Тренинг личностного роста "Пробуждение женственности"
методическая разработка по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Редина Анна Викторовна

Современный мир прибавляет сложностей в понимание и восприятие женственности. Научиться ориентироваться в секретах женственности не просто даже взрослой женщине, не то, что подростку. Женственность – это нежное и мягкое качество, которое проявляется во внешности, манерах и природе женщины, т.е. это чаще всего свобода выражения своей женской сущности. Женственная натура производит впечатление мягкости и деликатности. Именно этих качеств зачастую не хватает так современным девушкам. Очень часто мы можем наблюдать тенденцию к демонстрации мужественности и агрессивности со стороны девушек-подростков. В настоящее время  в обществе сильно выражена тенденция к эмансипации и повышенной самостоятельности женщины. Образ «business woman», для которой могут быть характерны такие качества как: хладнокровность, расчётливость, агрессивность, настойчивость, сила – прочно вошёл в современный мир. Но все выше перечисленные качества по своей природе, архетипу, являются мужскими. Женской природе свойственна слабость, мягкость, деликатность, доверчивость, адаптивность. Некоторая деформация в воспитании девушек несомненно происходит под влиянием СМИ, интернет источников и кино-продукции. Девушки вырастают с несколько искажённым пониманием предназначения женщины и часто не понимают или отвергают само понятие женственность. Современной школе необходимы специально разработанные программы для развития женственности у девушек-подростков. Именно поэтому и была разработана программа «Пробуждение женственности». Новизна программы заключается в ее направленности на формирование  и развитие женственности; развитии эмоциональной коммуникативной сферы, усилении «женской сущности» и понимании «женской природы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_lichnostnogo_rosta_zhenstvennost.docx53.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг личностного роста

«Пробуждение женственности»

для девушек 13-18 лет

Автор и ведущий программы:  

педагог-психолог  Редина А.В.

Санкт-Петербург

  1. Пояснительная записка

Актуальность: Современный мир прибавляет сложностей в понимание и восприятие женственности. Научиться ориентироваться в секретах женственности не просто даже взрослой женщине, не то, что подростку. Женственность – это нежное и мягкое качество, которое проявляется во внешности, манерах и природе женщины, т.е. это чаще всего свобода выражения своей женской сущности. Женственная натура производит впечатление мягкости и деликатности. Именно этих качеств зачастую не хватает так современным девушкам.

В женщине чувствуется дух очаровательного послушания и зависимости от мужчины, который о ней заботится и защищает ее. В ней нет свойственной мужчинам агрессивности, соперничества, бесстрашия, силы и способности самой справиться со своими «врагами».

Очень часто мы можем наблюдать тенденцию к демонстрации мужественности и агрессивности со стороны девушек-подростков. В настоящее время  в обществе сильно выражена тенденция к эмансипации и повышенной самостоятельности женщины. Образ «business woman», для которой могут быть характерны такие качества как: хладнокровность, расчётливость, агрессивность, настойчивость, сила – прочно вошёл в современный мир. Но все выше перечисленные качества по своей природе, архетипу, являются мужскими. Женской природе свойственна слабость, мягкость, деликатность, доверчивость, адаптивность. Некоторая деформация в воспитании девушек несомненно происходит под влиянием СМИ, интернет источников и кино-продукции. Девушки вырастают с несколько искажённым пониманием предназначения женщины и часто не понимают или отвергают само понятие женственность. Современной школе необходимы специально разработанные программы для развития женственности у девушек-подростков. Именно поэтому и была разработана программа «Пробуждение женственности».

Теоретический конструкт программы:

Основным фундаментом построения учебной программы являются: нормативные возрастно-психологические проблемы девушек подросткового возраста и задачи подросткового возраста, которые концентрируются, в первую очередь, на самопознании и личностном самоопределении в психологической и социальной сферах [12].

Новизна программы заключается в ее направленности на формирование  и развитие женственности; развитии эмоциональной коммуникативной сферы, усилении «женской сущности» и понимании «женской природы».

Цель программы: способствовать расширению представлений девушек подросткового возраста о своей индивидуальности и неповторимости: «эмоционально-чувственном мире», коммуникативных возможностях, содействовать осознанию и принятию собственной «уникальной женской индивидуальности».

