Организационно- методическая работа
материал

 Орлова Наталия Тимофеевна

Предварительный просмотр:

 Психолого-педагогический мониторинг УУД в 5- 9-х классах МАОУ СОШ №1

г. Когалым

педагог-психолог Орлова Н.Т.

                 

Рассмотрено                                                                                                     Утверждаю

 Педагогическим   советом                                                          директор МАОУ СОШ №1

                                               МАОУ СОШ №1

                                               Протокол №_____                                                  _____________ И.Р.Шарафутдинова

                                               от «    »_________2015г.                                                          «     »_____________2015г.

Психологический мониторинг УУД

в рамках введения и реализации ФГОС в 5-9 классах МАОУ СОШ №1

2015-2020 учебный год

                                                                     Составитель: педагог-психолог высшей категории

                                                                                                                                           Орлова Н.Т.

Личностные УУД

Компоненты

Уровни каждого

компонента УУД

Результаты сформированности

каждого уровня УУД

Методы и технологии формирования

данного УУД

Отслеживание /

проводит

Циклограмма

/методики

Класс/ период

1.

Информационный

Базовый

Приоритетное внимание уделяется формированию:

нравственно-этических основ личности

-формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности,

Знает:

  • ведущие ценности отечественной и мировой культуры,
  • понятие толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;
  • критерии нравственно-этического оценивания,
  • способы выделения  морального содержания действия,
  • определение содержания моральной нормы на основе выделения существенных признаков,

     а также:

  • осознание цели учебной деятельности,
  • Чему я научился на уроке? Каких целей добился?
  •  Чему можно  еще научиться?

Педагоги и психологи:

- Метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова;

- Психологические тренинги

- Деловые игры   Анкетирование

-Тестирование

-Наблюдение

-Беседа

Педагоги и психологи:

Оценочные средства:

Результаты анкет/тестов, бесед, наблюдений

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения знаний

Психолог:

Методики:

5 класс.

Сентябрь1.Адаптация.Тест школьной мотивации Г.Н. Лускановой

Октябрь 2. Тест тревожности    О.Хмельницкой. 3. УУД.Ноябрь. Педагоги и психолог. Э.М.Александровская, Ст. Громбах

4. Ноябрь.

Самооценка

(Дембо-Рубинштейн )

Продвинутый

Приоритетное внимание уделяется формированию основ гражданской идентичности личности.

Знает:

- идентификации основы  поступка как морального/аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном

 -пути решения моральной дилеммы

Педагоги:

- Технология дистанционного обучения;

- Технология продуктивного обучения;

-Ассоциативные мнемонические карты

Педагоги и психологи:

Индивидуальные и групповые работы

Анкетирование

Тестирование

Наблюдение

Беседа

Оценочные средства:

Продукты инд./гр. работы

Результаты анкет/тестов

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

Педагоги и психолог:

5 класс

Методика оценки уровня развития морального сознания Ж.Пиаже

Деятельностный  

Базовый

- целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

Формирование основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание).

Формирование представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика

Умеет:

- проявить интересы, инициативы и любознательность, мотивы познания и творчества;

 -учиться с четкой организацией своей деятельности (постановке целей, планированию, контролю, оценке, выбору средств и форм);

- проявить самостоятельность, инициативу и ответственность как личность в условиях ее самоактуализации:

проявить уважение к другим людям  как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности, личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;

Педагоги и психологи:

- Технология проблемного обучения;

- Проектные технологии

Педагоги и психологи:

-Индивидуальные и групповые работы:

-Анкетирование;

-Тестирование;

-Наблюдение;

-Беседа

Педагоги и психологи:

6-9 класс кл.Методика экспресс-диагностики эмпатии И.Юсупов;

Изучение познавательной потребности В.Юркевич;

Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин;

Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева

Мотивация обучения Журавлева

7-9 кл.Анкета «Выявление характеристик взаимодействия в системах «Обучающийся-педагог», «Обучающийся-обучающийся»

Методика «Индекс  сплоченности» Сишора

Социометрия

Профориентационная анкета

Е.Климов

Анкета старшеклассников

Тест «Профессиональный тип личности»

