Методическая разработка тренинга по решению конфликтов среди подростков (цикл занятий)
методическая разработка по психологии

Коркина Елена Алексеевна

Цикл тренинга, включающий 5 занятий для подростков и старшеклассников. Подробно описаны цели каждого занятия, прилагается рефлексивная анкета по итогам. Основная цель: повышение уровня знаний о теории конфликтов и развитие умения их конструктивно разрешать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка тренинга

по решению конфликтов среди подростков

(разработана для работы с обучающимися

средних и старших классов

в классах с высоким уровнем агрессии и конфликтности

по результатам маркетинговых исследований)

Коркина Елена Алексеевна,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

2016-2017 учебный год

1 ВСТРЕЧА.

ЦЕЛИ ТРЕНИНГА. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ.

Цели занятия.

  1. Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основным содержанием, целями тренинга.
  2. Принять правила работы группы, взять на себя ответственность за результат.
  3. Ознакомить участников с понятием конфликта и основными стратегиями поведения в конфликте.
  4. Проработать на практике различные стратегии поведения в конфликте.
  5. Рассмотреть плюсы и минусы основных конфликтных стратегий.
  6. Исследовать собственную стратегию, выбрать желаемую и способы достижения этой цели.

Ритуал приветствия.

Разговор о содержании тренинга, ожиданиях.

Представление [27]. Каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя.

Выработка правил работы группы (предлагаются имеющиеся правила, составляется собственный список). Правила обсуждаются, согласуются, добавляются, корректируются и принимаются голосованием.

Разминка «Соединиться разными частями тела» (правая рука к правой руке, левая нога к левой ноге, уши, брови, пятки, спины и т.д.).

Обсуждение «Что такое «конфликт»»? Необходимо ориентироваться на определение «Конфликт – столкновение, разногласие интересов и целей, которое нарушает нормальное взаимодействие людей, препятствует достижению их целей» (Презентация «1 занятие»).

Диагностика уровня конфликтности и стратегии поведения в конфликте [32]. Обработка участниками ключами (с помощью ведущих). Анализ результатов ведущими.

Обсуждение «Основные стили поведения в конфликте». Рассматривается случай:

Миша забросил на шкаф шапки пяти одноклассниц и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Девочки отреагировали на выходку по-разному: Валя тихо плакала и стала просить Мишу достать шапку. Вера сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила еще дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Таня сказала: «Если ты мне отдашь шапку, я тебе дам списать математику», а Лена предложила Мише стать на ее место, подумать, каково ей будет без прогулки, и обсудить, как можно быстро достать шапки.

Ребята решают, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет к его разрешению и почему. В результате обсуждения делается вывод: способы поведения в конфликте – соперничество, уступка, уход (избегание), компромисс и сотрудничество.

Презентация «1 занятие», 2 слайд, 1 часть.

«Как проявляются способы поведения в конфликте?» [26]. Зачитываются варианты действий в конфликте, ребята определяют способы:

- полное согласие, чувство бессилия, плач, уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

- требование безоговорочного послушания, критика позиции другого, угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физического насилия, перекрикивание (соперничество (наступление));

- молчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за спиной обидчика, полный отказ от отношений и решения ситуации (избегание);

- решение конфликта на основе взаимных уступок (компромисс);

- поиск справедливого исхода, заявление о своих чувствах и правах, совместное решение проблемы (сотрудничество).

После того, как ребята отгадали стратегии, на экране появляется их описание (Презентация «1 занятие», 2 слайд, 2 часть).

Каждый их этих способов еще сравнивают с каким-либо животным  - проводится анализ (Презентация «1 занятие», 3 слайд).

Обсуждение презентации (Презентация «1 занятие. Л. Удовенко») [45].

Практическая часть, раскрывающая основное содержание. Проигрывание ситуаций. Указываются ситуации и стратегии поведения участников конфликта.

  1. Покупатель просит у продавца поменять йогурт на более свежий.
  1. Покупатель – избегание (уклонение) – продавец (соперничество).
  2. Покупатель – избегание (соперничество) – продавец (соперничество).
  3. Покупатель – избегание (соперничество) – продавец (компромисс).
  4. Покупатель – избегание (компромисс) – продавец (компромисс).
  5. Покупатель – избегание (сотрудничество) – продавец (сотрудничество).

  1. Варя хочет обсудить с Ниной ее интриги за спиной.
  1. Варя – избегание (уклонение) – Нина (соперничество).
  2. Варя – избегание (соперничество) – Нина (соперничество).
  3. Варя – избегание (соперничество) – Нина (компромисс).
  4. Варя – избегание (компромисс) – Нина (компромисс).
  5. Варя – избегание (сотрудничество) – Нина (сотрудничество).

Рефлексия упражнения (мяч по кругу). Каждый высказывается, отвечая на вопросы:

  1. Ваши эмоции от упражнения.
  2. Что было легко делать, что тяжело?
  3. Какая стратегия давалась легко, какая труднее? Почему?
  4. Какую стратегию лучше использовать? Почему?

Итоги. Чтение и обсуждение теоретического материала о стилях поведения в конфликте.

К. Томас подчеркивает, что в разных ситуациях в поведении могут использоваться различные стили [26].

  1. Стиль конкуренции (соперничества) может использовать человек, обладающий сильной волей и властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Этот стиль можно использовать, если:
  • исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы в свою пользу;
  • вы обладаете достаточной властью и авторитетом, и вы считаете, что ваше решение – наилучшее;
  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
  • вы должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого шага;
  • вы общаетесь с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как не вызывает ничего, кроме отчуждения. Его также нецелесообразно применять, общаясь с более авторитетным лицом.

