Практикум для педагогов «Решение конфликта – творчество учителя»
план-конспект по психологии на тему

Снурницына Ирина Валерьевна

Практикум для педагогов

«Решение конфликта на уроке – творчество учителя»

 

«Не постоянное ли горе жизни состоит в том,

что люди большей частью не понимают друг друга,

не могут войти один в состояние другого!»
И. П. Павлов

Цель: формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1. Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни педагога;

2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;

    Необходимые материалы:  моток толстых прочных ниток, листы бумаги, стикеры в форме цветков разного цвета с заданиями, ручки, таблицы «Мотивы плохого поведения», карточки с «Ты-высказываниями», цветные половинки кругов, бейджики, цветные листы А4, фломастеры, скрепки, карандаши, мешочек со свертками с пожеланиями.

Время проведения: 60 мин

Подготовка зала: В зале стоят по 4 стола в 2 ряда и стулья вокруг них. Должны быть компьютер, проектор.

       План:

 

  1. Подготовительная часть. Знакомство участников.
  2. Основная часть.
  • Выдвижение проблемы.
  • Обсуждение основных стратегий решения конфликтных ситуаций в диаде «учитель-ученик».
  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_konfliktov-tvorchestvo_uchitelya.docx50.34 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДПО «Учебно-методический центр»

"Психолого-педагогические аспекты формирования личности

безопасного типа в образовательной среде"

Практикум для педагогов

«Решение конфликта – творчество учителя»

 

Снурницына И.В., педагог-психолог

МАОУ Апрелевская СОШ №1

г. Наро-Фоминск

2018г.

Практикум для педагогов

«Решение конфликта на уроке – творчество учителя»

«Не постоянное ли горе жизни состоит в том,

что люди большей частью не понимают друг друга,

не могут войти один в состояние другого!»
И. П. Павлов

Цель: формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1. Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни педагога;

2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;

    Необходимые материалы:  моток толстых прочных ниток, листы бумаги, стикеры в форме цветков разного цвета с заданиями, ручки, таблицы «Мотивы плохого поведения», карточки с «Ты-высказываниями», цветные половинки кругов, бейджики, цветные листы А4, фломастеры, скрепки, карандаши, мешочек со свертками с пожеланиями.

Время проведения: 60 мин

Подготовка зала: В зале стоят по 4 стола в 2 ряда и стулья вокруг них. Должны быть компьютер, проектор.

       План:

  1. Подготовительная часть. Знакомство участников.
  2. Основная часть.
  • Выдвижение проблемы.
  • Обсуждение основных стратегий решения конфликтных ситуаций в диаде «учитель-ученик».
  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Ход занятия

  1. Подготовительная часть.

При входе в зал каждый участник семинара случайным образом получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение участников в группе способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между педагогами).

Всего 4 столов, вокруг которых рассаживаются участники игры.

Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые коллеги! Каждый из вас проделал долгий путь, чтобы добраться к нам. Мне это очень приятно. Надеюсь, что сегодняшний день вы проведете с пользой.

Ведущий: «Прежде, чем начать наше обсуждение, я предлагаю нам настроиться на приятное проведение сегодняшнего семинара, а также  познакомиться друг с другом. Перед вами лежат бейджики, напишите, пожалуйста, на них свои имена (так, как хотите, чтобы к вам обращались). Ведущий тоже представляется. 

Упражнение «Картинки».

Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.

Педагоги выбирают один цветок, соответствующий настроению, выполняют задание, написанное на обратной стороне (необходимо сделать комплимент, сидящему справа/слева/с обеих сторон соседям). Например, вы отлично сегодня выглядите, вы хороший друг, вы отличный коллега  и т.п.

  1. Основная часть.

         Выдвижение проблемы

Ведущий:  «А сейчас уважаемые коллеги, чтобы понять, о чем же мы сегодня поговорим, я попрошу вас встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза.»

Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

«Известно, что давным - давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом.

       Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей и они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характер, привычки, желания и стремления.

« Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? – размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить.

Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.

Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить.

«Воистину нить - эта была уникальна. Она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась.

Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы не связывались вновь. Такой узелок напоминал о прошлой ссоре. Что сделали люди с подарком мудреца?

Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатый».

Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Ведущий на последнем участнике игры, стоящий в кругу, отрезает нить от лотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

«Дорогие друзья! – обращается ведущий. Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми».

А если, - продолжает ведущий, - кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем….

Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: «Он тянет одеяло на себя».

Некоторые люди, - продолжает ведущий, - предпочитают надевать эту нить себе на шею. Попробуйте. Тех, кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях люди говорят: «посадил себе на шею». 

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью,- продолжает ведущий, - многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, натянут на шею, или вообще отпустят. Не на то рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела.

Вопросы:

«Чему эта игра может научить?»

Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.

Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным.

Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити».

         Ведущий благодарит за участие, участники рассаживаются.

Ведущий: К сожалению, школьная жизнь тоже не лишена отрицательных моментов. В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. И эти отношения иногда перерастают в конфликт. В. А. Сухомлинский считал, что умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для педагога крайне важно.

Как уберечь себя от конфликтов? Как разрешить конфликтную ситуацию? Какая роль принадлежит педагогу при разрешении конфликтов и конфликтных ситуаций? Это круг вопросов, которому будет посвящена наша с вами сегодняшняя работа.

Итак, сегодняшний практикум мы назовём «Решение конфликта – творчество учителя». (Слайд 1)

Конфликт – это столкновение интересов, противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления интересов других.(Слайд 2)

Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Избежать их невозможно, можно только решить их. Иначе наступает застой в развитии.

Искусство выхода из конфликтных ситуаций как один из факторов здорового образа жизни педагогического коллектива.

 Мы с вами поделимся на 2 группы

  • Учителя
  • Ученики

Ведущий: Итак. Сейчас я попрошу участников группы подумать, каковы причины возникновения конфликтов на уроке с точки зрения учителя и с точки зрения учеников? Обсуждение в течение 5 мин. (каждая группа называет причины).

Участники перечисляют. Примерные ответы учителей: 

  • Плохое поведение учащихся,
  • их несобранность,
  • современная «раскованность», переходящая в самоуверенность и грубость по отношению не только друг к другу, но и ко взрослым,
  • пропуски занятий
  • опоздания.
  • невыполнение домашнего задания;
  • внешний вид. (слайд3)

Примерные ответы учеников:

  • грубость и несдержанность со стороны учителя;
  • необъективность при оценке знаний;
  • неинтересное ведение урока;
  • неподготовленное домашнее задание учеником;
  • опоздание на урок (слайд4)

Ведущий: Таким образом,  по мнению учителей, наиболее распространенной причиной возникновения конфликта на уроке является «плохое поведение» ученика.

Информирование о возможных мотивах «плохого» поведения детей

 Таблица 1. Мотивы «плохого» поведения (Слайды 5-9).  Классификация, положенная в основу этого практичного подхода, создана американским ученым — педагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом.

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избег неуда

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению

Мода на «сильную личность», отсутствие конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли

Нет

Эмоции учителя

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть, страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Желания учителя

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакции ученика

Временно прекращают выходку

Прекращают выходку, когда решат сами

Прекращают выходку, когда решат сами

Попадают в зависимость от учителя. Продолжают ничего не делать

Способы профилактики

Учить детей просить внимания приемлемыми способами. оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации. отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

Ведущий знакомит участников с четырьмя мотивами «плохого» поведения, которые представляют как бы четыре частные логики: одним детям хорошо, когда они в центре внимания, другим — когда они главные в любой ситуации; третьим — когда они могут отомстить за обиду; четвертым — когда их оставляют в покое. Рассказ сопровождается демонстрацией слайда «Мотивы плохого поведения»  и совместным обсуждением с участниками семинара.  

