Программа "Восхождение к себе " по профилактике негативных явлений и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся
рабочая программа по психологии на тему

Мункуева Арюна Олеговна

Обеспечение полноценного образования и воспитания, создание условий, направленных на профилактику негативных явлений и вредных привычек среди детей и подростков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulka_pro.docx184.21 КБ
Файл programma_po_profilaktike_negativnyh_yavleniy.docx98.23 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Основные разработчики программы

Педагог-психолог Мункуева А.О.

Участники программы

Учащиеся школы 1-11 классов, педагоги школы, специалисты структур профилактики.

 

Содержание проблемы

В период выполнения программы по профилактике на 2016-2017г. создана система предупредительных мер, включающих в себя широкий комплекс мероприятий самого разнообразного характера: информационного, социального, духовно-нравственного, правового. В ходе реализации комплексной программы удалось добиться стабилизации и развития следующих положительных тенденций у несовершеннолетних:

  • увеличивается число детей, которые хотят посещать школьные кружки и секции, в том числе дети, состоящие на всех видах учёта;
  • постоянно координируется работа школы с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты,  правоохранительных органов в целях профилактики негативных явлений, безнадзорности и вредных привычек среди детей и несовершеннолетних.

Цель программы

Обеспечение полноценного образования и воспитания, создание условий, направленных на профилактику негативных явлений и вредных привычек среди детей и подростков

 

Задачи программы

  • выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
  • моделирование приоритетности здорового образа жизни;
  • организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних;
  • привлечение к совместной деятельности ведомств и организаций, занимающихся профилактической деятельностью;
  • проведение исследовательской работы: наблюдений, мониторинга, диагностики асоциального поведения несовершеннолетних;
  • совершенствование системы семейного воспитания на основе партнерства с семьей;

 

Сроки реализации программы

2017 – 2019гг

Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный (2017г )

II этап. Основной (2017-2019 гг.)

III этап. Итоговый (май-июнь 2019 г.)

 

Кадровое обеспечение

Классные руководители

Учителя-предметники

Педагоги дополнительного образования

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по социальной  работе

Родители учащихся

Система организации контроля

Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется зам. директора по СРЧимитовой Н.В.

 


Пояснительная записка

Молодое поколение находится под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышли различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни.

Подростковый возраст – это трудный период полового созревания и психологического взросления индивида. Подросток чувствует в себе новую и неведомую силу, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпимо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, «мутит» и волнует его сознание, бросая несовершеннолетнего из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду. Лишь с этим периодом начинается настоящее самопознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое подчеркивание своих желаний и порывов, причем без всякого учета того, насколько они реализуемы. Упорное нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придают всем замыслам и желаниям характер мечты. В этом периоде для подростка характерен большой вкус к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, вообще к оторванности от всего и от всех – происходит тяготение молодого человека кразличногорода отклонениям и зависимостям.

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить, как «группу риска» и целенаправленно с нею заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей.

К сожалению, приходится констатировать снижение уровня мотивациик обучению. Эти негативные процессы требуют комплексного изучения, и принятия конструктивных современных мер для ее изменения.

Кроме того, подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

Асоциальное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.

Для более успешной социально – профилактической работы с данными подростками необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:

  • социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
  • глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (несправедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны родителей, друзей, учителей;
  • отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные кризисы;
  • отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов.

Современная школа сегодня должна оказывать систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания должна происходить передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываться основы мировоззрения растущего человека, происходить его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, обществоодновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность.  К сожалению, практика показывает, что ведомственная разобщенность (отсутствие эффективного взаимодействия школы с другими учреждениями, занимающихся социальным воспитанием подростков), редко приводит к положительному результату. Поэтому необходима разработка программы по профилактике правонарушений, построенной на взаимодействии всех работников образовательного учреждения, так и на взаимодействии образовательного учреждения со всеми социальными учреждениями и службами района.

Необходимость разработки данной программы продиктована социальными и экономическими проблемами, происходящими в нашем обществе. Она является неотъемлемой частью программы развития нашей школы и продолжением целенаправленной воспитательной работы с учащимися. Данная  программа предполагает создание комплексной системы мер по предупреждению негативных явлений и правонарушений среди несовершеннолетних на основе координации действий всех заинтересованных организаций при соблюдении принципов комплексности и результативности, преемственности, системности, адресной направленности.

На сегодня, школа остается практически единственным стабильно действующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогической профилактики - концентрацию педагогического внимания и организацию должного профессионально-педагогического сопровождения детей в процессе получения образования. Безусловно, решение проблем детей, находящихся в социально-опасном положении (детей так называемой группы социального риска) находится в общей компетенции субъектов системы профилактики. Вместе с тем у школы есть свои возможности для комплексного сопровождения развития ребёнка данной группы.

Существенную роль в происхождении негативных явлений играет микросоциальная ситуация, а именно асоциальное и антисоциальное окружение; безнадзорность, многодетная или неполная семья,

В последнее время заметно утрачиваются функции семьи как подлинного института воспитания. В одних случаях родители обеспокоены своим социальным определением (ищут работу), в других, имея её, акцентируют свою родительскую заботу на материальном достатке семьи. Но в том и другом случае дети остаются без родительского внимания. Кроме того, часть родителей ведет асоциальный образ жизни.

Анализ социального паспорта показывает, что увеличивается число малообеспеченных и неполных семей.