Задачи:

  1. Создать необходимые условия для формирования стремления к самопознанию, погружению в свой «женский внутренний мир».
  2. Способствовать развитию интереса к саморазвитию, своей «женской сущности».
  3. Расширить знания участниц о своем эмоциональном внутреннем мире» (чувствах и эмоциях), создавая условия для развития способности без оценочного их принятия и формирование умения управлять выражением чувств и эмоциональных реакций.
  4. Способствовать развитию коммуникативной культуры у девушек подростков с помощью формирования у них навыков общения: умения слушать, умения высказывать свою точку зрения: возможности приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
  5. Повысить чувство уверенности в себе и научиться видеть свою женскую индивидуальность.
  6. Способствовать осознанию своих жизненных целей и путей их достижения.

Контингентом для проведения данной работы являются девушки 8-10 классов в возрасте 13-16 лет.

Методы работы:

  • сказкотерапия;
  • мини-лекции;
  • упражнения;
  • эмоциональная гимнастика;
  • групповая дискуссия;
  • сюжетно-ролевые игры.

Данные методы и формы работы помогают реализовать принципы учебной программы. Так как в их основе лежит активный и исследовательский характер поведения участников, стимулирующий их к решению поставленных перед ними задач.

В процессе занятий используются различные психологические техники и приёмы. Особенно эффективными в работе с девушками-подростками в рамках данной программы можно назвать техники сказкотерапии, арт-терапии и ролевые игры. Привлекательность сказкотерапии в работе с подростками несомненна. Это можно объяснить ее экологичностью, находясь не в обыденной, а в другой «драматической реальности» участники и тренер эмоционально защищены, возрастает доверие участников тренинга к происходящему процессу. Через участие в сказкотерапевтических занятиях участники преодолевают самоограничения,  дополняют и обогащают свою жизнь, накапливают положительный эмоциональный заряд, укрепляя тем самым, свой социальный иммунитет [13].

Условия реализации программы:

Так как данная учебная программа напрямую соприкасается с «внутренним миром» подростка и его личностным развитием, необходимым условием является создание максимально комфортных условий для ее участников. Это должно быть: просторное помещение (аудитория, класс). Для занятий понадобятся листы для рисования, цветные карандаши, мелки, мягкая игрушка или мяч, цветные бусины и нити, психологическая игра «Хранительницы Сада». Оптимальная численность для проведения данной развивающей работы составляет до 10 человек в возрасте 13-16 лет. Регламент проведения тренинга: однодневный курс с погружением участников в данный вид развивающей работы, или это может быть двухдневный курс, состоящий из двух частей.

Успех данной программы в большей степени определяется соблюдением специфических принципов группы:

- конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников; - принцип активности участников: участники группы постоянно вовлекаются в различные игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют других участников;

- безоценочность суждений и высказываний, направленных в сторону других участников;

- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов участников, признания ценности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга;

- правило «стоп»: если обсуждение личного опыта какого-либо участника становится ему неприятным, то он может сказать «стоп», тем самым, закончив обсуждение;

- принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не аппелируют к прошлому опыту;

- принцип исследовательской позиции участников: тренер может лишь побуждать участников к поиску ответов на возникающие вопросы.

Практическая значимость: Данная программа дает возможность девушкам подросткового возраста расширить границы понимания своего «внутреннего мира», раскрыть «тайну своей женственности», найти пути преодоления неуверенности в себе, повысить уровень коммуникативной культуры, обогатить свой «женский эмоциональный опыт», выработать модель своего женского поведения путем ролевых игр в различных жизненных ситуациях, увидеть свои жизненные перспективы.

2.Учебно-тематический план

Тема

(название)

занятия

Продолжительность теоретической (вводной) части (мин.)

Продолжительность практической части (мин.)

Общее количество времени (мин.)

Этап 1. «Моя индивидуальность»

Развитие и активизация процесса самопознания (расширение представлений о себе)

1

Введение, принятие правил группы.

Знакомство

с понятием самопознание.

   10

      10

2

Диагностика: определение уровня самооценки, определение психологическо-го пола (степень андрогинности, маскулинности и феминности подростков), методика свободных описаний

    5

    15

      20

3

Разминка «Имя и эпитет»

    5

     10

      15

4

«Карта сказочной страны»

    5

     30

      35

Этап 2. «Мир моих эмоций». Развитие саморегуляции

(эмоционально-чувственная сфера)

1

Упражнение «Кто я? Какая я?»

      5

     15

20

2

«Мастерская шляпника»

     10

     20

30

Перерыв «Чайная пауза» - 20 мин.