Ведущий: «Для того чтобы конструктивно разрешить конфликтную ситуацию, немаловажным является определение мотивов «плохого» поведения ученика

Упражнение «Мотивы «плохого» поведения

Ведущий предлагает участникам следующую ситуацию для определения мотива «плохого» поведения: «Ученица сидит и рыдает на уроке». (слайд 10) 

Участники предлагают варианты мотивов такого поведения.

Ведущий подводит к тому, что мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:

  • Если вы подошли к ней и плач затих — это «привлечение внимания».
  • Если вы подошли к ней, и плач стал громче — это «власть».
  • Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии — это может быть «месть».
  • Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может — это может быть «избегание неудачи».

Ведущий просит участников тренинга привести встречаемые ими в жизни примеры «плохого» поведения учеников и проанализировать, каковы мотивы того или иного поведения.

Ведущий: Уменьшить вероятность возникновения конфликтных ситуаций поможет овладение коммуникативной техникой, которая включает в себя рефлексивное эмпатическое слушание, умение сосредоточиться на предмете разговора, своевременно задавать вопросы и высказывать свое мнение об услышанном

Ведущий: Обратимся к слайду (Слайд 4), на котором причиной конфликтов с точки зрения ученика, является «грубость, несдержанность учителя». Одним из главных инструментов в работе учителя, соответственно,  в  предотвращении и разрешении конфликтов, является СЛОВО.  Основная задача учителя (в целях недопустимости конфликта или сведение его к  конструктивному) - умение доносить информацию до учеников так, чтобы она была ими адекватно воспринята и присвоена.

Упражнение «Варианты общения»

Цель: попробовать разные варианты общения.

Участники разбиваются на пары. Деление на пары происходит с помощью разрезанных кругов определенного цвета. Половинки кругов выдаются участникам с раздаточным материалом.

"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "отпуск". По сигналу разговор прекращается.

"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

Вопросы:

1. Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?

2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

4. Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?

Вывод: упражнения показали нам, не всегда в процессе общения люди понимают друг друга. Вследствие чего могут возникать конфликты.

Ведущий: Информацию можно доносить с помощью «Ты-высказываний» (высказываются человеку о его действиях, поведении и т.д.) и «Я - высказываний» (характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации.) Зачастую в сложных, напряженных ситуациях, мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников. (Слайд 11)

Упражнение «Ты-Я-высказывания».

 

Сравните:

А) «Когда на моем столе оставлены   бумаги...» Б) «Когда вы оставляете свое барахло разбросанным на моем столе...»

А) «Когда на меня повышают голос...» Б) «Когда вы орете и гавкаете на меня...» (слайд)

Вариант «Б» - плохое начало. При варианте «А» ваше заявление представлено как чисто ваша проблема. В этом случае собеседнику будет трудно опровергнуть его.

 «Я -  сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, педагогов. Нередко учителя закрываются от детей броней «авторитета», который стараются поддерживать, во что бы то ни стало. Надев маску «педагога», мы боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что учителя могут вообще что-то чувствовать.

Участника семинара по подгруппам предлагается заменить «Ты-высказывания» на «Я-высказывания». (выдача карточек с «Ты –высказываниями»). Время обсуждения в группах 3 мин.

Пример: «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»

-Ты никогда меня не слушаешь!

-  Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

- Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?

- Мне не сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос- задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

- Вечно ты хамишь!

- Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимой.

- Ты всегда ужасно себя ведешь!

- В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

- Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!

-  Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, что бы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

- Вы всегда ведете себя шумно!

- Ты как всегда не готов к уроку!

- У тебя уже целую неделю, нет ручки!

Можно использовать три варианта описания эмоциональной реакции на нежелательную для вас ситуацию. (слайд 12)

1.Сказать о конкретной эмоции, реакции, в которой вы сейчас находитесь: Например: «Когда вы..., я чувствую себя рассерженным (забитым, беспомощным, виноватым).

2.Иногда легче описать эмоции в виде того, что вы делаете в этом состоянии. Например: «Когда вы..., я начинаю    кричать на вас (замыкаюсь в себе, решаю все делать сам)».

3.Вашей реакцией может быть желание, которому вы сопротивляетесь. Пример: «Когда вы..., мне хочется просто выйти (появляется желание избегать вас, хочется бросить все это).(Слайд)

Итак, схема «Я-высказывания»: (слайд 13)

1.Событие - «Когда...» (описание нежелательной ситуации).

2.Ваша реакция - «Я чувствую…» (описание ваших чувств).

3.Предпочитаемый исход - «Мне хотелось бы, чтобы...» (описание желательного варианта). (Слайд)

Вывод:  Такие «Ты - высказывания», которые слышат ученики обычно вызывают ответную реакцию, они отвечают педагогам отрицанием, обидой, защитой.

«Я-высказывания» характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации. Эти чувства вы высказываете без приказа, осуждения, выговора, т.е. оставляете за учеником возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Иными словами «Я-высказывания» передают другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки и подталкивают оппонента к другим реакциям.

Упражнение «Веревочки»

Инструкция: 

Продолжаем работать в парах. Сейчас вы встанете в пары А с Б, возьмитесь за концы карандаша и тяните карандаш каждый в свою сторону.

Но прежде, чем вы начнете выполнять упражнение, каждый получит секретную инструкцию. Прочитайте ее, но никому не показывайте.

Ведущий раздает листочки с дополнительными инструкциями.

Для «А»: «Ваш партнер хочет склонить вас на свою сторону. Вы с этим не согласны».

Для «Б»: «Вы должны постараться вытащить партнера из «болота». Старайтесь изо всех сил, а то он утонет».

По сигналу ведущего пары начинают выполнять упражнение.

Обсуждение:

Каждый назовите свою инструкцию (тайную)?

  1. Что вы чувствовали когда выполняли упражнение?
  2. Добились ли вы результата?
  3. Какой был бы результат, если бы инструкция была известна.

Это упражнение иллюстрирует позицию учителя, который является участником в конфликтах и в их разрешении.

Очень часто в конфликтных ситуациях между педагогом и учеником строятся отношения, противодействия друг другу.

Позиция участников группы «А» иллюстрирует детскую позицию в конфликте, каждый «тащит одеяло на себя», но есть и другие способы добиться цели, договориться, уступить. Детская позиция: «Если я хочу, то мне нужно этого добиться любой ценой. «Вынь, да положь».

Позиция участников группы «Б» иллюстрирует позицию взрослого (педагога), который пытается вытащить ребенка из конфликта. Он пытается найти способ удовлетворить их желания, достичь цели, но дети об этом не знают.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. д.

Таким образом, реагируя на поведение учащегося с точки зрения ВЗРОСЛОГО, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя.

Упражнение «Скрепка»

У вас на столах имеются скрепки, обычные канцелярские скрепки, попробуйте по моей команде выровнять скрепку в одну линию.

А теперь сложите ее в исходное положение.

Когда обижаешь человека – не задумываешься над природой человеческого поведения, почему он поступает именно так, а не по-другому; а восстановить хорошие отношения, как и нашу скрепку, очень сложно.

Вывод: корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной деятельности педагога. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой.

В связи, с чем обращаю ваше внимание на следующие правила решения конфликтных ситуаций.

Правила решения конфликтных ситуаций (слайды 14-16)

Правило 1 «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Дейл Карнеги).

Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов.

Правило 2. «Задержи реакцию!».

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. «Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю.

Правило 3. «Переведи реакцию»

Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой. Этим снижается "замысел" борьбы.

Правило 4. «Будь рационализатором!»

Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным.

Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом, будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает учитель.

Правило 5. Парадоксальная реакция

Постарайтесь при случае обратить коварный замысел нарушителя дисциплины на пользу себе и делу. Желательно так "разложить" суть ситуации для ребят, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь (с иронией, естественно). Учитель предстает сильной и оригинальной личностью.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

«Уважаемые коллеги, надеюсь, на сегодняшнем занятии мне удалось показать важность решения конфликтов между педагогом и учеником. В заключении приглашаю вас просмотреть мультфильм.