Анализ проблемы

Проведенный мониторинг и анализ социального паспорта школы ( на 1 сентября 2016г.) показывает следующую картину:

Данные об учащихся:

Общее число учащихся школы

1316

Количество учащихся начальных классов

544

Количество учащихся среднего звена

722

Количество классов

49

Количество первоклассников

145

Количество выпускников 9-х классов

115

Количество выпускников 11-х классов

62

Количество неуспевающих

0

Количество учащихся, оставленных на повторное обучение

0

Количество детей с ОВЗ

3

Количество детей, находящихся на индивидуальном (надомном) обучении

1

Количество детей, обучающихся по вспомогательной программе

3

Количество детей, находящихся на ВШК

12

Количество обучающихся состоящих на учете в ПДН

1

Количество обучающихся состоящих на учете в КДН.

2

Количество обучающихся из семей, находящихся в социально-опасном положении и семей, относящихся к «группе риска»

4

Количество обучающихся, проживающих с родителями инвалидами

18

Количество обучающихся из малообеспеченных семей

157

Проведенный анализ говорит о том, что в школе есть категории семей и учащихся, требующих особого внимания, целенаправленной профилактической работы с ними. Это касается, в первую, «детей группы риска», стоящих на учете, а также детей из семей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Все это обуславливает необходимость создания программы по профилактике безнадзорности, правонарушений «Трудный ребенок» и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними «Правильный выбор». Максимальное использование возможностей не только школы, но и учреждений окружающего социума, всех систем профилактики – залог эффективной воспитательной работы.


ЦЕЛЬ:

Обеспечение полноценного образования и воспитания, создание условий, направленных на профилактику негативных явлений и правонарушений среди несовершеннолетних

ЗАДАЧИ:

  1. выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
  2. моделирование приоритетности здорового образа жизни;
  3. организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних;
  4. привлечение к совместной деятельности ведомств и организаций, занимающихся профилактической деятельностью;
  5. проведение исследовательской работы: наблюдений, мониторинга, диагностики асоциального поведения несовершеннолетних;
  6. совершенствование системы семейного воспитания на основе партнерства с семьей;
  7. совершенствование подготовки и повышение квалификации педагогических работников в системе профилактики асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков.

Этапы  реализации программы «Восхождение к себе»:

I этап.Подготовительный(2017г..)

  • Постановка целей и задач профилактической работы и разработка новой программы;
  • Определение стратегии и тактики деятельности;
  • Совершенствование нормативно – правовой базы;
  • Обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику негативных явлений и правонарушений.
  • Поиск современных форм и методов профилактической работы с участниками образовательного процесса.

II этап.Основной (2017-2019 гг.)

  • Разработка методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними;
  • Укрепление межведомственного сотрудничества;
  • Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • Использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап.Итоговый (май-июнь 2019 г.)

  • Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.
  • Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
  • Определение перспектив развития школы в этом направлении.

 


Принципы реализации программы

Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных отклонений у отдельных индивидов группы риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:

Дифференцированность - учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.

Комплексность - согласованное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, межведомственное взаимодействие, и координация различных профилактических мероприятий в русле единой целостной подпрограммы комплексной профилактики.

Добровольность- добровольное участие подростков, их родителей во всех мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.

Позитивность и конструктивность -  педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер. Важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления ПАВ, и показать ему, как без помощи ПАВ сделать жизнь прекрасной, интересной и счастливой.

Последовательность(этапность)  -  для обеспечения последовательности реализации системной профилактики в нее обязательно должен входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.

Гармонизация общественных, групповых и личных интересов - процесс ведения такой сложной работы предполагает паритет интересов социума и интересов конкретной личности.


Содержание программы

Анализируя особенности каждого возрастного этапа, а также педагогическую практику работы с трудными детьми и на основании проведенного классными руководителями анализа методик и анкет были выделены и проранжированы характерные тому или иному возрасту ТЖС (тяжелые жизненные ситуации).

Младший школьник

Дети младшего школьного возраста недостаточно окрепли в своем физическом здоровье, поэтому в той или иной жизненной ситуации могут иметь определенные трудности, связанные с опасностью для своего здоровья.

Младшие школьники целиком зависят от своей семьи, считают ее оплотом безопасности и защиты. Отсюда большая чувствительность детей этого возраста к нарушению безопасного их окружения. Поэтому дошкольники порой так тяжело входят в новую роль ученика. Ситуации насилия, когда заставляют делать то, что не хочется (сидеть, когда хочется бегать; быть серьезным, когда хочется смеяться и т.д.). Такие ситуации тяжело переживаются детьми этой возрастной группы. Отсюда проблема дезадаптация школьной жизни у первоклассников.

Младшие школьники имеют повышенный уровень эмоционального восприятия, малозначительное замечание может вызвать обиду. Отсюда могут возникнуть трудности детей в общении со сверстниками, учителями, родителями.

Также у младших школьников могут быть трудности, связанные с освоением школьной программы, трудности бытового плана (неумение пришить пуговицу, прибрать свою одежду, свое рабочее место и т.д.), т.к. у детей этого возраста нет еще ни учебных, ни трудовых навыков.

Кроме того, у младших школьников возникают трудности, связанные с неблагополучием в семье или в неполной семье (пьянство родителей которое влечет отсутствие контроля за детьми, а как следствие - ребенок становится ненужным в семье и ищет защиты и понимания в сомнительных компаниях. Из-за частых стрессовых состояний меняется отношение к школе, учебе, учителям, становятся частыми прогулы, которые влекут отрицательные оценки и т.д.)

