Диспут «Жизненные трудности» 7-9 класс
план-конспект урока по психологии (9 класс) на тему

Кривошапка Людмила Александровна

Цель: формирование у детей адекватного отношения и поведения трудных жизненных ситуациях; выявление детей с негативным эмоциональным состоянием для оказания им дальнейшем психологической поддержки; профилактика суицидов.

Задачи: Объяснение и знакомство со специальными приемами преодоления неприятных жизненных ситуаций; научить эффективно общаться на эту тему; сопротивляться давлению со стороны; способствовать стремлению учеников понимать окружающих и анализировать их поведение в трудных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiznennye_trudnosti.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут «Жизненные трудности» 7-9 класс

Цель: формирование у детей адекватного отношения и поведения трудных жизненных ситуациях; выявление детей с негативным эмоциональным состоянием для оказания им дальнейшем психологической поддержки; профилактика суицидов.

Задачи: Объяснение и знакомство со специальными приемами преодоления неприятных жизненных ситуаций; научить эффективно общаться на эту тему; сопротивляться давлению со стороны; способствовать стремлению учеников понимать окружающих и анализировать их поведение в трудных ситуациях.

Ход диспута 

Организационно-подготовительная часть диспута.

1.        Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами на одну очень важную тему. Мне хотелось бы знать мнение каждого из вас. Но прежде, чем мы начнем обсуждение, ответьте мне на такой вопрос: "Как вы думаете, все ли люди испытывают жизненные трудности?"

  1. Сообщение и запись на доске темы диспута.
  2. Организация команд, выбор капитана, обсуждение правил работы в команде. Класс делится на 3 команды, команды рассаживаются вокруг столов, каждая выбирает капитана, придумывает название.
  3. Учитель записывает названия каждой команды на доске и сообщает правила обсуждения вопросов в команде: все участники высказывают свое мнение по кругу, а затем капитан решает, кто будет сообщать мнение команды классу.

Основная часть диспута.

1. Обсуждение вопросов в командах.

Как ведут себя разные люди в кризисных ситуациях?

Учитель фиксирует предложенный командой способ поведения под её названием. Следует подчеркнуть, что от детей требуется называть не только, как, на их взгляд, нужно себя вести, но вообще все возможные способы.

2. Когда все способы названы и записаны, учитель предлагает обсудить плюсы и минусы каждого. Если дети затрудняются, скажите, что жизнь не черно-белая, что в каждом, даже самом хорошем событии существует какой-то минус и наоборот.

Если способ решения жизненных проблем, как "уход из жизни", "самоубийство" не назван самими учащимися, то он не называется и не обсуждается. Если же он прозвучал, следует его записать вместе с остальными, но обсуждения плюсов и минусов не проводиться, просто говориться, что хотя такой способ решения жизненных проблем иногда и бывает, но это совершенно неприемлемый путь.

3. После обсуждения задается следующий вопрос:

К кому вы обращаетесь за помощью, когда вам трудно?

Рассказ о психологической службе в школе, районом и городском центрах психологической помощи, телефон доверия.

4. Можно обсудить также следующие вопросы:

  • Зачем нужны друзья?
  • Есть ли признаки, которые говорят, что человеку трудно?
  • Что или кто является причиной трудностей: сам человек, обстоятельства, другие люди?
  • Есть ли положительные и отрицательны стороны переживания трудностей? Какие?

5. Письмо ровеснику.

«Мне очень понравилось, как вы рассуждали, и я решил попросить вас помочь мне. Дело в том, что недавно одна девочка из другой школы, ваша ровесница, позвонила на телефон доверия. Ей сейчас очень трудно и нужна поддержка. Вот отрывок из разговора: "Мне кажется, что меня вообще никто не понимает, не любит. Я никому не нужна. Дома родители только и говорят: «ТЫ ДОЛЖНА». Если что-то не получается - кричат и ругаются.

В школу я вообще ходить не хочу. Была подруга, но теперь дружит с другими, она – предатель. Я ей рассказала, что мне нравиться мальчик… Все надо мной смеются, издеваются…Я не хочу жить, лучше умереть. Тогда вес узнают и все пожалеют, но будет поздно…».

Я хочу, чтобы каждый из вас написал письмо Ане, мне кажется, вы лучше ее поймете. Представляете, как ему будет приятно получить столько писем? Я думаю, ей это очень поможет. Словом, напишите свое мнение.

Заключительная часть диспута.

  1. Дети сдают письма и отвечают на вопросы учителя: "Понравился вам наш классный час? Что понравилось? Не понравилось?
  1. Притча о бабочке.