Карта самооценки склонностей

Продвинутый

Формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

Умеет: 

  • формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты;
  • целеустремленно и настойчиво идти к достижению целей, готов к преодолению трудностей;
  • проявить толерантность и  противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Педагоги и психологи:

- Технология проблемного обучения;

- Проектные технологии

Педагоги и психологи:

Индивидуальные и групповые работы:

-Анкетирование;

-Тестирование;

-Индивидуальная работа с целью формирования рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления;

-Проектная деятельность

Оценочные средства:

Продукты инд./гр. работы

Результаты анкет/тестов

Продукт проектной деятельности

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

Программа развития способности к самоуправлению.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;

Психологи:

 Изучение потребности в достиженииЮ.Орлов

5 класс

Изучение самооценки

«Лесенка»,

 Исследование самооценки Дембо-Рубинштейна А.Прихожан

Тест «Терпимый ли вы человек?»

Энциклопедия психологических тестов. М., 1997г

Творческий    

Базовый

Формирование  готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

Владеет:

  • формированием способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности
  • основами ценностных суждений и оценок;
  •  уважением к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
  • основами критического отношения к знанию, жизненному опыту;
  •  основами понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Педагоги, психологи:

- Технология самообразования;

-Технология мастер-класса;

-Технология коллективного творческого дела;

- Образовательная идеология Пайперта

Педагоги и психологи:

Индивидуальная и групповая работа с целью осознания критериев оценки выполнения учебных заданий (орг. деятельностные проекты).

Оценочные средства:

Ориентировочная карточка критериев оценки, «поиск» решения или выполнение алгоритма для достижения поставленных целей

Образовательный продукт:

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы

Психологи:

8-9 кл.Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций М.Рокич

Продвинутый

Организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса

Приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности

Владеет:

  • основами гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
  • основами социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
  • готовностью к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

Педагоги:

- Технология портфолио;

- Технология обогащающего обучения

Педагоги и психологи:

Индивидуальные и групповые научно-исследовательские работы

(проекты).

Оценочные средства:

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

Оцененная работа с объяснениями по каждому критерию.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач.

Психологи:

8-9 кл.Тест готовности к саморазвитию

Т.Шамова

Регулятивные УУД

Компоненты

Уровни каждого

компонента УУД

Результаты сформированности

каждого уровня УУД

Методы и технологии формирования

данного УУД

Отслеживание /

проводит

Циклограмма/методики

Класс/ период

Информационный

Базовый

Знает:

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ:

  • Цель
  • План
  • Алгоритм

Педагоги и психологи:

- Психологические тренинги;

-Деловые игры

Педагоги и психологи:

- Индивидуальная работа по составлению хронокарты и определению эффективности расходования времени.

Оценочные средства:

Хронокарта

Образовательный продукт:

План деятельности на неделю

Психологи:

8-9 кл.выявление упорства школьников к умственной деятельности;

 Изучение потребности в достижении Ю.Орлов

Продвинутый

Знает:

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ:

Рефлексия

коррекция

Педагоги:

-Технология дистанционного обучения;

-Технология продуктивного обучения

Психологи:

7-9 кл. Тест-опросник уровня субъективного контроля Е.Бажин

Опросник для оценки своего упорства

Е.Ильин

Деятельностный

Базовый

Умеет:

Самостоятельно  поставить и сформулировать задание, определять его цель, прогнозировать результат, планировать алгоритм его выполнения,  корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать.

Педагоги:

Кейс- технология

Педагоги и психологи:

-Индивидуальная работа с целью формирования умения планировать по времени учебную деятельность.

Оценочные средства:

Хронокарта подготовки к докладу

Образовательный продукт:

доклад

Продвинутый

Умеет: 

- самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку,

- самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Педагоги:

-Технология проблемного обучения,

-Проектные технологии

Педагоги и психологи:

Индивидуальная работа с целью формирования рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления.

Оценочные средства:

анкета

Образовательный продукт:

Программа развития способности к самоуправлению

Психологи:

9 кл.Измерение рациональности

Творческий

Базовый

Владеет:

основами использования  при выполнении заданий различных средств: справочной литературы, ИКТ, инструментов и приборов

Педагоги и психологи:

-Технология мастер-класса,

-Технология коллективного творческого дела

Педагоги и психологи:

Индивидуальная работа и работа в парах с целью освоения критериев оценки письменной работы.