 

Средний школьный возраст (подросток)

Подростковый возраст — возраст взросления, созревания, возмужания. Перемены, в том числе и перемены в общении, происходят в нем очень быстро.

10 лет — это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. Основными проблемами профилактики ТЖС становится адаптация к школе, адаптация к предметному обучению.

В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроения, ссоры со сверстниками, бунты против родителей.

(Конфликты со сверстниками, взрослыми).

В 12 лет такая взрывчатость проходит, отношение к миру становится более позитивным, а если нет — возникает девиантное поведение, растет автономия подростка от семьи и возрастает влияние сверстников. Подросток начинает заботиться о внешности и интересоваться проблемами противоположного пола.

(Поиск свободы, отношение со сверстниками, отношения с противоположным полом).

В 13 лет ведущим становится обращение внутрь себя, интровертность. дети становятся самокритичны и чувствительны к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе.

(Тема одиночества, внутренние конфликты, конфликты с родителями, если ты не такая как все, «белая ворона в компании», в новой компании).

В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними (уважение ко всем и к себе в коллективе).

15 лет общие новообразования:

- возрастание духа независимости, которое способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряженными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации (самое большое количество проблем: поиск свободы, конфликты с родителями и учителями, поиск себя, отчужденность и одиночество, влияние вредных привычек, принадлежность к неформальным группировкам, дань моде, но часть из них можно рассмотреть на предыдущих ступенях).

 

Ранний юношеский возраст (старшеклассник).

Представители различных теоретических направлений рассматривают этот возраст как период стрессов и психологических проблем, обусловленных:

- психосексуальным развитием;

- эмоциональной неуравновешенностью;

- ролевыми конфликтами;

- статусной неопределенностью.

Старшеклассники, юноши и девушки, уже меньше стесняются собственного тела, хотя степень удовлетворенности своими внешними данными низкая. Этот возраст активного стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самовыражению, самоутверждению. Они уже не дети, но ещё и не взрослые. Это период активного поиска места во взрослой жизни. Старшеклассники желают независимости, а вынуждены быть полностью зависимыми от родителей и жить по их рекомендациям. Отсюда и вытекают те трудности, с которыми приходится сталкиваться детям этого возраста.

По опросу старшеклассников нашей школы на первом плане стоят

1) трудности, связанные со взаимоотношениями между родителями и детьми (40%);

2) 32 % называют трудности учебного плана (переход из класса в класс, конец четверти, сдача экзаменов, нет успеха в учебе, нет свободного времени, много домашнего задания);

3)18% переживают трудности в общении со сверстниками (мало друзей, вообще нет друзей).

Особенности этого возраста еще и в нежелании раскрыться, показать глубины стороны жития, поэтому на основе анализа нашей психолого-педагогической деятельности с данным возрастом, мы выделяем и такие трудности:

- пьянство, алкоголизм, наркотики, курение, трудность в сохранении 
ЗОЖ;

- обиды на судьбу (родительский достаток).

Механизм реализации

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании форм и методов работы в целях дальнейшего развития процесса воспитания, профилактики –негативного явления и правонарушений среди детей и подростков

Комплекс программных мероприятий предусматривает систему работы всего педагогического коллектива школы по профилактике асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков, а также координацию школы со всеми ведомствами системы профилактики по предупредительно-профилактической деятельности   с детьми и подростками.

Профилактическая программа школы включает основных ее участников и включает следующие разделы:

  • Профилактика алкоголизма, табакокурения, ПАВ
  • Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
  • Профилактика суицидального поведения, жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Диагностическая работа с несовершеннолетними.

2. Профилактическая работа со школьниками.

3.Организация досуговой деятельности и организация работы дополнительного образования.

4. Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом.

5. Работа с родителями.

6. Работа Совета профилактики.

Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использует следующие технологии:

-личностно-ориентированные;

-групповые;

-коллективные;

-коррекционные;

-интегративные;

-интерактивные.

Данные технологии реализуются в лекциях, семинарах, тренингах, круглых столах, педсоветах, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих делах, соревнованиях и других формах работы.

Диагностическая работапредполагает создание банка данных об учащихся и семьях, об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, сверстниками, родителями.

Профилактическая работа со обучающимисявключает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности. Задача индивидуальной работы с подростками состоит в содействии сознательному выбору учащимся своего жизненного пути. 

Организация досуговой деятельности и организация работы дополнительного образования.

Организация работы дополнительного образования. Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения. В МАОУ СОШ №26 организация досуговой деятельности и организация работы дополнительного образования осуществляется через систему кружков и секций.

Организационная и методическая работа с педагогическим коллективомнаправлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по своевременному выявлению, предупреждению и профилактике негативных явлений и правонарушений, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся и семей «группы риска» и находящихся в социально-опасном положении.

Профилактическая работа с родителямипредусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, коррекции детско-родительских отношений, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики школы.

Содержание профилактической работы с родителями учащихся

  • Для родителей запланировать проведение бесед по вопросам профилактики негативного явления и правонарушений среди детей и подростков Классным руководителям ознакомить родителей с методикой ранней диагностики отклоняющегося поведения детей.
  • Использовать метод исследования коммуникации в семье и своевременно оказывать помощь.
  • Организовать просмотр фильмов по профилактике негативных явлений и правонарушений среди детей и подростков.
  • Родителям быть наиболее чуткими, внимательными к своим детям, замечать за ними малейшие изменения в поведении.
  • Рекомендовать проведение родительских собраний, бесед, лекций, совместных мероприятий.
  • Посещать семьи учащихся с целью выявления жизни ребенка в семье, общения.

