ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
методическая разработка по психологии на тему

Степура Таисия Александровна

Развитие коммуникативных умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_na_razvitie_kommunikativnyh_umeniy.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, друзья! Сегодня я проведу для вас занятие с элементами тренинга, посвященное теме «ОБЩЕНИЕ». Называется  занятие «ЧУДЕСНЫЙ КОВЕР».

Цель нашего занятия:

развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умения  согласовывать свои действия с другими и совместно  решать поставленные задачи.

Задачи: 

1.Создание комфортной психологической среды для развития личности

в  общении.

2.Установление и поддержка контакта, снятие скованности и замкнутости.

3.Получение более полной информации друг о друге за время занятия.

Оборудование:  бейджи, стулья, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, клубок ниток

Участники: педагоги  или подростки

ХОД ЗАНЯТИЯ

Эпиграфом к нашему занятию мне хочется взять слова А.С.Экзюпери:

  Эпиграф

Единственная  известная мне роскошь- это

                                                      роскошь человеческого общения.

                                                                                         А.С. Экзюпери.

 1.Вступительное слово психолога о целях и форме проведения занятия.

«Человек может обойтись без многого – но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар  доказал, что одинокий человек в океане  мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.

- Что же такое общение? На первый взгляд смешной вопрос, но только на первый. Общение - это и вчерашний разговор по телефону, и беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за позднего возвращения домой. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми.

Если понаблюдать за собой, то вполне можно обнаружить, что мы:

  1. взаимодействуя с другими людьми, воспринимаем и оцениваем их;
  2.   часто с интересом воспринимаем различные слухи;
  3.  обмениваемся переживаниями со своими знакомыми или случайными людьми;
  4.  испытываем на себе влияние других людей, изменяя свое поведение, подражая им;
  5. принимая решения, в большинстве случаев учитываем мнение окружающих;
  6.  находимся под воздействием средств массовой информации;
  7.  с одними людьми легко и продуктивно работаем, с другими у нас возникают разногласия;
  8.  замечаем, что нам бывает скучно работать в одиночку, а в хорошей компании быстро и весело выполняем самое трудное дело.

Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в общении.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки,  сходить с друзьями в поход, понять объяснение учителя и многое другое. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.

  Первый этап.         Разминка

Вначале, давайте  познакомимся  с вами!

Упражнение первое:  «Давайте познакомимся»

         Психолог предлагает каждому  из участников назвать  своё имя, употребив при этом прилагательное на ту букву, с которой начинается его имя.

Итак, начнем: я…..

2. Основная часть. (Психологический настрой)

Итак, общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода или пища. Общение между людьми происходит для того, чтобы они строили отношения друг с другом, понимали один другого, обменивались информацией, могли совместно трудиться,  учиться, советовать, выражать эмоции ,передавать накопленный опыт…

3. Основная часть. Выполнение  упражнения  «Чудесный ковер»

 (Работа в группе)

Для этой игры требуются моток ярких нитей. Лучше, если нитки будут золотого цвета. Золотой цвет ассоциируется с теплом, солнцем, энергией, – все это позитивно влияет на формирование энергии единства в команде.

Необходимо включить  спокойную музыку и попросите членов команды встать в круг. Возьмите моток ниток и займите свое место в кругу. Попросите членов команды сделать медленные вдох и выдох. Далее, расскажите такую историю.

«Дорогие друзья! Припомните, пожалуйста, все наикрасивейшие, наипрекраснейшие, сотканные вручную ковры... От них веет особым теплом и очарованием. В чем секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров считалось чуть ли не магией. Мастерица как будто держала в руках нить судьбы, соединяла ее с другими судьбами в причудливые орнаменты. Действительно, когда судьбы переплетаются красиво, получается чудесный рисунок. Когда мы строим друг с другом ДОБРЫЕ взаимоотношения, наш общий рисунок получается гармоничным... В древности к процессу тканья ковра не допускали мастериц злых, сварливых, суетливых. Считалось, что только с добрыми намерениями и сердцем можно создать настоящий ковер...

Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Таким образом, мы можем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток  другому.

Но чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно – и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущен по кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернется обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковер  сотканным».