  1. Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) можно использовать, если отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание интересы другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как требует продолжительной работы. Его цель – выработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживая эмоции. Этот стиль применим, когда:
  • необходимо найти общее решение, когда каждый из подходов важен и не допускает компромисса;
  • у вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • стороны способны слушать друг друга, умеют четко выражать свои интересы и интегрировать обе точки зрения.

3. Стиль компромисса – взаимные уступки (поверхностное сотрудничество). Стиль эффективен, если стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Стиль уместен в следующих ситуациях:

  • обе стороны одинаково убедительны и имеют равную власть;
  • предмет конфликта не имеет большого значения;
  • всех устраивает временное решение, так как нет времени вырабатывать другое;
  • компромисс позволяет хоть что-то получить.

4. Стиль уклонения (ухода, избегания, игнорирования) используется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время на ее решение. Этот стиль применяется и в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, или понимает, что не права, или не собирается контактировать в дальнейшем. Стиль уклонения рекомендуется, когда:

  • источник разногласий неважен для сторон, и они не хотят тратить на это время;
  • стороны хотят выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение;
  • опасно пытаться решить проблему немедленно, так как открытое обсуждение может ухудшить ситуацию;
  • подчиненные сами успешно могут урегулировать конфликт.

Не следует думать, что этот стиль всегда является бегством от проблемы, так как часто за какой-то промежуток времени проблема может разрешиться сама собой или стороны смогут заняться ею позже, когда будут обладать достаточным объемом информации.

  1. Стиль приспособления (уступки) означает, что вы взаимодействуете с другой стороной, но при этом не отстаиваете собственные интересы в целях сглаживания. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела важен для другой стороны и не очень существенен для вас. Стиль приспособления может быть применен в следующих характерных ситуациях, когда:
  • важнейшая задача – восстановления покоя и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • предмет разногласия для вас неважен, важнее сохранить добрые отношения;
  • осознаете, что вы не правы;
  • чувствуете, что у вас не достает власти или шансов на победу.

Анализ. Хотелось ли вам изменить свою стратегию (по тесту). Как это можно сделать?

Рефлексия занятия.

  1. Что вам сегодня понравилось? А что – нет?
  2. Что вы сегодня узнали полезное, интересное?
  3. Какие вы получили необходимые навыки поведения?
  4. Что бы вам хотелось изменить в тренинге?

Домашнее задание (для желающих) – рисунки «Я до и после тренинга».

Ритуал прощания.

2 ВСТРЕЧА.

УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА.

Цель занятия.

  1. Закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать развитию аналитических и рефлексивных навыков участников.
  2. Продолжить изучение теории конфликта (участники (роли) в конфликте).
  3. Научиться  на практике опознавать роли в конфликтах.
  4. Продолжить развитие качеств, важных для эффективного межличностного общения.

Ритуал приветствия.

Разминка (с мячом) - ассоциации к слову «конфликт» [28].

Припоминание правил.

Круг «Комплимент соседу».

Обсуждение домашнего задания (рисунков «Я до и после тренинга»).

Работа в микро-группах: выделение плюсов и минусов конфликта, дополняется теоретическим материалом. Обсуждение и анализ.

-

+

Могут ухудшиться отношения

Решение ситуации

Затрата времени, сил

Движение с мертвой точки, развитие ситуации

Потери

Выяснение и удовлетворение целей участников конфликта (узнали, кто чего хотел)

Начало совместной деятельности

Разрядка напряженности, позволяющая возобновить и улучшить отношения

Введение в тему сегодняшнего занятия. Сегодня нашей основной задачей будет определение участников конфликта, как явных, так и скрытых. Для этого мы бы хотели сначала ознакомить вас с теоретическим материалом, какими бывают участники конфликта, и в чем заключается их роль.

Просмотр и обсуждение презентации  (Презентация «2 занятие»).

Практическая часть, раскрывающая основное содержание.

  1. Разбор конфликтов, предлагаемых участниками тренинга на предмет выделения ролей участников (как реальных, так и их сказок, мультфильмов, кино).
  2. Анализ конфликтов на предмет выявления ролей в м/ф «Зима в Простоквашино» [44] (кот-пес-почтальон, отец-мать-сын).
  3. Дополнительно (при желании и экономии времени) чтение и анализ сказки К. Чуковского «Федорино горе» [46].

Упражнение «Неконфликтная личность» (1 часть) [31]. В микрогруппах составляются списки качеств неконфликтной личности, способной к эффективному взаимодействию в различных ситуациях (не более 10). Анализируются совпадения и различия. После чего составляется общий список из 5-6 качеств (дополнительная тренировка поведения в конфликтной ситуации). Объявляется о том, что упражнение продолжится на следующем занятии.

Рефлексия занятия.

  1. Что вам сегодня понравилось? А что – нет?
  2. Что вы сегодня узнали полезное, интересное?
  3. Какие вы получили необходимые навыки поведения?
  4. Что бы вам хотелось изменить в тренинге?
  5. Комплимент соседу (одно прилагательное с положительными качествами соседа).

Домашнее задание (для желающих) – анализ ролей участников сказки К. Чуковского «Федорино горе» [46].

Ритуал прощания.

3 ВСТРЕЧА.

КАРТОГРАФИЯ КОНФЛИКТА.

