Профилактика суицидального поведения подростка
консультация по психологии на тему

Как понять, что поведение ребенка становится тревожным? Какие видимые и невидимые признаки сопровождают его поведение? Как неуспешная школьная жизнь влияет на личность?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_detskogo_suitsida.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Как понять, что поведение ребенка становится тревожным?

  1. Резкие изменения в поведении. 
  • в круге общения (мало общается с прежними друзьями и много – с новыми, возможно, «виртуальными», часто - старше его, с резко отличными от его интересами). О своих новых друзьях ребенок рассказывает либо очень лаконично, в резкой манере, либо вообще отказывается обсуждать и, тем более, знакомить их с родителями.
  • в доминирующих интересах ребенка: основными темами для чтения, обсуждения и творчества (книги, музыка, сайты и т.п.) становятся темы смерти, суицида, самоистязания, похудения, деструктивного поведения, которые могут проявляться намеками, мрачными метафорами; равнодушие к любимым ранее видам досуга
  • в манере одеваться
  • самоизоляция и скрытность
  • эпатажность
  • тенденция к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены
  • употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики)
  • снижение повседневной активности (стремительное ухудшение школьной успеваемости, прогулы учебных занятий, неразговорчивость)

2. Резкие изменения в эмоциональном состоянии

  • внезапно возросшая тревожность
  • внезапная чрезмерная замкнутость,
  • депрессивное настроение, склонность к меланхолии
  • чрезмерная плаксивость
  • резкие перепады настроения
  • крайняя импульсивность
  • выражение вербальной агрессии (конфликты с одноклассниками, в семье и тп)
  • выражение физической агрессии, направленной на окружающих (драки с родственниками, сверстниками) или на себя самого («селфхармы» - порезы кожи рук, ног, живота, проколы разных участков тела)
  1. Языковые индикаторы:
  • Ослабление / исчезновение из активного лексикона ребенка слов, характеризующих радостные переживания
  • Замедленный темп речи, заполнение речевых пауз вздохами, монотонность интонаций речи
  • Высказывания, оговорки / незавершенные мысли, отражающие негативные тенденции
  • Метафоры, обобщающие фразы, содержащие псевдофилософские рассуждения, а также иносказательные и многозначные афоризмы.
  • Высказывание мыслей о своей ненужности, бессмысленности существования, своем одиночестве.

  1. Ребенок состоит в группе, распространяющей подозрительный или негативный контент на темы курения, употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ, ненависти к определенным социальным группам или национальностям, насилия, жестокости, совершения суицида, похудения, вовлечения в противозаконную деятельность (мошенничество, экстремизм).
  2. Ребенок проводит в социальной сети настолько много времени, что даже пренебрегает ежедневными делами: едой, сном, учебой.
  3. На его «аватарке» (фотографии профиля в социальной сети) могут появляться мрачные фотографии, кровь, акты насилия и жестокости.
  4. На странице его аккаунта в социальной сети демонстрируются фото-, видео- или текстовые материалы, содержащие негативный контент.
  5. Негативная, тревожная реакция ребенка на звук получения нового сообщения по электронной почте, в социальной сети, посредством мессенджеров и др.

Профилактика суицидального поведения подростка

Поддерживайте доверительные отношения с ребенком: честный, открытый и  

   доброжелательный диалог со значимым взрослым (а педагог является для ребёнка значимым взрослым, как и родитель) - самое эффективное средство обеспечения безопасности маленького человека в современном, быстро меняющемся мире.