Просмотр Мультфильма «Конфликт»

https://youtu.be/TZCWPB-zoZc

Ведущий: С точки зрения Акинина М.Д., отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе и школе, деструктивные — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

На мой взгляд, лишь только, творчество учителя в предупреждении и решении конфликтов на уроке является одним из залогов формирования личности безопасного типа в образовательной среде!

 Искренне хочу поблагодарить всех участников нашего мероприятия.

Прежде, чем попрощаться, предлагаю заполнить мини-анкету (анкета обратной связи).  

Выступления желающих, обсуждение.

Упражнение: Свертки с пожеланиями.

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть из мешочка сверток с пожеланиями на память о нашей встрече.

- Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным

- Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника

- В споре умей выслушивать собеседника до конца

- Уважай чувство других людей

- Любую проблему можно решить

- Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься

- Не сердись, улыбнись

- Начни свой день с улыбки

- Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего

-  Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь

-  Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия

- Всегда внимательно выслушай своего собеседника

(Слайды 17-18)

Литература:

  1. Акинин М. Д., Веригина Л. В. Конфликт «учитель — ученик» // Юный ученый. — 2016. — №4. — С. 85-91. URL: http://yun.moluch.ru/archive/7/502/ (дата обращения: 10.12.2018)
  2. Брофи Дж., Гуд. Т. Отношение учителя к ученику. 1974 г.Громова О. И. Конфликтология, курс лекций М.: ЭКСМО, 2000 г.
  3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.
  4. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Книга для учителя. М. «Просвещение» 1991 г.
  5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М., 2000.
  6. Краткий психологический словарь. Под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М. 1986 г.
  7. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. Серия  "Психолог в школе" «Генезис», 2004. http://nkozlov.ru/library/psychology/psychology2/
  8. Педагогический энциклопедический словарь. Под редакцией Б. М. Бим-Бау — М.: «Большая российская энциклопедия».
  9. Темина С. Ю. Конфликт школы или «школа конфликтов» М. 2002 г.
  10. Фопель К. «Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего ». Москва, Генезис, 1999

Приложение 1.

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избег неуда

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению

Мода на «сильную личность», отсутствие конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли

Нет

Эмоции учителя

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть, страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Желания учителя

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакции ученика

Временно прекращают выходку

Прекращают выходку, когда решат сами

Прекращают выходку, когда решат сами

Попадают в зависимость от учителя. продолжают ничего не делать

Способы профилактики

Учить детей просить внимания приемлемыми способами. оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации. отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

Приложение 2.

Карточка «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»

-Ты никогда меня не слушаешь!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Вечно ты хамишь!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Ты всегда ужасно себя ведешь!

- ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!

-  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Вы всегда ведете себя шумно!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Ты как всегда не готов к уроку!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- У тебя уже целую неделю, нет ручки!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3.

 Свертки с пожеланиями.

- Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным

- Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника

- В споре умей выслушивать собеседника до конца

- Уважай чувство других людей

- Любую проблему можно решить

- Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься

- Не сердись, улыбнись

- Начни свой день с улыбки

- Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего

-  Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь

-  Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия

- Всегда внимательно выслушай своего собеседника

Приложение 4.

Уважаемая коллега!

Буду рада, если вы оставите отзыв о моем выступлении.

Отзывы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пожелания:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по культуре общения. "Конфликты в нашей жизни" 8- 9 классы.

Учащиеся должны изучить понятия «спор», «конфликт», инцидент», «конфликтная ситуация», развить умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки....

Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"

Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...

сертификат ( тренинг- практикум "Предупреждение и разрешение конфликтов")

тренинг- практикум "Предупреждение и разрешение конфликтов"...

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Общение без конфликтов"

Тема: ОБЩЕНИЕ БЕЗ КОНФЛИКТОВ(слайд 2)        Известный педагог  В.А. Сухомлинский писал: “Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание ...

Семинар-практикум для классных руководителей «Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»

Семинар-практикум для классных руководителей«Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»...