Цель занятия:

  1. Способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа.
  2. Осознать уровень развития собственных качеств, необходимых для конструктивного решения конфликтов.
  3. Продолжить изучение теории конфликта (картография).
  4. Научиться на практике осуществлять картографию конфликта.
  5. Научиться анализировать поведение других людей.

Ритуал приветствия.

Разминка «Общая деталь» [31].

Упражнение «Грани сходства» [31].

Поразмышляем о том, что же нас объединяет в этом мире – таких разных, часто непонятных для других.

Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв лист и ручку.

Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие.

Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, вес, цвет волос или глаз? Наверное, вы видите очень много различий. И это естественно, ведь он – Другой.

Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем ваше сходство? Ведь оно есть.

Только нельзя об этом спрашивать вашего партнера. В течение 4-5 минут вы будете молча работать, заполняя ваш листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то одном.

При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, которые характерны для вас обоих. Они, разумеется, важны, но поразмышляйте больше о психологических качествах, которые вас могут объединять. Что это? Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты? Так и пишите, например «Мы оба добрые».

После того, как вы закончите перечисление сходств, нужно передать списки друг другу, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал ваш партнер.

Если вы ничего не имеете против его записей, - они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете какую-то запись, тем самым давая понять, что ваш партнер ошибся.

После взаимного анализа вы можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.

Упражнение «Неконфликтная личность» (2 часть) [31]. Оценка группой. Сейчас мы вернемся к списку качеств неконфликтной личности - тому, что вы сделали на прошлом занятии.

Происходит работа на листах, включающих 4 колонки:

качество

самооценка

идеальная (желаемая) оценка

оценка группы

1 этап. Оформление листа (колонок).

2 этап. Выставление по 10-балльной системе себе оценок за эти качества в данный момент.

3 этап. Выставление по 10-балльной системе желаемых (идеальных) оценок.

4 этап. Каждый участник выходит из помещения, а группа (путем нахождения среднего арифметического) оценивает у него выраженность данных качеств. Данные также заносятся в нужную колонку.

5 этап. Вышедший участник возвращается, сравнивает, анализирует оценки и рефлексирует.

6 этап. Групповая рефлексия (круг). Анализ упражнения.

Введение в тему сегодняшнего занятия.

Признаки конфликта.

  • Наличие 2-х сторон.
  • Противоречие, противостояние.
  • Активность участников конфликта.
  • Изменение вызванных противоречием сторон (результат).

Обсуждение ситуаций, являются ли они конфликтами.

  • Улитка грызет лист – конфликт?
  • Коты дерутся – конфликт?
  • Вас толкнули в трамвае – конфликт?
  • Вам на голову выплеснули воду из окна неизвестные – конфликт?

Представление схем картографии [3] (Презентация «3 занятие»).

1 схема.

Содержание конфликта:

  • участники конфликта;
  • события (события и действия участников с начала противодействия), переживания участников;
  • результат, исход конфликта;
  • место действия;
  • время действия.

2 схема.

P1

OK1

S1

M1

                 

               

                 П

P2

OK2

S2

M2

П – предмет

ОК1, ОК2 – образ предмета конфликта в сознании участников конфликта

S1, S2 – субъекты (участники) конфликта

М1, М2 – мотивы (внутренние побудительные силы), которые подталкивают участников к конфликту

Р1, Р2 – то, что говорят субъекты (участники) о конфликте.

3 схема.

Элементы конфликта:

Кто? – конфликтующие стороны (не менее двух).

Из-за чего? – предмет разногласий.

Почему? Ради чего? – мотивы оппонентов.

Что делают? – действия, противоборство.

Что чувствуют? – враждебность, сопровождающаяся сильными эмоциями.

О чем думают? – представления о конфликтной ситуации, которые чаще всего не совпадают.

Практическая часть, раскрывающая основное содержание.

Анализ конфликта в  М/ф «Зима в Простоквашино» [44] между псом и котом, при экономии времени – сыном, матерью и отцом (картография).

Почему необходимо понимать причины (мотивы) поведения других людей [31]. Нередко источником конфликта становится непонимание людьми действительных причин поведения друг друга, поэтому необходимо учиться сообщать о них. Рассматривается ситуация:

Мама приходит к психологу с такой жалобой: «Сын часто лежит на диване без дела. Представляете, в ушах наушники, в руках мобильник. ТВ работает, а глаза пустые в кучку. Что делать?»

Предлагается определить, какие причины могут лежать за таким поведением подростка (устал, огорчился после ссоры с другом, не хочет приступать к выполнению трудных домашних заданий и др.).

Какие причины видит за таким поведением мама (ленится, впустую проводит время и др.). Как она обычно реагирует (ругает, кричит)?

Как сказать о причинах своего поведения, чтобы нас поняли [31]. Имеет смысл учиться сообщать о причинах своих желаний так, чтобы окружающие их понимали и принимали. Предлагаются ситуации в виде предложений, которые нужно закончить, придумав конструктивный ответ героя.

«Вечером мама говорит: «Пора идти в душ и ложиться спать. Завтра рано вставать». Сын отвечает: «Через 5 минут. Сейчас». Но спать не идет. Мама начинает сердиться. И тогда сын…»

«Перед днем рождения идет горячий спор. Дочь просит новый мобильник. Родители не соглашаются: «Зачем тебе, у тебя хороший». Дочь обижается и грубит. Родители укоряют ее за неблагодарность. И тогда дочь…»

Как не делать ошибок в понимании [31]. Обсуждается, как минимизировать ошибки в понимании людей – нужно опираться не только на интеллект, но и пытаться почувствовать себя на месте другого.

Рефлексия занятия.

