Конспект урока-диспута "Скажем наркотикам -- нет!" 8 класс
классный час (8 класс)

Урок-диспут "Скажем наркотикам – нет!"

Цель: профилактика употребления несовершеннолетними наркотических веществ, предупреждение вовлечения их в антиобщественную деятельность

Задачи:

  -  формирование аргументированного отрицательного отношения к употреблению наркотических веществ;

  - информирование о медицинских и правовых последствиях употребления наркотических веществ;

- формирование навыков уверенного отказа в ситуации возможного вовлечения в противоправную деятельность.

Оборудование: листы белой бумаги, ручки, цветные карандаши, компьютер,  проектор, презентация, карточки с заданиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным  образовательным программам»

Урок-диспут "Скажем наркотикам – нет!"

Классный руководитель 8б класса

Малахова Н.А.

Сергиев Посад 2020

Урок-диспут "Скажем наркотикам – нет!"

Цель: профилактика употребления несовершеннолетними наркотических веществ, предупреждение вовлечения их в антиобщественную деятельность

Задачи:

  -  формирование аргументированного отрицательного отношения к употреблению наркотических веществ;

  - информирование о медицинских и правовых последствиях употребления наркотических веществ;

- формирование навыков уверенного отказа в ситуации возможного вовлечения в противоправную деятельность.

Оборудование: листы белой бумаги, ручки, цветные карандаши, компьютер,  проектор, презентация, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Ход мероприятия:

Ведущий (классный руководитель): 

Упражнение «Скрепка»

Участники мероприятия получают по канцелярской скрепке.  Ведущий предлагает несовершеннолетним разогнуть скрепку, чтобы получилась прямая линия. После выполнения задания ведущий задает участникам вопрос: легко ли было разгибать скрепку? Как правило, подростки отвечают, что это задание не доставило им труда. Далее ведущий просит участников вернуть скрепку в первоначальное положение.

Вопрос: удалось ли предать скрепке первоначальный вид?

Ведущий: Скрепка – наглядный пример того, как легко человек может сломать свою жизнь, совершив необдуманный шаг. Например, совершив кражу, угнав автомобиль, употребив наркотик и т.д. Вернуться назад, восстановить утраченное здоровье невозможно, как невозможно вернуть скрепке первоначальный вид.

В качестве примера приведу реальный случай, который произошел совсем недавно. В наркологический реабилитационный центр поступила девушка, которой едва исполнилось 19 лет, в крайне тяжелом состоянии: ее мучали приступы галлюцинаций, паники, страха.  Девушка употребила наркотик в компании сверстников один единственный раз. Она не могла объяснить, что с ней произошло, т.к. находилась в неадекватном состоянии.  Девушка была студенткой первого курса одного из престижных ВУЗов, училась на отлично и имела серьезные перспективы в карьере в  будущем. Врачи объяснили ее состояние тем, что сразу после употребления наркотика был поражен головной мозг девушки, произошли необратимые изменения в психике. На сегодняшний день девушка находится в психиатрической больнице, где и останется до конца своей жизни. И таких примеров множество.

Ведущий: Люди, изображенные на этих фотографиях, наверняка, не хотели, доводить себя до подобного состояния.  

Люди, начавшие употреблять наркотики, считают, что с ними ничего страшного не случится, после первого употребления привыкания не возникнет и они смогут во время остановиться и вернуться к нормальной жизни. Но такие эксперименты над собой заканчиваются трагедией: подорванное здоровье, восстановить уже не возможно. Все чаще отмечены случаи когда сильнейшая зависимость от наркотика возникает первого раза употребления. Наркомания – это очень тяжелое заболевание, с которым жить полноценной жизнью невозможно. Нередки случаи, когда наркоманы заканчивали жизнь самоубийством, например, выпрыгивая из окон. Опасны наркозависимые и для окружающих, так как становятся агрессивными, наносят увечья своим близким или просто случайным прохожим,  могут даже убить человека. К сожалению таких случаев не мало.

Несколько лет назад в больницах крупных городов России начались массовые поступления подростков с отравлениями неизвестным веществом. Предположения врачей подтвердились: в жизнь нашего общества «ворвались» новые синтетические наркотики - курительные смеси («спайсы») и «соли». Можно представить себе масштаб всей трагедии:  употребление синтетических наркотиков приводит к быстрому развитию зависимости, деградации личности, снижению умственных способностей, которое, например, проявляется ухудшением памяти,  потерей навыка письма.

