Тренинговое занятие по формированию коммуникативных УУД учащихся 5 класса
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему

Тимофеева Людмила Викторовна

Тренинг по формированию коммуникативных УУД и позитивных жизненных установок предназначен дл учащщихся 5 классов, можно использовть материал  в период адаптации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_formirovaniyu_kommunikativnyh_uud_5_klass.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг по формированию коммуникативных УУД и позитивных жизненных установок для учащихся 5 класса

педагог-психолог МБОУ СОШ №34 г.Ставрополя

Тимофеева Л.В.

  1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Я хочу пригласить вас на занятие «Мир общения», ведь все мы живем среди людей, и общение пронизывает всю нашу жизнь. А поскольку любое общение начинается со знакомства, то давайте каждый из нас скажет своё имя и сделает какой-то приветственный жест, а все повторят.

  1. Вступление

Цель: актуализация знаний детей о способах и особенностях общения.

- Как я уже сказала, вся наша жизнь пронизана общением. Как вы понимаете, что значит общаться?

- А для чего нужно общение?

3. Упражнение «Мяч по кругу».

- А теперь давайте подумаем и назовём, какие виды общения вы знаете и что помогает нам общаться.  

Учащиеся перекидывают мяч друг другу, называя вид общения, говоря, что нужно для успешного общения.

4. Понятие о видах общения.

- Молодцы! Итак, обобщу всё сказанное вами. Существуют разные виды общения: по телефону, по интернету,  при помощи писем, ещё есть общение с животными, общение с природой. У каждого вида общения свои особенности. Для интернет-общения или общения с помощью переписки нужно уметь выражать свои мысли письменно. А при непосредственном общении мы обращаем внимание на мимику, жесты, голос собеседника. Именно они выражают эмоции.

Психолог дает понятие вербального и невербального общения.

- Очень часто нам приходится общаться в команде. Как вы думаете, что это за вид общения и для чего оно нужно?

- Важно ли уметь работать командой?

5. Постройка башни.

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать в команде. Разделитесь на 2 команды. Каждая команда получает скотч, ножницы, упаковку зубочисток. Ваша задача – сделать башню, используя то оборудование, которое у вас есть. Главное условие – вы не можете разговаривать. Задание выполняется молча. Для этого я на доску вешаю знак, означающий, что сейчас у вас будет молчащее общение.

- Когда вы выполняли это задание, вам пришлось работать в команде. И каждый из вас внёс свой вклад, для того чтобы получились такие оригинальные башни.

6. «Карандаши»

Суть упражнения состоит в том, чтобы стоящие рядом участники удержали карандаши (фломастеры), зажав их между пальцами.

Сначала участники выполняют подготовительные задания: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 50-70 см и пытаются удержать 2 карандаша, прижав их подушечками пальцев. Задание: не дать карандашам упасть при движении руками вверх, вниз, вперед, назад.

-вместе встать на стулья

-присесть,

-развернуться спинами друг к другу.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседними участниками 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

- поднять руки, опустить руки,

-вытянуть руки вперед,

-сделать шаг вперед, два шага назад, снова шаг вперед,

- присесть и попробовать встать.

Вопросы для обсуждения:

-Что надо делать каждому, чтобы карандаши не упали?

Важно! При выполнения упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои движения с учетом движений партнера.

7. Дискуссионный клуб «Дар убеждения».

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если «публика» ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).

Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

8. Игра «Рюкзачок»

-Каждый из нас обладает сильными качествами, которыми может гордиться. Именно эти черты можно назвать потенциалом личности, который помогает нам общаться друг с другом и добиваться успехов в жизни. Итак, в заключении нашего занятия я предлагаю помочь друг другу надеть на спину рюкзачки и упаковать их.

Рюкзаки изготавливаются заранее для каждого участника и закрепляются на спине с помощью булавок. Упаковать рюкзак – значит написать лучшие черты каждого участника.

Затем ведущий предлагает снять рюкзаки и прочитать надписи.

-Какие же качества помогают вам общаться с окружающими?

-Было ли для вас что-то неожиданным?

-Совпало ли собственное  мнение о себе с мнением окружающих?

9. Рефлексия.

-Понравилось ли вам занятие?

-Что запомнилось?

 10. Подведение итогов.

-Обратите внимание: мы все сидим в кругу. И это не случайно. Круг – это очень гармоничная фигура, без углов. Давайте встанем и сделаем круг из наших рук.

Ребята встают и делают круг из тесно прижатых кулаков.

-На что похож наш круг?

-Правильно, на солнышко. А лучики – это наши руки. Человек словно солнце. Всё доброе, что в нём есть, греет окружающих. И чем больше в нём тепла, тем больше друзей у такого человека. Давайте перенесём тепло нашего солнышка к себе в сердце, чтобы оно нам помогало. Занятие окончено. Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-х классов с нарушениями слуха

Цикл тренинговых занятий  призван оказать пятиклассникам с нарушениями слуха помощь в период адаптации: снизить у них тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь дру...

Тренинговое занятие на развитие коммуникативных умений.

Целью занятия является развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умения  согласовывать свои действия с другими и совместно  решать поставленные задачи....

Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса.

Тренинговые занятия  по формированию социальных навыков  для учащихся 5-го класса. Корреционая программа для пятиклассников по адаптации к среднему звену школы....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на логопедических занятиях с использованием ИКТ.

Познакомить педагогов школы с компьютерными технологиями, применяемыми учителем-логопедом в коррекционной работе, как одного из средства формирования коммуникативной компетенции  учащихся  н...

Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса

Формирование представлений (или актуализация имеющихся знаний) о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга (совместной деятельности)....