Этап 3. «Женственность – это сила внутри нас».

«Пробуждение женственности»

1

Знакомство с базовыми принципами Женственности.

     10

10

2

Упражнение «Портрет Внутреннего танца»

      5

     15

20

3

Упражнение «Маленькие чудеса повседневности»

       5

     15

20

4

Знакомство с понятиями «анима» и «анимус» (архетипами)

      5

     15

20

5

Упражнение «Сочинение сказки»

     5

     25

30

Этап 4. «Хранительницы сада:

цветочные истории для женского сердца»

1

Упражнение «Одно письмо»

    10

     20

      30

2

Упражнение «Планирование сада»

    10

     20

      30

Этап 5. Подведение итогов программы

2

Упражнение «Мои семь печатей»

      5

     10

      15

3

Итоговая диагностика.

      5

     15

      20

4

«Ожерелье»

      5

     15

       20

5

Завершение программы, прощание с группой.

      5

     10

15

Общее время:

  120

    260

      380

3. Программа занятий:

1 этап. «Моя индивидуальность». Развитие и активизация процесса самопознания (расширение представлений о себе)

Цель: знакомство участниц друг с другом, создание благоприятной атмосферы эмоционального принятия; установление правил работы в группе; представление участникам программы занятий; знакомство с основными понятиями, формой и методами работы в группе.

  1. Разминка «Воздушный шарик»
  2. Введение, принятие правил группы. Знакомство с понятием самопознание.
  3. Диагностика: определение уровня самооценки, определение психологического пола (степень андрогинности, маскулинности и феминности подростков), методика свободных описаний «Образ современной девушки».
  4. Упражнение без маски»
  5. Упражнение «Автопортрет»
  6. «Карта сказочной страны»

Этап 2. «Мир моих эмоций». Развитие саморегуляции (эмоционально-чувственная сфера)

Цель: активизация эмоционального опыта и знаний; тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

  1. Упражнение «Кто я? Какая я?»
  2. «Мастерская шляпника»

Этап 3. «Женственность – это сила внутри нас». Пробуждение женственности

Цель: знакомство с базовыми принципами Женственности; понятиями «анима» и «анимус»; исследование преобладающих архетипов посредством сказки.

  1. Упражнение «Портрет Внутреннего танца»
  2. Упражнение «Маленькие чудеса повседневности»
  3. Упражнение «Сочинение сказки»

Этап 4. «Хранительницы сада: цветочные истории для женского сердца»

Цель: формирование и развитие женственности на основе сказки «Сад женского сердца»

  1. Упражнение «Одно письмо»
  2. Упражнение «Планирование сада»

Этап 5. Подведение итогов программы

Цель: диагностика результативности программы; закрепление представлений участников группы о своей женской уникальности; анализ приобретенного опыта в ходе всей учебной программы.

  1. Упражнение «Мои семь печатей»
  2. Итоговая диагностика.
  3. «Ожерелье»
  4. Завершение программы, подведение итогов, прощание с группой.

   

4. Описание методик работы:

Упражнение «Имя и эпитет»

Участники садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга. Сейчас у нас будет возможность познакомиться друг с другом. Сделаем это так: каждый участник нашего круга будет называть свое имя и эпитет, его характеризующий на первую букву его имени.

Упражнение «Карта сказочной страны»

Материалы:

1 лист белой бумаги формата А4; один лист бумаги с нарисованными в ряд восемью кружочками; набор из восьми цветных карандашей (красный, желтый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный); блокнот (тетрадь, листы писчей бумаги), ручка.

Инструкция: «Представьте себе, что мы отправляемся с вами в путешествие в сказочную (или фантастическую) страну. Мудрецы говорят, что она находится внутри нас. Это, конечно, красивая метафора. Мудрецы подрузамевают, конечно, это, то, что называется душой. Этой страны нет на политической карте мира, туристические агентства не продают туда путевок и не совершают экскурсий. Но в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и пришли к дальнейшему успеху.