 

«Проблемы употребления наркотиков» Заполнение таблицы «Проблемы, возникающие при злоупотреблении алкоголем, наркотиками». Время работы – 7–10 минут. Каждой группе дается лист с таблицей, которую участники заполняют по мере обсуждения. Затем представитель каждой группы защищает свое мнение. Остальные участники могут дополнять его или выразить свое несогласие. Заполненные таблицы вывешиваются на доске.

Таблица Проблемы, возникающие при злоупотреблении алкоголем, наркотиками ВИЧ /

Медицинские

Социальные

Правовые

Психические расстройства

Прогулы в учреждении образования

Хулиганство

Слабоумие

Уход из учреждения образования

Воровство

Поражение всех систем и органов

Суицид

Грабеж

СПИД

Проблемы в семье

Убийство

Резкое уменьшение продолжительности жизни

Проституция

Нанесение телесных повреждений

Проблемы со здоровьем будущих детей

Изготовление, хранение и продажа алкоголя (наркотиков)

Склонение к употреблению алкоголя (наркотиков)

 

 Вред наркотиков. «Мозговой штурм»

Учитель: Ребята,  а сейчас мы с вами проведем диспут на тему: «Наркотики: мифы и реальность».

Каждая группа получает миф, обсуждает его, выражает свое согласие или несогласие с предложенным утверждением.

Миф №1Наркотики помогают перенести жизненные проблемы.

Миф №2: «Я только попробую и брошу, когда захочу».

Миф №3: Наркотик помогает обрести смысл в жизни.

Помогает в обсуждении каждого мифа учитель.

Правовые аспекты знакомства с наркотикам. «Знакомство» с наркотиками приводит не только к проблемам со здоровьем, с семьей, друзьями, с учебой.  Человек, связываясь с наркотиками, автоматически оказывается вне закона. Причем, речь идет об уголовной и административной ответственности. Это должен понимать и помнить каждый, кто планирует для себя успешную жизнь.

Потребление наркотических веществ неизбежно ведет к втягиванию в криминальную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков. Имея такую биографию, как вы сами понимаете, трудно будет добиться успехов в жизни: получить хорошее образование, построить карьеру, чтобы обеспечить себе материально благополучную жизнь.

Давайте рассмотрим одну реальную историю: две одноклассницы Ира и Оля познакомились с новой компанией, ребята из которой пригласили их погулять. Девочки с радостью согласились, но, когда ближе пообщались с новыми друзьями, были неприятно удивлены: их новые знакомые начали курить какие-то непонятные сигареты, называя это незнакомым для девочек словом «спайс», а после этого настойчиво стали предлагать девочкам, уговаривать их попробовать.  Девочки испугались и поспешили домой.  

Расценивать действия ребят из новой компании по отношению к девочкам следует как преступление, предусмотренное ст. 230 ч.1 УК РФ - склонение к употреблению наркотических средств. Уголовная ответственность за совершение данного преступления  предусмотрена в виде  лишения свободы на срок от  5 лет до 15 лет. Употребив  наркотические препараты, ребята совершили административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.9. административного кодекса РФ. Им грозит ответственность в виде штрафа от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок  до 15 суток.

Нередки случаи, когда подростки подставляют себя соглашаясь, по просьбе знакомых (или незнакомых) людей, отвезти, подержать некоторое время, передать то, что может являться наркотиком. Не бойтесь отказаться! Можно легко придумать причину отказа!  Ведь если вас задержит с таким «грузом» полиция, отвечать придется именно вам. И речь идет об уголовной ответственности. Так как подобные действия подпадают под ст.228 УК РФ «Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества,  либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества». Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные данной статьей, предусматривает лишение свободы вплоть до пожизненного срока заключения. Хочется отметить, что нововведением 2015 года стала и наказание за незаконный оборот потенциально опасных веществ, в том числе синтетических наркотиков, так называемые спайсы и соли (ст. 234.1 УК РФ). Ответственность за преступления, предусмотренные статьей, предусматривает лишение свободы на срок до 8 лет или принудительные работы на срок до 5 лет.

  1. Ролевая игра I. Каждая группа анализирует ситуацию, определяет пути разрешения этой ситуации. Время работы – 5–7 минут.

Ситуация 1. В дверь позвонили, Инга открыла – на пороге стояла Даша, ее давняя подруга. Девушки стали оживленно обсуждать новости:

– Слушай, Инга, давай покурим.

– Давай, – согласилась Инга, – сейчас только сигареты принесу.

– Не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие еще не пробовала?

– Нет, – растерялась Инга.

– Слушай, такой кайф и не опасно совсем! На, попробуй! – и Даша протянула Инге сигарету.