Оценочные средства:

Ориентировочная карточка критериев оценки

Образовательный продукт:

Развёрнутая письменная оценка своей работы

Продвинутый

Владеет:

навыками уверенного использования различных средств и инструментов самостоятельной работы по созданию индивидуального продукта

Педагоги:

-Технология портфолио,

-Технология обогащающего обучения

Педагоги и психологи:

Индивидуальная и групповая работа с целью осознания критериев оценки выполнения учебных заданий.

Оценочные средства:

Список критериев оценки выполнения учебных заданий

Образовательный продукт:

Оцененная работа с объяснениями по каждому критерию

Коммуникативные УУД

Планируемые    уровни   сформированности   универсального учебного  действия  у  обучающихся

Компоненты

Уровни каждого компонента УУД

Результаты

сформированности

каждого уровня УУД

Методы и технологии формирования

данного УУД

Отслеживание /

проводит

Циклограмма/методики

Класс/ период

Информационный

Базовый

Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего действия.

Педагоги и психологи:

-Поведенческий тренинг, -лекции с обратной связью,

-техника активного слушания,

-техника перефразирования,

семинары

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

Психологи:

Продвинутый

Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

Педагоги и психологи:

Тренинг ассертивности, -техника интерпретации высказывания, -конференции

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

Деятельностный

Базовый

Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Может допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться  на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Педагоги и психологи:

-Психологические игры,

 -решение коммуникативных речевых задач,

- работа в парах, дискуссии, навыковые тренинги

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

6-9 кл.Методика КОС

В.Синявский

Продвинутый

Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

Педагоги и психологи:

-Психологические игры, -метод интервью, -тренировочные тренинги,

-проблемное обучение

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

Творческий

Базовый

Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью. выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Педагоги и психологи:

-Психологические игры, -технология мастерских, активно-обучающие тренинги,

-проектно-групповая деятельность

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

Продвинутый

Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой). Владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия. Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осущесвтлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Педагоги и психологи:

-Психологические игры,

-самораскрывающиеся тренинги,

-проектно-индивидуальная деятельность

Педагоги, психологи:

-Тестирование,

-Индивидуальные беседы,

- Индивидуальные и групповые творческие задания.

Оценочные средства:

Многовариантные тесты.

Альтернативные тесты.

Закрытые тесты.

Тесты идентификации.

Диалог.

Образовательный продукт:

Проект, творческая работа

Познавательные УУД

Компоненты

Уровни каждого компонента УУД

Результаты

сформированности

каждого уровня УУД

Методы и технологии формирования

данного УУД

Отслеживание/  

Проводит

Циклограмма/методики

Класс/ период

психологический

Умение анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии

Занятия на развитие познавательной сферы

Психолог

5-6 классы

Тест  Равена

7-9 классы

Методика «ШТУР»

Психолог

5-6 классы

Тест  Равенна - январь

7-9 классы

Методика «ШТУР»

 февраль

Информационный

Базовый

Знает:

  • Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;
  • Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;
  • Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • Структурирует знания;
  • Понимает  цель чтения и осмысливает прочитанное;
  • Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;        
  • Определяет основную и второстепенную информацию;
  • умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию.

Педагоги:

- Технология сотрудничества;

- Выполнение письменных работ (доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе).

Педагоги

Традиционные формы контроля (тестирование, собеседование на зачете, письменные контрольные работы).

 Оценочные средства:

Тест, проверочная работа, контрольная работа, срез знаний

Образовательный продукт:

Сообщение, доклад, реферат

Психологи:

9 класс

Методика Е.Ильина «Измерение рациональности»

5 класс

Тест на оценку самостоятельности мышления.

(из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения  в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой).