  1. Что вам сегодня понравилось? А что – нет?
  2. Что вы сегодня узнали полезное, интересное?
  3. Какие вы получили необходимые навыки поведения?
  4. Что бы вам хотелось изменить в тренинге?

Ритуал прощания.

4 ВСТРЕЧА.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ КОНФЛИКТА.

Цель занятия.

  1. Осознать уровень сформированности собственного эмоционального самоконтроля, проанализировать его связь с умением решать конфликты.
  2. Изменить отношение к трудным ситуациям как к стимулу для развития.
  3. Продолжить изучение теории конфликта (динамика конфликта).
  4. Научиться на практике осуществлять картографию конфликта.
  5. Продолжить закрепление полученных навыков и умений.

Ритуал приветствия.

Разминка «Надо, не стоит» [31]. Участники по кругу, передавая мяч, заканчивают фразы «При конфликте надо…, не стоит…».

Рефлексия прошлого занятия. Картография (практикум). Выбирается одна из схем, разбирается какой-либо конфликт (ситуация предлагается детьми).

Каждый смотрит по-своему [31].

Ребята рассматривают одну и ту же ситуацию с разных точек зрения – ученика, родителей, учителя, одноклассника. Ситуации могут быть такими:

Одноклассники не хотят дружить с Петей.

Вера не хочет дружить с девочками из класса, хочет перейти в другой класс.

Введение в тему сегодняшнего занятия.

Самоконтроль [31].

Ведущий предлагает ребятам дать определение самоконтроля. Ориентируются на такое определение «самоконтроль – это основанное на использовании воли умение владеть своим поведением, противостоять воздействиям внешней среды и внутренним влечениям». Обсуждение по теме:

  • Как может проявляться самоконтроль на уроке, на перемене, дома, в других местах и ситуациях?
  • Чем может мешать отсутствие самоконтроля?
  • С какого возраста человек может научиться себя контролировать?
  • В каких ситуациях, профессиях необходим высокий самоконтроль?

Закон саморегуляции [31].

Ведущий рассказывает ребятам, что взрослый человек может управлять внешними проявлениями своих чувств. Просит их подумать, как выглядит зрелый человек, владеющий приемами саморегуляции. Затем -  как человек, не владеющий собой.

Как управлять своим состоянием [3].

Первым шагом в управлении своим состоянием является понимание своего состояния. Затем ведущий предлагает вспомнить, какие способы ребята обычно используют, если хотят избавиться от неприятного настроения, перейти в активное, рабочее состояние. На основании обсуждения делается вывод, что основными являются следующие способы:

  • стараться найти причину своего состояния (переутомление, метеоусловия и др.);
  • заняться эмоционально приятной деятельностью (послушать любимую музыку, почитать любимую книгу и др.);
  • заняться аутотренингом;
  • заняться спортом;
  • пойти на прогулку на природу.

Зачем нужны трудные ситуации? [31]. Ведущий предлагает обсудить роль трудных ситуаций в жизни людей. Делается вывод о том, что они могут оказывать развивающее воздействие на человека. После этого можно обсудить вопрос, почему не все люди эту возможность используют.

Трудные ситуации и стили реагирования на них [31].

Ведущий предлагает ребятам назвать различные трудные ситуации в их жизни. Это может быть конфликт с родителями, сверстниками, педагогами, плохая оценка, неразделенная любовь, недовольство своим ростом, внешностью и что-либо еще. Затем говорит о том, что существует 2 способа реагирования на трудную ситуацию: активный и пассивный, и предлагает наполнить их содержанием применения к тем ситуациям, которые ранее выделили учащиеся. Например, полученная двойка может мобилизовать ученика на повышение уровня знаний по этому предмету, а может заставить его «опустить руки», всеми силами стараясь забыть о ней, заниматься более интересными делами, чем учеба. Конфликт с педагогом может вызывать обиду, злость ученика, а может через стремление к его разрешению содействовать формированию у него уверенности в себе.

Практическая часть, раскрывающая основное содержание.

Рисунок «Трудные ситуации». Лист бумаги делится на 4 части, в каждой из которых рисуется трудная ситуация. Обсуждение, поиск активного пути решения.

Приемы управления собой [3].

 

Прием рационализации. Постарайтесь проанализировать ситуацию, которая вызывает у Вас эмоциональное напряжение, волнение или беспокойство. Задайте себе вопросы:

- Что меня раздражает…?

- В чем причина моего раздражения?

- Почему я так реагирую на это…?

- Как я себя веду при этом…?

- Почему другие ведут себя иначе?

Способы снятия агрессивности [31].

 

Пассивный способ заключается в том, чтобы пожаловаться кому-либо, поплакать или выговориться. Разговор по душам, слезы приносят утешение и снимают скопившееся эмоциональное напряжение. Этот способ подходит не для всех ситуаций, но для всех людей. Даже те, кто считают плач непростительной роскошью или проявлением слабости могут позволить себе дать выход эмоциям подобным образом в ситуации, когда их никто не видит.

 

Активный способ опирается на двигательную активность. Напряженность исчезает по мере:

 1) выполнения физических нагрузок лучше всего тех, которые включают удары (бокс, футбол, теннис);

2) работы по дому и вне его: лучше всего той, которая связана с рассечением целого на части (разрезание бумаги, нарезка салатов, копание земли);

3) не менее полезны циклические упражнения, связанные с повторением движений: бег, быстрая ходьба, плавание и танцы.

 

Пассивно-активный способ. Наблюдение за соревнованиями, просмотр остросюжетных фильмов дают некоторый выход агрессии. Болельщики испытывают те же эмоции, что и игроки на спортивной площадке или герои кинофильмов.