Уровни работы по профилактике правонарушений

  1. Административный-заседание Совета Профилактики правонарушений, на который приглашаются учащиеся с проблемами в поведении, недобросовестно относящиеся к учебной работе их родители для воспитательно-профилактических бесед (в соответствии с Положением о Совете Профилактики правонарушений).
  2. Профилактика правонарушений на уровнегрупп (классы) включают в себя следующие виды работы:
  • Работа классных руководителей, направленная на профилактику негативных явлений и правонарушений среди детей и подростков,
  • классные часы,
  • внеурочные и урочные мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы);
  • посещение классов социальным педагогом, психологом с беседами, направленными на профилактику негативных явлений и правонарушений среди детей и подростков
  • вовлечение классов в проводимые школьные и районные мероприятия на профилактику асоциального поведения, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков.
  1. Профилактика правонарушений на уровне малых групп.

Она охватывает деятельность администрации, социального педагога, психолога, классных руководителей, педагогов школы, с отдельно взятыми группами учащихся,проведение тематических бесед с «группой риска».

  1. Уровень индивидуальной работы:
  • беседы на правовую тематику с отдельно взятыми учащимися;
  • мероприятия воспитательно-профилактического характера;
  • разрешение возникших конфликтных ситуаций.

Активное обучение социально – важным навыкам,реализуется в форме групповых тренингов.

  • Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников. ( Тренинг «Да - здоровому образу жизни», Тренинг «Жить здоровым - здорово»)
  • Тренинг аффективно – ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе тренинга также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.(«В кругу друзей», « Когда привычка приводит к болезни» и др )
  • Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности.( умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя в окружающей ситуации.( «Конфликт в нашей жизни», «Конфликт. Как выйти из конфликтной ситуации», «Я и мои чувства. Учусь ими управлять», «Умеем ли мы общаться».)

Ролевые игры.

Ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению).(«Суд над алкоголем», Игра по станциям, Суд над вредными привычками» и др).

Деловая игра.

Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации и сформулировать умение анализировать их и принимать оптимальные решения.(Правовая игра «Права и обязанности», игра «В гостях усветофора», Игровой правовой практикум «Как уберечься от беды», игра «Полезные привычки – крепкое здоровье!» и др)

Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. (Открытая трибуна « Колокола тревоги»).

Дискуссия.

Как интерактивный метод ,в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.(Круглый стол «Что значит жить по правилам?», Диспут «Имею право на права», Диспут «Что такое человеческое достоинство в современной жизни?», Круглый стол «Травматизм на дорогах, как его избежать» и др.)

Лаборатория подростковых вопросов.

приглашение узких специалистов (нарколога), встреча с инспекторами ПДН, ГИБДД.

Интерактивные игры

««Путешествие в страну ЗОЖ», игра «Толерантность-путь к миру к себе и в обществе», « Вредные привычки», «Как избежать опасности» и др.

Профилактические фильмы

« Пожары», « Ценность жизни» и др.

Все эти методы и формы применяются в комплексе.

В МАОУ СОШ №26 в профилактической работе применяются и традиционные формы: лекции, беседы, олимпиады, концерты, соревновании, дворовые обходыи др.

Формы работы по направлениям программы.

Формы работы

Предполагаемый результат

 

Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом

  • Составление социального паспорта классов, школы.
  • Ведение учёта неблагополучных семей, учащихся «группы риска», реализация ИПР семей, учащихся, поставленных на профилактический учёт.
  • Посещение семей, составление актов жилищно-бытовых условий
  • Выявление и постановка на учёт детей и семей «группы риска»
  • Участие в тематических педагогических советах, методических семинарах.
  • Планирование и реализация профилактических мероприятий Единого плана
  • Организация взаимодействия с учреждениями системы профилактики.
  • Организация работы Совета профилактики.

- разработка комплекса мероприятий, необходимых для профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними;

- создание банка данных по учащимся и семьям «группы риска» 

Диагностическая работа

  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика, его взаимоотношений со сверстниками, ситуация внутрисемейных отношений.
  • Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ; на склонность к суициду. На выявление фактов жестокого обращения.

- получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;

- получение информации о суицидальном поведении учащихся . фактов жестокого обращения.

Профилактическая работа с детьми и подростками

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация программы  воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий совместно со структурами системы профилактики
  • проведение тематических классных часов;
  • организация правового всеобуча;
  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ, суицида, жестокого обращения

Организация досуговой деятельности учащихся:

  • вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции;
  • вовлечение учащихся в планирование и проведение КТД в школе;
  • охват организованным отдыхом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • оказание помощи в трудоустройстве в летний период;

  Индивидуальная работа с подростками

  • выявление причин отклонений в поведении;
  • профилактические беседы социального педагога, психолога (МИДЦ), классного руководителя, администрации школы с подростком;
  • приглашение на  Совет профилактики;
  • беседы инспектора ГДН;
  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • проведение тренинговых занятий с категорией учащихся «группы риска».

- формирование у учащихся положительного образа жизни;

 

-формирование активной жизненной позиции подростков;

 

Профилактическая работа с родителями

  • Привлечение родителей к работе Совета профилактики.
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий в школе, профилактических акций.
  • Посещение семей по месту жительства, выявление социально-неблагополучных семей, в случае необходимости постановка их на внутришкольный контроль, направление информации в учреждения системы профилактики, проведение совместных мероприятий по улучшению социально-неблагоприятной ситуации в семье, оказание социально-педагогической, психологический и правовой помощи семье.
  • Организация всеобуча для  родителей, проведение индивидуальных консультаций, профилактических бесед, тематических родительских собраний с привлечением специалистов учреждений системы профилактики.