Продвинутый

Знает:

  • умение систематизировать информацию по заданным признакам;
  •  критически оценить и интерпретировать информацию;
  • Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  • Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
  • Моделирует  преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Психологи и педагоги

- Деловые игры;

-Технологии работы в группе

 

- Ролевые, деловые игры

- Работа в малых группах сотрудничества/

Оценочные средства:

Срез знаний

Образовательный продукт:

Карточки с заданиями, разработанные самими учащимися

Деятельностный

Базовый

Умеет:

  • владение навыками исследовательской деятельности;
  • определение целей и задач;
  • планирование проведения исследования;
  • формулирование гипотез и плана их проверки;
  • осуществление наблюдений и экспериментов;
  • умение строить логическое доказательство;

Педагоги

-   Семинары

- Дидактические мастерские

-Технология полного усвоения

Педагоги:

  • урок-мастерская - место индивидуальной коррекции действий учащихся
  • урок-презентация -  место предъявления достижений учащихся (результатов их самостоятельной домашней работы)/

Оценочные средства:

Тест, срез

Образовательный продукт:

Презентация

Продвинутый

Умеет:

  • использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных;
  • построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов;
  • представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчета и презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий;

Педагоги:

- Инновационные лаборатории;

- Участие в конкурсах, олимпиадах и НПК;

- Технология критического мышления

Педагоги:

  • Инновационная лаборатория;
  • Создание исследовательских  работ;
  • Участие в конкурсах и олимпиадах

- Участие в НПК/

Оценочные средства:

Критерии оценки рассматриваются в соответствие с поставленными целями и задачами инновационного продукта

Образовательный продукт: исследовательская работа

Сопровождение детей в научно –практической деятельности

Творческий

Базовый

Владеет:

  • навыками проектной деятельности;
  • умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи, схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных областях, исследовательской и проектной деятельности;
  • планирование проектных работ и выбор необходимого инструментария;
  • инновационными технологиями;
  • инновационным воображением;
  • технологией анализа инновационной деятельности

Педагоги:

- Участие в реализации инновационных проектов;

- Технология проблемного обучения

Педагоги:

  • Разработка инновационных проектов;

- Наблюдение и анализ деятельности школьника/

Оценочные средства:

Критерии  оценки моделирования инновационного процесса (креативная организация, работа в команде и др.).

Образовательный продукт:

Инновация – процесс

Психологи:

 Исследование уровня креативности

- Методика Вартего «Круги»;

- Тест «Каков ваш творческий потенциал?» (Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 320 с. С. 92-96.)Январь

Продвинутый

Владеет:

  • Создавать инновационные проекты;
  • Презентовать инновационную деятельность

Педагоги:

- Разработка  инновационных проектов;

- Мастер-класс;

- Технология проблемного обучения;

- Технология развивающего обучения

Педагоги:

  • Разработка инновационных проектов;

- Наблюдение и анализ деятельности школьника/

Критерии оценки рассматриваются в соответствие с поставленными целями и задачами инновационного продукта

Образовательный продукт:

Инновация – продукт (разработка компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по определенной теме).

 



Предварительный просмотр:

Методика первичной диагностики и выявления  детей

«группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

Инструкция

«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения! Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».

  1. Считаешь ли ты, то людям можно доверять?
  2. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться прежде всего о себе?
  3. Легко ли ты заводишь друзей?
  4. Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
  5. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
  6. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
  7. Часто ли ты нервничаешь?
  8. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
  9. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
  10. Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
  11. Ты не любишь, когда тебя критикуют?
  12. Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
  13. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
  14. Способен ли ты на грубые шутки?
  15. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
  16. Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
  17. Много ли у тебя близких друзей?
  18. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
  19. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
  20. Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
  21. Раздражают ли тебя родители?
  22. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
  23. Ты всегда уверен в себе?
  24. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
  25. Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
  26. Свои неудачи ты переживаешь сам?
  27. Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
  28. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
  29. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
  30. Бывает, что ты злишься на всех?
  31. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
  32. Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
  33. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
  34. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
  35. Можешь ли ты ударить человека?
  36. Ты иногда угрожаешь людям?
  37. Часто ли родители наказывали тебя?
  38. Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
  39. Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?
  40. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
  41. Легко ли ты можешь рассердиться?
  42. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
  43. Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
  44. Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
  45. Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
  46. Твои родители живут отдельно от тебя?
  47. Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида7
  48. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
  49. Ты подвижный человек?
  50. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
  51. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
  52. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
  53. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
  54. Критикуют ли родители твой внешний вид?
  55. Завидуешь ли ты иногда счастью других?
  56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
  57. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
  58. Часто ли ты дерешься?
  59. Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
  60. Легко ли тебе усидеть на месте?
  61. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
  62. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
  63. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
  64. Часто ли ты ругаешься?
  65. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
  66. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
  67. Является ли один из твоих родителей очень нервным?
  68. Часто ли ты чувствуешь ты себя ничтожным?
  69. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
  70. Ты всегда делаешь все по-своему?
  71. Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
  72. Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?
  73. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
  74. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