 

Логический способ подходит людям, которые не умеют отбросить негативные эмоции, им главное сосредоточиться на негативных эмоциях и найти причину неприятностей и выход из них. Аналитическая работа успокаивает еще и потому, что отбирает много энергии. Кроме того, в результате работы мысли – отрицательные эмоции притупляются.

 

Таким образом, определенный набор эмоциональных качеств личности: агрессивность, раздражительность, тревожность, подозрительность, болезненная обидчивость подчас служат источниками конфликта.

Упражнение на саморегуляцию эмоций «Освобождение от тревоги» [24] (проводится под релаксационную музыку).

Садитесь удобно и закройте глаза. Представьте себе, что Вы находитесь в чудесном лесу. Вы медленно идете по тропинке, выходите на живописную поляну и садитесь на траву.

Вдруг из лесу появляются разные звери и тесным кольцом окружают Вас. Это всё Ваши личные проблемы. Чем крупнее зверь, тем серьезнее проблема и больше тревога. Например, быстроногий олень - это крайний срок, к которому нужно сдать работу, рычащий лев - размолвка с близким человеком.

Невдалеке находится улей, вокруг которого роятся пчелы. До Вас явственно доносится их мерное жужжание. Это те самые мелкие заботы, которые ежечасно Вас преследуют, мешая полностью расслабиться.

Протяните руку! Не бойтесь! Смотрите! Каждое животное, как только Вы до него дотронулись, тотчас успокаивается и медленно уходит обратно в лес. Остается только жужжание пчел.

Смотрите! А теперь и пчелы одна за другой прячутся в улье. Все звуки стихают. Кругом царит полная тишина. Вы освободились от всех Ваших тревог и забот. По крайней мере, на сегодня.

Рефлексия упражнения.

Экспресс-опрос (круг) [28].

  • Какие чувства вызывает у вас конфликт?
  • Можете ли вы себя контролировать в конфликтной ситуации? (переход к теме).

Теоретическая часть, раскрывающая основное содержание.

Обсуждение стадий конфликта  (Презентация «4 занятие»).

Почему конфликт легче решить на одних стадиях и труднее на других (влияние эмоций, преобладающих над разумом, и других факторов).

1. График эффективности решения конфликта на разных стадиях.

2. Динамика конфликта [3]:

  1. Предконфликтная стадия (появляется непринятие чьей-то позиции, но открыто не говорится, часто происходит деление на 2 лагеря), самая успешная стадия для разрешения конфликта.
  2. Стадия инцидента – первое столкновение конфликтующих сторон: слова, действия
  3. Эскалация – развитие конфликта (решать конфликт бесполезно).
  4. Кульминация – пик конфликта. Необходимо делать выбор: продолжит конфликт, либо оставить все, как есть.
  5. Завершение конфликта – можно начинать работу: важно говорить о цели конфликта, потерях и плюсах.
  6. Постконфликтная ситуация - 2 вида: негативная и позитивная (на этой стадии нужно учиться, как надо было решать конфликт на 1 стадии).

Анализ – связь самоконтроля и динамики конфликта.

При экономии времени можно дополнительно обсудить памятку «Грамотное поведение в конфликте» [37] или дать ознакомление с ней в качестве домашнего задания (по желанию).

 

1)   помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;

2)   используйте многоальтернативный подход решения проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты); 

3)   пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции с ним связанные;

4)   постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человеке, а в делах, не констатируйте эмоциональное состояние партнера);

5)   не обвиняйте и не приписывайте ответственность за ситуацию другим людям;

6)   ориентируйтесь на достоинства человека и сами старайтесь оправдывать его ожидания;

7)   не преувеличивайте собственный вклад в решении проблемы;

8)   предложите собеседнику встать на ваше место, спросите его: «Что делать»;

9)   независимо от результатов конфликтного взаимодействия не разрушайте отношения.

Рефлексия занятия.

  1. Что вам сегодня понравилось? А что – нет?
  2. Что вы сегодня узнали полезное, интересное?
  3. Какие вы получили необходимые навыки поведения?
  4. Ваши предложения по организации итогового тренингового занятия.

5 ВСТРЕЧА.

ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. ИТОГИ ТРЕНИНГА.

Цель занятия.

  1. Ознакомление и анализ рекомендаций по решению конфликтов.
  2. Закрепление полученных навыков и умений. Анализ конфликтных ситуаций и выработка навыков по их эффективному решению.
  3. Завершение работы тренинговой группы и рефлексия.

Разминка «Я хочу тебе подарить» [31]. 

Ведущий: Сегодня, приветствуя друг друга и обмениваясь любезностями, каждый будет дарить партнеру подарок, но не реальный, а гипотетический. Самое главное, от всей души.

Поздоровавшись с партнером, преподнесите свой подарок, исходя из личностных особенностей собеседника. Нельзя спрашивать, что он хочет получить в подарок.

После того, как вы «вручите» свой подарок, ваш партнер должен высказать свое отношение к нему. Если подарок понравился, то чем. Если нет, то почему и что в действительности он хотел бы получить в качестве подарка».

Переход к теме [28].

Обсуждение. Как вы думаете, какие действия усиливают конфликт, а какие способствуют его сглаживанию?

Рассказ о различных теориях и стратегиях по решению конфликтов. Обсуждение (в том числе, как можно использовать в жизни ту или иную стратегию).

Теория конфликта Л. Козера:

- сильное правовое регулирование.

- справедливое распределение ресурсов и доходов.