  • Сначала положим перед собой лист бумаги. Теперь задумаемся о контуре, который обозначает границы страны. Контур образует силуэт страны.
  • Чем наполнена сказочная страна, какой у нее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутренне пространство страны, ограниченное контуром.
  • Итак, карта готова. Это прекрасно! Но не хватает условных обозначений! Обычно таблица условных обозначений помещается снизу или сбоку карты.
  • Теперь необходимо присвоить каждому цветному прямоугольнику, каждому значку особое значение. Поскольку эта карта внутренней сказочной страны, то и ее ландшафт будет связан с внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями.
  • Следующий этап – это маршрут нашего путешествия. Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. Посмотрите, где она находится и как лучше к ней добраться. Теперь поставьте особый флажок в том месте, в котором вы планируете войти в эту страну. «Точка входа» располагается на границе страны. Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь. Теперь нужно проложить маршрут до цели.
  • Путешествие и называется путешествием потому, что предполагает возвращение домой. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, где вы планируете выйти из страны. Далее, проложите маршрут от точки цели до точки выхода из страны.

Анализ в процессе путешествия:

  • Легко ли вам дается этот путь?
  • Что мешает вам в пути?
  • Что помогает вам в пути?
  • Как долго вы собираетесь пробыть в точке цели? Когда вы планируете собираться в обратный путь?
  • Путь к точке выхода представляется вам достаточно легким или вы видите определенные трудности? Если да, то какого они характера? И, что можно сейчас предусмотреть для благополучного возвращения?
  • Представьте себе, что вы уже вернулись домой и подводите итоги своего путешествия. Перед вами чистый лист бумаги, вы уже написали: «Это путешествие научило меня, прежде всего …» Как вы закончите эту фразу?
  • Что бы вы пожелали другим путешественникам?
  • Какое пожелание вам бы хотелось услышать от других путешественников?

Психологический анализ рисунка:

  • Шаг первый – установить, к какой группе потребностей относится образ цели, актуализированный в данный момент.
  • Шаг второй – оценить «степень достижимости» заявленной цели. Для этого необходимо внимательно изучить маршрут путешествия, установить степень его сложности, какие возможны препятствия, трудности, ловушки, риски.
  • Шаг третий – найти «связки» с образом цели, основанном на самоактуализации. Образ путешествия, пути сам по себе является образом самоактуализации. На основании этого становится возможным сформировать перспективные задачи дальнейшей психологической работы.

Упражнение «Какая  Я».

        Ответить на этот вопрос прилагательными. Отметить какие из этих качеств относятся к Я – физическому, Я – интеллектуальному, Я – эмоциональному, Я – социальному. Если разница между различными Я составляет 1-2 балла, человек адекватно рассматривает себя со всех сторон. Если явно преобладает одна из субличностей, она может мешать человеку в жизни самому себе или в общении с окружающими.

Упражнение «Мастерская шляпника»

Инструкция: мы сегодня начали путешествие в волшебную страну, нельзя отправляться в дорогу, чтобы не научиться носить 6 разноцветных шляп. Начинающих путешественников снимают с пути и отправляют к старому волшебнику (шляпнику). Часто кто-то из нас занашивает какую-то шляпу. Хочется, чтобы у нас была какая-либо мера, как ее применить?

Хочется дров наломать – представьте мысленно, что вы снимаете эту шляпу.

По сказочной традиции мы носим красную шляпу 10 минут, затем одеваем белую, затем черную (чтобы посмотреть страху в глаза), иначе мы не найдем противоядие; затем одеваем зеленую («мозговой штурм»); затем желтую (благодаря этой ситуации можно научиться) и, наконец, синяя шляпа (все, что с нами случилось приносит пользу).

Описание:

Черная шляпа – волшебство «пессимиста». Создатели прекрасных страшилок, умеют видеть ловушки, опасности, расставленные на пути; смеяться над страхом. Желтая шляпа – умение видеть самое хорошее, лучшие стороны. Хранители этой шляпы знают и умеют говорить «Все будет хорошо…» и они дружат с солнечным светом. Красная шляпа – актеры; им подвластна вся гамма чувств (низменные и высокие); любят устраивать пляски. Зеленая шляпа – это самые творческие волшебники. Они «фантанируют» нестандартными решениями; им незнакомо отсутствие выхода. Они никогда не теряют веру в то, что можно изменить. Синяя шляпа – философы. Любят задавать вопросы зачем? и почему? Ищут уроки, и расшифровывают… Чему нас это научило? Извлекают уроки из ситуации. Белая шляпа – отделяют мысли от эмоций. Умеют выстраивать стройно свои мысли. Чаще всего оперируют только фактами. Их ум светел и ясен.