Ключ

Показатель

№ вопроса

А. Отношения в семье

5+, 6+, 21+, 22-, 25+, 28+, 29+, 37+, 38+, 39+, 45+,46+, 53+, 54+, 66+, 67+, 71+

Б. Агрессивность

13+, 14+, 19+, 20+, 35+, 36+, 42+, 57+, 58+, 64+, 65+

В. Недоверие к людям

1-, 2+, 3-, 4+, 15+, 16+, 17-, 18+, 34+, 43+, 44+, 59-, 63+, 72+

Г. Неуверенность в себе

7+, 8+, 23-, 24+, 30+, 31+, 32+, 33+, 40+, 41+, 47+, 55+, 56+, 68+, 69+, 73+

Д. Акцентуации:

Д1. гипертимная

Д2. истероидная

Д3. шизоидная

Д4. эмоционально-лабильная

48+, 49+,60-, 74+

9+, 10+, 50+, 61+

26+, 27+, 51+, 70+

11+, 12+, 52+, 62+

Ключ в виде таблицы использовать гораздо удобнее (см. Приложение 1)

Оценка результатов

Показатель

Высокие баллы (группа риска)

А. Отношение в семье

8 и более баллов

Б. Агрессивность

6 и более баллов

В. Недоверие к людям

7 и более баллов

Г. Неуверенность в себе

8 и более баллов

Д. Акцентуации характера

3-4 балла по каждому типу акцентуации

Обработка и интерпретация результатов

Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».

Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.

1.Отношения в семье

Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

  • Напряженной ситуацией в семье;
  • Неприязнью;
  • Ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
  • Страхом перед родителями и т.д.;

Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

            2.Агрессивность

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.

        3.Недоверие к людям

Высокие баллы по этой школе говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

4.Неуверенность в себе

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении,  дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.

        5. Акцентуации характера

К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.

  • Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.
  • Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
  • Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.
  • Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется крайней непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.



Предварительный просмотр:

Профилактика ПАВ

 Беседа «Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас»

Для детей

Конкурс плакатов, рисунков  «Мы за здоровый образ жизни»

Для детей

Родительское собрание "Опасность, которая рядом. Наркомания. Что о ней нужно знать?"

Собрание для родителей



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                          Утверждаю

 

                                                                                                                                                                      Директор школы МОУ СОШ №1

                                                                                                                                                                        ______________      Е.А.Гулиева          

                   

                                                                                                                                                                         «  ______   » __________  2023г.

Циклограмма

педагога - психолога Орловой Н.Т.

  на  2023-24 учебный год    

6-11 классы

Виды деятельности

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

За неделю

1

Организационно - методическая работа

3

3

4

3

3

2

18

2

Посещение уроков

1

1

3

Индивидуальная диагностика

1

1

2

4

Групповая диагностика

1

1

5

 Коррекционные занятия

3

3

1

1

1

9

6

Групповая коррекция

1

1

7

Консультации  

1

1

2

8

 Профилактика и просвещение

1

1

2

9

Рабочее время

7

7

6

7

7

2

36

10

Обед

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

2,5

 

  Время пребывания

09.00- 16.30

   08.00- 15.30

09.00-15.30

08.00-15.30  

09.00-16.30

09.00-11.00

 

                   

                   Педагог-психолог                      Н.Т. Орлова



Предварительный просмотр:

"Ваша самооценка"

Результат #223877205 

Дата завершения: 25.12.2023 13:19
Потрачено времени: 00:12:08

Показать мои ответыПоказать мой результат

Результат

Вам нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникает из искры, которую мы высекли сами или помогли разжечь. Устанавливать контакт с людьми вам мешает высокомерие. Задумайтесь над этим. Иначе вам грозит одиночество. 



