Рабочая программа элективного курса «Профессиональный выбор» 11 класс
рабочая программа по психологии (11 класс) на тему

Бицура Виктория Викторовна

Аннотация элективного курса «Профессиональный выбор» -11класс

Название курса

Элективный курс «Профессиональный выбор»

Класс

11 класс

Количество часов

33 ч.

Составитель рабочей программы

Бицура Виктория Викторовна

 

Цель курса

Формирование и развитие у выпускников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Задачи курса

 

  • психологическое просвещение обучающихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
  • психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений обучающихся;
  • моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.

Структура курса

Программа курса «Моя профессия и карьера» направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся 11 класса общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность обучающихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить обучающихся на практическое применение знаний о профессиях.

Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока.          

         Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.

 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_profession_vibor_11_2018.doc370 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\Психолог\Desktop\CCI15102018_0002.jpg

           

Рабочая программа элективного курса «Профессиональный выбор» 11 класс, составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утвержденное приказом по школе от 08 июня 2015 г. №244;
  • Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказом министерства образования и науки Амурской области от                    31 марта 2010 года №509 «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • Уставом Школы, утвержденного постановлением администрации г. Белогорск от 30 сентября 2015 г. №1782.
  • Учебным планом МАОУ «Школа № 10 города Белогорск» на 2018-2019

Инвариантный блок предусматривает время на изучение теоретических вопросов и практику, включающую прохождение обучающимися профессиональных проб, диагностирование своих способностей с целью формирования знаний о себе и оценки своего профессионального потенциала, закрепление теории в различных игровых ситуациях и др. формах.

Вариативный блок может быть реализован во время внеурочной деятельности в рамках школьной компании, на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях, научных лабораториях СПО и ВПО, или иного вида занятости обучающихся.

Рекомендуются следующие формы преподавания и самостоятельной деятельности учащихся:

  • проведение уроков-лекций и уроков-семинаров по темам;
  • организация школьных компаний различных видов;
  • обсуждение публикаций в прессе с целью выработки навыков самостоятельного анализа и проведения маркетинговых исследований рынка труда по конкретным специальностям и видам деятельности;
  • проведение практикумов, деловых игр, тренингов, круглых столов, тематических экскурсий;
  • проектная деятельность обучающихся;
  • организация встреч с работниками разных профессий;
  • посещение и участие в ярмарках по трудоустройству;
  • прохождение профессиональных проб на предприятиях и в организациях;

В качестве текущего и итогового контроля знаний по курсу «Профессиональный выбор» могут быть рекомендованы как традиционные для всех предметных областей способы: ответы на теоретические вопросы; решение задач и выполнение упражнений; выполнение опережающих заданий; тесты; результаты участия в деловых играх и тренингах, так и инновационные: творческий проект, разработка профессионального маршрута, отчет о деятельности школьной компании, компьютерная презентация, разработка бизнес-плана.

Основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  1. Необходимость профессионального образования и самообразования;
  2. Определения основных понятий;
  3. Основные сферы профессиональной деятельности;
  4. Виды современных профессий и способы их приобретения;
  5. Основные профессионально важные качества (ПВК) профессий рассматриваемого типа;
  6. Особенности приема и обучения в профессиональных образовательных учреждениях различного типа;
  7. Возможности Российского и регионального рынков труда;
  8. Основные пути трудоустройства;
  9. Навыки делового общения;
  10. Основные способы разрешения конфликтов;
  11. Основные принципы организации собственного дела.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Соотносить внутренние склонности и интересы со своими способностями и требованиями рынка труда;
  2. Определять цели собственной предполагаемой карьеры;
  3. Формировать опыт профессиональной деятельности на основе профессиональных проб;
  4. Называть мотивационные факторы выбора профессии;
  5. Составлять и анализировать личный профессиональный план;
  6. Моделировать проектную деятельность при создании собственного дела;
  7. Не допускать возможных ошибок при выборе профессии;
  8. Применять знания и умения при организации школьной компании и в процессе ее деятельности;
  9. Правильно составлять резюме при приеме на работу;
  10. Использовать приемы делового общения, способы решения конфликтов;
  11. Избегать конфликтов в процессе трудовой деятельности, формировать положительное мнение коллектива о себе;
  12. Пополнять и обновлять знания, умения и навыки;
  13. Составлять бизнес-план.

 

Результатом реализации данной программы в ОУ должен стать выпускник, обладающий комплексом компетентностей (социальных, коммуникативных, трудовых), устойчивой мотивацией на трудовую деятельность, нашедшим новый смысл в учебной деятельности, а значит сделавшим обоснованный выбор профиля обучения и в дальнейшем будущей профессии.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела, тема урока

Кол – во часов

Дата

план

факт

1

Введение

1

04.09

Тема. Основные характеристики рынка труда

2

Рынок труда

1

11.09

3

Безработица

1

18.09

4

Функции государства на рынке труда

1

25.09

Тема. Организация производства

5

Отрасль, фирма, предприятие

1

2.10

6

Основные отрасли производства в стране и регионе

1

9.10

7

Профессиональный состав специалистов

1

16.10

Тема. Основы построения профессиональной выбора

8

Характеристика труда

1

23.10

9

Мотивационные факторы выбора профессии

1

06.11

10

Профессиональное самоопределение – основы выбора профессии.

1

13.11

11

Возрастные, физиологические и психологические особенности подросткового возраста

1

20.11

12-13

Способности человека

2

27.11

04.12

14

Профессия и здоровье. Определение профессиональной пригодности

1

11.12

15-16

Понятие карьеры и ее виды

2

18.12

25.12

17

Понятие о профессиональных пробах

1

15.01

18

Профессиональное образование и самообразование

1

22.01

19-20

Понятие профессиограммы

2

29.01

05.02

21

Разработка схемы профессионального плана

1

12.02

Тема. Основные правила устройства на работу

22

Этапы поиска работы

1

19.02

23

Современные методы отбора кандидата

1

26.02

24

Резюме

1

05.03

25

Трудоустройство через Интернет

1

12.03

26

Собеседование как этап трудоустройства

1

19.03

27

Трудовой контракт

1

02.04

28

Условия труда

1

09.04

29

Организация рабочего места

1

16.04

30

Оплата труда

1

23.04

31-32

Начало трудовой деятельности

2

30.04

07.05

33-34

Конфликт и его разрешение

2

14.05

21.05

Итого

34