Упражнение «Портрет внутреннего танца»

Инструкция: «Пожалуйста возьмите цветные карандаши. Позвольте Вашей руке оставить след на этом поле чистого листа. Это просто движение. Пусть Ваша рука, держа карандаши, меняя цвета, двигается так, как захочет. И тот рисунок, который получится, станет портретом вашего Внутреннего танца».

Упражнение «Чудеса повседневности»

Инструкция: «Пожалуйста, запишите необычные впечатления, ситуации, наблюдения, которые случились вчера, сегодня с Вами».

Я увидела как…

Я заметила, что…

Я услышала…

Я почувствовала…

Я удивилась…

Я рассмеялась…

Я сделала…

Упражнение «Сочинение сказки»

Сочините свою сказку:

  • Сказки начинаются так: жили-были, однажды…
  • Вы будете героем, но сочиняете сказку от третьего лица. У героя должно быть имя.
  • В сказке есть антагонист – враг – антигерой.
  • В сказке есть помощники, вредители и волшебные средства.
  • В сказке есть семья героя.
  • Герой – это персонаж, который соглашается, если его куда-нибудь посылает его семья.
  • Герой умеет приносить то, что ему предлагают и не отказывается.
  • За испытания, которые он проходит, бывает вознаграждение. Герой принимает условия и получает за это награду.

Запрет «никуда не ходи, в погреб не заглядывай» в сказке обязательно нарушается.

Упражнения «Одно письмо» и «Планирование сада» Описание упражнений в методическом материале: психологическая игра «Хранительницы Сада». В упражнениях используются карточки «Цветочные истории для женского сердца».

Вопросы:

  1. А растет ли в моем Внутреннем Саду это растение?
  2. Как оно чувствует себя в моем Саду?
  3. Нужно ли мне что-то изменить в себе, чтобы этому растению стало лучше?
  4. Какие цветы мне бы хотелось посадить в своем Саду?
  5. От чего бы мне хотелось очистить свой Сад?
  6. Что мне поможет в этой работе? Необходимо поразмышлять о своих помощниках и ресурсах, используя «цветочные карты».

Упражнение «За семью печатями»

Инструкция: «Пожалуйста, выпишите в столбик все, все, что приходит Вам в голову в ответ на вопрос: какая я? (забудьте на время о скромности).

А теперь напишите все, что приходит в голову, в ответ на вопрос: что я могу и умею? (Пожалуйста, забудьте на время о скромности). Замечательно! И наконец, запишите все, что считаете нужным, отвечая на вопрос: чему у меня могут научиться другие девушки? (Пожалуйста, забудьте на время о скромности). Теперь, ваша тайна женственности чуть-чуть приоткрыла свой полог. Узнали ли Вы о себе что-то новое? Может быть, посмотрели на себя чуть-чуть иначе? Или чуть больше стали верить в свои силы?

Литература для участников программы:

  1. Бретт Д «Жила-была девочка, похожая на тебя…» - Москва, 1996.
  2. Семина И. К. «В поисках потерянного рая» - СПб.: Речь, 2011. – 192 с. – (Серия «Сказки Эльфики»)
  3. Семина И.К. «Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком»    СПб: Речь, 2011. – 192 с. (Серия «Сказки эльфики»)

4. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце скажи…» - Москва, 1996

Основная литература:

  1. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» - СПб.: Питер, 2004 г.
  2. Дикман Х. «Юнгианский анализ волшебных сказок» - СПб., 2000.
  3. Ефимкина Р.П. «Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках» - СПб., 2006.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д. «Тайна женственности или Как Женщине раскрыть свою силу» - СПб.: Речь, 2014. – 256 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., «Тайный шифр женских сказок» - СПб.: Речь, 2014. – 160 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., «Хранительницы Сада. Цветочные истории для женского сердца» психологическая игра - СПб.: Речь, 2012.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., «Тренинг по сказкотерапии» - СПб.: Речь, 2005. – 254 с.
  8.  Петрова О.О., Умнова Т.В. «Возрастная психология» /Конспект лекций/ - Ростов-на-Дону, 2004.
  9. Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов», Москва, 2000 г.
  10. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология для старшеклассников» /2 части/, Москва, 2003.
  11. Родионова В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. «Я и другие» /Тренинги социальных навыков/, Ярославль, Академия развития, 2001.
  12. Ремшмидт Х. «Подросток и юношеский возраст: проблемы становления личности», Москва. 1994.
  13. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии» - СПб.:Речь, 2005. – 224 с.
  14. Франц М.Л. «Психология сказки. Толкование волшебных сказок» - СПб, 2004.