Предварительный просмотр:

План-образец характеристики обучающегося школьного возраста (участника ГИА), направляемого  на обследование в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию

1. Общие сведения.

Крылова Анна Сергеевна, 20.10.2006 г.рождения.

Адрес регистрации/места фактического проживания: Большой Сампсониевский пр.

В настоящий момент ребёнок обучается в Государственном бюджетном общеобразовательном учереждении средняя общеобразовательная школа № 104 имени Героя Советского Союза М. С. Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга в 9 классе.

        Программа обучения общеобразовательная основная, форма обучения – надомная.

2. Цель обращения в ЦПМПК СПб – получение рекомендаций по проведению ГИА в специальных условиях в связи с трудностями в обучении, трудностями в усвоении программы по русскому языку, математике и ряду других предметов, а также состоянием здоровья. Ранее в ПМПК родители не обращались.

3. Сведения об обучении.

Возраст начала обучения – 7 лет. В данной ОО Анна обучается с первого класса. До поступления в ОО ребенок посещал дошкольную ОО. Программу не дублировали, из класса в класс условно ребенка не переводили.

Сведения о формальной успеваемости по основным предметам. С первого по восьмой класс Анна училась без двоек. Девочка имеет стабильную оценку 3  по русскому языку и математике. По остальным предметам у нее 4 и 5.  В 9 классе по итогам первой четверти у девочки 6 троек (русский язык, алгебра, геометрия, история, обществознание, география).

4. Особенности обучения по образовательной программе.

Проблемы в обучении стали очевидны практически с первого класса. На домашнее обучение девочку перевели уже со второго класса. Она не могла учиться в классе, отвлекалась.  Рассматривала класс как средство коммуникации, а не среду для обучения.

К данной ОП ребенок адаптирован. Занятия проходят регулярно. Пропуски уроков по неуважительной причине отсутствуют.

Отношение к учебной деятельности: девочка проявляет интерес к учебной деятельности, старается быть активной на уроках, задает вопросы по темам, которые ей понятны. Однако уровень усвоения учебного материала по ряду предметов очень низкий, положительная динамика в процессе обучения недостаточная.

У Анны развито зрительное, слуховое восприятие, однако мыслительные процессы несколько заторможены, внимание рассеянно, память кратковременная. Девочка работоспособна, однако часто отвлекается, стареется выполнить поставленную задачу быстро, формально. «Глубина содержания»  в ее работах отсутствует.

Русский язык: работа с тестами вызывает у ребенка большие трудности в связи с тем, что теоретические сведения запомнить он не может, воспроизвести по аналогии какие-либо правила тоже не получается. Как правило, решено оказывается около 20 процентов тестового материала.

Прочитать внимательно и попытаться понять смысл прочитанного без помощи учителя не удается. Письменная речь невыразительна, фразы короткие, много речевых и грамматических ошибок. Часто пишет предложения, смысл которых непонятен или в которых отсутствует продолжение начатой мысли.

Литература:  Анна читает книги, знает основное содержание прочитанных текстов, может пересказать его, но очень поверхностно.  Однако часто, работая с текстом, она может невнимально его читать, пропускать отдельные эпизоды, в связи с чем у нее не получается ответить на заданные  вопросы.

        На занятиях девочка активна, охотно выполняет все задания, однако нуждается в постоянном контроле, т. к. внимание рассеянное, часто может о чем-то задуматься и не работать (например, когда нужно писать, она смотрит в одну точку и думает о чем-то своем). При выполнении учебных заданий девочка нуждается в помощи педагога. Ей нужны наводящие вопросы, комментарии, просьбы перечитать написанное и попытаться выразиться по-другому, обратить внимание на определенные формальные признаки, посмотреть на образец и проанализировать свою работу, исправить ошибки, опираясь на комментарии учителя. Виды помощи : используются дополнительное объяснение, подсказка, памятки, алгоритмы действий. Насколько эффективна помощь: постоянная пошаговая помощь учителя и создание комфортных условий для ребенка способствует его развитию и освоению программы на базовом уровне.