- пересмотр стратегий поведения в конфликте.

Предпосылки разрешения конфликтов:

  • зрелость участников;
  • потребность участников в разрешении конфликта;
  • наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликтов.

Концепция социального конфликта Рольфа Дарендорфа:

  1. Подавление (неэффективны и аморальный способ, имеющий огромный разрушительный потенциал).
  2. Отмена конфликта путем ликвидации противоречий (проблема не решается, причины не выясняются). Дети подрались из-за игрушки, ее отобрали.
  3. Регулирование (лучший способ) – сотрудничество.

Регулирование конфликта (4 этапа) [3]:

  1. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.
  2. Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил.
  3. Создание соответствующих органов, групп по регулированию конфликтов.
  4. Разрешение конфликта (полное устранение причин, предмета и ситуации).

Как регулировать конфликт? [3]

  1. Ищите новую информацию и новое понимание ситуации.
  2. Ищите общую точку опоры (пересечение).
  3. Ищите общую точку зрения между всеми участниками конфликта.
  4. Ищите различные варианты перспектив разрешения конфликта, наиболее приемлемый всеми вариант. Ищите скрытые мотивы, места конфликта, требующие неотложного внимания.
  5. Ищите основу для взаимного выигрыша всех сторон.

Карточки (раздать участникам, которые читают их, предлагают краткое содержание для группового обсуждения).

 

Поведение, стимулирующее развитие конфликта: [26]

  • прерывание речи партнера;
  • негативная оценка личности партнера;
  • уклонение от конфликта, молчание;
  • подчеркивание разницы между партнерами;
  • использование тайн партнера;
  • ускорение речи, смена тембра голоса;
  • преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего;
  • критика важных для партнера предметов, людей;
  • избегание взгляда, контакта;
  • угрозы;
  • показное согласие при сохранении обиды.

Правила ведения конфликтного разговора: [26]

  • Сначала объективно опишите ситуацию, проблему в ней, как вы это видите.
  • Дайте то же самое сделать партнеру.
  • Сообщите о своем эмоциональном состоянии, отделяйте эмоции от решаемых задач.
  • При эмоциональных вспышках партнера подождите, пока он успокоится, не требуйте извинений за эмоции.
  • Подчеркивайте сходство, проявляйте интерес к проблемам партнера, признавайте свою неправоту.
  • Обсуждайте не личность, а действия.
  • Прошлое и будущее оставьте в покое, сосредоточьтесь на настоящем.
  • Открыто высказывайте свои желания.
  • Предлагайте конкретные варианты выхода из ситуации, ведите себя гибко.

Шаги взаимовыгодных переговоров. [26]

Соглашение об основных правилах:

  • выслушивать, не перебивая;
  • не демонстрировать враждебность;
  • относиться друг к другу с уважением;
  • договориться о времени, которое вы посвятите переговорам.

Контролирование эмоций.

Выяснение позиций:

  • смотреть на ситуацию с позиции другого;
  • не выносить скороспелых суждений;
  • обсуждать любые расхождения;
  • предлагать варианты, быть реалистом.

Определение скрытых нужд и интересов:

  • спрашивать, почему человек выбрал эту позицию;
  • интересоваться, почему ему не по душе та или иная позиция;
  • определить все интересы, не забывая о собственных.

Выдвижение альтернативных вариантов.

  • предлагайте разные варианты;
  • сохраняйте терпимость к вариантам оппонента;
  • не торопитесь при выборе лучшего варианта.

Согласие на наилучшие взаимовыгодные варианты.

  • не оставляйте без похвалы не один шаг навстречу;
  • выделите выгоды, которые оппонент получит от вашей уступки;
  • помогите оппоненту почувствовать себя комфортно.

Процесс переговоров. [26]

  • Уверенно выскажите, что вам нужно. Выражайте свои желания так, чтобы они описывали конкретное поведение или действие. Например, «Я не хочу, чтобы вы ставили кастрюли на мой стол», «Я хочу находиться на работе не более 7 часов».
  • Выслушайте предложения другой стороны. Ваша цель заключается в том, чтобы понять другую позицию, а не в том, чтобы оспорить ее или убедить оппонента отказаться от своих интересов.. Слушайте собеседника активно: проверяйте, правильно ли вы его поняли, уточняйте, переспрашивайте
  • Сделайте альтернативное предложение. Если предложение оппонента вас не устраивает, объясните, что именно делает его неприемлемым для вас. Изложите свое новое предложение. Оно должно учитывать и ваши интересы, и желания другой стороны.
  • Выслушайте контрпредложение. Оппонент также может отклонить ваше предложение. Спросите его, что его не устраивает, и что он предлагает взамен.

Обсуждение, как эти рекомендации можно применять в жизни.

Упражнение «Разбор конфликтных ситуаций» [26].

1 этап. В течение 5 минут каждый участник описывает или выбирает из предложенных какой-либо конфликт.

2 этап. Работа в подгруппах. Каждый участник по очереди зачитывает ситуацию. В ходе обсуждения участники микрогруппы предлагают выходы из ситуации, выбирая наиболее эффективный вариант. На этом этапе выбирается самая сложная конфликтная ситуация.

3 этап. Каждая подгруппа предлагает наиболее сложную ситуацию для общего обсуждения, ее можно и разыграть (с участием предложившего).

Рефлексия.

Возможные ситуации для разбора.

  • Ученик не хочет делать работу, учитель требует сделать работу.
  • 2 ученицы претендуют на одно вакантное место снегурочки в школьном спектакле.
  • Ученица распускает о другой однокласснице сплетни.
  • Мальчики спорят, чей проект школьной стенгазеты лучше.