Приложение 1.

Методы диагностики результативности работы:

Для оценки эффективности результативности данной учебной программы  до и после проведения занятий используются следующие диагностические методики:

  1. Тест на выявление уровня самооценки

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то
оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче – 1 балл.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да — 1 балл;  

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши подруги добиваются большего успеха, чем вы?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да — 5 баллов;

б) нет — 1 балл;

в) не знаю — 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой — 1 балл;

б) желтый — 3 балла;

в) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

2. Методика «Маскулинность – фемининность» С.Бем

(Sandra L. Bem, 1974)

Методика предназначена для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.

Теоретическое обоснование использования методики:

Маскулинность и фемининность определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими представлениями о себе и других.
          Мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. 
Мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. 
         Понятия маскулинности и фемининности выражают нормативные представления, какими должны быть и, следовательно, чем должны заниматься мужчины и женщины в данном обществе и в данное время. Маскулинность и фемининность являются социальными, а не биологическими категориями. Они определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими представлениями о себе и других.

Опросник содержит 60 утверждений-качеств, на каждый из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

1

Верящий в себя                                

31

Быстрый в принятии решений                    

2

Умеющий уступать

32

Сострадающий

3

Способный помочь

33

Искренний

4

Склонный защищать

свои взгляды                                      

34

Полагающийся только на себя

5

Жизнерадостный

35

Способный утешить

6

Угрюмый

36

Тщеславный

7

Независимый

37

Властный

8

Застенчивый                       

38

Имеющий тихий голос

9

Совестливый

39

Привлекательный

10

Атлетический

40

Мужественный

11

Нежный   

41

Сердечный

12

Театральный 

42

Важный, торжественный

13

Напористый 

43

Имеющий собственную позицию

14

Падкий на лесть

44

Мягкий

15

Удачливый                          

45

Умеющий дружить

16

Сильная личность

46

Агрессивный

17

Преданный                         

47

Доверчивый

18

Непредсказуемый

48

Малорезультативный

19

Сильный                             

49

Склонный вести за собой

20

Женственный

50

Инфантильный

21

Надежный  

51

Приспособляющийся, адаптивный

22

Аналитичный                         

52

Индивидуалист

23

Умеющий сочувствовать

53

Не любящий ругательств

24

Ревнивый                            

54

Не систематичный

25

Способный к лидерству

55

Имеющий дух соревнования

26

Заботящийся о людях

56

Любящий детей

27

Прямой, правдивый

57

Тактичный

28

Склонный к риску

58

Честолюбивый, амбициозный

29

Понимающий других

59

Спокойный

30

Скрытный                           

60

Подверженный условностям

Ключ:

Маскулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Остальные пункты – нейтральные.

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл.

Затем определятся показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами:

F = (сумма баллов по фемининности) : 20      

М = (сумма баллов по маскулинности) : 20

Основной индекс IS  определяется как: IS = (F — M) х 2,322.

Если величина индекса IS заключена в пределах от «–1» до «+1», то можно сделать заключение об андрогинности. Если индекс меньше «–1», то можно говорить о маскулинности, а если индекс больше «+1» — о фемининности.

В случае, когда IS< — 2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 – говорят о ярко выраженной фемининности.

Приложение 2.

Оценка эффективности программы

Для оценки успешности реализации данной учебной программы можно использовать следующие формы анкет обратной связи:

Сокращенный вариант: анкета А. Лидерса

1.   Что вам понравилось в тренинге?

2.   Что вам не понравилось в тренинге?

3.   Стали вы лучше понимать себя?

4. Какие из упражнений тренинга оказали на вас наибольшее влияние?

5. Какие из упражнений вы могли бы взять в свою собственную практику?

6.  Что вы хотели бы пожелать по результатам тренинга себе, группе, тренеру?

7.  Самое важное для вас событие тренинга….?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг "Личностный рост педагога"

Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....

Тренинг "Личностный профиль"

Успешность профессиональной деятельности во многом зависит от направленности интересов, убеждений, чувства долга и устремлений личности. Сегодня мы с вами в шутливой форме попытаемся соотнести внешние...

Тренинг личностного роста для молодых специалистов «Успешный человек – это я».

Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями. Это нехватка времени для выполнения каких-то дел, в том числ...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Программа тренинга личностного роста "Познай себя"

Тренинг "Пойми себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, р...