– Позвольте, я начну, – продолжает психолог , наматывая на палец конец нити. – Я восхищаюсь вашей открытостью и готовностью сотрудничать друг с другом. Я прошу пустить моток по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на палец.

Когда моток вновь вернется к психологу, можно продолжать.

– Нить вновь вернулась ко мне, а у нашего ковра появилась форма, – говорит психолог, наматывая нить на другой палец. – Я хочу передать моток вам, …….Ваша улыбка озарила солнечным светом сегодняшнее хмурое утро.

Психолог передаете моток адресату комплимента. Если он находится далеко, другие члены команды помогают. Далее, член команды, которому психолог  передал моток и доброе слово, наматывает нить себе на палец и передает моток другому, говоря тому добрые слова. Постепенно между всеми членами команды образуются нити. Игра может продолжаться довольно долго: либо пока нитки не закончатся, либо пока все не устанут.

Здесь важно поймать настроение команды, ибо «все хорошо в меру».

– Посмотрите, – говорит психолог, когда ковер станет достаточно прочным, – какой красивый ковер у нас получился! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальцами! Чувствуете, какой резонанс это вызывает?

Мы уже с вами говорили о том, что между нами протянуты невидимые нити, теперь мы видим, что они образуют интересные рисунки. Видите, достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышанными.

Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.

Итак, наш ковер соткан. Теперь мы аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев.

– Теперь, когда ковер лежит на полу, если хотите, можно снять обувь и по очереди пройти по нему.

– Чудесный ковер, сотканный нами сегодня, символизирует добрые отношения между нами. Давайте скатаем его в клубок. Пусть этот ковер, свернутый в клубок, станет нашим талисманом.

3. Ритуал прощания: 

Упражнение « Аплодисменты по кругу»

Психолог  говорит участникам:  «Мы хорошо поработали сегодня и мне хочется, чтобы вы поблагодарили друг друга аплодисментами.         Психолог подходит к одному из участников группы и хлопает ему в ладоши, затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

4. Обратная связь. (обмен мнениями)

- Что было особенно интересным и полезным?

-Что вы узнали друг о друге?

- Что вы уносите с собой?

      5.Заключение.

ПРИТЧА.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал:

   «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я  сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил у того: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно очень умным человеком, сказал : «Все в твоих руках…»

Вот и подошло к концу наше занятие! Таким образом, ЧУДЕСНЫЙ РИСУНОК КОВРА ,т.е ВАША жизнь, взаимоотношения с людьми, которые окружают вас- все находится  В ВАШИХ РУКАХ. Вы  хозяева своей  жизни и будет ли  ЧУДЕСНЫЙ  КОВЕР  вашей жизни ярким, красивым, теплым, пушистым, одним словом, ГАРМОНИЧНЫМ – ВСЕ  ЗАВИСИТ ОТ  ВАС САМИХ.

Большое спасибо всем!

Муниципальное  образование

Приморско-Ахтарский район

Тренинговое занятие

на развитие коммуникативных умений

«ЧУДЕСНЫЙ КОВЕР»

Педагог-психолог

МБОУ СОШ №4

ст. Ольгинская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений

Данная подборка игр поможет воспитателю в работе по развитию коммуникативных умений...

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках английского язы

Доклад на тему "Развитие  коммуникативных умений и  навыков на уроках английского языка". Основной целью обучения английскому  языку в современной школе является развитие личности...

Тренинговое занятие на развитие коммуникативных умений.

Целью занятия является развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умения  согласовывать свои действия с другими и совместно  решать поставленные задачи....

Пути развития коммуникативных умений детей с особенностями в развитии

В документе описываются особенности коммуникации младших школьников с сочетанными нарушениями развития, даются рекомендации по развитию коммуникативных умений детей этой категории....

Тренинговое занятие по формированию коммуникативных УУД учащихся 5 класса

Тренинг по формированию коммуникативных УУД и позитивных жизненных установок предназначен дл учащщихся 5 классов, можно использовть материал  в период адаптации....

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...

Рабочая программа тренинговых занятий направленных на развитие коммуникативных умений подростка

Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и дея...