В заключение я хочу рассказать вам мою любимую притчу.

"Жил в одном городе мудрец. Не было такого вопроса, на который он не мог бы ответить. Поэтому к нему шли за советом многие люди, его очень любили и уважали. Но нашёлся в городе один человек, который позавидовал мудрецу. "Я задам такой вопрос, на который мудрец не сможет ответить, — решил он, — и тогда его перестанут уважать. Я пойду на луг, поймаю в ладони бабочку, подойду к мудрецу и спрошу: "Какая у меня в руках бабочка — живая или мертвая?" Если он скажет "живая", я сожму ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет "мертвая", я раскрою ладони, и бабочка полетит". Вот пришел он к мудрецу и спросил:

"Какая у меня в руках бабочка — живая или мертвая?". Мудрец внимательно посмотрел на него и ответил: "Всё в твоих руках". Я хочу, чтобы вы всегда помнили ответ этого мудреца. Запомните: все в ваших руках.

Аналитическая справка

по результатам работы в средней школе

диспут «Жизненные трудности»

11.04.06 студенткой 4 курса РГПУ проведена работа по профилактике суицидов в МОУ СОШ №92

Цель: формирование у детей адекватного отношения и поведения трудных жизненных ситуациях; выявление детей с негативным эмоциональным состоянием для оказания им дальнейшем психологической поддержки; профилактика суицидов.

Задачи: Объяснение и знакомство со специальными приемами преодоления неприятных жизненных ситуаций; научить эффективно общаться на эту тему; сопротивляться давлению со стороны; способствовать стремлению учеников понимать окружающих и анализировать их поведение в трудных ситуациях.

Контингент: 9 класс МОУ СОШ №92, количество 22 чел.

Метод работы: наблюдение, дискуссия.

Для оценки эффективности проведенного занятия участникам был предложено написать «Письмо ровеснику».

Качественный анализ.

Предлагаемая тема не сразу вызвала интерес у учащихся, но после того, как были рассказаны реальные случаи жизненных трудностей подростков, обратившихся за психологической помощью, они активно включились в работу. Общее настроение носило положительный характер.

Основными способами выхода из трудных жизненных ситуаций были:

  • Поговорить с другом или родителями;
  • Обратиться за помощью к психологу;
  • Уйти от решения проблемы (поспать, покурить, сауна);
  • Самоубийство.

Так как прозвучал способ решения проблемы как суицид, то акцент был сделан на то, что данный способ существует, но он совершенно неприемлем. Все ученики согласились с этим утверждением.

Ученики в большинстве своих ответов советовали найти лучшую сторону в происходящем, быть сильной и надеяться на себя, заняться спортом, найти настоящих друзей, обратиться к Богу и психологу.

Проанализировав полученные ответы и письма можно сделать выводы:

  • У  учащихся адекватное отношение и поведение к трудным жизненным трудностям;
  • Учеников с негативным эмоциональным переживанием и состоянием не выявлено;
  • У большинства подростков наблюдается неумение поддержать человека в трудной жизненной ситуации и трудности самостоятельно обратиться за психологической помощью.

Для повышения эффективности данной работы желательно проводить ее в 7-8 классах, необходимость развития эмоциональной отзывчивости и способности поддержать человека в трудной жизненной ситуации в рамках гуманитарных дисциплин, формирование культуры обращения за психологической помощью.

Майборода Наталья Михайловна

Студентка 4 курса ИПП РГПУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-диспут "Проблемы экологии" в 10 классе

Our lesson we shall devote to one of the most serious problems on the planet.You know about 250 years ago men lived in harmony with nature, because industry wasn’t  much developed. Today however ...

Памятка для подростков "Учимся преодолевать жизненные трудности"

Памятка предназначенв для подростков; даны рекомендации по преодолению жизненных трудностей....

Памятка для подростков "Учимся преодолевать жизненные трудности"

Памятка предназначенв для подростков; даны рекомендации по преодолению жизненных трудностей....

Конспект урока-диспута "Скажем наркотикам -- нет!" 8 класс

Урок-диспут "Скажем наркотикам – нет!"Цель: профилактика употребления несовершеннолетними наркотических веществ, предупреждение вовлечения их в антиобщественную деятельностьЗадачи:...

Презентация "Переживание жизненных трудностей"

Презентация по профилактике деструктивного, суицидального поведения детей 6-7 классов...

Конспект занятия "Переживание жизненных трудностей"

Профилактическое занятие для 6-7 классов пог темам деструктивного поведения....