5. Психологические особенности.

        Девочка доброжелательна, открыта к общению, приветлива. Охотно идет на контакт как со сверстниками, так и с педагогами. Состояние эмоционально-волевой сферы – умеренная эмоциональная возбудимость. Предпочитает общаться с обучающимися своего возраста, однако и не избегает общения с младшими и старшими школьниками. Дисциплинарные требования соблюдает.

6. Доминирующие увлечения. 

Анна ходит восьмой год в музыкальную школу, занимается вокалом, прекрасно поет. Часто выступает с сольным номером на школьных мероприятиях.

7. Состояние здоровья ребенка.

 Простудными заболеваниями девочка болеет примерно раз в год. Родители следят за состоянием ее здоровья. У девочки есть хронические заболевания, затрудняют процесс обучения.  Вредных привычек нет.

8. Характеристика семьи. 

Анна проживает в полной семье с мамой, папой и братом. Мама – преподаватель, папа – индивидуальный предприниматель. Семейное воспитание в меру строгое, непопустительское. Ребенку уделяется достаточно внимания. Воспитанием детей в семье занимается преимущественно мама. Степень помощи в учебе – 50/50 (со слов мамы).

Отношение самого ребенка к проблемам и трудностям можно охарактеризовать как равнодушное. Ребенок признает свои неудачи, но относится к ним достаточно спокойно.  Мама переживает за успехи в учебе, заставляет переделывать плохо выполненные задания.  Мама постоянно взаимодействует с администрацией школы, с педагогами-предметниками, со школьными психологами. Посещает родительские собрания.

После окончания школы родители планируют, чтобы ребенок поступал в медучилище. Сама Анна колеблется, то соглашается с мнением родителей, то говорит, что пока не определилась с выбором будущей профессии. Профориентационную работу проводят как дома родители, так и педагоги  школы.

9. Общие выводы и впечатления о ребенке.

Девочка регулярно занимается, старается, наблюдаются  хоть и небольшие, но прогрессивные успехи. Несмотря на достаточно низкий уровень усвоения учебной программы, потенциальные возможности у ребенка есть.  В связи с чем хотелось бы, чтобы ребенок сдавал ГИА в особых условиях с педагогом-ассистентом.

        

Руководитель ОО:        

Классный руководитель:                                    



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма

                                                       (МАОУ СОШ №1)

27.01.2023.

  На основании письма АУ «Институт развития образования» от 18.01 2023 №70

В рамках открытия работы виртуальной дискуссионной площадки  по теме: «Организация профилактической работы с обучающимися по итогам социально-психологического тестирования в 2022-23 учебном году» принимает участие педагог-психолог Орлова Наталия Тимофеевна,  которая  делится опытом работы по данной теме в формате статьи.

Статья: «Алгоритм профилактической работы педагога-психолога по результатам  социально - психологического тестирования подростков» (из опыта работы педагога-психолога МАОУ СОШ №1 Н.Т. Орловой).

С 2018 года в нашей школе проводится социально-психологическое тестирование обучающихся. Цель  тестирования - выявление скрытой и явной рискогенности, социально-психологических условий,  формирующих психологическую готовность к адиктивному

 (зависимому) поведению. Для того, чтобы эффективно  выстроить свою профилактическую работу по употреблению ПАВ,  я   анализирую  ситуацию в школе и сравниваю с  полученными показателями по тестированию. Продумываю план работы. Таким образом, работаю как специалист  по  следующему алгоритму:

  1. Получаю результаты СПТ от завуча.
  2. Просматриваю результаты по школе.
  3. Провожу сравнительный анализ результатов социально-психологического тестирования по классам.
  4.  Сравниваю результаты классов по параллели, например 7а с 7 б и с общешкольным результатом.  Выстраиваю диаграммы и делаю анализ.  
  5. Провожу анализ после профилактической работы (ПАВ), что позволяет увидеть динамику изменений в группе риска по классам и образовательной организации.  Анализ даёт возможность   увидеть изменения каждого класса в каждом году, увидеть результативность работы и изменение ситуации по каждому отдельному классу.
  6.   Для более полного понимания  ситуации я смотрю вероятность вовлечения в употребление ПАВ в параллелях за последние 2 года.    

