Презентация «Социально-психологическая сущность толпы»
презентация к уроку по теме

Заботкина Валентина Витальевна

Информация в презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolpa.pptx688.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва ГБОУ СОШ № 1959 Презентация « Социально-психологическая сущность толпы» Автор с оциальный педагог Заботкина Валентина Витальевна

Слайд 2

Я . . . Мы . . .

Слайд 3

Научный подход к проблеме В летописях и исторических рукописях содержится немало описаний "народных беспорядков", однако научные попытки подойти к проблеме толпы были предприняты лишь в конце XIX в. и связываются прежде всего с именем французского социолога Г. Лебона (G. Le Bon ). Его основная мысль заключается в том, что люди в толпе претерпевают радикальную трансформацию, теряют самоконтроль и индивидуальность и начинают подчиняться примитивному иррациональному "закону психического единства толпы" или "коллективному разуму". "Кем бы ни были индивиды,- пишет он,- составляющие толпу, как бы ни были они похожи или не похожи своим образом жизни, своими характерами, занятиями или разумом, факт превращения их в толпу ставит их во власть своего рода коллективного разума, заставляющего их чувствовать, думать и действовать таким образом, который совершенно отличен от их действий, чувств и того, как каждый индивид чувствовал бы, думал и действовал, если бы находился в одиночестве".

Слайд 4

Типы толпы По характеру поведения : активные п ассивные По действиям в критической ситуации: спасающаяся паническая ( люди руководствуются лишь чувством страха и под его влиянием превращаются в толпу, ведущую себя иррационально) окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.). стяжательная ( скопления людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий) Выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест.

Слайд 5

Социально-психологическая характеристика толпы Исходя из исследований Г.Лебона , выделим основные характеристика толпы: 1. В толпе происходит уравнивание всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений и поведения, поэтому возникает однородность людей в толпе. Лебон это объясняет идеей коллективного бессознательного: в толпе люди руководствуются лишь бессознательными представлениями, которые для всех одинаковы , а представления на уровне сознания, в которых и кроются индивидуальные различия между людьми, подавляются, исчезают. 2. Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она склонна к быстрым переносам внимания, легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы. 3. Человек в толпе более агрессивен , способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми. 4. Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью.

Слайд 6

Социально-психологические особенности толпы Социальные психологи Г.Лебон , отмечают ряд психологических особенностей толпы. Неспособность к осознанию. Особенности воображения (сильно развита). Особенности мышления (Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Не отделяет субъективное от объективного, не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком). Категоричность (Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость). Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями. Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.

Слайд 7

Три основных механизма, порождающих свойства толпы. Г. Лебон выделяет : 1. Анонимность. Анонимность проявляется двояко: с одной стороны, участие в скоплении значительного числа людей создает у отдельного индивида чувство силы, могущества, непобедимости; с другой - анонимность толпы, т. е. ее безликость и " безадресность ", порождает анонимность индивида, что ведет к возникновению чувства личной безответственности, так как каждый полагает, что любые действия будут отнесены к толпе, а не к нему лично. 2. Заражение . Лебон , будучи медиком по образованию, перенес представления о заражении людей болезнями на заражение людей в толпе, понимая под ним распространение психического состояния одних людей на других. 3. Внушаемость . Внушаемость, по Лебону , наиболее важный механизм, поскольку он направляет поведение толпы. Он проявляется в том, что индивиды некритически воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершить такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером, привычками.

Слайд 8

Формула беспорядка в толпе Практически любой эпизод массовых беспорядков характеризуется как долговременными, так и ситуативными условиями его возникновения. Можно предложить общую формулу: Уровень развития политической культуры, включает опыт решения социальных проблем демократическим путем, а также особенности национально-исторических традиций. Степень вероятности массовых беспорядков = Степень обостренности социально-экономических проблем + Уровень развития политической культуры

Слайд 9

Форма и структура толпы Как показали наблюдения и снимки, сделанные с вертолетов, все толпы в начале их образования и в состоянии относительного покоя имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму (если этому не мешает рельеф местности, здания и т. п.). При этом характерно движение одних людей от центра толпы к ее периферии, а других наоборот - от периферии к центру. Наиболее активные и готовые принять участие в действиях толпы стремятся к ее центру; более пассивные тяготеют к периферии. Важно отметить и такой момент: как показали эксперименты и наблюдения, состояния страха и неопределенности способствуют тяготению людей в сторону центра толпы. Это интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Социально-психологическая работа с замещающими родителями"

Цель презентации:  Создание благоприятных условий для личностного развития ребенка; Оказание комплексной социально-психологической помощи; Посредничество между ребенком и взр...

Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...

Презентация «Создание благоприятного социально – психологического климата в классе».

Презентация к материалу «Создание благоприятного социально – психологического климата в классе»....

Презентация на тему: "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие".

В презентации дается понятие о педагогическом общении, раскрываются его функции и линии общения с учащимися. Рассматриваются стили педагогического общения как отражение педагогической культуры учителя...

Презентация на тему: "Особенности организации работы по сопровождению обучающихся, попавших в "группу риска" по результатам социально-психологического тестирования в общеобразовательной организации".

В презентации дан сравнительный анализ социально-психологического тестироания обучающихся за 2022-2023 , 2023-2024 учебный год. Представлен алгоритм работы педагога-психолога с детьми, имеющими фактор...