-создание приоритетного родительского воспитания, 

-организация педагогического просвещения родителей, 

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

Мониторинг профилактической работы

Одну из ведущих ролей в системе работы школы по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям. Такая диагностика должна выполнять две основные функции:

1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия и относить ребёнка к определённой группе (уровню) риска;

2.Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических программ.

Для выявления детей, имеющих риск безнадзорности и правонарушений применяется анкета, разработаннаяКибиревым А.А., Сенчуковой И.В. (Приложение 1).

Эту анкету заполняют учащиеся 5-9 классов у которых наблюдаются проблемы в обучении и поведении.

Для изучения причин неблагополучия, лежащие в личности ребёнка и его окружения используется анкета (Приложение 2).

В качестве основных методик, позволяющих быстро получить достоверные данные о ребёнке и его ситуации, предлагается использовать: «Анкету для подростка группы риска» и «Методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения» авторы КибиревыА.А., Сенчукова И.В.

Для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия применяется «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (Е. И. Захаровой).

 

Критерии отслеживания эффективности программы.

  • появление у подростков устойчивых интересов, занятость во внеурочное и каникулярное время;
  • положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на различного рода учета и семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • уменьшение количества детей «группы риска» и неблагополучных семей;
  • -уменьшение количества причин, по которым дети и семьи попадают в «группу риска»;
  • сокращение числа учащихся, имеющих вредные привычки;
  • комплексное и системное взаимодействие всех участников образовательного процесса, взаимодействие школы с учреждениями системы профилактики.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Изложенных целей, задач и принципов предполагает достижения следующих результатов:

  •  создание системы профилактической работы в школе;
  • -сокращение числа семей и детей, состоящих на различных формах учета в образовательном учреждении и учреждениях системы профилактики правонарушений; разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников образовательного процесса;
  • -снижение факторов риска потребления ПАВ ; снижение числа правонарушений, совершенных учащимися образовательного учреждения;
  • формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.
  •  повышение процента досуговой занятости учащихся и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
  • - повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы;

 

 


Список использованной литературы:

  1. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
  2. Зольникова З.М., Никитова М.Б. Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ «Дороги, которые мы выбираем…». URL: http://www.school1253.ru/vospit/p8aa1.html
  3. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.
  4. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.
  5. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.
  6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
  7. Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. В помощь образовательному учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.
  9. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
  10. Профилактика  наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.
  11. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
  12. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М.: Просвещение, 2003.
  13. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П., 2006. – 176 с.
  14. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.: Просвещене, 2006.
  15. Титов В.А. Социальная педагогика. – М., 2010.
  16. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» - программа формирования психологического здоровья школьника, М. «Генезис», 2001
  17. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2318013
  18. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.- 208с.
  1. http://festival.1september.ru/articles/529842/

 


Приложение 1

Анкета для подростков

Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!

Укажите:Ваше имя и фамилию______________________________________

Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и обведите его номер

  1. Состояние здоровья
  1. Болею очень часто, из-за этого не усваиваю учебный материал
  2. Болею часто, из-за этого пропускаю школьные занятия
  3. Здоровье не хуже и не лучше, чем у большинства сверстников
  4. Практически здоров
  1. Активность
  1. Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую
  2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания
  3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие
  4. Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел
  1. Учёба
  1. . Не вижу смысла во всей этой учёбе
  2. . Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет
  3. Учусь не хуже других по многим предметам
  4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу
  1. Семья
  1. Родители пьют, не считают нужным работать
  2. Родители считают, что власть и деньги – это главное в жизни
  3. Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне
  4. Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем
  1. В  моей семье
  1. Отношения  напряжены так, что я готов(а) уйти из дома
  2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов
  3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним
  4. Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту
  1. Планы на будущее
  1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег
  2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложиться
  3. Когда окончу школу,  тогда буду думать, куда поступать или пойти работать
  4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней
  1. Интересы
  1. Меня больше всего интересуют деньги  и красивая жизнь
  2. Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие
  3. Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа
  4. Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества 
  1. Я  и  учителя
  1. Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство
  2. Когда меня учат,  как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук
  3. Я прислушиваюсь только к тем людям, которых  хорошо знаю и уважаю  
  4. Я внимательно выслушаю мнение взрослых  людей, даже если я с ним не согласен
  1. Мое мнение
  1. всегда бываю прав, но почему-то не все  взрослые так  считают
  2. Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь
  3. Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым
  4. Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их  замечания
  1. Отношение к обидчикам
  1. Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам
  2. Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком
  3. Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи
  4. Я могу простить обиду
  1. Волевые качества
  1. Я способен  стать лидером группировки
  2. Я умею жить по «понятиям»
  3. Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным
  4. Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников
  1.  Какая пословица (тост) Вам больше нравится
  1. Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было
  2. Хочешь жить, умей вертеться
  3. Любишь кататься, моги и саночки в гору возить
  4. Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
  1.  Какое высказывание  вам больше подходит
  1. не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт
  2. Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать
  3. Курить, здоровью вредить
  4. Алкоголь и наркотики – это путь в никуда. 