  1. Проявляйте понимание, поддержку и помощь при появлении проблем. Пусть ребенок будет уверен в том, что вы не будете ругать его за совершенные ошибки. Поделитесь с ребенком своими сомнениями, страхами в этой ситуации, объясните свое состояние, приведите примеры из личного жизненного опыта.
  2. Не закрывайте от ребенка сложные для понимания темы (в том числе тему жизни и смерти), последствия совершаемых поступков и возможную их необратимость. Делайте это тактично, аккуратно, но откровенно.
  3. Побуждайте ребенка говорить «нет» в ответ на неприятные и нежелательные для него просьбы или предложения. Необходимо научиться оценивать их нравственный вес.  
  4. Относитесь серьезно и внимательно к угрозам ребенка и высказываниям суицидального характера. Не игнорируйте и не насмехайтесь над ними, даже если угрозы кажутся Вам несерьезными. Не припоминайте сказанные им ранее слова о желании причинить себе вред – это может спровоцировать подростка на реальные действия.
  5. Развивайте критическое отношение ребенка к информации. Объясняйте, что не вся публикуемая информация является правдой. Необходимо проверять ее, используя различные источники, обращаясь к родителям, старшим братьям / сестрам, учителям, друзьям. Критическое мышление –  тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Именно развитое критическое мышление может выступать страховкой от попадания под манипуляции организаторов деструктивных сообществ.
  6. Заведите аккаунты в социальной сети, популярной среди ваших ребят, войдите в число друзей. Вы будете видеть динамику его общения в сети, при этом у него не возникнет серьезного сопротивления против подобных действий.
  7. Регулярно интересуйтесь активностью ребенка в социальной сети (появление новых друзей, актуальные посты на стене, комментарии, новые сообщества и т.п.). Родителям: установите программу или приложение родительского контроля, которая позволит проводить мониторинг активности ребенка в сети.
  8. Стимулируйте всестороннее развитие ребенка как личности.

Привлекайте ребенка к участию в культурных событиях, занятиям спортом. Обсуждайте жизненные перспективы (планы на будущее, мечты, цели, не только учебные, но и общечеловеческие) и траекторию карьерного развития (выбор образовательных учреждений, будущей профессии и т.п.)

Что делать, если вы обнаружили, что ребенок состоит

 в «группе смерти»:

  1. Оповестить родителей!

Установить контакт с ребенком и прояснить ситуацию. Если контакта с ребенком нет, то лучше очно обратиться к психологу сначала самостоятельно, чтобы обрести уверенность в себе и начинать этот контакт налаживать.

  1. Оценить суицидальный риск.

  Были ли в прошлом попытки суицида, есть ли признаки того, что ребенок может планировать суицид? Если риск высокий – родитель сразу вместе с ребенком должен обращаться за помощью, помощь можно получить в государственном медицинском учреждении, обратившись к детскому психиатру.

  1. Выяснить как долго он состоит в группе и проанализировать его поведение. Если при анализе обнаружили признаки тревоги, то также лучше обратиться за помощью. Если риск низкий - обсудить вместе с ребенком его интерес к подобной теме, выяснить что его привлекает – любопытство, субкультура, страх. Поддерживать его вопросы к ВАМ, если они будут. Не бояться разговоров.
  2. Если учитель или родители обнаружили, что в отношении ребенка были попытки склонения к суициду в личных переписках – сохранить все доказательства и обращаться в правоохранительные органы.
  3. После сохранения доказательств, на обнаруженные группы можно жаловаться в Роскомнадзор и в администрацию ВКонтакте.

Дистанционные службы помощи:

-всероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 (круглосуточно)

- онлайн-чат по адресу твоятерритория.онлайн (с 15.00 дня до 03.00 ночи, ежедневно (время московское))

- Линия помощи «Дети онлайн» по вопросам безопасного использования Интернета (9-18 пн-пт, по московскому времени)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"

Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный  выход из сложной, невыносимой ситуации....

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

Программа профилактики суицидального поведения подростков.

Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...

Методические рекомендации кураторам по профилактике суицидального поведения подростков

Данная работа является буклетом и  содержит информацию о стадиях суицидального поведения, признаках и причинах....

Психолого-педагогический семинар "Профилактика суицидального поведения подростков"

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суи...

Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"

Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия:  содействие  социальной адаптации подростков через осознание отве...