Упражнение «Чемодан». Проводится следующим образом. В отсутствие основного участника остальные «складывают» ему в гипотетический чемодан те качества, которые помогут ему наиболее успешно общаться с людьми и реализовывать поставленные задачи, а также и мешающие качества, которые необходимо побороть, чтобы его жизнь стала более успешной. Используется процедура голосования. Рекомендуется, составляя список, использовать не менее пяти положительных качеств и только одно – отрицательное.

Рефлексия тренинга. Участники садятся в общий круг для проведения заключительного круга, во время которого есть возможность высказать свои впечатления, задать вопрос любому человеку и сказать то, что еще не сказано.

Заполнение рефлексивных листов по итогам тренинга.

Участники тренинговой (экспериментальной) группы:

1. Личностные УУД:

До тренинга

После тренинга

1.1. Самоопределение:

Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

1.2. Смыслообразование:

Формирование мотивов достижения и социального признания.

1.3. Морально-этическая ориентация:

Развитие способности к решению моральных проблем на основе децентрации.

Формирование умения оценивать свои поступки.

2. Регулятивные УУД:

Развитие умений:

Вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок.

3. Познавательные УУД:

3.1. Общеучебные универсальные действия

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Структурирование полученных знаний.

3.2. Логические учебные действия

Формирование таких мыслительных операций, как умение осуществлять анализ, синтез сравнение, абстрагирование и обобщение по заданным критериям.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре и свойствах.

Развитие умения выдвигать гипотезы, обосновывать их и доказывать их состоятельность.

3.3.Постановка и решение проблем

Формирование умения формулировать проблемы и находить как стандартные, так и эвристические способы их решения.

4. Коммуникативные УУД:

Развитие умений:

понимать позиции других людей и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Параметр

До проекта

После проекта

Стратегия поведения в конфликте

Оценка уровня конфликтности в классе

Оцените по 5- балльной системе

Знание стратегий поведения в конфликте

Знание об участниках конфликта

Знание о структуре конфликта

Знание о динамике конфликта (стадиях)

Знание о способах самоуправления своим настроением

Знание об эффективных способах решения конфликтов

Моя успешность в решении конфликтов

Уверенность в себе в ситуации конфликта

Помог ли тебе тренинг в твоей собственной жизни? Как? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие упражнения на тренинге были самыми значимыми, полезными для тебя? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Твои пожелания авторам тренинга по дальнейшей реализации проекта

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы.

  1. Битянова М. Р. Программа и сценарий // Школьный психолог. 2000. № 14.
  2. Битянова М. Р. Система развивающей работы школьного психолога. Курс лекций. Лекция седьмая. Психологический тренинг как форма развивающей работы // Школьный психолог. 2004. №46.
  3. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2006. – 174с.
  4. Вачков И. Б. Как подготовиться к тренингу // Школьный психолог. 2005. № 19, с. 22.
  5. Вачков И. В. Методы психологического тренинга в школе: Курс лекций // Школьный психолог. 2004. № 47
  6. Вачков И. В. Основные этапы развития группы в тренинге // Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М., 2000.
  7. Вачков И. В. Методы психологического тренинга в школе: Курс лекций // Школьный психолог. 2004. № 47.
  8. Воронин Г. Л. Конфликты в школе/ Г.Л. Воронин// Социологические исследования, 1994. – № 3
  9. Групповая динамика // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб., 1998, с. 99-102.
  10. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учеб./ В.И. Журавлев; Рос. пед. агентство. – М., 1995.
  11. Зайцева Т. В. Процесс тренинга и личностная динамика участников // Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. — СПб; М., 2002.
  12. Здравомыслов А. Г. Исследование конфликта на макроуровне, Теоретические  предпосылки. Н-Новгород, 1994
  13. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996
  14. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Н.Д. Исайчева // Вопросы психологии, 1990. - № 4
  15. Исурина Г. Л. Групповая динамика в тренинговых группах // Журнал практического психолога. 1999. № 3.
  16. Козер Л. А. Функции социального конфликта.//Социальный конфликт:  современные исследования. Реферативный сборник. М., 1991
  17. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. — Минск. 1993, с. 391-394.
  18. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. - СПб., 2001, с. 250-254.
  19. Лебедева H. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. — М., 2004, с. 118-119.
  20. Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001, с. 48-51, 179-183.
  21. Мастеров Б. М. Групповая динамика // Цукерман Г. Б., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М., 1995, с. 198-249.
  22. Мельникова Е., Садикова А., Коркина Е.А.. Формирование мотивации к общественной работе у старшеклассников (Детский исследовательский проект).//Вестник практической психологии образования, 2007. № 1-4.
  23. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся. – М: Просвещение, 1995. – 239с.
  24. Обучение методам саморегуляции как основа антистрессовой подготовки /Методическое пособие. По материалам квалификационной работы Белокрыловой Т.С.- Советский Тюменской области, 2005 – 132с.
  25. Овчарова Р.В. Технологии практического студента образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448с.
  26. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг /Осипова Е., Чуменко Е. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Вып. 5 (17)).
  27. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512с.
  28. Попова М. Психология как учебный предмет в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288с.
  29. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991.
  30. Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации / В.И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. - № 4
  31. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – М.: Генезис, 2005. – 167с.
  32. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544с.
  33. Ясвин В. А. Методические основы тренинга для педагогов // Образовательная среда. От моделирования к проектированию. — М., 2001.
  34. http://www.coolreferat.com/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%B2_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5
  35. http://med-tutorial.ru/med-books/book/88/page/1-glava-1-teoreticheskiy-aspekt-treninga/13-struktura-treninga
  36. http://nashechudo.ucoz.ru/index/skazki_o_shkolnykh_konfliktakh/0-41
  37. http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/issledovanie-prirody-shkolnykh-konfliktov#h.5dcdf26aff4e http://5psy.ru/obrazovanie/konflikti-v-shkole.html 
  38. http://www.obrazovanie-ufa.ru/Shkola/Konflikt_v_shkole.htm
  39. http://psylist.net/pedagogika/psytrz.htm
  40. http://www.ref.by/refs/72/17254/1.html 
  41. http://rudocs.exdat.com/docs/index-274352.html?page=3
  42. http://school32-volzhsky.narod.ru/distancionnay2.htm
  43. http://ru.wikipedia.org
  44. М/ф «Простоквашино».
  45. Презентация о конфликтах Л. Удовенко (Советская школа № 1).
  46. К.Чуковский «Федорино горе».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНФЛИКТ - СТОЛКНОВЕНИЕ, РАЗНОГЛАСИЕ ИНТЕРЕСОВ И ЦЕЛЕЙ, КОТОРОЕ НАРУШАЕТ НОРМАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ, ПРЕПЯТСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ ИХ ЦЕЛЕЙ.