 

 


 Приложение 2

Анализ ситуации правонарушений и преступлений

среди учащихся

 

 

1. Формы девиантного

поведения

Степень выраженности

(от 1 до 5)

2016-2017

2016-2017

классы

классы

1-4

5-9

10-11

школе

1-4

5-9

10-11

школе

1.1. Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Грубость, сквернословие

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Курение

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Раннее начало половой жизни (до 16 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Неподчинение, критика взрослых

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Отрицательное отношение к учёбе

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7. Унижение других (словами или действиями)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8. Употребление пива

 

 

 

 

 

 

 

 

1.9. Попрошайничество

 

 

 

 

 

 

 

 

1.10. Ношение вызывающей одежды, причёсок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы делинквентного поведения

 

Количество случаев

2016-2017

2016-2017

классы

классы

1-4

5-9

10-11

школе

1-4

5-9

10-11

школе

2   2.1. Побеги из дома

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Употребление спиртных напитков

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Употребление токсических веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Угон автотранспорта

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Мелкие кражи

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Драки, нанесение телесных повреждений

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Вымогательство вещей, денег

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7. Мошенничество

 

 

 

 

 

 

 

 

2.8. Употребление наркотических веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Разбойные нападения

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Случаи злостного хулиганства с нанесением существенного ущерба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала оценки степени выраженности девиантного поведения

Такая ситуация:

1 б. – Практически не возникает

2 б – Возникает, но очень редко

3 б. -  Иногда  возникает

4 б. – Возникает часто

5б. – Очень характерна для данной группы

Информацию целесообразно собирать по каждому классу, фиксируя её по мере возникновения правонарушения в соответствующей графе.

В конце года необходимо вывести средний бал возникновения девиантного поведения по классам и занести в общую таблицу. Показатели делинквентных  проступков и преступлений нужно суммировать.

 


Приложение 3

Классный час на тему: «Знакомство с  правами  и обязанностями»

Цель:

  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
  • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам .

Оборудование:

  • Карточки-знаки по правам человека;
  • Выставка литературы по правовому воспитанию;
  • на доске – кроссворд.

Ход занятия

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Педагог: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

В каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то).

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

- Как понимать последние слова?

- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека:«Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Здесь присутствуют ваши родители, они будут участниками нашей беседы, помощниками, арбитрами.

-Сегодня можно получить консультацию.

Что значит слово консультация?

- И не простую консультацию, а консультацию людей, которые по долгу своей службы, работы следят, чтобы не было нарушения прав человека(представляю родителей – учитель обществознания, социальный работник).

- Вместе с нами - сказочный маленький человечек .  Кто он такой?

(Герой книги А.Усачёва, «зелёный человечек», который боролся за права людей).

-Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых

государственной властью норм и правил,

которые регулируют отношения между людьми/Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

3. Игра по кругу «Подари шар человечку»

По тому же принципу, что и знаки дорожного движения, группа ребят сделала правовые знаки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека. Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак Будем делать это по кругу. Если трудно, бери помощь соседа. Если трудно обоим, обращайтесь в «Юридическую консультацию». А знаки спрятаны на спинках ваших стульев (уч-ся берут любой знак, прикрепляют, как шар, на доску и кратко обосновывают, какое право отражено в условных знаках)

Почему знаки двух цветов? (Разрешающие и запрещающие)

В книге про маленького человечка есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют. Пусть он продолжает путешествовать. Где? (По школе, по городу). А мы подведём итоги.

Давайте все вместе скажем хором, кто из вас отвечал на вопросы (каждый называет громко своё имя в общем хоре).

-Какое право мы вспомнили?

Наши гости-юристы покажут нам сердечком, как мы знаем права

( красное – хорошо, полно, жёлтое – частично, синее - недостаточно)

Разведение понятий «права» и «обязанности»

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?(Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения)

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (Спросить родителей)

А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? (Устав школы)

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиеся называют, взрослый фиксирует на доске)

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

-Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?  (Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого, распределив, обязанности: «аналитик», «секретарь»).

4.Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

Покажите на «волшебной линеечке», как каждой группе удалось

реализовать право высказывать своё мнение («аналитики» каждой

группы отмечают успешность работы своей группы по анализу и

обоснованию ситуаций).

Родители - юристы снова подтверждают верность – неверность высказываний.

ИТОГ.

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Вот поэтому мы и проводим с вами беседы, классные часы на правовые темы

6.Творческое домашнее задание:

-Отвечая на вопросы анкеты, вы признавались в том, что вами чаще нарушаются обязанности. А почему? (высказываются дети, родители)

1. К нам обратились за помощью учителя первоклассников.

Некоторые ребята трудно приживаются в школе, т.к. им показалось, что в школе одни запреты. И вправду, нельзя то, другое. Не сможем ли мы эти же самые правила – запреты прописать, прорисовать для них по-другому: со словом МОЖНО, нужно?!

2. Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни. Вам помогут также книги, изданные специально для вас (обращаюсь к выставке).

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!

За своё будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вырастайте!

7. Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Представители закона вручают каждому  символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести» для дежурства по школе.

 АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

 


Примерные темы тренинговых занятий

Занятие № 1. «Вводное занятие»

Задачи:

– установление контакта с подростками;

– создание положительной мотивации предстоящих занятий;

– ознакомление участников с тематикой будущих занятий;

- контрольное тестирование;

 

Занятие № 2. «Ситуация знакомства»

Задачи:

– усвоение подростками понятий: физическая, психологическая и юридическая безопасность;

- выработка различных способов заботы о собственной безопасности в ситуациях знакомства.