Ситуация 2. Совершенно неожиданно Лена, девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Диме, пригласила его на свой день рождения. Праздник получился очень веселым. Все танцевали, играли, пускали фейерверки, наконец сели за стол. В этот момент один из подростков достал из пакета большую красивую бутылку и сказал: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!» Большинство ребят за столом радостно оживились.

Ситуация 3. После соревнований ребята пошли на дискотеку. Потанцевали, выпили немного пива. Кто-то предложил попробовать таблетки LSD. Одни приняли это предложение, другие отказались. «Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить», – услышали они вслед.

Умение сказать нет

Ведущий: А легко ли сказать «НЕТ» предложениям попробовать употребить алкоголь или наркотики? 

 Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется: не хочет оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и т.д. Но также существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

Давайте проиграем ситуации, в ходе которых необходимо говорить убедительное «НЕТ».

Участники объединяются в 4   группы. Каждой группе раздаются карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по очереди вытягивает карточки с одним из приемов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа  прочитать ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два  ответа с отказом.

Примеры предложения ПАВ и способы отказа:

 Предложение: Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас намечается «пивная вечеринка».

 Варианты отказа: 

  1. Да ну! Сейчас по телевизору начинается крутой фильм, пойдем лучше посмотрим;
  2. Нет, спасибо, у меня тренировка (встречу, занятия).

  Предложение:  Давай покурим. Чего ты боишься? Тебе слабо?

Варианты отказа: 

  1. Нет, не хочу. Это не модно;
  2. Нет, спасибо. Мне совсем не нравится  запах табака. Меня от него просто мутит.

   Предложение:  Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать всё.

Варианты отказа: 

  1. Нет, мне это не нужно. Я не хочу, чтобы обо мне говорили, что я наркоман;
  2. Чтобы больным стать? Я много чего хочу, но наркотики мне не интересны;
  3. Моя жизнь – не мусорное ведро. Я не хочу сваливать в нее всё, что мне не нужно.

 Предложение:   Хочешь выпить?

Варианты отказа: 

  1. Нет, спасибо. У меня есть масса увлечений, и я не хочу тратить своё время на употребление алкоголя;
  2. Нет, спасибо, от вина будет болеть голова.

Итак, давайте ещё раз проговорим правила уверенного отказа, которые мы сегодня услышали.

1. Если хотите в чем–либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему «НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.

2.  Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

3. Скажите «НЕТ» и уйдите не объясняя причины.

Думаю, вы научились  говорить твердое "НЕТ" на предложения совершить какое-либо действие, связанное с нарушением закона и собственных моральных принципов,  думайте всегда о себе и своих желаниях и устремлениях, а не о чужих интересах.     

Участники каждой команды представляют собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма, разного содержания от подростков.

Задача группы: сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему. Время работы 10 минут.

Письмо №1 

Я пользуюсь одним шкафчиком с очень популярным в моей спортивной школе учеником. Однажды утром перед занятиями я открыла свой шкафчик и обнаруживаешь маленький полиэтиленовый пакетик с чем-то внутри, что, как я полагала, выглядит как марихуана. Я не хочу спешить с выводами о содержании пакетика и почему он находится в моем шкафчике, но, хотя им пользуется еще один человек, я тоже ответственен за то, что в нем находится. Что мне теперь делать?»

Письмо №2

«У меня есть друг, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть время проводит с ними. Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. Посоветуйте, как?»

Письмо №3

«Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев балуется травкой и это ей нравится. Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. Как мне поступить?»

 

Вы молодцы. Спасибо всем. Вы очень хорошо и старательно работали. Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. Каждый может говорить полминуты - минуту или просто сказать несколько слов.

- К чему приводит употребление наркотиков?

- Как вы думаете, могут ли наркотики и токсикомания лишить чего-то человека?

- Какие основные жизненные ценности человека вы знаете?

Я предлагаю и вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.

Я уверен, что вы способны самостоятельно сделать правильный выбор.

А сейчас хочется, чтобы вы высказали пожелания своим одноклассникам о том, чему вы научились на данном мероприятии.

А закончить хотелось бы  известным афоризмом «Жизнь не зебра из чёрных и белых полос, а шахматная доска. Здесь всё зависит от твоего хода!».

Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока "Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека".

Тема: Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Класс 6.Цель: Сформировать знания учащихся о наркомании и влиянии наркотических веществ на организм человека.Задачи:О...

план-конспект экскурсии "СТОП-наркотикам!"

4 Экскурсия для 6-11классов «Стоп наркотикам!»Посещение  нижневартовского  психо-неврологического диспансера (НПНД).тема: Наркотики и их влияние на организм человека. Цель: Формирование...

Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)

Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)

Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

«Скажи наркотикам – НЕТ!» 9 класс.

Четкое формулирование аргументов против вредных привычек....