Слайд 2

Способ поведения Характеристика П олное согласие, чувство бессилия, плач, уничтожение или полное подчинение одной из сторон К ритика, угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физического насилия, перекрикивание М олчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за спиной обидчика, полный отказ от отношений и решения ситуации Р ешение конфликта на основе взаимных уступок П оиск справедливого исхода, заявление о своих чувствах и правах, совместное решение проблемы Способы поведения в конфликтной ситуации Валя Вера Лариса Таня Лена УСТУПКА СОПЕРНИЧЕСТВО ИЗБЕГАНИЕ КОМПРОМИСС СОТРУДНИЧЕСТВО

Слайд 3

Стратегии поведения в конфликтной ситуации Стратегия Характеристика Уступка Уничтожение или полное подчинение одной из сторон Избегание Уход от конфликтной ситуации Соперничество Активное, опасное противодействие Компромисс Решение конфликта на основе взаимных уступок Сотрудничество Перевод борьбы в сотрудничество, совместное решение проблем


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примиритель Сочувствующий Провокатор (подстрекатель) УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА Консультант Невинная жертва Инициатор конфликта Избегают конфликта, никогда в открытую не говорят свою позицию, не ссорятся, но могут неосторожно высказаться, спровоцировав конфликт Тоже не любят конфликт, стремятся помирить, дают советы, пытаются сгладить конфликт. Могут либо сгладить, либо усилить конфликт Пассивная роль «козла отпущения» Заинтересован в конфликте, активно призывает всех встать на свою сторону, использует конфликт для своих целей (он ему выгоден), не боится конфликта

Слайд 2

Роли в конфликте Роль Расшифровка Максималист Первый человек в конфликте, имеет свое мнение и считает го единственно верным. Другие всегда не правы, идеализирует себя, требователен к людям, постоянно в них разочаровывается Нейтрал Собственное мнение имеет, но не говорит. Не вмешивается в конфликт, не стоит ни на чьей стороне. Может пострадать от обоих Реалист Терпимо относится к собственным неудачам. Конфликт рассматривает как ситуацию, которую необходимо решить. Спокойно принимает мнение конфликтующей стороны, уточняет чужую позицию. Стремится найти выигрыш в ситуации, очень активен. Борец Борется ради борьбы. Очень нетактичный. Неважно, к кому присоединиться, лишь бы покричать и повыступать. Любит судиться и везде доказывать свое мнение. Миротворец Стремится всех мирить, сглаживать конфликты, а на самом деле усиливает конфликты и боится их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТА КОНФЛИКТА 1. Содержание конфликта. участники конфликта; события (события и действия участников с начала противодействия), переживания участников; результат, исход конфликта; место действия; время действия.

Слайд 2

КАРТА КОНФЛИКТА

Слайд 3

3. Элементы конфликта: Кто? – конфликтующие стороны (не менее двух). Из-за чего? – предмет разногласий. Почему? Ради чего? – мотивы оппонентов. Что делают? – действия, противоборство. Что чувствуют? – враждебность, сопровождающаяся сильными эмоциями. О чем думают? – представления о конфликтной ситуации, которые чаще всего не совпадают. КАРТА КОНФЛИКТА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

92% 46% 5% 20%

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения...

Конфликты среди подростков

Данный материал предназначен для использования на тематических род. собраниях....

Классный час-дискуссия "Конфликты среди подростков".

Цель данного внеклассного мероприятия -познакомить подростков с природой и причинами конфликтов и помочь им овладеть навыками решения конфликтных ситуаций . Я использовала игровую, ролевую, групповую ...

Конфликты среди подростков

Причины конфликтов среди подростков и способы их разрешения...

Конфликты среди подростков.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины....

Тренинг коррекции агрессивного поведения среди подростков "Агрессию - под контроль!"

Данный тренинг обучит подростков практическим приёмам использования техники "Я - сообщений".  На занятии обрабатываются и анализируются модели поведения в ситуации конфликта и  мод...

Методическая разработка. Тренинг для подростков "Конфликты"

Цель мероприятия:   формирование  представления о природе конфликта,  осознание и осмысление основных причин возникновения конфликтных ситуаций, определение подростками особенносте...