 После проведенного  анализа ситуации по школе, параллелям, классам,  а также после анализа динамики, я начинаю корректировать план профилактической работы, составленный в начале учебного года

Для  каких-то классов добавляю мероприятия, смотрю, в каком направлении работать с каждым конкретным классом совместно с классным руководителем, продумываю, в каких классах нужно  провести   родительское  собрание на конкретную тему.   Полученные результаты тестирования корректно (с учётом конфиденциальности) довожу   до сведения классных руководителей, администрации школы, выступаю на педагогических советах. В отдельных случаях, если есть необходимость , прописываю список рекомендаций по работе с классом для классных  руководителей и отдельно для родителей, особенно делаю это в тех классах, где высокий процент вероятности вовлечения в употребление ПАВ.

 Провожу с обучающимися занятия, направленными на развитие сопротивления негативному влиянию группы, снижения  склонности к совершению необдуманных поступков, формирование навыков эффективного отказа от сомнительного предложения, формируем совладающее поведение, изучаем 15 способ как отказаться от предложения попробовать ПАВ.  С  большим интересом   проходят   тренинги на развитие активной жизненной позиции, социальной активности.

В  реализации профилактической работы  я использую  следующую литературу:

Варначева А.Г. « Методические рекомендации по результатам СПТ».

Принимаю участие в вебинарах по проведению СПТ подростков.

Параллельно с групповой работой, о которой я рассказывала выше, проводится и индивидуальная.

Анализируя результаты классов, я составляю список детей группы риска, в первую очередь туда входят дети и с провоцированием к аддикции и с готовностью к первой пробе. Особенно опасно, если обе этих шкалы красные.  

Далее, составляю таблицу

Ф.И.О.

Класс

Отклонение от нормы по параметрам

В норме

Запланированная работа и дата проведения

1

Потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, аддиктивные установки, склонность к риску, тревожность, непринятие родителями и классом

Импульсивность

социальная активность

самоконтроль поведения

…..

  В зависимости от того,  в чём наметилось отклонение, выстраиваю свою работу. Поле «в норме» мне необходимо для того, чтобы понимать, на что  я могу  опереться в работе с  подростком.

 Потом провожу  индивидуальную работу с семьями и детьми в зависимости от результатов тестирования. В случае, если   это непринятие родителями, начинаю  разбираться  в детско-родительских отношениях, если непринятие классом, смотрю социометрию, какая там ситуация и т.д.

Иногда, согласно результатам методики, в группу риска попадают совершенно неожиданные дети из благополучных семей. Как на это реагировать пока не знаю, но, безусловно, корректно провожу работу с детьми и их родителями, анализирую ситуацию. И стараюсь сублимировать подростка на социально одобряемую деятельность. По результатам СПТ  я делаю следующие документы:

- План работы по профилактике употребления ПАВ  с  обучающимися группы риска

- Сравнительный анализ результатов социально-психологического тестирования по классам, параллелям, годам.

 - Анализ динамики изменений в группе риска по классам и образовательной организации

 - Список детей группы риска в соответствии с результатами СПТ, план индивидуальной работы с ними

 - План профилактики (откорректированный) по результатам СПТ

 - Отчет о работе, проведенной в соответствии с откорректированным планом

 - Протоколы общешкольных и классных родительских  собраний.

         И.о. директора МАОУ СОШ №1                             Е.А. Гулиева

         Педагог-психолог МАОУ СОШ №1                        Н.Т. Орлова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....

ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЦЕНТРА ЗА 2013 ГОД

Научно-методическая деятельность учреждения определяется в соответствии с целевыми задачами и характером планируемых нововведений.  Новые приоритеты в молодежной политике, направленные на создани...

Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ

Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся....

Проектирование как значимая часть организационно-методической работы современной образовательной организации.

Вся оранизационно-методическая работа в школе может быть организована как проектная деятельность. В статье приведены примеры успешных проектов, реализуемых  в сельской школе....

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ  К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:анализ и планирование деятельности; курсы по...

ПЛАН РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

ПЛАН РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ...