Тренинг "Прогони свой страх перед ЕГЭ"
материал по психологии (11 класс)

Горбунова Валентина Викторовна

Тренинг «Прогони свой страх перед ЕГЭ»
 

Цель: выработать у учащихся реакцию, несовместимую с чувством тревоги в период подготовки и проведения экзамена. 
 

Оборудование: презентация Power Point, бланки, ручки, памятки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maou_litsey_imeni_geroya_rossii_very_voloshinoy.docx94 КБ

Предварительный просмотр:

            МАОУ лицей имени Героя России Веры Волошиной

        Тренинг «Прогони свой страх перед ЕГЭ»

http://blt-56.ru/sites/default/files/styles/image_820x350/public/images/news/ege-v-2019-godu.jpg?itok=Z-R_hzoe&c=934515d086680acd7e7ec0bdbddf2ead

                                         

                                                                                Подготовила и провела:

                                                                                 педагог – психолог Горбунова В.В.

                                                   

                                                         2019 г.

Тренинг «Прогони свой страх перед ЕГЭ»

Цель: выработать у учащихся реакцию, несовместимую с чувством тревоги в период подготовки и проведения экзамена. 

Оборудование: презентация Power Point, бланки, ручки, памятки.

Ход занятия

1. Составление «лесенки» ситуаций, вызывающих страх в период подготовки и проведения экзамена.

2. Переживание ситуаций, вызывающих наибольшую тревогу.

3. Выработка позитивного и нейтрального определения экзамену (систематическая десенситизация).

1. Сегодня я Вам покажу занятие, которое поможет Вашим ученикам снять страх в период подготовки к экзаменам. . Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Для этого необходимо составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх в период подготовки и проведения экзамена.

 
Далее учащимся предлагается закрыть глаза и представить (в течение 1-2 минуты) события, которые могут с ними произойти: 1-2 дня до начало экзамена; утром перед экзаменом; в начале экзамена; когда прошел 1 час экзамена; за 1 час до конца экзамена.

После, ведущий предлагает открыть глаза и переходит к обсуждению ситуаций.

2. Давайте, теперь вместе проговорим неблагоприятные ситуаций, которые могут с Вами возникнуть.

1 шаг. 1-2 дня до экзамена (недомогание, болезнь, утомление, истощение, бессонница, страх, чувство потери, тревога и т.д.) 

Что необходимо сделать, чтобы такие ситуации предотвратить?

Варианты ответов: соблюдать режим дня, правильно питаться, готовясь к экзамену чередовать занятия и отдых и т.д.)

2 шаг. Утро перед экзаменом (Проспал, опоздал на автобус, забыл ручку, документы, тревога, беспокойство и т.д.)

Что необходимо сделать, чтобы такие ситуации предотвратить? 

Варианты ответов: приготовь все, что нужно к экзамену с вечера: одежда, гелевые ручки с черным стержнем и т.д.

3 шаг. Начало экзамена (сложный тест, не тот билет, ошибки при заполнении, чувство беспомощности, безысходность и т.д.)

Что необходимо сделать, чтобы такие ситуации предотвратить? 

Варианты ответов: Сосредоточься! Внимательно читай задания до конца. 
Начни с легкого, пропуская трудные задания, к которым вернешься потом.

4 шаг. Прошел 1час экзамена (не знаете ответы на вопросы, страх, тревога, чувство одиночества, не можете сконцентрировать свое внимание и т.д.)

Что необходимо сделать, чтобы такие ситуации предотвратить? 
Варианты ответов: Если, тебя охватила паника, постарайся успокоиться и глубоко подышать.

5 шаг. 1 час до конца экзамена (желание уйти с экзамена, чувство потери, разочарование, равнодушие, усталость и т.д.)

Что необходимо сделать, чтобы такие ситуации предотвратить? 
Варианты ответов: Все проверь!

Не торопись уходить, используй все отведенное для экзамена время.

Таким образом, можно подвести наш итог и представить ряд рекомендаций, которые помогут в период подготовки и проведения экзамена избежать негативных ситуаций.

На слайде вслух зачитывается полученная информация учащимся.

  1. Соблюдай режим дня.
  2. Старайся правильно питаться.
  3. Готовясь к экзамену, чередуй занятия и отдых.
  4. Приготовь все, что нужно к экзамену с вечера: одежда, гелевые ручки с черным стержнем и т.д.
  5. Заведи будильник.
  6. Уходя на экзамен, подойди к зеркалу, улыбнись и скажи: «У меня все получится!».
  7. Сосредоточься! Внимательно читай задания до конца.
  8. Начни с легкого, пропуская трудные задания, к которым вернешься потом.
  9. Если, тебя охватила паника, постарайся успокоиться и глубоко подышать.
  10. Все проверь!
  11. Не торопись уходить, используй все отведенное для экзамена время.

3. Сейчас я Вам предлагаю выполнить упражнение «Левитация», чтобы выработать у Вас позитивное и нейтральное определение экзамену. Для этого Вам нужно занять удобное положение в пространстве (стоя). Участники располагаются на расстоянии вытянутой руки.Необходимо взять руками край вашей одежды и напрячь руки в течение нескольких секунд. Только по команде медленно ослабевать кисти рук. 
В результате появляется ощущение полета и легкости. В этот момент на сладе представлены негативные ситуации ( в момент напряжения рук), а в период расслабления приятные положительные образы (шоколад, клубника и т.д.). Ситуации чередуются.

После выполнения упражнения участникам предлагается сесть в круг для обсуждения полученных результатов. Ведущий предлагает заполнить бланк, на котором изображены следующие слова: экзамен, шоколад, клубника, мороженное, персик и арбуз.


Участникам нужно вписать свои выпускные экзамены в отведенной графе.

По команде ведущего учащиеся закрывают глаза и представляют момент вручения аттестатов. Для позитивного окрашивания ситуации ведущий выносит связку воздушных шаров и предлагает участникам открыть глаза. Эмоции, которые в этот момент участники получили необходимо зафиксировать в бланке. Таким образом, у участников формируется ресурсное состояние.

Заключительная часть.

Сегодня мы с вами попробовали представить неблагоприятные ситуации, которые могут с Вами произойти в период подготовки и сдачи выпускного экзамена. Мы составили ряд рекомендаций в помощь, с целью избежание проблем при сдаче экзамена. Позитивно окрасили экзамен. В свою очередь я составила Вам памятку, которая поможет правильно реагировать в сложных ситуациях.

Ведущий выносит горький шоколад и предлагает учащимся попробовать со словами:
« Сладкий или горький на самом деле шоколад?»

Шоколад – сладкий! Экзамен – не так страшен, как о нем говорят! Нужно правильно к нему подготовиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как справиться с состоянием страха перед ответом у доски

Занятие направлено на формирование навыка управления стрессом, снятия эмоционального напряжения и страха перед ответом у доски, знакомство учащихся с упражнениями для снятия эмоционального напряжения...

Как преодолеть страх перед экзаменами

Методика преодоления страха,снижения тревожности в период подготовки к экзаменам,которая помогает успокоиться,настроиться и сконцентрироваться перед экзаменами....

Беседа для старшеклассников "Как преодолеть страх перед экзаменами?"

В беседе большое внимание уделяется  психологическим установкам по отношению к экзаменам и способам преодоления трудностей при подготовке к экзаменам и во время их проведения....

Статья. Как помочь ребенку преодолеть страх перед неудачей

Каким образом формируется выученная беспомощность и какое влияние она оказывает на поведение ребенка. Как помочь ребенку справиться с этим состоянием, как помочь преодолеть страх перед неудачей....

Как побороть страх перед ответом у доски?

Ситуация эта (ответ у доски) - для всех учеников одинакова» а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному.  У одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя...

Как преодолеть страх перед экзаменом?

консультационный материал для выпускников...