Психологическая сущность феномена одаренности
статья по психологии

Бебешина Наталья Михайловна

В последние годы  учителям поступает довольно много обращений родителей с просьбой «выделить»/«заметить» одаренность ребенка, поступающего или обучающегося в школе. Каждый ученик – индивидуальность, это бесспорно. Но наблюдать истинную одаренность ребенка приходится, к сожалению, не часто. Чтобы понять, что видение одаренности родителем и педагогом порой объективно не совпадает, давайте попробуем проанализировать психологическую сущность феномена одаренности, определить его суть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya_n.m.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Бебешина Наталья Михайловна

МБОУ СОШ №3 города Чехова Московской области

Психологическая сущность феномена одаренности.

           В последние годы  учителям поступает довольно много обращений родителей с просьбой «выделить»/«заметить» одаренность ребенка, поступающего или обучающегося в школе. Каждый ученик – индивидуальность, это бесспорно. Но наблюдать истинную одаренность ребенка приходится, к сожалению, не часто. Чтобы понять, что видение одаренности родителем и педагогом порой объективно не совпадает, давайте попробуем проанализировать психологическую сущность феномена одаренности, определить его суть.

          Некоторые психологи утверждают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) (1, с.17).  Вероятно, подобный подход является для родителей определяющим. Попробуем разобраться разносторонне.

         Одаренностью едва ли можно назвать способности, склонности, интересы и др. признаки человека, индивидуализирующие его как личность. Одаренность – это «больше», это «лучше», это «шире», чем средние возможности. Одаренность – это  качество, которое не может быть свойственно многим.

          Анализируя смысл слова «одаренность», выделяем его корень – дар. Конечно, одаренность – это дар. Величайший дар природы, и наделяет она не каждого. Кого-то наградит, не скупясь, а кого-то, возможно, и вовсе обойдет стороной. Т.е. одаренность присуща не каждому. Это не склонности и не способности, которые базируются на задатках (природных предпосылках) и характеризуют каждого из нас.  Одаренным можно назвать того, чей дар превосходит средние возможности большинства.

         Дар природы. Следующий вопрос: «Откуда? По какой схеме?» Полагаю, что основа – генетическая, а схемы не существует вовсе. Если предположить, что одаренность – компонент наследственный, тогда возникает вопрос: «Почему нестандартные в мышлении или творчестве дети появляются у абсолютно разных родителей?  Корректно говоря, «выделяющихся интеллектом или творчеством» и  «не проявляющих их»?»

          Может быть дело в воспитании? Конечно, родители, чувствующие сенситивные периоды в развитии своего малыша, на высоте. Но бывает и так, что как бы родители ни старались сформировать своего ребенка разносторонней личностью, ничего не выходит – вроде бы умеет, будто бы получается, но не более чем у большинства. А это, повторюсь, не одаренность.

          Значит, никакой схемы нет. Ведь если бы существовал определенный алгоритм, можно было бы взрастить одаренную нацию. Ан, нет! Природа не живет по правилам и установкам, придуманным людьми.

           А вот то, что внешняя среда может либо развить дар природы, либо подавить его – это вне сомнений. Ведь не однажды мы, педагоги, с горечью констатируем: «Надо же! Такой одаренный ребенок был!.. Что с ним жизнь сделала!»

           По всей видимости, психологическая сущность феномена одаренности – есть суть милости природы. И только ей ведомы генетические законы распределения, справедливости и равновесия. 

          При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Список использованных источников.

  1. Дженкинс Пегги Дж. Воспитание духовности у детей. Руководство для занятых родителей. Серия «Дети Индиго». – М.: ООО Издательство «София», 2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение одаренных детей

На протяжении всего доклада решается важный вопрос: "Одаренный ребенок - дар или наказание?"....

Психологическая характеристика одаренного ребенка

   Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам дея...

Социально- психологический прект "Работа с одаренными детьми в ОУ"

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей...

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Программа психологической поддержки музыкально одаренных учащихся "Я - музыкант!"

Представленная программа создана для психологической поддержки музыкально одаренных учащихся, обучающихся по программам  дополнительного образования и направлена на снижение уровня тревожности, в...

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...