Занятие № 3. «Я и мои чувства (1)»

Задачи:

- раскрыть понятие «чувство»;

- информировать подростков о том, как чувства помогают ориентироваться в жизненных ситуациях.

 

Задание № 4. «Я и мои чувства (2)»

Задачи:

обсудить с подростками неадекватность критерия оценки чувств, как «плохие/хорошие»;

- научить различать переживания чувств от выражения чувств;

- объяснить, как различать адекватное и неадекватное выражение чувств в различных ситуациях;

- объяснить возможные последствия сдерживания чувств.

 

Занятие № 5. «Я и мои социальные роли»

Задачи:

- рассмотреть множество социальных ролей, присущих человеку;

- охарактеризовать различные маски, свойственные для подростковой среды;

- объяснить, какие проблемы позволяет решить использование масок в отношениях и как это ограничивает человека.

Занятие № 6. «Самооценка»

Задачи:

обсудить составляющие самооценки;

- обсудить способы поддержания позитивной самооценки.

 

Занятие № 7. «Реклама»

Задачи:

- дать краткую информацию о целях рекламы;

- обсудить основные рекламные приемы;

- проанализировать рекламу сигарет или алкоголя;

- обсудить альтернативные способы реагирования на реклам.

 

Занятие № 8. «Противостояние влиянию»

Задачи:

– определить критерии, с помощью которых подростки могут понять,  оказывается ли на них влияние;

- познакомить учеников с приемами неагрессивного настаивания на своем, как способами противостояния влиянию.

Занятие № 9. «Я и общество»

Задача:

- раскрыть смысл и функции социальных запретов как общественного опыта;

- обсудить последствия нарушений норм поведения и социальных запретов;

- раскрыть отношения между социальными запретами и индивидуальным опытом человека.

Занятие № 10. «ПАВ. Курение»

Задачи:

- обсудить причины курения;

- обсудить мифы и реальное воздействие курения на организм;

-  установить долговременные и кратковременные эффекты влияния курения на организм;

- описать процесс превращения человека в зависимость от табака.

 

Занятие № 11. «ПАВ. Алкоголь»

Задачи:

обсудить мифы и реальное воздействие алкоголя на организм;

- установить долговременные и кратковременные эффекты влияния алкоголя на организм.

 

Занятие № 12. «ПАВ. Наркотики»

Задачи:

– описать нелегальные ПАВ, их долговременные, кратковременные эффекты и влияние на организм;

- обсудить причины, по которым подростки могут использовать наркотики;

- обсудить реальные последствия употребления наркотиков;

- обсудить мифы и факты, касающиеся употребления наркотиков.

 

 

Занятие № 13. «Формирование химической зависимости»

Задачи:

рассказать о понятии «зависимость»;

- обсудить черты личности зависимого человека;

- рассказать о понятии «созависимости»;

- выделить этапы формирования химической зависимости.

 

Занятие № 14. «Я и мое тело (1)»

Задачи:

– обсудить естественные возрастные изменения личности;

-  рассмотреть искусственные изменения внешности;

- подчеркнуть риск для здоровья некоторых способов изменения внешнего облика.

 

Занятие № 15. «Я и моё тело (2)»

Задача:

– обсудить различные варианты отношения к собственному телу;

- способствовать формированию представлений о своем теле;

- способствовать формированию осознанного и здорового отношения к своему телу как ценности.

Занятие № 16.  «Взаимоотношения полов»

Задача:

– формирование представления о проблеме полоролевой идентичности;

- формирование адекватного отношения подростков к вопросам взаимоотношения полов.

Занятие № 17.  «Итоговое занятие»

Задачи:

подведение итогов работы по программе;

- написание контрольного теста по изученному материалу.


Приложение4

 

ТРЕНИНГ – ИГРА

«ВОЗВРАЩЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ ПОСЛЕ

ПЕРЕЖИТЫХ БЫТОВЫХ НЕУДАЧ»

Цель работы: коррекция состояния подростков после перенесенной бытовой или карьерной неудачи.

Ожидаемый результат: аутокоррекция подростков, тренинг общения, диагностика группы.

Раздаточный материал: текст стихотворения «Музыкальный дождик» (И. Соковня); карточки с названиями ролей; у ведущего должен быть простейший музыкальный инструмент (например, ксилофон или губная гармошка), или ведущий просто пропевает каждую ноту.

Личностная цель: помочь каждому участнику по возможности снизить негативное воздействие на собственную психику пережитой неудачи.

1. Постановка цели. Ведущий предлагает участникам игры задуматься, есть ли у них воспоминание о каком-либо жизненном эпизоде, когда они испытали чувство досады от того, что сорвалось какое-то дело. Сорвалось по независящим от самого человека обстоятельствам. Например: вы собирались с друзьями в поход, но начался такой ужасный ураган, что вы вынуждены были остаться дома.

На обдумывание дается 1—2 мин. Потом ведущий просит одного из подростков поделиться своими воспоминаниями. Это будет, как правило, тот подросток, который уже справился с последствиями пережитой неудачи. Те, у кого психологический дискомфорт сохранился, раскрываются не так быстро. Однако озвучивание чужих неприятных историй, имевших место в прошлом и пережитых, дает надежду на то, что и он или она смогут справиться со своими неприятностями.

2. Объяснение метода. Участники должны понять, почему им предлагается игра. Тезис: «Ролевая игра дает возможность безболезненно для личности делать ошибки, анализировать их, отстаивать любую, даже парадоксальную (странную, резко расходящуюся с общепринятой) точку зрения. Кроме того, возможность побыть в чужой роли дает нам время на отдых от самих себя, от наших собственных переживаний».

