолог: Некоторые ученые приводят такую классификацию дел по их важности и срочности

Важные и срочные дела нужно делать, не откладывая, самому.

Можно было бы и не допустить, чтобы так много дел были одновременно срочными и важными.

Успешные люди делают эти дела на той стадии, когда они уже важные, но еще не срочные, тогда можно пользоваться помощью других людей, планировать время и т.д.

Дела не срочные, но важные необходимо делать, хотя обычно именно для них и не хватает времени. Чтобы все-таки их сделать, нужно выделить время, когда Вы этими делами займетесь, и включить их в план. Именно эти дела обычно дают самую большую отдачу, если планировать свою карьеру и успех.

Дела срочные, но не важные можно делегировать, сокращать, исключать.

Если мы затянем исполнение не срочных, но важных дел, то они могут стать срочными и важными.

Неважные и несрочные дела можно смело кидать в мусорную корзину, хотя обычно именно они занимают львиную долю времени и доставляют самое большое удовольствие.

Таким образом, очень важно при планировании своих дел определять их важность и срочность, и второй шаг, который надо сделать для повышения эффективности использования рабочего времени - спланировать день по времени (расходы времени на отдельные мероприятия).

Психолог: В какое время ты делаешь домашнюю работу?

При планировании дел важно еще учитывать наши внутренние часы, т.е. знать время нашей наибольшей работоспособности. Некоторые из вас продуктивно работают утром (жаворонки), другие — вечером (совы), у некоторых работоспособность в течение дня резко не меняется — это аритмики. Очень важно знать свой тип и учитывать, опираться на свои физиологические особенности. Нарушение природной биоритмики ведёт к снижению работоспособности, плохому самочувствию, стрессу.

Ты «сова» или «жаворонок»? (

Психолог: Итак, сколько у нас в классе «сов»? (получилось всего 34%) Т.е. некоторые из вас делают домашнюю работу в наименее благоприятное для вас время. Делайте выводы. В какой последовательности вы делаете домашнюю работу? (обсуждение результатов опроса – слайд 9)

Психолог:Немаловажную роль  в планировании играет организация записей. К следующему классному часу предложите, пожалуйста, наиболее удобную для вас форму ежедневника (задание можно выполнять группами, можно индивидуально).

Психолог:        Сегодня мы с вами много говорили о времени, о планировании. Какие выводы вы сделали для себя? Что узнали нового? (обсуждают)

Формула успеха, на мой взгляд, может звучать так:

Если хочешь чего-то добиться в жизни – умей организовать своё время. У нас нет «завтра» и нет «вчера». Наш основной капитал – сегодня. И то, что мы сделали сегодня, приближает или отдаляет нас от поставленных целей.

Так как вы думаете: время принадлежит вам, или вы времени?

Надеюсь, что сегодня вы ответили на этот вопрос так:

               Время принадлежит Вам, а не вы времени!

 

 

ТЫ "СОВА" ИЛИ "ЖАВОРОНОК"?

Некоторые из вас продуктивно работают утром (жаворонки), другие — вечером (совы), у некоторых работоспособность в течение дня резко не меняется — это аритмики. Очень важно знать свой тип и учитывать, опираться на свои физиологические особенности. Нарушение природной биоритмики ведёт к снижению работоспособности, плохому самочувствию, стрессу.

1. Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился (ась) спать?

а) после часа ночи;

б) до десяти;

в) скорее всего, где-нибудь около двенадцати.

2. Чем подкрепиться с утра - дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения?

а) что-то существенное, и побольше;

б) Стакан сока или чая;

в) Можно вареное яйцо или бутерброд.

3. Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят?

а) конечно, с утра, когда я еще плохо соображаю!

б) ближе к вечеру;

в) не могу точно вспомнить.

4. Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта?

а) от утреннего чая или кофе;

б) от вечернего чаепития;

в) мне, в общем-то, все равно, когда пить чай...

5. Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного?

а) обязательно - часа на полтора-два;

б) по-моему, это не обязательно...

в) нет.

6. Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку?

а) я иногда готов(а) его разбить;

б) в принципе нет;

в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне.

7. Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)?

а) сплю, сколько хочу;

б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке;

в) сложно сказать.

8. Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной минуте (можно с чье-то помощью). Как точно тебе это удалось?

а) получилось меньше минуты;

б) получилось больше минуты;

в) попал (а) почти в точку.

Вас не догонишь?

Правильно ли вы распределяете свое время? Умение ценить свое время и время других - одно из самых важных качеств, которое нужно в себе воспитывать, если вы им не обладаете. Ответив на вопросы этого теста, вы узнаете, умеете ли вы правильно распределять свое время.

Придерживаетесь ли вы определенного распорядка приема пищи;

Обязательно - 3

Хотелось бы, но не получается - 2

Не хотите, но приходится - 1

Едите когда захотите – О

Утром вы просыпаетесь:

Сами - 3

С помощью будильника - 2

Будят домашние, иначе вам не проснуться – О

Просыпаетесь сами, но любите немножко поваляться в постели, и домашним приходится вам напоминать, что пора вставать – 1

К концу дня вы просто валитесь с ног от усталости, но у вас есть незаконченное дело, которое вы запланировали на сегодня. Ваши действия:

Закончите дело, хотя это будет вам нелегко - 3

Впишете это дело в график завтрашнего дня, без ущерба для уже запланированных дел - 1

Ляжете спать - нельзя же так перенапрягаться - О

Сделаете что сможете, отложив остальное на завтра – 2

В свободное время вы обычно:

Отдыхаете - 2

Занимаетесь делами, запланированными на последующие дни - 1

Занимаетесь любимым делом, хобби - О

У вас просто не бывает свободного времени – 3

Знаете ли вы. сколько времени за день вы потратили впустую и почему:

Конечно - 2

Трудно сказать – 1

Даже не стоит думать об этом - О

Знаете и ищете способы избежать этого – 3

Есть ли у вас органайзер или записная книжка, куда вы записываете важнейшие дела, чтобы не забыть их:

Забыли приобрести - О

Конечно, есть. Это обязательно - 3

Вы все и так помните - 2

Есть, но забываете делать записи – 1

Свои опоздания вы объясняете:

Ложь во благо здесь вполне применима - 1

Указываете истинную причину, хотя это может не понравиться вашему собеседнику - 3

Зачем объяснять такие мелочи: раз опоздали, значит, была причина - О

Отвечаете в зависимости от того, как воспримет это ваш собеседник - 2

О - 3. Вы настолько непунктуальны, что ваших сотрудников, близких и друзей остается только пожалеть. Перестаньте обещать себе, что в следующий раз вы все сделаете вовремя, а пересильте себя и наконец добейтесь этого! Вам просто необходимо научиться организовывать свой день так, чтобы успевать сделать хотя бы половину того, что запланировано. Иначе вы рискуете потерять и тех друзей, которые у вас остались.

4-7. Пунктуальность - не самая яркая черта вашего характера, но надежда на улучшение есть. Вы хотя бы стараетесь свести число опозданий к минимуму. Даже если вы забыли о каком-нибудь запланированном деле, вы обязательно вспомните о нем, хотя и с большим опозданием. Помните, что пунктуальность играет важнейшую роль в деловых отношениях, поэтому постарайтесь не упустить свой шанс.

8 - 17. К счастью, вы не страдаете забывчивостью, и у вас вполне развито чувство времени. Хотя ваш день распределен не идеально, вы успеваете сделать практически все из того, что было запланировано. Даже если в вашей жизни и случилась пара опозданий, поводов для беспокойства это вызывать не должно - с кем не бывает.

18-21. Порой в погоне за строгим соблюдением распорядка вы забываете о том, что человеку иногда просто необходимо расслабиться. Опоздание или отклонение от графика представляются вам страшным кошмаром, который будет позорно преследовать вас всю вашу жизнь. Надолго ли вас хватит, если вы будете продолжать в том же духе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой

В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха»....

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...