3. Раздача литературного материала.

Озорной скрипичный ключ

Сел среди мохнатых туч.

Вместе с ним сидел на тучах

Нот веселых хор певучий.

Тучи ливнем пролились,

Полетели ноты вниз.

Мчит по лужицам такси,

Важно едет нота Си.

«Си», — свистит сирена, —

«Дайте путь мгновенно!»

Ну а где же нота Ля?

Забрала ее земля.

И поют колосья

«Ля» многоголосьем.

Ноту До, суров и строг,

Пароходный взял гудок.

«До!» — ревут у входа

В гавань пароходы.

Озорная нота Ре

Шумно плещется в ведре.

Фа поймал огромный кот.

«Фа!» — шипит он у ворот.

Соль нельзя найти нигде.

Соль растаяла в воде.

Выйдет солнышко гулять,

Станет землю согревать,

Просохнет сад да улица,

И Соль кристаллизуется.

Соль пойдет в присядку

Прыгать без оглядки!

Ноту Ми взяла синица,

Отнесла ее сестрицам.

Прежде чем воды напиться

Иль к кормушке опуститься,

Дружно «Ми» кричат синицы.

Ну а ключ пошел лечиться.

Он купался в лужах

И теперь простужен.

Скоро ключ поправится,

Ноты соберет.

Все у тех наладится,

Кто хочет, верит, ждет.

Роли: скрипичный ключ, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, такси, кот, два парохода, тучи (несколько карточек), колосья (несколько карточек), главная синица, синицы (несколько карточек), ведро, дождинки, Земля, Солнце.

4. Чтение вслух текста.

5. Представление ситуации. Ситуация: было намечено хорошее дело, но оно сорвалось. Однако неудача не должна рассматриваться как непоправимое несчастье. Участники сорвавшегося дела могут снова собраться вместе и начать все сначала. Но у каждого участника свой характер. Мы должны выяснить, захотят ли они вернуться, как каждый в отдельности переживает ситуацию. (При проведении рефлексии в случае работы с детьми до 12 лет не следует задавать слишком развернутые вопросы, достаточно просто попросить ребенка, исполняющего ту или иную роль, охарактеризовать свое состояние, с подростками можно провести более углубленную рефлексию.)

6. Постановка задачи. Входя в игру, человек принимает на себя роль персонажа, соглашаясь на время соответствовать его полу, возрасту, облику. Задача игроков — соответствовать общим представлениям об образе, в том числе используя речевые, пластические, мимические и прочие приемы.

7. Раздача карточек. Карточки перемешать и раздать произвольно. В группе должно быть не менее 14 и желательно не более 30 человек.

8. Ролевая игра по тексту. Вхождение в роль (каждый участник должен вслух «отречься от своего имени» и принять на себя роль, например, ноты, парохода и т. д.).

После этого отношение ведущего к участникам игры меняется. Перед ним не ученики, а ноты, пароходы, колосья и т. д. Можно начать обращаться к каждому ребенку на вы. Это поднимает значимость игрока в собственных глазах.

Соответствие роли (участники должны показать, как выглядит пароход, какая из себя туча, каков собой кот и т. д.).

Рефлексия ситуации (предупредите участников, что они не должны особенно обращать внимание на мнение окружающих, а могут высказывать свое личное видение ситуации).

Вопросы, которые могут быть использованы во время игры.

Зачем ноты расселись на тучи? Это был легкомысленный поступок? Скажите, нота …, что вы чувствовали, когда неслись на землю вместе с каплями дождя? Вам было холодно? Вас беспокоила влажность? Это был холодный или жаркий день? Что вы ощутили, когда… (далее по ситуации стихотворения). Вы уверены, что то, что произошло, вам не нравится? Может быть, вас просто тревожит новизна ситуации? Вы хотите вернуться? У вас есть такая возможность.

9. Общегрупповая рефлексия и выход из ролей. Вопросы, которые задаются после выхода из ролей: вам досталась та роль, которую вы бы хотели получить? Чем вас устроила роль? Чем не устроила? Что бы вы хотели изменить в вашей ситуации (ноты, кота, ведра, колосья, синиц…)? Измените и покажите нам.

10. Резюме группы. Общий вывод. Он может быть самым необычным. Главное — не спешите закончить игру, дайте всем высказаться.

11. Рефлексия ведущего. Ведущий разбирает вслух работу каждого игрока, отмечает достоинства при исполнении ролей, благодарит игроков и всю группу.

12. Рабочая рефлексия ведущего. После игры ведущий более «выпукло» видит личностные проблемы игроков, обдумывает возможность коррекции (индивидуальная, групповая), оценивает состояние группы (диффузная, группа-корпорация, группа-коллектив)

Программа «Восхождение к себе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Представление опыта работы по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних в МБОУ «СОШ №5»

«Представление опыта работы  по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних в МБОУ «СОШ №5»  Проблема подростков в современном обществе представляет собой одну из самых сл...

План мероприятий с воспитанниками ОГКУСО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» по профилактике негативных явлений на 2015 год

План мероприятий  с воспитанниками ОГКУСО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»  по профилактике негативных явлений на 2015 год...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра»

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...

Выступление на ШМО "Методы и формы работы по профилактике наркомании и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних"

Воспитательная работа по предупреждению и профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ ...

Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »

Программа профилактики правонарушений  и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...